Урок музыки в 3 классе. Тема Жанры народной песни

Урок музыки.
3 класс.
УМК «Начальная школа XI века»,
В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр «Музыка».
Учитель начальных классов МКОУ Шадринская средняя общеобразовательная школа Байкаловского района Свердловской области
Прыткова Маргарита Анатольевна, 1 квалификационная категория.
Тема. Жанры русской народной песни.
Цель урока: познакомить обучающихся с жанрами народной песни.
Учебно-воспитательные задачи:
Формирование понятия «жанры народной песни»: колыбельная,
лирическая, частушка, трудовая, хороводная.
Формирование эмоционального отношения к народным песням в процессе исполнения, слушания и размышления о них.
Вызвать эмоциональный отклик у обучающихся на разнохарактерные народные песни.
Достичь осознанного восприятия музыки.
Отработка вокально-хоровых навыков (петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни).
Развивать познавательные интересы, умение сравнивать, анализировать музыкальные произведения и делать определенные выводы.
Формировать навыки эмоционально-эстетического общения с искусством, необходимого для ориентации в мире музыки.
Оборудование: интерактивная доска; презентация «Россия» (на слайдах репродукции картин русских художников И.Шишкин «Березовая роща», «Рожь», «Мельница в поле», И.Грабарь «Рябины», Г.Мясоедов. «Страдная пора», И. Прянишников «Порожняки»);
слайд репродукции картины «Бурлаки на Волге» Ильи Репина;
флип-чарт «Русские народные музыкальные инструменты» (Изображения музыкальных инструментов: балалайка, фортепиано, скрипка, гармошка, жалейка, бас-гитара, аккордеон, барабан, ложки, виолончель.);
русские народные песни (мр3): «Эх, дубинушка, ухнем!» ,
«Солдатушки, бравы ребятушки»,
«Ой, цветет калина» - минус.
Формирование УУД.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с русской народной песней.
Познавательные:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- научиться основам смыслового восприятия художественных музыкальных произведений, выделять существенную информацию из музыкальных произведений разных жанров;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные:
- активное слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного;
- способность вести диалог;
- способность встать на позицию другого человека;
- участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- участие в коллективном обсуждении проблем.
Ход урока.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Стихи С. Есенина «Песни России» читает учитель.
(Идёт демонстрация слайдов презентации « Россия»)
Песня русская в берёзах,
Песня русская в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов!
Столько песен у России,
Сколько во поле цветов.
Кто сложил её, не знаю,
Только песня та добра.
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!
А слова её простые
Душу трогают до слёз
Столько песен у России
Сколько в рощице берёз.
Словно музыка степная,
Золотая рожь встаёт,
В полный голос слышен колос-
Это Родина поёт!
Песни русские такие,
Что охота подпевать...
Сколько песен у России, -
Никому не сосчитать.
3. Формулирование цели и задач урока.
- О какой песне говорит Сергей Есенин? ( О русской народной песне.)
- Найдите ключевые фразы, в которых заключен главный смысл произведения. (Произведение С. Есенина на слайде.)
- Чем отличаются народные песни от композиторских? ( Ответы учащихся.)
- Да, народные песни слагал народ. Раньше люди, особенно деревенские, в большинстве своем были неграмотные, песни сочиняли и передавали друг другу по памяти, от семьи к семье, от деревни к деревне, от поколения к поколению. Народные песни проще композиторских и отличаются своей мелодичностью и певучестью.
Русская народная песня раскрывает такие глубины, такие тайники русского характера, которые невыразимы, непостижимы в иных жизненных ситуациях. Русский человек пел и поет почти всегда - в походе и в краткие минуты отдыха, в горе и радости, в будни и праздники, в юности, зрелом возрасте и старости. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, самородный нрав, удаль и молодецкий задор.
- А какая она бывает, русская народная песня? Ответ вы найдете, собрав слова.
Групповая работа. « Собери слово»
(е ис ри то чес ки ; лы ко ны е бель; до тру вы е;
со вы пля е; туш час ки; хо вод е ны ро.)
