Проблема смысла жизни и назначение человека в очерке В.Г. Короленко «Парадокс»


Проблема смысла жизни и назначение человека в очерке В.Г. Короленко "Парадокс"
Цель: учить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере очерка В.Г. Короленко «Парадокс» и связывать выявленные проблемы с жизнью. 
Задачи:
Образовательные: - подготовить учащихся к восприятию философской тематики произведения; - вовлечь учащихся в размышления о «назначении жизни»; - выработать навыки анализа художественного произведения;
- раскрыть тему нравственного взросления юных героев, расширения их кругозора, их жизненного опыта;
- раскрытие содержания логических и литературоведческих понятий (парадокс, афоризм, феномен).
2) Развивающие: - развивать познавательную активность; - устойчивость внимания; - умение творчески мыслить;
3)Воспитательные: - воспитывать толерантность к людям с ограниченными возможностями; - воспитывать любовь к близким людям.
Цели урока направлены на формирование и развитие УУД.
На данном уроке каждый ученик получит возможность и развивать :личностные действия
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;
- мотивация к творческому труду, к работе на результат;
регулятивные действия
- ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствие с поставленной задачей;
познавательные действия
-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
коммуникативные действия
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- участвовать в групповом обсуждении.
Оборудование: книга по литературе 8 класса, тетрадь по литературе, ноутбук, презентация, портреты известных паралимпийцев портрет Бетховена, музыкальная композиция «Лунная соната», орфографический словарь, выход в интернет.
Методы обучения: словесный, частично-поисковый, проблемный.
Формы организации учебной деятельности: чтение отдельных эпизодов очерка, фронтальная беседа, работа в группах, эвристическая беседа;
Словарная работа:
С. И. Ожегов
Афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщенное умозаключение.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Добрый день, я рада Вас приветствовать на уроке!
Учитель: Посмотрите вокруг, какое время года вступает в свои владения?
Ученики: Весна.
Учитель: Какое у Вас настроение, какие ощущения мы испытываем в это время года?
Ученики: Радости, веселья, счастья.
Учитель: Мне хочется пожелать Вам весеннего настроения на сегодняшнем уроке.
Слайд 3

2. Проверка домашнего задания.
Учитель: Скажите, с творчеством, какого писателя, мы познакомились на прошлом уроке?
Ученик: Влади́мира Галактио́новича Короленко
Учитель: Какое произведение вы читали дома?
Ученик: « Парадокс»
Учитель: Какое задание, вы выполняли дома?
Ученик: Готовили кроссворд по произведению Короленко.
Учитель: Обменяйтесь кроссвордами, выполните взаимопроверку, оцените друг друга.
3. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Скажите, с каких слов начинается произведение?
Ученик: С разговора о предназначение человека.
Учитель: Зачитайте эти строки.
Учитель: Скажите волнует ли вас этот вопрос, интересен ли он для Вас?
Ученик:
Учитель: На этот вопрос мы попытаемся ответить на сегодняшнем уроке.
Учитель: Давайте, определим и запишем тему урока.
Ученик: В чем смысл жизни человека в произведении «Парадокс»?
Записываем тему урока: Проблема смысла жизни и назначение человека в очерке В.Г. Короленко "Парадокс"
Слайд 4

Учитель: Давайте сформулируем цели нашего урока.
Ученик: проанализировать произведение, выявить главную мысль, ответить на главный вопрос урока.
Учитель:
Учитель:
Слайд 5

А для того, чтобы раскрыть тему нашего урока, нужно ответить на следующие воросыУчитель:
Слайд 6

4. Анализ 1 и 2 части произведения.
Учитель: Давайте обратимся к первой части очерка.
Что мы видим, какая картина перед Вами разворачивается?
Ученик: Автор описывает беззаботное детство мальчиков.
Учитель: Скажите, а от кого ведётся повествование?
Какими глазами мы смотрим на всё происходящее в рассказе?
Ученик: Детей (Мальчиков).
Учитель: Что мы видим глазами мальчиков в первой части? Есть ли другой взгляд на этот мир?
Ученик: Их сказочный мир.
Да, есть (взгляд Павла.)
5.Работа по группам. Работа с текстом.
Слайд 7

