Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-логопедической работы для детей с ОНР в старшей логопедической группе


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на Педагогическом совете Заведующий МБДОУ г. Керчи РК
протокол№ ____ «Детский сад комбинированного от «___»_________20___г. вида №53 «Звоночек»
___________________С. А. Давиденко
Приказ №______
От «___» _____________20___г.
Рабочая программа
учителя-логопеда
коррекционно-логопедической работы
для детей с общим недоразвитием речи
в старшей логопедической группе
Муниципальногобюджетного дошкольного образовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №53 «Звоночек»
Автор-разработчик:
Ж. В. Парфёнова, учитель-логопед

г. Керчь
2016 год
Содержание
1. Целевой раздел 3
1.1 Пояснительная записка 3
1.2 Цель и задачи программы 5
1.3 Целевые ориентиры усвоения обучающимися рабочей программы 5
2. Содержательный раздел 7
Подготовительный этап 2.1 Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений 7
2.2 Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики. 7
2.3 Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. 8
2.4 Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур. 8
2.5 Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в работе с детьми, страдающими дизартрией). 9
Основной этап 2.6 Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи 9
2.7 Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи. 10
2.8 Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи. 10
2.9 Формирование синтаксической структуры предложения. 12
2.10 Формирование связной речи. 12
2.11 Коррекция нарушений фонетической стороны речи. 12
2.12 Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций. 13
3. Организационный раздел 14
3.1 Условия реализации программы 14
3.2 Информационно-методическое обеспечение рабочей программы. 15
3.3  Материально-технические средства 17
4. Приложение 18
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа (далее РП) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе «Адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (под ред. проф. Л.В. Лопатиной).
С 1 сентября 2016 года в группу решением ПМПК г.Керчи зачислено 13 детей. В результате обследования состояния речи в диагностический период уточнены логопедические заключения. В группе: ОНР 1 уровня развития речи____, 2 уровня развития речи ___детей, ОНР 3 уровня развития речи ____ детей.
По результатам диагностики была составлена РП образования детей с общим недоразвитием речи (2, 3 уровень речевого развития) 5-6 лет.
Характеристика детей со вторым уровнем речевого развития
Пассивный словарь ниже возрастной нормы. Часто не понимают вопросительные конструкции, не различают грамматические формы. Испытывают затруднения в различении предлогов.
В активной речи дети пользуются простой фразой. Фраза аграмматичная, неразвёрнутая, структурно нарушенная; активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные; предлоги употребляются редко.
Словарный запас значительно отстаёт от возрастной нормы: выявлено незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детёнышей, одежды, мебели, профессий… Словарь преимущественно обиходный.
Имеются пробелы в назывании цвета предмета, формы, размера.
Отмечаются затруднения в воспроизведении звукослоговой структуры в виде перестановки слогов, звуков, замен и уподоблений слогов.
Выявлены грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций: ошибки словообразования и словоизменения. Имеются трудности при пользовании предложными конструкциями в виде пропусков, замен  предлогов. Чаще всего используют предложения простой конструкции, состоящие из 2 – 4 слов.
Связные высказывания преимущественно короткие, часто состоят из отдельных фраз, логически не связанных друг с другом.
Звукопроизношение у детей значительно нарушено. Выявлены полиморфные нарушения звукопроизношения. Гласные артикулируются неотчетливо. Отмечаются нестойкие замены, смешения звуков. Отмечается диссоциация между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением  в спонтанной речи. Обнаруживается их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом
Характеристика детей с третьим уровнем речевого развития
На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов.  В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. При употреблении простых предлогов дети допускают большое количество ошибок и почти не используют сложные предлоги.
Отмечается незнание и неточное употребление некоторых слов детьми: слова могут заменяться другими, обозначающими сходный предмет или действие (кресло — диван, вязать — плести) или близкими по звуковому составу (смола — зола).
Словарный запас детей ограничен. Замены слов происходят как по смысловому, так и по звуковому признаку.