- Что у вас получилось? (жанры народной песни)
- Кто вы думаете, что такое ЖАНР? ( Ответы детей)
- В словаре Ожегова дается следующее определение слова ЖАНР.
ЖАНР - вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.
Лирический жанр. Вокальные, хоровые жанры. Жанр пейзажа, портрета.
- Сформулируйте тему урока. (Жанры русской народной песни)
- Какие задачи вы поставите перед собой на урок?
- Я хочу познакомиться с
- Я буду учиться отличать
- Я буду учиться
- Я хочу узнать
4. Работа над новым материалом.
- Чтобы быть уверенными и хорошо разбираться в жанрах русских народных песен, мы послушаем сообщения, подготовленные нашими ребятами.
(Рассказывает 1-ый заранее подготовленный ученик)
- Колыбельная песня – древнейший жанр фольклора. Напевали мелодию или песню для успокаивания или засыпания. Главная цель колыбельной песни – сладкое засыпание. Колыбельную можно петь без инструментального сопровождения, достаточно лишь спокойного, нежного голоса. В этом жанре сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребенок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной пугает «серенький волчок». В наши дни колыбельные песни утратили магические элементы. Колыбельная песня желает доброго будущего, в ней важен ритм, так как исполнение сопровождается мерным покачиванием.
- Послушайте в исполнении группы девочек колыбельную.
(Девочки принесли в класс любимую игрушку или куклу. Во время исполнения колыбельной, девочки убаюкивают свою куклу.)
Исполнение колыбельной группой заранее подготовленных девочек.
- Баю-баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
И ухватит за бочок,
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток
Там пташки поют
тебе спать не дадут.
(Рассказывает 2-ой ученик)
- Частушка – короткая русская народная юмористическая песня. Исполняется в быстром темпе. Название частушки произошло от глагола «частить», что значит «говорить быстро». Частушка исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки, отличается своей выразительностью и богатством языковых средств. Сочиняли частушки все - и взрослые, и дети.
Исполнение частушек заранее подготовленными солистами.
1 солист: Мы осенние частушки
Пропоем сейчас для вас!
Громче хлопайте в ладоши,
Веселей встречайте нас!
2 солист: Как красиво всё кругом
Золотым осенним днем:
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят!
3 солист: Осень времечко сырое,
Дождик льется с высоты.
Люди чаще раскрывают
Разноцветные зонты!
(Рассказывает 3-ий ученик)
- Хоровод – древний народный круговой массовый обрядовый танец. У восточных славян хороводом называют игры на открытом воздухе, с исполнением танца-хоровода. Чаще играли, водили хороводы весной, в начале лета. И мы с вами водим хоровод под названием «Каравай».
- Кто участвует в хороводе в честь именинника? ( Все.)
(Класс водит хоровод. Группа заранее подготовленных мальчиков подыгрывает на ложках.)
(Рассказывает 4-ый ученик)
- Трудовые песни включались в трудовой процесс. Они организовывали коллективную работу с помощью определенного ритма, создававшегося несложной мелодией и текстом, который не всегда имел определенное смысловое содержание. Отдельные слова трудовой песни, строки или весь текст были организующей командой, служили сигналом к объединению усилий, началу или завершению трудового процесса.
Учитель:
- Давайте послушаем русскую народную песню «Эх, дубинушка, ухнем», одну из самых известных бурлацких песен. Эта песня помогала бурлакам выдерживать темп движения. Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Бурлакам посвящена известная картина «Бурлаки на Волге» Ильи Репина.
Займите позицию слушателя. Приготовьтесь рассказать, что вы представили, слушая песню.
Слушание русской народной песни «Эх, дубинушка, ухнем!»
- Какая песня по характеру? (С опорой на таблицу ответы.)
- Какая интонация песни? (Ответы с опорой на таблицу.)
- Какой ритм задает песня?
- Что вы смогли себе представить во время прослушивания песни?
