Родительское собрание на тему Адаптация пятиклассников в среднем звене


Родительское собрание
Отчет об исследовании процесса адаптации пятиклассников к обучению в средней школе в 2016-2017 учебном году
Подготовлен классным руководителем 5 класса Фокиной Авнастасией Сергеевной
Цель родительского собрания:
привлечь внимание родителей к проблемам адаптации детей к обучению в пятом кадетском классе;
предложить практические советы по адаптации ребёнка к новым условиям учёбы.
Форма проведения собрания – круглый стол.
Участники: родители обучающихся 5-го класса ,классный руководитель.
Основные вопросы для обсуждения:
физиологические и психологические трудности адаптации ребёнка;
как строить взаимоотношения с ребёнком в период адаптации к новым условиям;
практические советы родителям.
Подготовительная работа:
тестирование обучающихся 5 класса;
анализ результатов тестирования;
формирование отчета и оформление презентации об исследовании процесса адаптации пятиклассников к обучению в средней школе в 2016-2017 учебном году.
Оформление кабинета:
на экране 1-й слайд презентации – «Отчет об исследовании процесса адаптации пятиклассников к обучению в средней школе в 2016-2017 учебном году».
Ход родительского собрания:
Вступительное слово классного руководителя:
Данный материал представляет собой отчет классного руководителя по адаптации обучающихся 5 класса и содержит краткую характеристику класса, отчет по проведенным классным мероприятиям на данный момент, также, представлены результаты адаптации обучающихся 5 класса на этапе их перехода в среднее звено в виде диаграмм.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА
АДАПТАЦИЯ 5 КЛАССА
(слайд 2)
Переход из младшего звена в среднее- важный момент в жизни школьника. В 5 классе для детей многое оказывается новым- появление новых учителей, разнообразие их требований, занятия в разных кабинетах, необходимость вступать в контакты со старшеклассниками и форма обучения, которая в средней школе становится предметной.
Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие, на наш взгляд, успешность адаптации:
умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
навыки уверенного поведения;
навыки совместной (коллективной) деятельности;
навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
навыки самоподдержки;
навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ВОЗРАСТЕ 10-11 ЛЕТ
(слайд 3)
происходят существенные изменения в психике ребенка (начинает развиваться теоретическое мышление);
"память становится мыслящей, а восприятие думающим" (Д.Б.Эльконин);
познавательная сфера по-прежнему развивается как ведущая;
произвольность психических процессов, способность к саморегуляции;
учебная деятельность остается основной и продолжает определять содержание мотивационных сфер личности;
появляется новый вид учебного мотива - мотив самообразования (интерес к дополнительным источникам знаний);
некоторое снижение интереса к учебе в школе и самому процессу обучения (выражается в недовольстве школой в целом и обязательным ее посещением, нежелании выполнять дома учебные задания, в нарушении правил поведения в школе);
проявляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика;
именно характер складывающихся взаимоотношений с товарищами, а не только его успехи в учебе и отношения с учителями, во многом определяет эмоциональное самочувствие ребенка.
ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА- «Я» У УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
у каждого учителя свой стиль общения с учащимися (для одних преподавателей характерна общая тенденция оценивать своих учеников преимущественно позитивно, смотреть на них сквозь "розовые очки", другие подходят со "строгим метром");
если нет единства в подходе преподавателей к ученикам, затруднен процесс формирования представлений учащихся о себе, хотя, образ- «Я» уже может быть устойчивым и независимым.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К НОВОЙ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
(слайд 4)
Психологическая диагностика.
Консультативная работа с педагогами и родителями.
Профилактическая работа.
Аналитическая работа.
ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ
(слайд 5)
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
ПРИЗНАКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ
(слайд 6)
усталый, утомленный внешний вид ребенка;
нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
нежелания выполнять домашние задания;
негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
жалобы на те или иные события, связанные со школой;
беспокойный сон;
трудности утреннего пробуждения, вялость;
постоянные жалобы на плохое самочувствие.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
(слайд 7)
В начале учебного года среди обучающихся 5-го класса проводилось психологическое исследование, которое позволило узнать об особенностях протекания процесса адаптации детей к средней школе, о степени и особенностях приспособления детей к новой социальной ситуации.
Оно включало в себя 5 методик:
Оценка уровня тревожности (тест Филлипса)
Тест «Лесенка»
Методика «Цветные письма» (тест М. Люшера)
Открытое письмо родителям
Опросники «Черты идеального учителя», «Чувства в школе», «Отношение к учебным предметам»
1. ОЦЕНКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ
(слайд 8)
Уровень тревожности является очень важным показателем, по которому можно судить о протекании процесса адаптации. Если адаптация протекает тяжело, то показатели тревожности будут высокими.
Тревожный ребенок быстрее устает, с трудом может сосредоточиться. Любое задание вызывает у него излишнее беспокойство. Не уверен в себе, боится браться за новое дело. Часто находится в состоянии внутренней напряженности и дискомфорта.
Тест школьной тревожности Филлипса позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста, оценить эмоциональные особенности отношений ребенка со сверстниками и учителями.
Показатели этого теста дают представление как об общей тревожности — эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности.
Проведению исследования предшествовало ознакомление с инструкцией.
Общие результаты всех обучающихся 5-го класса наглядно представлены в диаграммах по каждому фактору отдельно.
(слайд 9)