Учитель: Давайте с вами разделимся на группы:
1я группа подготовит описание сада глазами детей.
2я группа глазами Павла. На размышление даю две минутки, можно составит опорную схему (кластер)
Учащийся выступает в роли рассказчика – автора устной работы «Чудеснейший полет фантазии». Описание фантастического мира мальчиков, в который они погружены и который прочной стеной отделяет их от реальной жизни..Учитель :А теперь на эту же картину посмотрим глазами лакея Павла.
Ученик выступает в роли Павла, описывая, чем занимались дети.
Учитель: Какие изменения в тональности в этой части?
Ученик: Писатель намекает, что реальная жизнь не так красивы и безмятежна, как мир детской фантазии. С приближением лакея мир рушится, разбивается вдребезги. При виде Павла детям становится «совестно», они чувствуют себя «совершенными дураками».
Слайд 8

Учитель Найдите эпитет в изображении «Сказочного уголка»
Ученик: Волшебная бадья, фантастический экипаж, чудеснейшие приключения.
Учитель. Перечитайте первое предложение очерка и последний абзац второй части. К чему приводит писатель своих героев?
Ученик: А что это такое жизнь и какое место в ней занимает человек.
Учитель Конец второй части нас, читателей, заставляет задуматься о том, что жизнь и реальная действительность не похожа на игры детства. У каждого из нас мир детства неповторим, но неминуемо наступает момент, когда в него входит эта действительность, и это вторжение человек может запомнить на всю жизнь, как это случилось с мальчиками.
6. Анализ 3 и 4 частей.
Учитель :Что мы видим в 3 главе, с чем сталкиваются ребята? Опишите их чувства, переживания?
Ученик: Они увидели странный «феномен».Они его испугались, стали переживать.
Учитель: Много раз говоря о Яне Залуском, писатель употребляет слово «феномен». Дайте определение этому слову. Что «феноменального» в этом калеке?
Учитель: Давайте опишем «феномена»?
1 группа - портрет
2 группа- характер
Слайд 9

Ученик: Портрет – со слов «Голова его была большая» до слов: «готовое внезапно кинуться на окружившую его толпу». Речь калеки, лексически и синтаксически правильная и выразительная, свидетельствует о его ясном уме, образованности. Толпу зрителей поразило то, что безрукий калека-карлик может делать почти невозможное: без помощи рук снимает сапоги, ногой снимает картуз и приподнимает над головой, пересчитывает заработанные монеты, ногами расчесывает бороду, крестится и т.д. и, наконец, ногами подписывает свое имя и фамилию, выводит поучительные афоризмы
Учитель: Какой же внутренний мир Яна Залуского? Опишите.
Учитель Легко ли «феномену» показывать все, на что он способен? Зачем несчастному калеке надо было становиться клоуном, не лучше ли было жить тихо, спокойно, не мозоля глаза людям?
Ученик: Очень нелегко, это представление приносит ему мучительное страдание: «Калека стоял с трудом; на лице виднелось страдание; тонкие ноги дрожали; побледнел от усилия; с видимым трудом поднимал ногу ко лбу, потом к плечам и груди».
На вторую часть вопроса отвечает сам «феномен»: «Человек кормится как может. Только в сказке возможно сытое, безмятежное существование, а в реальной жизни «…человеку надо кормиться не тем, как другим, а это трудно, когда природа забыла приклеить руки к плечам».
Учитель: Каково отношение Яна Залусского к публике? Чтобы ответить, проследите за взглядом феномена, как меняется его лицо, тон голоса и слова.
Ученик: 1) Взгляд: насмешливый, внимательный, злые огромные глаза, саркастический взгляд. 2) Поведение: насмешливое, ироничное; 3) Фразы: настойчиво повторяет длинноусому: «Обойди!», после каждого фокуса. Эмоциональная атмосфера напряженная. Феномен доходит до кощунства (крестится ногой), не уважая публику.
Учитель: Почему так ведет себя феномен, какие чувства он испытывает?
Ученик: Таким поведением он защищается от людей. Его жизнь – жизнь калеки – это цирковое представление для людей, имеющих руки и ноги. Цинизмом он закрывает свою израненную душу.
Учитель: Почему деньги, которые кинул ему Дударев, феномен отдает нищему? Не ценит его подаяния?
Ученик: Это снисхождение. Большего калека не заслужил. Деньги, поданные без души. Загадка Дударева для мальчиков иллюзорна, он высокомерен.
Учитель: Когда Ян Залусский позволяет показать свою истинную суть? Когда и как меняется его взгляд?
Ученик: Когда он смотрит на детей.
Учитель: Каким становится его взгляд, почему?
Ученики: Добрым, светлым. Он видел в детях будущее, надежду.
Учитель: Что он дарит детям?
Учитель: Что такое афоризм? Дайте определение?
Слайд 10

