Из опыта работы о внедрении в работу технологию проблемного обучения на уроках штукатурно-малярного дела.


МКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 12»
Теоретический обзор
опыта работы педагога трудового обучения
по использованию технологии проблемного диалога
на уроках штукатурно-малярного дела.
33680406985000
Подготовила: О.М. Сысоева
г. Биробиджан, 2013 год
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА
«Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают его больше,
чем те, которые пришли в головы другим» Б.ПаскальСлайд 1. Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, уметь самостоятельно работать с большим потоком и объемом информации, обладающий приёмами самостоятельного учения, готового к сотрудничеству для достижения совместного результата.
Слайд 2. Умственно отсталый ребенок является членом современного общества, поэтому он тоже должен обладать такими же качествами, чтобы выстоять в современном мире и быть полноправным гражданином современного общества.
Поэтому, на мой взгляд, проблема развития познавательной активности у школьников с умственной отсталостью в условиях современной школы, формирование у них познавательных учебных действий является актуальной на данном этапе.
Для решения этой проблемы пришла к необходимости использования современных образовательных технологий: таких как личностно-ориентированную, здоровья-сберегающую, игровую, технологию проблемного обучения.
Слайд 3. Изучив методическую литературу по технологии проблемного обучения, пришла к выводу, что это интересный и значимый опыт. Автор технологии проблемно-диалогического обучения ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА МЕЛЬНИКОВА кандидат психологических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО, г. Москва.
«Как?" - это вопрос века утверждает Елена Леонидовна. Ибо ответ на него - технология, а технология - это ключ к успеху. Технология проблемного диалога - это ключ к успеху в педагогической профессии. Технология отвечает на вопрос как учить и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком "открытия" знаний.
Слайд 4. В течение двух лет я внедряю технологию проблемного диалога, по моему мнению, она помогает растить именно такого человека, который нужен обществу, который сможет жить и работать в социуме, так как позволяет продуктивно решать следующие задачи:
научить детей мыслить логически, творчески; сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся; Слайд 5.
вводить в свою практику формы организации образовательного процесса, которые содействовали бы формированию прочных знаний на основе самостоятельно добытых учащимися сведений;
использовать методы, способы и приемы, направленные на обеспечение развития познавательной активности школьников, формирование элементарных навыков поисковой и исследовательской деятельности.

В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения – этап формулирования нового знания.
Слайд 6. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Слайд 7.
Слайд 8. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему.
На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала
учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками.
На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Слайд 9. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
Слайд 10. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
Слайд 11. Сущность проблемного обучения состоит в создании учителем цепи проблемных ситуаций: путем вопросов, опытов, задач и управлении деятельностью учащихся по решению учебных проблем. Сейчас в этом могут помочь ИК технологии, например использование уже созданных программ распространяемых на дисках или найденных интересных фактах, явлениях в Интернете и пр.
Проблемную ситуацию не нужно путать с учебной задачей. С точки зрения психологии, проблемность, неотъемлемо связана с творческим мышлением. Перед человеком нередко возникают такие жизненные ситуации, когда обнаруживается конфликт между условиями и требованиями какой-либо деятельности. 
Слайд 12. В конспекте проблемного урока должны отражаться основные дидактические моменты, связанные с изучением нового материала:
Создание проблемной ситуации.
Обсуждение проблемы.
Выдвижение различных гипотез.
Постановка серии опытов.
Решение проблемы.
Общий вывод.
Слайд 13. Для создания проблемной ситуации, можно использовать различные способы, например:
1-способ аналогией: в этом случае можно опираться на имеющиеся у учащихся житейский опыт или же актуализируются ранее полученные знания для решения новых задач.
2-отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализ изучаемого материала, например: амеб поместили в две колбы: одну с родниковой водой, а другую с кипяченной. В одной из колб через некоторое время амебы погибли?.Как вы объясните, почему работа двух штукатуров выполнена, не одинакова учитывая то, что раствор для оштукатуривания поверхности был замешен в один присест?