Недостаточно сформированы грамматические формы. Большое количество ошибок допускается при словоизменении. Словообразование у детей сформировано недостаточно. Часто словообразование заменяется словоизменением (снег — снеги).
В активной речи дети используют преимущественно простыв предложения. Во фразовой речи детей обнаруживаются отдельные аграмматизмы, часто отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и причинно-следственные отношения.
У большинства детей имеются недостатки произношения звуков и нарушения звукослоговой структуры слова, что создает значительные трудности в овладении детьми звуковым анализом и синтезом.
Дефекты звукопроизношения проявляются в затруднениях при различении сходных фонем.
Дети пользуются полной слоговой структурой слов. Редко наблюдаются перестановки звуков, слогов (колбаса — кобалса). Подобные нарушения проявляются главным образом при воспроизведении незнакомых и сложных по звукослоговой структуре слов.
Понимание обиходной речи детьми в основном хорошее, иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, недифференцированность грамматических форм.
Возникают ошибки в понимании речи, связанные с недостаточным различением форм числа, рода и падежа существительны и прилагательных, временных форм глагола, оттенков значений однокоренных слов, а также тех выражений, которые отражают причинно-следственные, временные, пространственные отношения.
1.2. Цель программы  - создание благоприятных условий для эффективного планирования и организации коррекционно-логопедического процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС.
Задачи:
- развивать произвольность мыслительной деятельности детей и формировать её основные компоненты;
- способствовать развитию у детей заинтересованности в деятельности, накоплению знаний, достаточных для решения поставленных задач, формированию навыка самоконтроля; поддерживать положительное эмоциональное состояние детей в течение всего занятия;
- совершенствовать кинестетическую и кинетическую основы движений детей в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;
- расширять возможности понимания детьми речи параллельно с расширением их представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности;
- обогащать предметный (существительные), предикативны (глаголы) и адъективный (прилагательные) словарь импрессивной и экспрессивной речи в ономасиологическом (обращается внимание на названия объектов) и семасиологическом (обращает внимание на семантику слова) аспектах;
- формировать грамматические стереотипы словоизменения и словообразования в импрессивной и экспрессивной речи;
- формировать синтаксические стереотипы и работать н усвоением синтаксических связей в составе предложения;
- расширять возможности участия детей в диалоге, формировать их монологическую речь;
- учить детей включать в повествование элементы описания действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, соблюдая последовательность рас
сказывания;
- осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;
- создавать благоприятные условия для последующего формирования функций фонематической системы;
- осуществлять коррекцию нарушений фонетической сторон речи, развивать фонематические процессы.
1.3 Целевые ориентиры усвоения обучающимися рабочей программы
Ребенок:
- понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств;
- усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах, явлениях окружающего мира;
- умеет подбирать слова с противоположным значением;
- использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
- различает словообразовательные модели и грамматические формы  слов в импрессивной речи;
- правильно использует общеупотребляемые грамматические формы слов, продуктивные словообразовательные модели;
- умеет строить простые распространённые предложения, предложения с однородными членами;
- использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными союзами;
- пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ;
- составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), по алгоритму;
- составляет небольшие рассказы по картинке, по серии картинок, из личного опыта;
- различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки;
- владеет простыми формами фонематического анализа, фонематическим синтезом, простым слоговым анализом;
- использует различные виды интонационных конструкций.
2. Содержательный раздел
Подготовительный этап
2.1 Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.
Закрепление представлений об объемных и плоскостных геометрических фигурах и формах предметов. Формирование новых представлений об объемных и плоскостных фигурах и формах предметов (овал, прямоугольник, овальный, прямоугольный).  Совершенствование стереогноза. Обозначение форм геометрических фигур и предметов словом.
Закрепление названий, усвоенных ранее величин и их параметров. Сравнение предметов по величине. Обозначение величины и ее параметров словом.