7.Выявление проблемы
Учитель: Как вы объясните суть афоризма, написанного феноменом для мальчиков: «Человек создан для счастья, как птица для полета»
Слайд11

Ученики: Стремление к счастью – естественная цель человеческой жизни, к нему надо постоянно стремиться, какой бы сложной и трудной не была жизнь.
Учитель: Мальчик успокоился и ощутил положительный смысл написанного только по взгляду своей матери, которым она поблагодарила феномена за хорошее пророчество для детей.
В чем парадокс изречения Яна Залуского? Дайте определение словам «парадокс»?
Слайд12

Ученики: Это и афоризм, и парадокс вместе. Афоризм сам по себе, парадокс в устах «феномена». «Феномен» тоже человек, и он менее всего создан для полета…и для счастья тоже. Очевидно, ему хочется быть похожим на обыкновенных людей, жить так же как и многие другие, потому что жизнь, несмотря ни на что, удивительна и прекрасна. Об этом говорит и афоризм, написанный мальчикам: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Это понимает безрукий «феномен», он живет достойно.
Учитель: В чём же заключается парадокс ?
Слайд 13

Ученики: Слова «Человек создан для счастья, как птица для полета» автором вложены в уста человека, от рождения обделенного природой: он без рук, с большой головой на маленьком туловище, с ногами, не способными носить даже такое тело.
Учитель:Что поняли мальчики после встречи с Яном Залуским? Изменилось ли что-нибудь в жизни детей после встречи с «феноменом» ? Обратите внимание на описание двора. Как вы думаете, что для писателя является главным: описание внешних поступков мальчиков или раскрытие их душевного состояния?
Ученики: Мальчики жизнь, окружающую действительность увидели другими глазами. Игра потеряла свое волшебство. «Но теперь это почему-то не доставляло нам прежнего удовольствия. От бадьи несло вонью, ее глубина потеряла свою заманчивую таинственность, куча мусора, как-то скучно освещенная солнцем, как бы распалась на свои составные части, а кузов оказался дрянной старой рухлядью».
Главное для Короленко – показать внутренний мир своих героев, их нравственное возмужание, понимание, что за пределами их выдуманного мира есть реальный мир, в котором существуют несчастье и жестокость.
Учитель Давайте попробуем сформулировать основную мысль очерка, определить его нравственный смысл. Почему очерк называется «Парадокс»? С какой целью писатель вкладывает жизнеутверждающие слова в уста калеки?
Ученик: Основная мысль очерка: «Человек создан для счастья, как птица для полета» - звучит из уст человека, обиженного судьбой. Тем самым утверждается законность естественного стремления каждого человека к счастью.
Ученик: Каждый ли человек в подобном положении смог бы так жить?
Ученики спорят: кто говорит, что такой сломался бы и примеров из жизни приводят много, а другие утверждают, что человек все может, но для этого нужно многое: желание жить, а не просто существовать, любовь к людям, огромная сила воли и душевная стойкость. Так и в очерке Короленко показал, что человек, обиженный судьбой, природой, не ожесточился, а жил, делая людям добро.
Ученик: Так какой же урок получили мальчики и мы читатели?
Любой человек достоин счастья, он должен оставаться человеком в любых ситуациях, в любых испытаниях, даже тогда, когда невозможно быть счастливым в полном смысле слова, «счастье не всегда создано для него».
Слайд 14