3-выдвижение проблемного вопроса: этот прием можно использовать тогда, когда для решения проблемы и овладение новыми знаниями нужно творчески применить какой-то ранее изученный принцип или закономерность, например:
- От чего зависит выбор цветового решения при окраске помещений?
4. Сообщение парадоксального факта, выдвижение гипотез, предположений
Например: На металлической беседке после дождя со временем выступили пятна темно-желтого цвета? Сформулируйте вопрос. Как называются пятна, выступившие на металлической поверхности? Объясните причину данного явления.
5.Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого.
- Мысли, которые мы выбираем, подобны краскам, которыми мы пишем на холсте своей жизни.
Думайте красиво!
- Как вы понимаете данное высказывание?
6.Сообщение противоположных точек зрения на один и тот же факт.
-Рассудите:
Верно ли сведения о том, что для каждой поверхности существует определенная краска. От того на сколько правильно мы сделаем свой выбор, зависит качество окрашиваемой поверхности.
1-й ученик: «Верно, и зависит это от состава краски».
2-й ученик «От места расположения поверхности, которую нужно окрасить».
- Кто точно доказал данную информацию?
7.Можно предложить учащимся самим найти в излагаемом учителем материале познавательную проблему, четко сформулировать ее и аргументировать ее решение
Слайд 14. Проблемное обучение – это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями.
МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Слайд 15. Побуждающий от проблемной ситуации диалог (Таблица 1)
представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.
Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение
к формулированию проблемы
1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. -Что вас удивило?
-Что интересного заметили? - Какие факты налицо? Выбрать подходящее:
Какой возникает вопрос?
Какая будет тема урока?
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. - Вопрос был один? А сколько мнений? Или Практическая работа была одна? А как её выполнили?
- Почему так получилось?
- Чего мы не знаем? 3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. - Справились ли вы с практической работой? В чем было затруднение? (Таблица 2)
Примеры:
Урок по теме «Шпатлевка под известковую окраску».
АНАЛИЗ УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ
Постановка проблемы Актуализация изученного-Прочитайте запланированные темы программой:
«Шпатлевка под известковую окраску».
«Основные виды шпатлевок».
«Шпатлевка под клеевую краску». Объясняют
-Прочитайте слова на доске? - Известковое тесто, гипс, вода, шпатлевка, известковая окраска.
-Выберите тему, подходящую к написанным словам:
«Шпатлевка под известковую окраску».
«Основные виды шпатлевок».
«Шпатлевка под клеевую краску». Читают, выбирают, объясняют
- Обоснуйте свой выбор. -Прочитайте еще раз слова на доске? - Известковое тесто, гипс, вода, шпатлевка, известковая окраска.
- Выберите слова, которые указывают на состав для приготовления шпатлевки. Известковое тесто, гипс, вода,
- Шпатлевку можно приобрести в магазине, но и можно приготовить ее самостоятельно. Способ приготовления шпатлевки записан на карточках. Знакомство с карточками располагающиеся на доске у каждого ученика.
Побуждение к проблеме Ознакомьтесь со способом приготовления шпатлевки.
Кто сможет прямо сейчас назвать последовательность приготовления шпатлевки? Читают
Задание на новый материал. -Расположите пункты, указанные в карточках в верной последовательности по вашему смотрению.
Дифференцированный подход. Выполнение
Проверка задания. -Зачитайте способ приготовления шпатлевки под известковую окраску (можно фиксировать работу пар на заготовленном шаблоне). (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)
Побуждение к осознанию -Задание было одно? -Да
-А выполнили его как? -Мы выполнили по-разному.
(Осознание противоречия)
Побуждение к проблеме -Почему так получилось?
Чего мы пока не знаем? -Были не внимательными.
Формулирование проблемы
- Какой у вас возникает вопрос (проблема)?
- Что предстоит выяснить? - По-разному формулируют вопрос
Версии
+ 2-3 минуты

- Какие у вас есть версии решения проблемы? - Предлагают версии, принимаются и абсурдные
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.
Слайд 16. (Таблица 3)
Пример: Урок профессионально-трудового обучения (штукатурно-малярное дело) по теме «Требования к металлическим поверхностям, подготавливаемым к окраске».
