Урок Человек создан для счастья


Урок литературы для 8 класса
«ЧЕЛОВЕК СОЗДАН ДЛЯ СЧАСТЬЯ?»
В. Г.КОРОЛЕНКО «ПАРАДОКС»
Цели урока:
1.Образовательная цель – подготовка учащихся к восприятию философской тематики произведений В.Г. Короленко, научить видеть позицию автора в художественном тексте, раскрыть содержание логических и литературоведческих понятий, формирование умения создавать учебный проект с использованием литературного источника.
Развивающая цель - создать условия для формирования коммуникативной (речевой) компетенции, самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков общения, формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации.
Воспитательная цель – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма.
Задачи урока:
вовлечь учащихся в размышления о “назначении жизни”;
использовать воспитательные возможности для развития таких качеств личности, как сочувствие, целеустремленность
Формы работы на уроке: работа в группах,  в парах, индивидуальная, по вариантам
Ход урока.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы познакомимся с жанром очерка, будем анализировать художественный текст, рассмотрим позицию автора, поговорим о человеческих отношениях, о здоровье человека, которое складывается из многих составляющих. А поможет нам прочитанное нами произведение В.Г. Короленко «Парадокс». Я надеюсь, что на уроке вы будете, как и всегда, работоспособны и креативны.
На первый взгляд всё в этом произведении лежит на поверхности, а на самом деле смысл его очень глубок. Попробуем сегодня разобраться, что к чему.
Прежде всего «Парадокс» – это художественный очерк. (Очерк - приближённое к документальному повествование о реальном событии или человеке).
Сам Короленко именно так определяет жанр своего произведения. Почему? Потому что очерк, по мнению самого автора, рисует и истолковывает жизнь, факты жизни.
Очерк называется «Парадокс». Давайте узнаем, каково лексическое значение этого слова. У вас в учебнике дано определение этого слова. Зачитайте. (Парадокс - мнение, расходящееся с общепринятым, даже противоречащее здравому смыслу.)
А вот как дается определение этому слову в словаре Ожегова:
Странное мнение, высказывание, расходящееся с общепринятыми мнениями, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу.
Явление, кажущееся невероятным и неожиданным.
У Ожегова определение гораздо шире. И мне кажется, что трактовка Ожеговым слова-заглавия «Парадокс» здесь более подходит. Почему? В этом мы и будем сейчас разбираться.
В «Парадоксе» выражено предчувствие жизненной трагедии В.Г. Короленко. Инвалид, родившийся без рук, ногой пишет на клочке бумаги: «Человек создан для счастья…» Странное несоответствие этой фразы и облика человека рождает сомнения: «Для счастья ли создан человек?» Очерк написан в течение 1 дня. В дни, когда умерла маленькая дочка писателя, Леля.
Сам Короленко писал: «Жизнь – проявление великого закона, главные черты которого добро и счастье. А если нет своего – есть чужое. Только это я пытался сказать своим «Парадоксом», но моя собственная душа в это время была так изломана, как мой несчастный философ».
- Над чем же мы сегодня поразмышляем? 
Человек создан для счастья? Это и будет тема нашего урока. Запишем её в тетради.
  Из предложенных 2 эпиграфов, вы должны выбрать один:
1. В.Г. Короленко «… не считает себя судьею людей, а любит их с открытыми глазами» М. Горький.
2. «Ребенок не сосуд, который надо заполнить, а светильник, который нужно зажечь/ Это и делает Короленко» Н. Заболоцкий.
Обоснуйте свой выбор. Запись эпиграфа.
- Как вы поняли текст Короленко? О чём он? (О борьбе и зле; о счастье и несчастье; о здоровых людях и инвалидах; об отношении к инвалидам в обществе)
- Определяем идею. Что хотел сказать автор, над чем заставил нас задуматься? (Автор заставляет задуматься о судьбе человека, о его предназначении в этой жизни. - Композиция очерка.
Вспомним, что такое композиция?
Всего 4 части, и идея очерка о предназначении человека словно «сшивает» все части, пронизывая «ткань» произведения.
- Очерк пронизывают 3 слова, которые часто повторяются в разных вариациях. Это новые слова, на всю жизнь запавшие в душу юных братьев, героев очерка. Что это за слова? (ответы учащихся: «парадокс», «феномен», «афоризм»)
- Дайте им определения, запишите их в тетради.
(ответы учащихся:Парадокс (греч.)- необычные мысли, противоречащие здравому смыслу.