Закрепление основных цветов. Освоение оттенков новых цветов (розовый, голубой, коричневый, оранжевый). Обозначение цвета предмета словом.
Обучение классификации предметов и их объединению.
Обучение определению пространственных отношений (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади). Выделение ведущей руки и ориентировка в схеме собственного тела. Обучение определению расположения предмета по отношению к себе, ориентировке на плоскости.
Совершенствование умения слушать и ориентироваться в звуках окружающего мира, различать звуки по силе и высоте.
Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения: запоминание и воспроизведение последовательности и количества предметов (пять-шесть), картинок, геометрических фигур, различных по цвету, величине и форме; запоминание и воспроизведение ряда неречевых звуков (три-четыре), слов (четыре-шесть), объединенных по тематическому принципу и случайных.
2.2 Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики.
Обучение точному выполнению двигательной программы. Развитие основных качеств движения: объема, точности, темпа, активности, координации.
Развитие кинестетической организации движений пальцев рук на основе зрительного восприятия (по подражанию) и самостоятельно (по словесной инструкции).
Формирование кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентаций движений пальцев рук.
Объединение, обобщение последовательных импульсов в единый организованный во времени двигательный стереотип («шнуровка», складывание фигурок из палочек по образцу и по памяти, штриховка).
Подготовка артикуляторного аппарата к формированию правильного звукопроизношения с помощью специальных методов.
Формирование кинестетической основы артикуляторных движений. Развитие двигательно-кинестетической обратной связи путем уточнения положения различных артикуляторных органов во время артикулирования правильно произносимых звуков.
Формирование нормативных артикуляторных укладов звуков в процессе нахождения и удержания необходимой артикуляторной позы (специальные комплексы артикуляторной гимнастики).
Формирование кинетической основы артикуляторных движений в процессе развития орального праксиса при выполнении последовательно организованных движений (специальные комплексы артикуляторной гимнастики).
Развитие движений мимической мускулатуры по подражанию и словесной инструкции (зажмурить глаза, надуть щеки, поднять и нахмурить брови).
2.3. Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Развитие произвольности мыслительных операций (умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец).
Обучение решению задач, опираясь на образные представления о предметах.
Формирование основы словесно-логического мышления.
Развитие основных компонентов мыслительной деятельности.
Развитие операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации (формирование умения выражать результат словом), способности устанавливать закономерности на основе зрительного и мыслительного анализа.
Формирование наглядно-образных представлений, обучение воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей (составление целого из частей и т. д.).
Развитие способности на основе анализа ситуации устанавливать причинно- следственные зависимости, делать обобщения («Последовательные картинки», «Времена года»).
Формирование умения составлять рассказ по серии последовательных картинок, вербально обосновав свое решение.
Формирование способности к активной поисковой деятельности.
2.4. Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур.
Обучение восприятию, оценке ритмов и их воспроизведению по образцу и по словесной инструкции (до пяти ритмических сигналов://; ///; ////).Обучение восприятию и оценке неакцентированных ритмических структур, разделенных длинными и короткими паузами, и их воспроизведению по образцу и по словесной инструкции (// //; / //; // /; III /)•
2.5. Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в работе с детьми с дизартрией).
Обучение распознаванию звуков речи, развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование четкого слухового образа звука).
Обучение умению правильно слушать и слышать речевой материал. Создание благоприятных условий для последующего формирования фонематических функций.
Основной этап
2.6. Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи.
Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.
Увеличение объема и уточнение предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности.
Усвоение бытового словаря (в соответствии с лексическими темами), эмоционально-оценочной лексики, лексики, обозначающей время, пространство, количество.
Совершенствование понимания вопросов косвенных падежей существительных.