- Какое впечатление вызывают у вас герои картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге»? (Ответы учащихся)
(Рассказывает 5-ый ученик)
- Лирические песни выражают личные чувства и настроения поющих. Лирикой окрашены хороводные, игровые, плясовые песни. Беседные, посиделочные песни исполнялись на вечерних собраниях деревенской молодежи. По содержанию лирические песни можно разделить на песни любовные и песни семейные. По характеру своему народная русская лирика отличается большей частью грустным тоном, но есть и безудержные, бесшабашные, дышащие беззаветным весельем. Недаром Александр Сергеевич Пушкин отметил в русских песнях контрастные настроения: «то разгулье удалое, то сердечная тоска».
(Заранее подготовленная девочка исполняет под минусовую фонограмму русскую народную песню «Ой, цветет калина».)
Ой, цветет калина в поле у ручья
Парня молодого полюбила я
Парня полюбила на свою беду
Не могу открыться слов, я не найду
Не могу открыться слов, я не найду
Он живет, не знает ничего о том
Что одна дивчина думает о нем
У ручья с калины облетает цвет
А любовь девичья не проходит, нет
А любовь девичья не проходит, нет
А любовь девичья с каждым днем сильней
Как бы мне решиться рассказать о ней
Я хожу, не смея, волю дать словам
Милый мой хороший догадайся сам
Милый мой хороший догадайся сам.
- Песню какого жанра вы послушали? ( Лирическую.)
- Расскажите об интонации этого произведения?
- Как вы думаете, можем ли мы в рамках одного урока поговорить обо всех жанрах русской народной песни? (Нет)
- Действительно, жанров русской народной песни очень много: на доске плакат «Жанры русской народной песни».
Учитель зачитывает все названия жанров.
- А что нужно для того, чтобы узнать и другие жанры народной песни? (Ответы детей)
5. Физ. пауза.
Под русскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки» класс инсценирует возвращение солдат в город с войны. Заранее подготовленный барабанщик играет на барабане марш, помогая мальчикам маршировать «по улицам родного города». Девочки «встречают солдат».
- Смогли ли вы определить жанр этой русской народной песни? (Солдатская.)
6. Работа с интерактивной доской.
- Вам нравится исполнять русские народные песни? Почему? (Ответы.)
Учитель:
- Действительно, для того, чтобы исполнить русскую народную песню, иногда не требуется музыкальное сопровождение, мы можем напевать песню во время рукоделия, выполнения домашних дел, когда нам взгрустнулось или, наоборот, когда мы счастливы и нам весело. Ведь народная песня сама по себе мелодична, проста. Но с аккомпанементом русская народная песня становилась праздником для всех: и для исполнителей, и для слушателей.
- Выбери и назови 1 музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись русские народные песни. Работа на интерактивной доске.
(Выбирают балалайку, гармошку, жалейку, и т.д.)
Итог урока.
- С какими жанрами русской народной песни мы сегодня познакомились?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Как вы думаете, почему народная песня быстрей и лучше запоминается?
- Народная песня ближе и родней людям, ее поют дети и взрослые, бабушки и дедушки.
Работа в группах.
«Мудрый совет»- каждая группа дает младшим школьникам совет. (Не забывать русскую народную песню, исполнять народные песни, передавать песни из уст в уста, узнавать народные песни от бабушек)
Дети читают хором:
(На интерактивной доске)
«СЛУШАЙ PУССKУЮ НАРОДНУЮ ПЕСНЮ И ТЫ ПОЛЮБИШЬ РОССИЮ»
Рефлексия.
- Подумай, достиг ли ты той цели, которую поставил в начале урока?
Ученики дополняют предложения:
- Я понял, что - Мне удалось - Мне понравилось
- Мне было на уроке - Я узнал, что - Теперь я знаю, что
- В будущем я хочу - Мне было трудно
Выставление оценок.
Домашнее задание.
- Придумайте свою шуточную песенку, возможно именно ваша песня сможет со временем стать народной и любимой.

15