Феномен (греч.) – нечто исключительное, необычное.
Афоризм (греч.) – краткое выразительное изречение)- Какую особенность в построении очерка вы заметили? (Очерк начинается и заканчивается одной и той же сценой, а именно, ловлей рыбы в бочке, но в последней сцене перед нами уже совсем другие мальчики.)
И сейчас мы будем выяснять, почему же они стали другими.
Анализ текста «вслед за автором».
- Обратимся к тексту.
- Зачитайте самые первые строчки.
Зачем здесь нужно это небольшое вступление? (Автор вводит в действие.)
- Работая с текстом, установим, сколько же в тексте парадоксов. Начнём с характеристики главных героев – двух братьев.
-Зачитайте описание июньского дня?
- Как вы думаете, прочитав эти строчки, какую картину мы можем представить? (Жара, всё спряталось, очень тихо)
-Отражает ли это описание настроение детей? (Они ведут себя очень тихо, занимаются любимым делом)
-Чем они занимаются? Почему именно этим занимаются братья? (Они живут в мире фантазии, в ожидании чуда, бочка для них волшебная, правда жизни от них далека.)
- Двор для них тоже привлекателен и загадочен. Почему? («Когда нам приедались впечатления реальной жизни, мы с братом удалялись в этот уединенный уголок…, …тогда начинались увлекательнейшие приключения».)
- Дома вы должны были найти в тексте описание уголка двора, где пропадают братья. Докажите, что описание этого уголка до и после встречи с феноменом построено по контрасту. Какие выразительные средства использует автор, создавая облик двора?
«Описание уголка сада после встречи с феноменом»
- «загнившая бадья»
- «несло вонью»
- «потеряла заманчивую таинственность»
- «куча мусора»
- «старая рухлядь»
- «не доставляло прежнего удовольствия»
Вывод: дети быстро повзрослели после вмешательства мира взрослых.
«Описание уголка сада до встречи с феноменом»
- «волшебная бадья»
-«привлекательный, заманчивый» уголок
- «чудеснейшие приключения,… опасности»
- «великолепие настоящей золотой кареты»
- «фантастическое настроение»
Вывод: особый детский мирок, сказочный, нереальный, счастливый.


- Кто же разрушил эту идиллию?
(предположительные ответы: - встреча с феноменом, человеком – инвалидом;- детям просто стало страшно, что на свете бывают такие люди; - детям стало стыдно за их безделье, за то, что они занимаются пустяками, когда рядом такое горе; - - встреча с инвалидом заставила детей повзрослеть- Запишем выводы.
- А ваше впечатление от этого уголка? За счёт чего оно достигается? (Мы всё видим реально, не глазами мальчиков).
- Чем ещё, кроме ловли рыбы, занимались братья?
- Но больше всего они всё- таки любили удить рыбу. Почему? (Новизна впечатлений, ожидание чуда, волшебная бочка была для них целым мирком.)
Итог по I части. Дети не имеют ни малейшего представления о назначении жизни.
- А разве до встречи с феноменом ничто не угрожало «особому мирку» братьев? От кого ещё исходила угроза? Кто ещё вторгся в детские игры? (за ними пришёл Павел - лакей отца).
-Почему именно с приходом Павла исчезал мир фантазий? (Павел пришёл из реальности, своими сверхреальными комментариями разрушил мир иллюзий.)
- Смогут ли дети после встречи с Павлом вернуться к прежним развлечениям?
«Павел – разрушитель иллюзий» «Описание состояния детей после встречи с Павлом»
- «голос резкий, неприятный» -«нам было слишком совестно»
- «человек слишком трезвый, отчасти даже насмешливый, излишне серьёзный» - «мы чувствовали себя совершенными дураками»
- «лакей отца посылался в экстренных случаях» - «совестно слезать с забора под серьёзным взглядом Павла»
- «появляется в тот момент, когда «волшебная рыба… плывёт в невидимой глубине к нашим удочкам» - «наше занятие кажется Павлу очень глупым, что рыбу в бадьях никто не ловит…»
- «смотрел серьёзно выпученными и слегка глуповатыми глазами» Вывод: плохой человек, разрушил всю игру. Вывод: это уже вполне взрослые люди, которые умеют различать плохое и хорошее.
- Попробуйте по лексике второго столбца таблицы определить возраст участников (предположительные ответы: это какие-то взрослые люди, чувствующие себя не в своей тарелке)
- А ведь им всего 8 и 10 лет.