АНАЛИЗ УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ
Постановка проблемы Подводящий к теме диалог. -Посмотрите на слова, записанные на доске На доске:
металлическая
поверхность
окраска
требования
-Что заметили общего? - Все слова объединяет тема урока.
Тема -Значит, какая сегодня будет тема урока?
(Фиксирует тему). Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Слайд 17. (Таблица 4)
АНАЛИЗ УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ
Постановка проблемы «Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения, сценки, зачитанного рассказа… -Кто догадались, о чем пойдет речь на данном уроке? Ответы
Тема -Значит, тема нашего урока?
(Фиксирует тему на доске) Ответы
МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя. При выдвижении и проверке гипотез диалог выглядит так: Слайд 18.
Структура диалога Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез
устной практической
Общее побуждение -Какие есть гипотезы? -Согласны с этой гипотезой? Почему? -Как можно проверить эту гипотезу?
Слайд 19. !!! Принципиально важно при этом:
1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;
2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.
Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:
1. Осмыслить задание.
2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).
3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие).
4. Мысленно сформулировать ответ.
5. Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …; потому что; во-первых…; по-моему, мнению…., мы решили,,,,; мы думаем ….».Слайд 20. Как показывает практика по использованию технологии проблемного диалога наблюдаетсяА) повышения качества знаний;
Б) улучшается речевая активность;
В) ученик становится более мобильными, общительными, увеличивается степень самостоятельность при усвоении учебного материала
Слайд 21. Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка. Слайд 22,23.
Слайд 24. Таким образом, технология проблемного диалога стоит на трех китах: психологии мышления и творчества, проблемном обучении и учебном диалоге и представляет собой детальное описание методов постановки и решения проблем, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения, а так же проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду на пользу общества. Слайд 25.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.
Человек – изменчивая и постоянно обновляющаяся личность. В природе каждого заложен огромный потенциал внутренних возможностей для саморазвития. Основа для развития индивидуальности – деятельная система обучения, идущая от развития сущностных сил ребенка. В основе ее лежит сотрудничество на уроке между учителем и учеником, при котором происходит взаимное обогащение мира ученика и учителя.
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
До недавнего времени образование носило, как правило, репродуктивный характер. Но современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Образование, ориентированное на передачу знания не справляется с этой задачей, так как современный объем знаний превышает возможность этого канала.
Задача нас - педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Система коррекционно-развивающего обучения направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию.
На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ОВЗ. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, мы используем в своей работе нестандартные подходы, новые инновационные технологии, создаем индивидуальные программы развития. Все это поможет обучающимся с ограниченными возможностями здоровья получить необходимый багаж знаний и подготовиться к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.
Изучив методическую литературу по технологии проблемного обучения, пришла к выводу, что это интересный и значимый опыт. Автор технологии проблемно-диалогического обучения ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА МЕЛЬНИКОВА кандидат психологических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО, г. Москва.
«Как?" - это вопрос века утверждает Елена Леонидовна. Ибо ответ на него - технология, а технология - это ключ к успеху. Технология проблемного диалога - это ключ к успеху в педагогической профессии. Технология отвечает на вопрос как учить и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком "открытия" знаний.
В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.
Слово "диалог" означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге.
Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.
Побуждающий диалог представляет собой отдельные стимулирующие реплики, которые помогают ученикам работать по-настоящему творчески и помогают развивать творческие способности школьников. На этом этапе постановки проблемы побуждающий диалог выглядит следующим образом: сначала учитель создаёт проблемную ситуацию, противоречие, а затем, специальными репликами помогает ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему. На этом этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы, то есть обеспечивает "открытие" знаний путём проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий. Подводящий диалог задействует и, соответственно, развивает логическое мышление школьников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит детей к формулированию темы урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию, то есть обеспечивает открытие "царственной" дорогой.
Итак, на проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить проблему, то есть задать вопрос или сформулировать тему. Тем самым обеспечивается интерес к новому материалу. Бескорыстная, познавательная мотивация. Затем, учитель организует поиск решения. Иногда побуждающим диалогом, иногда подводящим, он обеспечивает "открытие" знаний учениками, а это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался лично.
