Развитие познавательной и творческо-поисковой активности младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность.


Бралина Т.Ш.,
учитель начальных классов
КГУ «Средняя школа №3»
ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»
Развитие познавательной и творческо-поисковой активности младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность.
В современное время разрабатываются новые образовательные технологии, которые построены на исследовательском поиске учащихся. Одна из задач метода проектов заключается в стимулировании интереса школьников к учебной деятельности. Активизация познавательной активности учащихся выступает как насущная проблема совершенствования всего процесса обучения, которая стала еще более значимой на фоне снижающегося интереса учащихся к знаниям. Вовлечение каждого ребенка в процесс урока, является главной задачей, а скорее всего целью каждого учителя.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в течение определенного времени. В составлении проектов оказывают помощь родители. Им были даны рекомендации по работе над мини-проектами.
Для учителя эта работа является дополнительной нагрузкой, но в деятельности учащихся происходят позитивные изменения. На уроках самостоятельно формулируют тему, цели, подбирают нужную дополнительную информацию, раскованно выступают перед аудиторией. Увеличилось количество детей владеющих компьютером, научились составлять презентацию.
На сегодня востребованной в обучении является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности. Одним из средств повышения интереса к исследованию является компьютер. Ученики знакомятся с основными приемами создания презентации, демонстрируют свое умение создавать презентацию на компьютере. Прежде чем младший школьник получит возможность проводить собственные исследования, ему необходимы умения находить информацию. С этой целью в 3-4 классах провожу занятия факультатива «Я – исследователь» Савенкова А.И. и Пашевич Н.Л. Занятия проводятся в группах по 12 человек. Целью данного факультатива является повышение доступности, эффективности и качества образования с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и способностей обучающихся, на основе становления системы образовательной работы с младшими школьниками и средствами проектно-исследовательской деятельности. Развиваются познавательные потребности и способности младших школьников. Младшие школьники обучаются специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования. Тем для исследования множество, только нужно уметь замечать все вокруг себя, стремиться узнавать новое и иметь желание докопаться до истины, узнать больше. Это умение ставить цель, выдвигать гипотезу, умение наблюдать, проводить эксперименты. У младших школьников развиваются умения работы со справочниками, энциклопедиями, нахождение информации в глобальной сети Интернет. Научно-популярная литература - настоящий клад для исследователя. В ходе выполнения проекта у учеников развивается интерес к исследовательской деятельности и материалу, который они изучают.
Исследовательская деятельность становится ведущим способом учебной деятельности. Имея определенные знания по теме, учащиеся через проектную деятельность показывают их практическое применение. Самостоятельно добывают знания, перерабатывают полученную информацию, действуют по составленному ими плану. Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников. Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.
Проектная деятельность также развивает внимание, наблюдательность, память и культуру речи. Дети становятся активными участниками учебного процесса. Провожу уроки с применением проектно- исследовательской деятельности. Проведены такие уроки «Неопределенная форма глагола», «Наречие», «Различение винительного и родительного падежей имен существительных», «Круг и окружность». «Задачи на движение». Я стремлюсь предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий исследовательский поиск. Практика показывает, что темы, которые дети сами исследовали запоминаются надолго и прочно. Подтверждением являются слова древнего мыслителя и философа Китая: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне сделать - и я пойму».
С введением 12- летнего образования у первоклассников вводится новый предмет «Введение в науку», который предусматривает удовлетворение любознательности детей посредством исследовательских опытов.
Результаты собственной исследовательской работы учащиеся представляют на внутри школьном конкурсе исследовательских проектов, проводимом в конце учебного года. На достаточно высоком уровне ребятами разработаны такие исследовательские работы «Зимние забавы», «Спасибо прадеду за Победу», «Доступная среда глазами инвалида».
И пусть пока младшие школьники не сделают новых открытий, они повторяют путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения, что очень важно для детского развития.