Дифференциация в импрессивной речи форм существительных единственного и множественного числа мужского, женского и среднего рода («Покажи, где гриб, где грибы», «Покажи, где слива, где сливы», «Покажи, где окно, где окна», «Покажи, где зеркало, где зеркала»).Дифференциация в импрессивной речи глаголов в форме единственного и множественного числа прошедшего времени («Покажи, кто шел, кто шли», «Покажи, кто рисовал, кто рисовали»), Обучение пониманию значений глаголов совершенного и несовершенного вида («Покажи, где малыш рисует ракету, где малыш нарисовал ракету», «Покажи, где девочка поливает цветы, где девочка полила цветы»).
Дифференциация в импрессивной речи глаголов прошедшего времени по родам: мужской, женский и средний род: «Покажи, кто спал» (мальчик), «Покажи, кто спала» (девочка), «Покажи, кто упал» (дедушка), «Покажи, кто упала» (бабушка), «Покажи, что упало» (дерево).Дифференциация в импрессивной речи грамматических форм прилагательных: «Покажи то, про что можно сказать большой (большая, большое, большие)», «Покажи то, про что можно сказать голубой (голубая, голубое, голубые)».Совершенствование понимания предложных конструкций с предлогами в, из, на, под, за, у, с, около, перед, от, к, по, из-под, из-за (по картинкам).Обучение различению предлогов    в — из, над — под, к — от, на — с.Совершенствование навыков понимания значения продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ик, -ок, -чик, -к-, -очк-, -ечк).
Формирование понимания значения менее продук-тивных суффиксов -оньк-еньк-, -онок, -енок, -ышек, -ышк-, -ушк-, -шик-).
Формирование понимания значения приставок:в-, вы-, при-, на- и их различения (в — вы, на — вы, вы —при).
Совершенствование навыков понимания вопросов по сюжетной картинке, по прочитанной сказке, рассказу.
2.7. Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи.
Расширение словаря экспрессивной речи, уточнение значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств (цвет, форма, величина, вкус).Введение в лексикон детей слов, обозначающих элементарные понятия, выделенные на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам, а также слов, выражающих видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота).Закрепление в словаре экспрессивной речи детей числительных один, два, три, четыре, пять.
Формирование ономасиологического (обращается внимание на названия объектов: «Как называется это?») и семасиологического (обращается внимание на семантику слова: «Что значит это слово?») аспектов лексического строя экспрессивной речи.Обучение умению осознанно использовать слова в соответствии с контекстом высказывания.
2.8. Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи.
Формирование навыков правильного употребления форм единственного и множественного числа существительных мужского и женского рода в именительном падеже с окончаниями-ы (шар — шары), -и (кошка — кошки), -а (дом — дома), форм единственного и множественного числа среднего рода в именительном падеже с окончанием -а (зеркало — зеркала, окно — окна).
Формирование навыков правильного изменения существительных мужского и женского рода единственного числа по падежам (без предлогов).
Обучение изменению существительных мужского и женского рода единственного числа по падежам с предлогами.
Обучение изменению существительных среднего рода единственного числа по падежам без предлогов.
Обучение изменению одушевленных и неодушевленных существительных мужского, женского рода и существительных среднего рода множественного числа по падежам.
Формирование навыков правильного употребления глаголов в форме повелительного наклонения 2-го лица единственного числа настоящего времени, глаголов в форме изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени, форм рода и числа глаголов прошедшего времени.
Обучение правильному употреблению глаголов совершенного и несовершенного вида.
Формирование навыков правильного согласования прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном и косвенных падежах. Обучение согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода множественного числа в именительном и косвенных падежах.
Обучение согласованию прилагательных с существительными среднего рода единственного и множественного числа в именительном и косвенных падежах.
Обучение правильному употреблению словосочетаний: количественное числительное(два и пять) и существительное.