Рис.1- Оценка уровня тревожности обучающихся 5 класса
Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы (слайд 10).

Рис.2- Общая тревожность в школе обучающихся 5 класса
Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками). (слайд 11)

Рис.3- Переживание социального стресса обучающимися 5 класса
Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д. (слайд 12).

Рис.4- Фрустрация потребности в достижении успеха обучающихся 5 класса
Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей (слайд 13).

Рис.5- Страх самовыражения обучающихся 5 класса
Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей (слайд 14).

Рис.6- Страх ситуации проверки знаний обучающихся 5 класса
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок (слайд 15).

Рис.7- Страх не соответствовать ожиданиям окружающих обучающихся 5 класса
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды (слайд 16).

Рис.8- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу обучающихся 5 класса
Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка (слайд 17).

Рис.9- Проблемы и страхи в отношениях с учителями обучающихся 5 класса
2.ТЕСТ «ЛЕСЕНКА»
(слайд 18)
Целью данного исследования являлось изучение самооценки и уровня притязаний детей.
Данная методика дает возможность интерпретировать результаты теста двумя способами анализа: количественным и качественным.
Общие результаты всех обучающихся 5-го класса наглядно представлены в виде диаграмм на рисунках 10, 11 и 12 (слайд 19-21).

Рис.10- Оценка обучающимся самого себя Рис.11- Оценка обучающегося родителями

Рис.12- Оценка обучающегося учителями
Количественный анализ (слайд 22)
Завышенная самооценка – ступенька № 7.
Возрастная норма (оптимально высокая самооценка) – ступеньки № 4, 5, 6.
Заниженная самооценка – ступеньки № 2, 3.
Низкая самооценка – ступенька № 1.