Итог по II части. Обстоятельства, предшествовавшие той минуте, когда был предложен афоризм о назначении жизни и о том, для чего, в сущности, создан человек.
Так что же получается, взрослые – это источник всех бед и зла? Так ли это? Рассмотрим описание жителей 3-х домов, которые вышли на встречу с феноменом. Ведь не случайно автор, прерывая повествование, знакомит нас с ними? Кто из них выделяется детьми и за что?
Герой
- второстепенный персонаж Доминантные черты (детали)
в облике героя
Полковник Дударев, военный доктор - «общее уважение и страх»
- «глаза задумчивы, печальны, тусклы»
- «дети любят воображать себя доктором»
Вывод: этот персонаж положителен, он вызывает уважение в глазах детей.
Мать - «красивое, выразительное лицо».
- «в белом переднике, с навёрнутыми рукавами»
- «оторвана от вечных забот по хозяйству»
- «скептическая улыбка» (рассматривающая, исследующая)
- «в синих глазах мелькало испуганное сожаление, обращённое к предмету, стоящему среди толпы»
Вывод: дети любят свою мать, хотя ей тяжело заниматься ими: их у неё шестеро»
Отец - «в благодушном настроении»
Вывод: в очерке отца почти не видно, есть только одна очень лаконичная фраза о нём: «в благодушном настроении». И ещё мы видим лёгкий кивок головы отца, т. е. его согласие на общение калеки с его детьми. Отец – это незыблемый авторитет. Он вызвал детей на встречу с «карликом», эта встреча для него очень важна, это «экстренный» случай.
- Чтобы понять, для чего отец вызвал детей, посмотрим на описание феномена. Вспомните определение слова «феномен» (феномен – нечто исключительное, небывалое).
«Обнажённое уродство феномена Яна Залуского»
- «голова его была большая, лицо бледно, с подвижными, острыми чертами и большими, проницательными бегающими глазами
- «туловище было совсем маленькое, груди и живота не было видно из – под широкой, с синей проседью бороды» - «узкие плечи, лишённые признаков рук»
- «огромная голова подавляла тело карлика»
- «на лице страдание»
- « тонкие ноги дрожали»
- «стоял с трудом»
- « два огромных глаза»
- «ноги длинные и тонкие, точно длинные лапки паука»
- «курточка, в которую легко одеть ребёнка»
Вывод: физическое уродство вызывает страх у детей ( «а вдруг и я буду такой?», и в то же время – сострадание.
- Ребята, а как вы отнеслись к безобразному уродству инвалида? А как отнеслись к его появлению и выступлению жители 3-х домов? Работа с текстом. (Предположительные ответы: - - «брезгливый испуг»
- «Павел загоготал»
- «толпа шарахнулась»
- «на лице матери нервная дрожь»
- «подавали женщины»
- «среди дворни и прислуги не подал никто»
- «истерический женский плач»
- «напряжённая тишина»
- «Дударев слегка застыдился»
- «Уляницкий смерил негодующим взглядом»)- Но был ведь ещё один житель – пан Уляницкий. Почему его описание автор дал нам после описания феномена, странного существа? Найдём это описание.
«Пан Уляницкий»
- старый холостяк
- «беспокойный взгляд»
- «быстро выходил из дома, исчезал»
- «таинственная квартирка»
- «быстро, крадучись, появлялся»
- «швырял в нас камнем, палкой»
- вдруг «любезно заговаривал, звучала фальшивая ласковость»
Вывод: дети не любят его, «фальшивая ласковость … резала уши»
- Сравните этих двух персонажей. Докажите, что и тот, и другой – феномены. В чём их феноменальность, исключительность?
(Предположительные ответы: Ян Залуский – физическое несовершенство, демонстрирует своё уродство, чтобы заработать себе и своей семье на жизнь (это парадокс, это противоречит здравому смыслу).
Пан Уляницкий – внутреннее несовершенство, внутреннее уродство. Это человек, неприятный даже детям.) Автор отмечает фальшивость его натуры, дети чувствуют эту фальшь.
- Какие выводы вы сделаете? (выводы записываются в столбцы таблицы)
- Как вы думаете, какое уродство страшнее? И почему?
(Предположительные ответы: внутреннее уродство страшнее, т.к. не знаешь, что у человека на уме. А ко внешнему уродству можно привыкнуть, тем более, что феномен достоин уважения.)
- А где вы увидели, что феномен достоин уважения? В каком эпизоде видим проявление его внутреннего благородства?