Что происходит на традиционном уроке? Постановка проблемы сводится к сообщению темы. Согласитесь, это не вызывает у детей большого познавательного энтузиазма. Поиск решения редуцирован до сообщения знания, то есть до сообщения материала. Это не гарантирует понимание материала большинством класса. Таким образом, традиционный урок - это урок бесконечного учительского монолога "Я говорю - ты молчишь". Проблемно - диалогический урок - это урок постановки и решения проблемы учениками в организованном диалоге с учителем. "Ты словечко, я словечко" Думаю, уже понятно, что центральную часть технологии составляет описание проблемно-диалогических методов. Наибольшее внимание уделяется, конечно, побуждающему диалогу, как наиболее сложному методу в работе учителя.
Вывод
Проблемно-диалогическое обучение - это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
Метод обучения - способ деятельности учителя на этапе введения знаний, представляющий собой сочетание приемов, вопросов, заданий.
Технология проблемного диалога дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. Центральную часть данной технологии составляет характеристика проблемно-диалогических методов обучения. Особое внимание уделяется побуждающему диалогу как наиболее сложному методу. В частности, разработаны шесть приемов создания проблемной ситуации и для каждого - текст диалога, побуждающего учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы; описаны способы реагирования учителя на предлагаемые учениками формулировки учебной проблемы; установлена предметная специфика приемов создания проблемной ситуации.
Классификация методов обучения
Методы Проблемно-диалогические Традиционные
Постановка проблемы Побуждающий
от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы
Поиск решения Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Подводящий к знанию диалог Сообщение знания 1
Не менее подробно характеризуется диалог, побуждающий учеников к выдвижению и проверке гипотез. В частности, разработана его структура, описаны последовательный и одновременный варианты выдвижения гипотез, предложены способы реагирования на предложения учеников.
Таким образом, технология проблемного диалога включает детальное описание методов обучения.
Но урок - это не только методы. Есть ещё формы и средства обучения. Разберемся во взаимосвязях методов с остальными сторонами учебного процесса. Принято выделять групповую, парную и фронтальную формы работы.
Традиционный урок всегда фронтален. Согласитесь, нет никакой необходимости разбивать класс на группы, для того, чтобы объявить тему и объяснить новый материал.
А проблемно-диалогические методы дают колоссальные возможности варьирования форм обучения. Ну, например, проблемные ситуации со столкновением мнений, характерные урокам русского языка, прекрасно получаются в групповой работе, а практическое задание по математике можно давать фронтально.
К средствам обучения обычно относят учебник, технические средства обучения (ТСО) и опорные сигналы. О последних несколько слов. На традиционном уроке создание опорного материала необязательно. Если учитель использует опору по собственному желанию, то обычно предъявляет её в готовом виде, как плакат, который облегчает детям запоминание нового материала. На проблемно-диалогическом уроке создание опорного сигнала обязательно. Технология конкретно описывает, какие должны быть опорные сигналы. Кто? Учитель или ученик, в какой момент урока создаёт опору, и даже на какую часть доски опору лучше помещать.
Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание проблемно-диалогических методов, а также их взаимосвязь с формами и средствами обучения. Методы при этом являются центральной частью технологии, или определяют выбор форм и средств" Е.Л.Мельникова.
Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В термине «проблемно-диалогическое», по мнению Е.Л. Мельниковой, первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. В этом случае слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Проблемный диалог помогает ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы учителем создается проблемная ситуация, а затем организуется осознание противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Применение проблемных ситуаций в обучении полезно, необходимо для достижения каждым учеником наиболее высокого и доступного ему уровня творческого мышления.
У каждого ученика имеются свои природные задатки и свои возможности достичь того или иного уровня творческого развития. Надо добиваться, чтобы каждый ученик достигал при обучении максимума, возможного для него. На мой взгляд, не менее чем получение знаний, умений и навыков имеет значение развитие мышления учащихся, их творческих способностей, а значит, правильно организованное обучение не может быть не проблемным.