Качественный анализ (слайд 23)
Благоприятный вариант – если дети считают, что взрослые поставят их на одну из верхних ступенек лестницы, а сами себя ставят на одну ступеньку ниже. Такой результат свидетельствует о том, что дети, чувствуя поддержку и принятие со стороны взрослых, умеют уже достаточно реалистично посмотреть на себя.
Неблагоприятный вариант - дети ставят себя на ступеньках выше, чем, по их мнению, поставили бы взрослые. Такой выбор свидетельствует об осознании ребёнком неприятия со стороны взрослого и негативном противопоставлении оценке взрослого собственной оценки. Однако при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит учитель?» - помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной самооценки, особенно в том случае, если ребёнок действительно плохо себя ведёт и часто получает замечания от учителя.
Положение на любой из нижних ступенек говорит не об адекватной самооценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
Если дети ставят себя на ту же ступеньку, на которую, по их мнению, могут поставить их взрослые, то это свидетельствует:
а) об инфантилизме (все ответы – «на верхнюю ступеньку», не может ответить на вопрос «почему?»);
б) о «компенсирующей самооценке» (желаемое выдаётся за действительное).
Еще один вариант — дети ставят себя выше, чем, как они полагают, поставила бы их мама. Автор методики считает такую ситуацию неблагополучной для развития личности ребенка, так как расхождение оценок замечено ребенком и несет для него страшный смысл — его не любят. По данным В.Г.Щур, прогнозируемая ребенком низкая оценка со стороны матери во многих случаях бывает связана с наличием в семье более маленьких детей, которые, по убеждению испытуемых, будут помещены мамой на самую верхнюю ступеньку.
Вместе с тем именно для таких детей чрезвычайно важно, чтобы их позиция на верхней ступеньке была подкреплена кем-то из взрослых. В этой ситуации целесообразно задать вопрос: «А кто из близких все-таки поставит тебя на самую верхнюю ступеньку?» И, как правило, у каждого ребенка находится кто-то из окружающих людей, для кого он «самый хороший». Чаще всего это папа или бабушка и дедушка, даже если ребенок встречается с ними довольно редко.
3.МЕТОДИКА «ЦВЕТОВЫЕ ПИСЬМА»
(слайд 24)
Целью исследования является определение психологической комфортности учащихся на разных уроках.
В бланке каждому предмету, изучаемому в 5 классе, соответствует пустой квадрат, который в соответствии с инструкцией необходимо раскрасить таким цветом, который определяет состояние учащегося на том или ином уроке.
Интерпретация цвета по методике М.Люшера (слайд 25)
  спокойствие
  уверенность
  энергия, стремление к активной деятельности
  активность, стремление к общению
  страх
  тревога
  нейтральная граница
Общие результаты всех обучающихся 5-го класса наглядно представлены на рисунке 13(слайд 26).
№ Предмет Базов Николай Билич Наталья Гуменюк Вероника Задорожная Дарья Козубова Александра Марчиков Николай Москаленко Кирилл Назарова Екатерина Осадчий Даниил Осипова Арина Славко Ксения Чупринова Раиса Шваб Анастасия
1 Математика                          
2 Русский язык                          
3 Литература                          
4 Природоведение                          
5 Английский язык                          
6 История                          
7 Музыка                          
8 ИЗО                          
9 Физическая культура                          
10 Технология                          
  преобладает   ?           ?         ?
Рис.13- Психологическая комфортность учащихся 5 класса на разных уроках
Анализируя полученные результаты детей, систематизированные на рисунке, можно смело сделать вывод о том, что на разного рода уроках, обучающиеся 5-го класса проявляют активность и стремление к общению (т.к. у большинства обучающихся преобладает желтый цвет).
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ
работа с педагогами чаще всего проводится в виде индивидуальных бесед;
консультирование родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности приспособления к школе, осуществляется индивидуально и на родительских собраниях.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Профилактическая работа проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа проводиться с детьми индивидуально или на классных часах в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики.
Методы и техники, используемые в работе могут быть разные, например: ролевые игры, дискуссии, рисуночная арт-терапия, моделирование образцов поведения, метафорические истории и притчи.
Принципы работы:
принцип добровольного участия в работе группы (касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом);
принцип обратной связи (создаются условия, обеспечивающие готовность детей давать обратную связь другим детям и ведущему тренинга, а также принимать ее);
принцип самопознания (предусматриваются упражнения, помогающие ребенку самостоятельно познавать особенности своей личности);
принцип равноправного участия (необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях);
принцип психологической безопасности (упражнения не должны пугать и настораживать детей).
Структура проводимых профилактических занятий:
Приветствие.
Обсуждение итогов учебного дня.
Основная часть занятия (упражнения, игры, беседы).
Подведение итогов занятия или рефлексия.
Прощание.
ПРОВОДИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
С начала учебного года классный коллектив начал работу по оформлению классного уголка, озеленению классного кабинета, организации дежурства по классу, а также по оформлению «зеленого уголка» под названием «Пустыня». Также, с этого момента и по настоящее время классным коллективом празднуются дни рождения обучающихся 5-го класса. За это время мы поздравили Шваб Анастасию, Осипову Арину, Гуменюк Веронику.
Коллектив 5-го класса принимал активное участие в акции «Подарок ветерану», целью которого было воспитание чувства добродетельности, уважения и благодарности участникам ВОВ и в акции «Живи, лес!», целью которого было облагораживание территории школьного двора.
Помимо этого ребята активно участвуют в культурно-массовых мероприятиях, проводимых в школе, это участие в мероприятии по профилактике ДДТТ «Посвящение первоклассников в пешеходы», участие в мероприятии, посвященном Дню Учителя, празднованию Дня матери, а также команда 5 класса принимала активное участие в конкурсной программе «Осенний калейдоскоп».
Большинство классного коллектива задействованы во внеклассных занятиях, таких как театральный кружок «Маска» и общеразвивающий кружок «Жизнь в движении».
АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психологической работы, деятельности по адаптации детей к условиям средней школы, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов.(слайд 27)
ВЫВОД: анализируя результаты деятельности обучающихся 5-го класса в период адаптации в среднем звене, можно сделать вывод о том, что адаптационный период у обучающихся 5-го класса прошел успешно, без значительных осложнений. Безусловно, есть некоторые моменты, на которые необходимо обратить внимание, но они разрешаемы и не столь глобальны.
Подведение итогов родительского собрания
Родители задают уточняющие вопросы, подводят итог всей беседы, высказывают своё мнение.
Заканчивает родительское собрание классный руководитель, подводя итоги высказываниям всех присутствующих родителей.