Формирование навыков правильного употребления предложных конструкций с предлогами (в, из, на, под, за, у, с, около, перед, от, к, по, из-под, из-за) и навыка различения предлогом (в — из, на — под, к — от, на — с)Формирование навыков правильного употребления словообразовательных моделей:
— существительных, образованных с помощью продуктивных и менее продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксом(-ик, -ок, -чик, -к-, -очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-, -онок, -енок, -ышек, -ышк-, -ушк-, -юшк-, -ишк-);
— звукоподражательных глаголов;
— глаголов, образованных от существительных;
— глаголов, образованных с помощью приставок (в-, вы-, на-, при-);
— притяжательных прилагательных, образованных с помощью продуктивного суффикса-ин- (мамина кофта) и спомощью менее продуктивного суффикса -и- без чередования (лисий, рыбий);
— относительных прилагательных с суффиксами:-ое-, -ев-, -н-, -ан-, -енн- (шерстяной, банановый, грушевый, соломенный, железный);
Совершенствование навыка самостоятельного употребления отработанных грамматических форм слова и словообразовательных моделей.
2.9. Формирование синтаксической структуры предложения.
Развитие умения правильно строить простые распространенные предложения, согласовывать слова в предложении.
Обучение распространению предложений за счет однородных членов (по картинкам и вопросам).
Обучение употреблению простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с использованием сочинительных союзов   а, но, и
2.10. Формирование связной речи.
Целенаправленное обучение диалогической речи в специально организованных коммуникативных ситуациях (в беседе, при выполнении поручений, в процессе использования настольно-печатных игр и т. д.).
Обучение пересказу хорошо знакомых  сказок и рассказов.
Обучение самостоятельному составлению описательных рассказов (по игрушке, по картинке).
Обучение составлению повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок (по вопросам, по образцу и по плану, самостоятельно).
Обучение составлению рассказа из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные дни и т. д.).
2.11. Коррекция нарушений фонетической стороны речи.  
Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза (губных, губно-зубных, заднеязычных, переднеязычных [Т], [Т'], [Д], [Д'], [Н], [Н']) (в работе с детьми, страдающими дизартрией, в случае дефектного произнесения этих звуков — формирование правильного артикуляторного уклада и закрепление этих звуков в различном фонетическом контексте).Формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении согласных звуков позднего онтогенеза, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях (свистящие, шипящие, сонорные звуки).
Формирование умения осуществлять слуховую и слухопроизносительную дифференциацию не нарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем — звуков, в отношении которых проводилась коррекционная работа.
Развитие простых форм фонематического анализа: определение наличия/отсутствия заданного звука в слове, определение позиции звука в слове (начало – середина – конец), определение последнего и первого звуков в слове (гласного, согласного), выделение гласного звука из односложных слов.
Обучение фонематическому анализу и синтезу звукосочетаний (типа:АУ, УАИ) и слов (типа: мы, ум, мак, ива, луна) с учетом поэтапного формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину).
Формирование фонематических представлений (подбор картинок, слов на заданный звук).
Обучение правильному воспроизведению звукослоговой структуры слов (предъявляемых изолированно и в контексте): двухсложных без стечения согласных (мука, мячик); трехсложных слов без стечения согласных (машина, котенок); односложных слов со стечением согласных (лист, стул); двухсложных слов со стечением согласных в начале слова (кроты, клубок), в середине слова (ведро, полка), в конце слова (радость, жалость); трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (крапива, светофор), в середине слова (конфета, калитка).
Формирование общих представлений о выразительности речи. Ознакомление с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонаций средствами их выражения и способами обозначения с последующей дифференциацией интонационных структур предложений  импрессивной речи.
Обучение правильному использованию и дифференциации различных интонационных структур в экспрессивной речи.
2.12. Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций.
Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений. Отработка (бъема, силы, точности, координации произвольных артикуляторных движений. Формирование двигательной программы в процессе произвольного переключения от одного артикуляторного элемента к другому.