Ученик: Актуален ли очерк сегодня?
Слова «Человек создан для счастья, как птица для полета» автором вложены в уста человека, от рождения обделенного природой: он без рук, с большой головой на маленьком туловище, с ногами, не способными носить даже такое тело.
Внимание ребят обращается на инвалидов в нашей современной жизни. Они занимаются альпинизмом, путешествуют вокруг света, участвуют в Олимпийских играх, изучают иностранные языки, получают по несколько высших образований, устраивают выставки своих картин, наконец, занимаются бизнесом и достигают больших успехов.
Учитель: Ребята , скажите, а что сейчас проходит в нашей стране, в рамках олимпийских игр?
Ученик: Паралимпийские игры.
Слайд15

Учитель: А кто такие паралимпийцы?
Ученик: Это люди с ограниченными возможностями.
Учитель: Сегодня на уроке мне хочется вспомнить некоторых героев-паралимпийцев.
Слайд16

Владислав Алексеевич Лекомцев - паралимпийский чепион 2014 года по биатлону, трехкратный чемпион мира по лыжным гонкам спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.
 Мастер спорта России международного класса.
Слайд 17

Подробнее вы можете узнать из средств массовой информации или из интернета.
Учитель: Скажите, известны ли вам примеры, когда люди с ограниченными возможностями добились успеха? Принесли себя на пользу людям?
Изменилось ли ваше восприятие очерка?
7. Подведение итогов урока.
Учитель:А теперь вспомните , какие вопросы мы задавали в начале нашего урока
Слайд 18

А теперь давайте попробуем обратиться к теме нашего урока. Скажите, в чём смысл очерка В.Г. Короленко «Парадокс»
Слайд 19

Ученик: : Мальчики поняли, что смысл жизни в стремлении к счастью, достижение счастья самим, своими руками, головой, несмотря ни на что, приближение счастья.
Любой человек достоин счастья, он должен оставаться человеком в любых ситуациях, в любых испытаниях, даже тогда, когда невозможно быть счастливым в полном смысле слова. Судьба человека зависит только от него самого. Хочешь жить счастливо – не спи, действуй, борись, но не забывай, что не может счастье строиться на несчастье других, что не может быть человек счастлив, когда вокруг него нужда, отчаяние и призывы о помощи. Стремись быть нужным, полезным, не позволяй жизни пройти мимо тебя.
8. Выставление оценок. Самоанализ.
Учитель: Урок подходит к концу, оцените свою работу на уроке. Какие оценки вы себе поставите?
9. Домашнее задание.
Прочитать миниатюру «Огоньки». Ответить на вопрос, что объединяет очерк «Парадокс» и миниатюру «Огоньки»?
9.Рефлексия.
Учитель: Прослушайте музыкальное произведение известного немецкого композитора, который родился здоровым ребёнком, но из-за болезни стал терять слух, и это произведение он написал практически ничего полностью, потеряв слух. «Лунная соната»
Слайд 20

Учитель: Выберите карточку самооценки:
- я отлично усвоил материал, понял тему урока, выяснил для себя много нового;
- я хорошо усвоил материал, выяснил для себя, в чём назначение человека;
- я усвоил материал, но хочу почитать произведения других писателей о смысле жизни и предназначении человека, обсудить их в классе…
Подпишите на выбранной карточке фамилию и передайте её мне.
Спасибо за урок, я была счастлива работать с вами.
Слайд 21