(предположительные ответы: феномен отдаёт заработанную серебряную монету старому нищему с девочкой)
- Почему феномен это делает? Ведь он инвалид, ему пришлось приложить немало усилий, чтобы заработать эти деньги?
(предположительные ответы:- он не хочет, чтобы его считали инвалидом;
- он хочет быть полезным для кого-то (мы ведь не знаем, почему он зарабатывает деньги для своих племянников, но будем считать, что это его собственная воля);
- он хочет показать всем людям, что и инвалид – человек, достойный уважения)
- Это очень страшно, когда инвалиду приходится доказывать всем, что он такой же человек, как и они. Обратите внимание на Павла, которого тоже не любили дети. У него нищая душа. Вот сейчас он открылся во всей своей «красе». Но всё же радует, что милосердие и сострадание иногда стучится в людские сердца. Давайте поработаем с текстом и посмотрим, как инвалид самоутверждается, легко ли ему это даётся?
- Говорят, глаза – зеркало души. Заглянем в глаза феномена. Почему автор уделяет им так много внимания? (По ним можно определить отношение героя к человеку.)
- Как меняется их выражение по мере выступления?
- Идет работа с текстом:
- «насмешливо, остро впились»
- «острый взгляд, точно гвоздь» (когда говорит: «Обойди») - глаза «внимательно и медленно прошлись по лицам»
- «странное выражение» (когда крестится)
- «смотрит на меня умным, задумчивым и смягчённым взглядом, который становится всё мягче и всё страннее» (перед тем, как адресовать афоризм)
- Чем удивляет и одновременно пугает Ян Залуский? Почему толпа охвачена брезгливым испугом? (Феномен чувствует людей, хорошо разбирается в их психологии. Пытается встать, ходить. Вынуждает пана Уляницкого дать монету. Говорит с Матвеем. Крестится. И везде автор говорит о глазах и о взгляде Яна Залуского. Такое ощущение, что глаза феномена живут какой-то своей отдельной жизнью. Ассоциируются с фильтром, через который феномен пропускает людей.)- Проследим за его голосом.
Идёт работа с текстом:
- «ясный, слегка дребезжащий» (не может привыкнуть к тому, как реагирует на его уродство люди)
- «насмешливый»
- «усталый и злой» (после того, как крестился. Даже в этом ему отказано(!) За что?
- «жалкий» (когда обращается к матери, и доктор бросил серебряную монету)
- Почему он выбрал именно детей, чтобы они прочитали афоризм-предсказание? (Ответ содержится в афоризме, который одна из пар выбрала в качестве эпиграфа на урок: «Ребёнок – не сосуд, который надо заполнить, а светильник, который нужно зажечь» (слова Н. Заболоцкого).
- Почему обменялся взглядом с отцом, прежде чем отдать свой афоризм детям? ( Получил одобрение авторитетной личности и человека, отвечающего в полной мере за воспитание детей и их нравственное здоровье. Только Семья с большой буквы сможет воспитать достойного человека: терпимого, толерантного, честного в словах и поступках.)- Что означает взгляд матери: «на лице виднелось несколько тревожное участие». ( А поймёт ли сын? А готов ли он понять?)Мальчик успокоился и ощутил положительный смысл написанного только по взгляду своей матери, которым она поблагодарила феномена за хорошее пророчество для детей.
- Прочтите афоризм, написанный феноменом для мальчиков, объясните его суть. «Человек создан для счастья, как птица для полёта»
- Быть счастливым также естественно для человека, как птице – летать»
Стремление к счастью – естественная цель человеческой жизни, к нему надо постоянно стремиться, какой бы сложной и трудной не была жизнь.
- Почему афоризм «Человек создан для счастья, как птица для полёта» назван еще и парадоксом, то есть явлением, противоречащим здравому смыслу?
- Ответ подсказывает сам автор афоризма: «Это афоризм, но и парадокс вместе. Афоризм сам по себе, парадокс в устах феномена…Феномен тоже человек, и он менее всего создан для полёта… И для счастья тоже».
 - Много у самого феномена счастья? Он зарабатывает на своём уродстве, чтобы прокормить семью, вспомним старика нищего и девочку. Да, человек создан для счастья, «только счастье не всегда создано для него. Если бы этот афоризм произнёс здоровый человек, то смысл бы не исказился, афоризм превратился бы в обычное высказывание.
Итог III части. Это не только афоризм, но и парадокс.
- Какова роль 4 главы в композиции очерка?