Формирование  и закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания. Формирование речевого дыхания. Обучение умению  выполнять спокойный, короткий вдох (не надувая шеки, не подними плеч) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения и с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных [Ф], [X], [С], |Ш], [Щ], слогов с согласными звуками). Постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении слов (сначала малослоговых, затем многослоговых, сначала с ударением на первый слог, затем с изменением места ударения). Постепенное удлинение речевого выдоха при распространении фразы (Птицы. Птицы летят. Птицы летят высоко. Птицы летят высоко в небе).Развитие основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр) в специальных  голосовых упражнениях  Формирование мягкой атаки голоса.

3. Организационный раздел
3.1 Условия реализации программы
 Образовательная деятельность с детьми рассчитана на пятидневную рабочую неделю. Продолжительность учебного года с 1 сентября по 30 мая. Первые три недели в году отводятся на диагностику  (с использованием диагностической методики, разработанной Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломахой). В конце сентября специалистами, работающими с детьми группы, проводится медико-психолого-педагогическое совещание, на котором обсуждаются результаты диагностики и утверждается оптимальная  логопедическая и общеразвивающая программа работы для всей  группы и для каждого ребёнка.
В старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи с последней недели сентября по май (включительно) логопед проводит ежедневно подгрупповые и индивидуальные занятия.
Подгрупповые занятия проводятся 4 раза в неделю (понедельник, вторник, четверг, пятница). Группа детей делится на 3 подгруппы по 4-5 человек (в зависимости от структуры речевого нарушения).  Продолжительность занятия 20 минут.
В среду логопед проводит только индивидуальные занятия с детьми и консультирование родителей во второй половине дня.
В середине учебного года (декабрь) и в конце учебного года (май) организуются недельные каникулы, во время которых проводят образовательную деятельность только эстетически-оздоровительного цикла и индивидуальные занятия со специалистами.
В июне групповые коррекционно-развивающие занятия не проводятся. Учитель-логопед проводит только индивидуальные занятия с детьми.
Примерное расписание работы логопеда
9.00 – 9.20 -- 1-е подгрупповое занятие
9.30 – 9.50 -- 2-е подгрупповое занятие
10.00 – 12.30 -- Индивидуальная работа с детьми,
совместная деятельность с другими специалистами.
12.40 – 13.00 -- Участие логопеда в режимных моментах.

3.2. Информационно-методическое обеспечение рабочей программы
Для реализации задач программы используются следующие методические пособия и дидактические материалы.
1) Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи /Под ред. Л.В. Лопатиной. – С-Пб, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2014
2) Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.
3) Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 4 до 7 лет. Издание 3-е переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – С-Петербург, 2014.
4) Богомолова А.И. Логопедическое пособие для детей. – С-Пб, 1994.
5) Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Весна» для детей с ОНР. – М., Гном и Д, 2001
6) Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Весна» для детей с ОНР. – М., Гном и Д, 2001
7)Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Зима» для детей с ОНР. – М., Гном и Д, 2001
8)Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Зима» для детей с ОНР. – М., Гном и Д, 2001
9) Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. М., ТЦ Сфера, 2009.
10) Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Форнимирование слоговой структуры слова. Логопедические задания. М., ТЦ Сфера, 2007.
11 )Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – С-Пб, 2013.
12) Логопедия / сост.: Г.Г. Голубева, В.И. Липакова, Е.А. Логинова, Л.В. Лопатина. – М., 2005.
13) Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – С-Пб.: Союз, 2005.
14) Лопухина И.С.  Коррекция речи у дошкольников. (Игры, загадки, скороговорки, стихи, считалки). – СПб, 1994.
15) Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Пособие для логопедов. – М., ВЛАДОС, 2003.
16) Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание  и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. – М., 2009.
17) Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2004.
18) Хватцев М. Е. Логопедия: Работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. М., Дельта, 1996.
3.3. Материально-технические средства.
1. Настенное зеркало для логопедических занятий.
2. Зеркала для индивидуальной работы.
3. Шкафы для пособий.
4. Стол письменный канцелярский с тумбой.
5. Стул взрослый.
