Статья Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через школьные традиции

Л. Н. Екимова
г. Кыштым, МС(к)ОУ С(к)ОШ № 5 VIII вида
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
через школьные традиции

В данной публикации раскрыт воспитательный потенциал школьных традиций в социализации детей с ОВЗ. Более подробно рассмотрены организация и проведение предметной недели труда и выставка творческих работ учащихся как одни из традиций школы.


Воспитание – великое дело, им решается участь человека. В.Г. Белинский
Традиции в жизни детского коллектива имеют большое значение. Не зря существует в народе такая мудрость, которая гласит: « Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа». Школа, класс состоятся тогда, когда существует культура детской организации.
Культура детской организации – это традиции и обычаи детского коллектива. Желание педагога развивать традиции, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе, а это является важным средством психологической реабилитации, формированием жизненных базовых навыков, расширением жизненного пространства.
К.Д.Ушинский считал, что воспитание, не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характеров. Существуют различные типы традиций, в каждом из которых заложены определенные воспитательные цели. Главные из них - это общешкольные традиции и традиции первичного коллектива. Общешкольные традиции способствуют сплочению классных коллективов, исключают разобщенность учащихся разных классов, а также воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. В нашей школе накоплено много очень полезных и добрых традиций, в том числе возникших очень давно и поддерживающихся до настоящего времени.
Традиционные праздники и мероприятия несут в себе огромный воспитательный потенциал. Каждый праздник, каждое мероприятие - это перспектива для учащихся, веха в их школьной жизни. Зная о том, что впереди их ждет какое-то интересное событие, дети живут этой «завтрашней радостью», и каждый день их сегодняшней жизни окрашен этой радостной перспективой.
Таким образом, благодаря творческому союзу классных руководителей и детей, ребята имеют возможность проявить свой талант в различных областях деятельности, свои интеллектуальные и творческие качества. Традиционные праздники и мероприятия способствуют формированию ответственности, организованности, самостоятельности, дисциплинированности детей, способствуют сближению детей между собой и взрослым.
Школьные традиции оказывают большое положительное влияние на воспитание в ребенке общечеловеческих норм поведения. Они влияют на формирование таких черт характера детей, как ответственность, обязательность, организованность, честность, а также воспитывают чувства сопереживания, уважения к окружающим людям, они делают жизнь детского коллектива более интересной и разнообразной. Воспитательная работа в нашей школе строится на уже сложившихся традициях. Классные руководители проводят все мероприятия в соответствии с возрастом детей своего класса, относятся к подготовке их ответственно, проявляя творчество и фантазию. Такая работа объединяет детский коллектив и помогает решить поставленные задачи, ведь чтобы выжить, нужно уметь делать все, научится разным видам деятельности. Необходимо дать детям знания, умения, навыки по вязанию, шитью, вышивке, научить их здоровому образу жизни, умению общаться, подготовить детей к взрослой жизни.
Проведение предметной недели технологии тоже стало для нас традицией. Проводится она один раз в год в мае месяце. В подготовке принимают участие учащиеся10-х классов, основная нагрузка ложится на старшеклассников. Руководят группами учителя, работающие в этих классах. Предметные недели стали неотъемлемой составной частью внеклассной работы по технологии. Они представляют собой синтез отдельных внеурочных мероприятий, объединенных единой целью формирования познавательных интересов, повышения общеобразовательного уровня, развития творческой активности обучающихся. Расширяя сферу применения полученных на уроках знаний, умений и навыков, они дают возможность привлечь внимание всего коллектива обучающихся и учителей к изучению технологии, продемонстрировать достижения в овладении предметом, повысить свой внутренний потенциал. В начале недели на общем стенде вывешивается план по проведению предметной недели, проводится общешкольная линейка, где каждый класс получает задание с учетом возрастных особенностей учащихся. В течение следующих дней проводятся открытые уроки, мастер- классы, конкурсы. Заканчивается - творческой выставкой работ учащихся.


Ежегодно в День семьи 15 мая наша школа проводит День открытых дверей. К этому дню для родителей готовится выставка, на которой демонстрируются изделия, выполненные ребятами в течение учебного года. Обучающиеся совместно с учителями представляют свои лучшие работы, проводятся экскурсии, классные часы «О профессиях» для учащихся начальной школы с приглашением родителей. При проведении таких мероприятий дети видят результат своего труда, что положительно сказывается на развитии творческой личности обучающихся, способностей, развитии интереса к изучению технологии.
Цель предметной и методической недели труда – вызвать живой интерес к предметам трудового обучения и профессионально-трудового обучения, к занятиям любимым делом, умению интересно и с пользой проводить своё свободное время, а также способствовать проявлению и развитию творческих способностей и умений.
В нашей школе предметная неделя по технологии проводится интегрировано с математикой, физическим воспитанием, музыкой и пением, изобразительным искусством, под названием: «Блиц - турнир», «Турнир мастеров», «Не даром говорится – дело мастера боится», конкурс «Умников» и «Грамотеев», «Страна мастеров», « Игра - Ярмарка».
Были обозначены следующие задачи:
- повысить уровень мотивации к урокам труда и ПТО, формировать положительное отношение к труду. Для дальнейшей социализации;
- развивать познавательный интерес, творческий потенциал через продуктивную практическую деятельность (индивидуальную, коллективную) учащихся и педагогов;
- воспитывать лучшие качества: трудолюбие, аккуратность, увлеченность делом, инициативность, коллективизм, уважительное отношение к мастерству и Мастеру своего дела.
В течение предметной недели организованы творческие мастерские, где учащиеся знакомятся с методикой лоскутной мозаики, модульного оригами, выжигания по дереву, составления узор и резьбе по дереву, с народными традициями по изготовлению оберегов.



Интересно всем: младшим из 1-4 классов, старшим учащимся, педагогам и родителям. Практически ежедневно всем дружным составом переходили от станции к станции, из мастерской в мастерскую.


Учителя технологии готовят и проводят мастер-классы: «Кукла-закрутка», «Изготовление брелка из ниток», «Квилинг», «Чудеса своими руками» и др.
Приобщение ребенка к труду – это одна из ступенек к социализации его в сложном и порой жестоком обществе.
Литература

1. «Воспитание и обучение во вспомогательной школе», под редакцией В.В.Воронковой, М. «Школа - Пресс», 1994 г.
2. «Повышение мотивации к изучению швейного дела в коррекционной школе», Н.С.Волкова, Школа и производство, 2011 г.
Интернет ресурсы:
htt://shool12yalta;
htt://sol-sosh.ru/oshcole/istoriya-shkoly.

 
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315