Способы активизации познавательной и творческой деятельности учащихся при изучении курса «Кубановедение»


Способы активизации познавательной и творческой деятельности учащихся при изучении курса «Кубановедение»Формирование активности, как способа получения знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого. Последовательная и целенаправленная специфика этого способа направлена на:
умение учащегося ставить цель;
понимание учащимся учебной задачи;
овладение учащимся способами и навыками усвоения учебного материала;
овладение способами самоконтроля.
На этой основе базируются способы формирования учителем самоорганизации познавательной деятельности учащихся. В большей степени эти процессы на уроках курса «Кубановедение» находят свое применение в самоорганизации поисковых и исследовательских работ учащихся, что в свою очередь положительно влияет на активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся. Например, при составлении итогового урока «Культура и быт казаков» учителем распределяется тематика сообщений, при подготовке которых, учащиеся приобретают умения самостоятельно отбирать, планировать, конспектировать, обобщать знания, полученные из разных источников. Кроме того, написание сообщений и рефератов в таких случаях предусматривает непременное использование материальных, письменных и устных источников краеведческой информации: семейных реликвий, фотоархивов, предметов быта, воспоминаний родственников. Кроме того, на уроках курса «Кубановедение» применяются следующие активные методы получения знаний: а) словесные (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия – карты, схемы, таблицы); в) практические (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).В процессе преподавания курса «Кубановедения» необходимо уделять должное внимание формированию у учащихся навыков самостоятельной работы с печатными источниками, как одному из словесных методов получения знаний. Основные из них:составление плана текста (план, может быть, простой и сложный; для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть);
конспектирование (краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного);
формулировка тезисов (краткое изложение основных положений текста);
цитирование (дословная выдержка из текста);
аннотирование (краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла);
рецензирование (написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном);
составление исторической, статической, терминологической, географической, аналитической, биографической справки (ведений о чём-, ком-либо, полученных в ходе исследований и поисков;
составление формально-логической модели (словесно-схематического изображения прочитанного);
составление тематического тезауруса (упорядоченного комплекса базовых понятий и терминов по разделу, теме).
^ Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, схем, зарисовок на доске и пр. Этот метод также направлен на формирование активной творческой деятельности учащихся на уроках кубановедения, так как способствует развитию образного мышления, умения самостоятельно создавать схемы, таблицы, иллюстрации, эскизы моделей народных костюмов, предметов культуры и быта. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией видеофильмов, мультимедийных слайдов и др. С помощью метода демонстрации учащиеся на уроках кубановедения смогут также проводить мультимедийные презентации своих творческих, проектных, исследовательских и научных работ. ^ Практические методы обучения формируют практические умения и навыки учащихся. К практическим упражнениям на уроках кубановедения относятся работы учащихся по составлению схем, графиков, карт, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении практических работ, экскурсий и т.д. Использование иформационно-коммуникативных технологий на уроках кубановедения расширяет возможности как наглядных, так и практических методов обучения. Так, например, в образовательном процессе на уроках кубановедения находят применение презентации нескольких видов. Среди них: 1) «Лекции» — это видеоряд, который может быть представлен текстом, рисунками, фотографиями, схемами, диаграммами, историческими и географическими картами и др. Необходимый материал постепенно выводится на экран по ходу урока, что позволяет поэтапно рассматривать основные вопросы темы. Логическое построение материала в слайдах способствует его лучшему усвоению. Можно использовать слайд-задания и организовывать обсуждение проблемы, подводить итоги.2) Заочные «экскурсии», которые позволяют школьникам более глубоко изучить вопросы развития культуры разных народов Кубани на разных исторических этапах.3) «Блиц-опросы», «тест-опросы», которые содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности.4) Для проверки текущего уровня знаний учащихся разработаны специальные интерактивные задания: «мультимедийные игры», кроссворды, контурные карты, карточки-задания, система управления которыми дает возможность проверить ответы, посмотреть комментарии, просчитать оценочные баллы.Использование презентаций позволяет решить проблему наглядности, дает возможность создавать и использовать разнообразные карты, рисунки, фотографии, портреты исторических деятелей, опорные схемы, обучающие диаграммы и таблицы. Презентация позволяет частично заменить использование традиционных способов и методик обучения: записей на доске, учебных текстов, рабочих тетрадей, карточек для самостоятельной работы ученика. Презентация незаменима, когда нужно сгруппировать разрозненный материал, представить редкие материалы или небольшие объекты. Опыт работы показал, что применение учащимися информационно-коммуникативных технологий формирует более высокий уровень самообразовательных навыков, умение выделять главное, обобщать, анализировать, делать выводы; способствует приобретению высокотехничных способов ориентирования в бурном потоке информации. При закреплении знаний на уроках кубановедения применяется совместная проектная деятельность учителя и учащихся по созданию слайдов с использованием программы PowerPoint, что создаёт на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе и развивает способность совмещать опыт учителя и творчество учеников, сопровождая слайдами презентаций представление докладов, рефератов, сообщений.Необходимо учитывать, что данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, общеучебные умения и навыки, формирует как когнитивные, так и креативные компетенции. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Повысить самооценку ученика помогает, возникающий при этом, элемент соревнования (умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры). Создание мультимедийных проектов расширяет горизонты исследовательской деятельности ученика, способствует повышению интереса к предмету, формирует общекультурные и коммуникативные компетенции. Очень важно отметить, что ИКТ позволяют использовать ресурсы сети Интернет. Интернет-технологии на уроке могут рассматриваться как источник дополнительной информации по предмету, инструмент исследования, способ самоорганизации и самообразования, возможность личностно-ориентированного подхода. Но при этом не следует забывать, что учитель должен руководить своими учениками в их путешествии по сети. Формирование когнитивных компетенций на уроках кубановедения Формирование познавательных интересов - это один из важнейших методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках курса «Кубановедение». Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Процесс формирования общих приемов познавательной активности учащихся на уроках курса «Кубановедения» должен быть направлен на постоянное стремлением к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения учащихся к курсу «Кубановедение». Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса учащихся к изучению курса «Кубановедение». Каковы же пути осуществления этой задачи? Прежде всего, интерес учащихся на уроках курса «Кубановедение» возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Чаще всего учащиеся испытывают удивление, когда узнают историю происхождения названий улиц, тех или иных терминов, событий, фактов о своей малой родине, о крае. Удивление побуждает ученика как можно больше и быстрее получить информацию о предмете его интереса. В целом, познавательный интерес учащихся к курсу «Кубановедение» как к предмету должен носить поисковый и исследовательский характер. Под его влиянием у учащихся постоянно возникают вопросы, ответы на которые они сами постоянно и активно ищут. При этом поисковая и исследовательская деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Кроме того, во время выполнения письменных сообщений и реферативных работ по курсу «Кубановедение» ученик делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой, приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации. Итогом активизации процессов познавательной деятельности является участие учащихся в научных и научно-практических районных, краевых конференциях.Активизация творческой деятельности на уроках кубановедения Виды экспериментальной деятельности педагога по созданию дидактических материалов по кубановедению.Без активизации творческой деятельности учащихся на уроках кубановедения нельзя восстановить живую связующую нить между поколениями, невозможно возродить этническую систему нравственных ценностей и воспитать высокодуховного гражданина общества. Активизация творческой деятельности учащихся на уроках кубановедения предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач, стоящих перед учителем кубановедения. Самостоятельное творчество детей на уроках курса и внеурочная деятельность (поисковая, исследовательская, музейная) способствует процессу развития творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Методы активизации творческой деятельности призваны будить детское внимание и воображение, способствовать зарождению любви к истории, литературе, культуре, экологии Краснодарского края в целом и к своей малой родине в частности. Активизация творческой самореализации и творческой деятельности учащихся зависит в первую очередь от подготовленности к этой работе самого учителя, от уровня его собственного творческого развития, теоретической подготовки, профессионального опыта. В этой связи необходимо перечислить виды экспериментальной деятельности педагога по созданию дидактических материалов по кубановедению:
Разработка и апробация дидактических материалов к разделам и темам предмета (опорная схема, обучающая таблица, картограмма, текстограмма, карточка-помощник, задания для самопроверки: блиц-опросы, тест-опросы, задания для самостоятельной письменной работы, интересные сведения, история Кубани в лицах, запомни эти даты).
Создание мультимедийных презентаций к темам уроков и в рамках внеурочной деятельности («Кубанские земли и Причерноморье в эпоху каменного века», «Хазарский каганат», «Проникновение итальянского купечества в Причерноморье и Приазовье», «Адыги и ногайцы», «Казаки-некрасовцы на Кубани», «Переселение черноморских казаков на Кубань», «Декабристы на Кубани», «Кавказская война», «Образование и развитие Кубанской области и Черноморской губернии», «Кубань в годы Великой Отечественной войны», «Битва за Кавка», «Рекреационные ресурсы Кубани», «Население Краснодарского края», «Селекционеры Кубани», «…И помнит мир спасенный», «Сирень 1945 года», «Моя Атамань», «Екатерина - Великая судьба», «Архитектурные жемчужины города Екатеринодара», «Мы – за мир на Северном Кавказе», «Навстречу Олимпиаде: Сочи-2014», «Святочные обряды и зимние праздники Кубани», «Обучение навыкам оформления исследовательских работ» и др.). Вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность.
Использование нестандартных форм и методов проведения занятий на уроках кубановедения (применение элементов музейной педагогики (проведение экскурсий, посещение районного и краевого музеев, музейные уроки в школьном музее). Среди разнообразных творческих заданий в ходе подготовки к проведению урока-экскурсии можно назвать следующие: мини-спектакли, инсценировки, выразительное произнесение текста сценария экскурсии; поиски вариантов речевого интонирования текста, соответствующего ситуации и образному строю разучиваемого материала; перенос приемов фольклорно-речевого опыта на различные формы диалектных словообразований; активное включение участников сценария в игровые ситуации и диалоги; сопоставление целого текста сценария и части отдельных фраз на основе логического постижения сути происходящего; уроки прикладного мастерства.
Использование методов активного обучения на уроках кубановедения (эвристических бесед, интеллектуальных игр, краеведческих викторин, составление кроссвордов, выполнение творческих заданий).
Данные виды учебной деятельности способствуют развитию у учащихся устойчивого интереса к предмету кубановедение, формируют общеучебные умения и навыки, расширяют горизонты исследовательской деятельности, определяют концепцию взаимопроникновения урочной и внеурочной сред единого образовательного пространства. Содействие взаимопроникновению урочной и внеурочной сред единого образовательного пространства.
Очень важно проводить неделю кубановедения масштабно, включая в неё различные акции и участия в социальных проектах (Ярмарки, создание на собственные средства «Кубанского подворья», закладка аллей и благоустройство пришкольных участков, установка памятника учителям-ветеранам ВОВ, памятника герою России – выпускнику нашей школы Туркину А.А. и многое другое).
Всё это позволит воспитать и вложить самое ценное в наших детей. Вооружит их не только знаниями, но и умениями и навыками, которыми они в полной мере воспользуются в дальнейшей взрослой жизни. Закончить своё выступление я хочу словами Жака Делора «Образование: скрытое сокровище». Нм ли это не знать!
А в дальнейшей программе нашего семинара мы хотим показать эти нестандартные формы с элементами творчества, которые так оживляют и качественно улучшают результаты учебного процесса.