Методическая разработка: Конспект интегрированного занятия по экологии с использованием элементов моделирования на тему: «Путешествие в зимний лес».


Методическая разработка: Конспект интегрированного занятия по экологии сиспользованием элементов моделирования на тему: «Путешествие в зимний лес».Программные задачи:
Задачи на развитие на развитие познавательных способностей:
закрепить представление детей о характерных особенностях времени года- зима;
развивать у детей умение восстанавливать целостный образ по отдельным моделям.
Задачи по развитию связной речи:
формировать связную речь, умение общаться, обобщать, делать выводы;
развивать умение чётко и последовательно выражать свою мысль, строить простейшие умозаключения;
упражнять в регулировании темпа речи и силы голоса.
Воспитательные задачи:
воспитывать эмоциональную отзывчивость при познании окружающего мира;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
формировать навыки поведения в природе.
Предварительная работа:Наблюдение в природе;
Беседа о временах года;
Дидактические игры: «Когда это бывает», «Угадай правила», «Времена года»;
Чтение стихотворений, рассказов о природе, рассматривание иллюстраций, картин разных времён года;
Работа с календарём природы.
Материал к занятию:Календарь природы;
Графические рисунки с изображением правил поведения человека по отношению к объектам природы;
Картина - путаница;
Модели признаков времен года;
Цветные мелки, альбомные листы.
«Путешествие в зимний лес»Ход занятия(На столе стоит картина - путаница по временам года).
Дети вместе с воспитателем очень удивляются, откуда эта картина появилась. Около картины конверт, в нём написано: «Художник - Незнайка, название картины «Путаница», подарок ребятам старшей логопедической группы».
Воспитатель: Картину, которая стоит на столе, нам подарил художник - Незнайка, название картины «Путаница». Посмотрите на неё внимательно и скажите, что здесь перепутал художник?
Дети: Художник перепутал времена года.
Воспитатель: А, почему вы так думаете?
Дети: Потому что времена года не могут быть все сразу, они приходят друг за другом, одно время года заменяется другим.
Воспитатель: Сейчас мы с вами постараемся исправить ошибки художника. Ребята посмотрите, что у меня стоит на столе?
Дети: Календарь природы.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на календарь и скажите, какими цветами обозначены на кругах времена года?
Дети: Белый цвет - зима, зелёный цвет - весна, жёлтый цвет - осень, красный цвет- лето. Воспитатель: Назовите времена года, зимние, весенние, летние и осенние месяцы.
(Дети по очереди называют времена года и месяца).
Воспитатель: Сколько месяцев в году?
Дети: в году 12 месяцев.
Воспитатель: Какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы. Какой месяц первый, второй, третий? Сколько месяцев длиться зима?
Дети: Сейчас зима. Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Сейчас мы с вами исправим ошибки художника, назовем признаки зимы и всё лишнее уберём и оставим только то, что относится к зиме.
(Дети называют признаки зимы и вместе с воспитателем убирают с фланелеграфа лишнее).
Воспитатель: Я вам хочу предложить отправиться в путешествие в зимний лес. Хотите ли вы?
(Дети соглашаются).
Воспитатель: Прежде чем отправиться в путешествие, мы с вами вспомним чего нельзя делать в лесу, если вы его друзья.
(Дидактическая игра «Угадай правила». Дети по очереди берут карточки-схемы, отвечаю, что нельзя делать в лесу: разводить костёр, ломать ветки, разрушать гнёзда, разорять муравейники, ловить насекомых, рвать цветы и т.д.)Воспитатель: Теперь вы знаете, правила поведения в лесу, и мы можем отправляться в путешествие по зимнему лесу. Занимайте места в каждом вагоне. Поезд отправляется.
(Сигнал к отправлению).
Поехали (ш-ш-ш) - поезд набирает скорость.
Застучали колеса (так-так-так) - сила, высота, тембр голоса меняется.
Поезд останавливается (ш)
Вот мы и приехали в зимний лес. Выходите из вагончиков. Чем пахнет лес?
Дети: Снегом, холодом, ёлками, свежестью, деревьями.
Воспитатель: Что изменилось в лесу? Какого цвета снег?
#
Дети: Деревья без листьев, все в снегу. Снег белого цвета, искриться.
Воспитатель: Какие вы звуки слышите в лесу?
Дети: Скрип, треск, вой ветра, шорох
Физминутка:
Мы пришли в зимний лес
Сколько здесь вокруг чудес
Вот и зайка прискакал
От лисы он убежал
Серый волк в лесу рыщет
Он себе добычу ищет
Только мишка спит в берлоге
Так всю зиму и проспит
Воспитатель: Вам понравилось в зимнем лесу? А теперь нам пора возвращаться детский сад. (дети садятся в вагончики) Вот мы и вернулись в детский сад. А теперь при помощи графических моделей расскажем о зиме.
Воспитатель: Теперь мы проверим, правильно ли мы справились с этим заданием. (Дети по очереди отвечают и поясня-2540-2395220ют свой ответ по моделям).
Воспитатель: а вы хотите, чтобы зима была всегда? (Да) Вот представьте: если не будет светить солнце, то не согреется земля, не появятся растения, нечем будет питаться насекомым, птицам. Наступит вечная мерзлота. Погибнет всё живое.
(Воспитатель выставляет модели и закрывает темным кругом).

Дети: если все время будет зима, то все живое погибнет.
Воспитатель: Но вы не расстраивайтесь. Пройдет зима, холодная настанут дни весенние.
Воспитатель: Зима своей красотой вдохновляет художников писать картины. А теперь представьте, что вы художник и изобразите своё любимое время года.
(Звучит тихая мелодия, дети рисуют. Дети в конце рисования рассказывают, что они нарисовали, выставка детских рисунков).