Назовите центральный эпизод этой главы. В чём его смысл и значение?
(Феномен отдаёт большие деньги Дударева первому попавшемуся нищему. Яну Залускому важно одарить нищего не только затем, чтобы сдержать слово, но и для того, чтобы ощутить свою полезность.
- Подтвердим это текстом. (Чтение диалога феномена и долгоусого в лицах).
- Какой ещё афоризм произносит герой? О чём он? ( «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него»)
- Иногда человек имеет всё, но не может быть счастливым, не ценит то, что имеет, а феномен счастлив, что даже без рук, он кормит свою семью, племянников, даёт им хлеб насущный.
- Что большее, чем хлеб насущный, дает феномен детям? (Афоризм, содержащий надежду на счастье в жизни).
- Что поняли дети? Что изменилось в них после встречи с феноменом? Почему дети спали плохо и плакали? Подтвердите ответ текстом. (Потому что случай, произошедший с ними, заставил их проститься со сказкой, детством, заставил их повзрослеть. Так как они чутки ко всему происходящему, они начали чувствовать и чужую боль. «В дремоте обоим нам являлось лицо феномена и его глаза, то холодные и циничные, то подернутые внутренней болью»).- Чем заканчивается повествование? (Мальчики опять приходят в свой тихий уголок, но он им уже не интересен).
- От какого «первого противоречия жизни, острой занозой вонзившегося в детские сердца и умы» старалась защитить своих малышей мать? (В мире много несправедливого. У одних красивое лицо, но злое сердце. Других бог обделил здоровьем, сделал физическими инвалидами, но наградил пылким умом и чувством собственного достоинства. Но самое главное, чтобы именно дети, которым только предстоит войти в мир взрослых, сумели в нём выстоять, сумели противостоять хамству).- Жизнь в фантазии сменилась для мальчиков реальной жизнью, которая заставляет задуматься, для чего живет человек. Теперь фантазии скучны, не заменят реальной жизни. Произошел духовный перелом – резкое изменение в сознании.
В основе сюжета многих произведений лежит понятие контраста, которое помогает ярче раскрыть личность героя. В «Парадоксе» это детство и взросление героев. Один и тот же пейзаж в разные моменты бытия героев воспринимается по-разному.
И, как сломанный экипаж в первой главе не нарушал гармонии мира детства, так и калека-феномен – это часть реальной жизни, а жизни не надо бояться. Это наши с вами мысли об идее очерка Короленко «Парадокс».
- Почему данный рассказ Короленко облечён в форму очерка?
Предполагаемый ответ: Очерк предназначен привлечению внимания к такой важной проблеме – отношению к инвалидам в обществе. Эта проблема жива до сих пор.
Поэтому можно сказать, что очерк Короленко никогда не потеряет злободневности. Это урок, урок человечности и доброты.
- На листе бумаги нарисуйте солнышко так, как его рисуют младшие школьники: с кружком посередине и множеством лучиков. В кружке напишите своё имя. Затем вдоль лучей напишите все достоинства, всё хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей. (учащиеся работают)
- Дорогие мои, носите это солнышко всегда с собой, в сердце, и по мере необходимости добавляйте лучи. Оно поможет вам в тот момент, когда будет особенно мерзко на душе и покажется, что вы ни на что не годитесь. Достаньте ваше солнышко, посмотрите на него и вспомните, почему вы написали о том или ином качестве.
Я надеюсь, что вы будете жить, следуя своим принципам. Благодарю вас за работу и на прощанье хочу подарить вам такую притчу: “Один человек нашел бутылочный осколок, поднес его к глазам и увидел прекрасный мир: людей, дома, лес, горы, реку. Бутылочный осколок ему понравился, но показался обыкновенным, совсем не ценным. Тогда он взял стекло и одну его сторону позолотил. Осколок стал ценной вещью. Но когда он снова поднес его к глазам, то не увидел людей, домов, леса, гор, реки – всего того, что он видел раньше. Он видел только себя…”.
Я желаю вам, чтобы всегда видели прекрасный мир. Поймите, что истинное счастье заключено в вас самих. Не тратьте времени и усилий в поисках довольства, радости и душевного спокойствия в окружающем мире. Помните, счастлив не тот, кто получает, но лишь, тот, кто дает. Протягивайте руку помощи. Делитесь. Улыбайтесь! (учащиеся работают)
Домашнее задание:(на выбор)
1.Написать обращение к детям с ограниченными возможностями;
2.Написать обращение к людям от имени Яна Залуского.

-