Технология проблемного обучения направлена на развитие всесторонне гармонической личности ребенка и подготовку хорошей образовательной базы. На уроках во время беседы я ставлю перед учащимися проблемную задачу, а затем ряд последовательных взаимосвязанных вопросов, ответы на которые ведут к решению задачи.
Учащиеся пытаются решить поставленную перед ними проблемную задачу самостоятельно. Если есть сложности, я всегда стараюсь оказать учащимся коррекционную помощь, давая план действий, подсказывая отдельные шаги при затруднениях, создавая ситуацию успеха на уроке.
Иногда уроки могут быть целиком посвящены решению какой-либо одной проблемной задачи. Но чаще всего на своих уроках я обычно стараюсь сочетать традиционное обучение с элементами проблемности, с включением отдельных проблемных задач. При этом в общую систему творческой поисковой деятельности школьников включают знания, получаемые ими и в готовом виде - из изложения учителя, текста учебника и т.дПроблемно-диалогическое обучение, на мой взгляд, является одной из самых эффективных технологий, позволяющий реализовать системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. При этом имеется возможность повышения этой эффективности при условии сочетания данной технологии с другими технологиями и методами. Здесь, как следует из примеров, приведенных выше, я отдаю предпочтение использованию технологии проблемно-диалогического обучения в сочетании с технологией группового обучения, прежде всего потому, что, во-первых, малый состав группы дает каждому ее участнику больше возможностей, чтобы проявить себя, предложить свои гипотезы и способы решения учебной задачи; во-вторых, это позволяет дополнительно организовать диалог разных групп, что сделает урок еще более эффективным, а иногда и «неинтересную» тему позволит преподнести как увлекательную.
Вывод.
Уважаемые коллеги, познакомившись с такой структурой урока, вы посчитаете, что организовать урок «открытия нового знания» на основе системно - деятельностного подхода – очень трудно. Да, нелегко. Этому надо учиться самому. Но при таком подходе мы сможем научить ребенка думать, действовать, а не просто сидеть и брать готовые истины. И если учитель понимает, что он должен формировать у детей, зачем он это делает, и как организовать урок, чтобы дети учились учиться, то они научатся ставить цель и формулировать учебные задачи.
Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся.
Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т. е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю.
Всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного обучения: знания и желание их применять.
Технология проблемного диалога результативна. Она обеспечивает качественное усвоение материала. Она развивает интеллект и творческие способности. Она воспитывает активную личность, при сохранении здоровья учащихся. Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, то есть её могут использовать учителя любых звеньев, от начальной школы до старших классов. Учителя любых предметов, от русского языка и математики, до таких практико-ориентированных предметов, как физическая культура.
Технология проблемного диалога - ключ к успеху в педагогической профессии. Осваивайте проблемный диалог. Это лучший способ выиграть свою профессиональную жизнь.
_____________________
Возьмем еще одни пример. Вводный урок русского языка в 7 классе по теме «Зачем изучать русский язык? Проблемы его изучения» строится на диалоге 3-ех групп (вначале – внутри группы, затем – через обмен мнениями разных групп). Задания для групп:
Представьте, что в нашем государстве для удобства решили отказаться от родного языка и перейти на английский, например. Что из этого может выйти? Согласны ли вы с этим? Почему? Запишите небольшое размышление на тему в свои тетради.
Представьте, что в нашем государстве решили считать единственно правильным язык эпохи А.С. Пушкина. Что из этого может получиться? Согласны ли вы с этим? Почему? Запишите небольшое размышление на тему в свои тетради.
Представьте, что в нашем государстве решили отказаться от нашего языкового наследия и изучать только современную форму языка. Что из этого может получиться? Согласны ли вы с этим? Почему? Запишите небольшое размышление на тему в свои тетради.
Ученики самостоятельно придут к выводу, что язык – явление развивающееся, многогранное, что мы, носители языка, должны способствовать сохранению и развитию русского языка.