6. Стол детский (для подгрупповых занятий) (4 шт.) .7. Стулья детские (8 штук).
8. Магнитная доска и комплект материала к ней.
9. Дидактический материал для обследования речи ребенка.
10. Одноразовые вспомогательные средства для постановки звуков (зонды логопедические, ват.палочки, коктейльные палочки, деревянные пищевые палочки и пр.)
11. Игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, выработки сильной центральной воздушной струи.
12. Картотеки игр, картинок,  лексического материала для автоматизации, дифференциации звуков.
13. Игрушки шумовые (погремушки, барабан, телефон, дудочка, гитара).
14.Настольные дидактические игры для развития фонематических процессов.
15. Символы для обозначения звуков, составления схем слов.
16. Алфавит настенный.
17. Символы для обозначения слов, составления схем предложений.
18. Мягкие, резиновые, пластмассовые игрушки (по лексическим темам).
19. Игрушки-персонажи (стимульный материал).
20. Картотека предметных картинок (в папках по номерам).
21. Картотека картинок по лексическим темам.
22. Картотека  сюжетных картинок.
23. Настольные игры лексико-грамматического содержания.
24. Настольные дидактические игры дляразвитие связной речи.
25. Игрушки для театрализации.
26. Детские книги с произведениями для развития связной речи
27. Настольные игры для развития психических процессов.
29. Игры и игрушки для развития мелкой моторики (конструкторы, мозаики, шнуровки, пазлы, …).30. Специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики (массажные кольца, спирали, массажные мячики).
31. Счетные палочки.
38. Цветные фломастеры.

4. Приложение
Перспективный план
коррекционно-образовательной
работы в группе для детей с общим недоразвитием речи старшего возраста
Обследование детей (2-3 недели сентября)
Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
Выявление структуры и механизмов речевых нарушений.
Заполнение речевых карт на каждого ребёнка.
I период обучения (4 неделя сентября, октябрь, ноябрь, декабрь)
Развитие общеречевых навыков
Вырабатывать у детей чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.
Обучать детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плеч), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёк).
Работать над постановкой диафрагмального дыхания.
Развивать умение пользоваться в речи мягкой атакой голоса. Вырабатывать  у детей умения пользоваться громким и тихим голосом, шёпотной речью.
Развивать тембровую окраску голоса, высоту тона в играх со звукоподражаниями, в играх-драматизациях.
Работа над звукопроизношением
Уточнять произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков.
Подготовить  артикуляционный аппарат к постановке нарушенных звуков.
Формировать навык нормативного произношения неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (с учётом индивидуальных нарушений детей).
Развитие фонематических процессов
Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звуки природы, звучащие игрушки, хлопки).
Формировать понятие «ЗВУК».
Познакомить  со звуками /А/, /У/, /И/, /О/ и понятием «ГЛАСНЫЙ ЗВУК».
Познакомить со звуками /М/, /Н /, /П/, /Т/ и понятием «СОГЛАСНЫЙ ЗВУК».
Работать над дифференциацией звуков по признаку «звонкий» - «глухой».
Работать над выделением звуков из ряда звуков.
Развивать умение выделять первый звук из слова, придумывать слова на заданный звук.
Обучать звуковому анализу, составлению схем звукосочетаний /АУ/, /УА/, /ИА/.
Развивать навык звукового анализа, синтеза обратных слогов, тренировать в составлении их схем.
Развитие грамматического строя речи
(по лексическим темам I периода обучения)
Работать над преобразованием существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.
Работать над согласованием глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт – яблоки растут).
Работать над согласованием существительных с притяжательными местоимениями:мой, моя, моё, мои.
Работать над согласованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты».
Отрабатывать падежные окончания имён существительных единственного числа.
Развитие мелкой моторики
Заниматься обведением по линиям, обведением по трафаретам, закрашиванием, штриховкой (по лексическим темам I периода).