Так же я использую проблемно-диалогическое обучение в сочетании с дифференцированным и индивидуальным подходом к обучению. Часто более способные и мотивированные обучающиеся получают задания опережающего характера, а результаты их работы становятся отправной точкой для организации деятельности других ребят в классе. Например, при изучении темы «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными» в 9 классе, пока весь класс работает над тестовой работой, 2 ученицы получают карточки с заданием: «Запишите предложение, расставив знаки препинания. Какое оно? Сколько в нем частей? Найдите главные и придаточные части, союзы и союзные слова, задайте вопросы к придаточным, определите вид придаточного. Постарайтесь составить схему данного предложения. Что можете сказать об этом предложении?
1 ученица – предложение «Когда у меня в руках новая книга я чувствую что в мою жизнь вошло что-то живое говорящее чудесное».
2 ученица – предложение «С приближением осени начинались разговоры о том что многое в природе устроено не так как мы бы хотели». Знаки препинания в предложениях не расставлены.
Анализ выполненного задания позволит организовать диалог по новой теме, выявить такие способы подчинения придаточных, как последовательное и параллельно подчинения, а затем найти еще один вариант подчинения – однородные придаточные.
Конечно, возможны и другие способы использования проблемно-диалогического обучения в комплексе с другими педагогическими технологиями. Но связано это должно быть с творческим потенциалом и предпочтениями самого педагога.
Конечно, организация проблемного диалога на уроке и во внеурочной деятельность должно быть связано с рефлексией, так как ученик должен научиться фиксировать результаты своей учебной и внеурочной деятельности. Только в этом случае можно говорить о высокой эффективности использования технологии проблемно-диалогического обучения.
Рефлексия на уроке может быть организована различными способами: через подведение итогов урока по вопросам (Что узнал? Чему научился? Что понял? В чем испытываете затруднения? Что мне больше всего понравилось на уроке? В решении какого вопроса я был наиболее активен? Благодаря чему? Что мне не удалось выполнить и почему? Добился ли я своей цели? Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился? Какие задания вызвали наибольший интерес и почему? Какие вопросы я задал бы учителю, товарищам и автору произведения? И т. Д.), через использование сигнальных карточек-смайлов, отражающих удовлетворенность или психологическое состояние ученика на уроке («веселый», «нейтральный», «грустный), через использование технологии «Дартс» и другие. В современной литературе можно найти много приемов, позволяющих организовать рефлексию на уроке.
Текстовые материалы должны быть оформлены в виде таблицы на слайде.
или желтый квадрат (первая группа сигнальных карточек), отвечая на вопрос:
Синий: «Да. Я мог поступить так же».
Желтый: «Нет. Я бы никогда так не поступил».
Учитель не фиксирует результаты. Это лишь возможность ученику, прислушавшись к себе, заглянуть в зеркало своей души, соотнести себя и конкретную ситуацию и ответить себе на вопрос. Так организуется внутренний диалог.
Помимо учитель предлагает ученикам использовать цветные квадраты личного участия (2 группа сигнальных карточек):
красный квадрат – «ярко, нестандартно, личностно»,
зеленый квадрат – «интересно, любопытно»,
серый квадрат – «никак, вяло, банально».
Опыт показывает, что при такой организации учебного занятия, оценивая свое личное участие в уроке, большинство обучающиеся совершенно объективно выбирают «красные квадраты».
Эксперты в конце урока знакомят класс с общей оценочной таблицей (в таблицу по желанию учителя заносятся персональные результаты каждого обучающегося, отмеченные им в оценочном листе, или результаты работы группы), анализируют результаты по системе баллов, которая будет известна только им. Например:
Никак, вяло, банально 0 баллов.
Интересно, любопытно 5 баллов.
Ярко, нестандартно, личностно 10 баллов.
Подводя итог, хочется сказать, что использование технологии проблемно-диалогического обучения позволяет обучающимся самостоятельно открывать знания. Поэтому проблемно-диалогическое обучение можно назвать универсальной педагогической технологией, обеспечивающий развитие каждого обучающегося, ключом к успеху и творчеству, позволяющим учителю каждый урок сделать интересным. Учитель, внедряющий эту технологию, выполняет новую роль – роль организатора деятельности самих обучающихся на уроке в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
----------------------------------