Составлять фигуры, узоры из элементов (по образцу).
Работать со шнуровкой и мелкой мозаикой.
Развивать навык печатания по клеткам палочек, фигур по образцу.
II период обучения (январь, февраль, март)
Развитие общих речевых навыков
Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.
Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.
Работа над звукопроизношением
Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи звуков (индивидуальная работа).
Заниматься автоматизацией и дифференциацией поставленных звуков.
Развитие фонематических процессов
    1.  Познакомить со звуками: /К/-/Кь/, /Д/-/Дь/, /Г/-/Г ь/, /Х/-/Хь/, /Б/-/Бь/, /В/-/Вь/,/Ы/.
      2. Ввести понятие «твёрдый» и «мягкий» звук. Обучать дифференциации звуков по этому признаку (в изолированном положении).
 3. Работать над определением наличия звука в ряде звуков, в слогах, в слове («Хлопни в ладоши, если есть этот звук в слове» - на материале изученных звуков.4. Закреплять навык фонематического  анализа, синтеза обратных слогов.
5. Развивать навык фонематического анализа, синтеза прямых открытых слогов.
     6. Тренировать в выделении гласных звуков в начале слова, в конце (в ударном положении), в трёхзвуковых словах (типа «мак»).
7. Развивать навык фонематического анализа, синтеза слов типа «мак».
8. Закреплять навык дифференциации звуков по звонкости-глухости.
Развитие грамматического строя речи
(по лексическим темам II периода обучения)
Закреплять употребление падежных окончаний существительных единственного числа.
Закреплять употребление окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.
Работать над согласованием прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Развивать навык правильного практического употребления простых предлогов: на, в, под, за, над.
Работать над образованием притяжательных прилагательных по темам «Домашние животные», над образованием относительных прилагательных по темам II периода обучения.
Работать над образованием глаголов движения с приставками.
Работать над согласованием числительных два и  пять с существительными.
Развитие мелкой моторики
Заниматься пальчиковой гимнастикой, включать элементы самомассажа кистей.
Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради.
Составлять фигуры, узоры из элементов (по образцу).
Работать со шнуровкой и мелкой мозаикой.
Развивать навык печатания по клеткам палочек, фигур по образцу.
Развивать навык печатания по клеткам букв.
Заниматься выкладыванием букв из палочек, мозаики, мелких предметов.
III период обучения (апрель, май, июнь)
Развитие общих речевых навыков
Продолжить работу над речевым дыханием.
Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.
Работа над звукопроизношением
Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи звуков (индивидуальная работа).
Заниматься автоматизацией и дифференциацией поставленных звуков.
Развитие фонематических процессов
Познакомить со звуками /Ф/, /Фь/, _С/, /Сь/, /З/, /Зь/.
Закреплять умение дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости в изолированном положении, в слогах, в словах.
Закреплять навык дифференциации звуков по звонкости-глухости.
Продолжать работать над определением наличия звука в ряде звуков, в слогах, в слове («Хлопни в ладоши, если есть этот звук в слове» - на материале изученных звуков.Закреплять навык звукового анализа, синтеза прямых, обратных слогов, тренировать в составлении их схем.
Развивать навык фонематического анализа, синтеза, составления схем трёхзвуковых слов (ива, осы, уха, мак, кот и др.)
Развитие грамматического строя речи
(по лексическим темам III периода обучения)
Закреплять употребление падежных окончаний существительных единственного и множественного числа.
Продолжать работать над согласованием прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Закреплять навык правильного практического употребления простых предлогов: на, в, под, над, за, у, к, с, по.Закреплять навыки образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.
Продолжать работать над согласованием числительных два и  пять с существительными.
Развитие мелкой моторики
Продолжать заниматься пальчиковой гимнастикой, включая элементы самомассажа кистей.
Усложнить работу с карандашом.
Усложнить работу над конструктивнымпраксисом.
Развивать навык печатания по клеткам палочек, фигур по образцу.