Текст выступления на тему Методические приёмы активизации познавательной деятельности выпускников при повторении темы Простое осложнённое предложение.


Методические приёмы для активизации учебно-познавательной деятельности выпускников при повторении темы «Простое осложнённое предложение».
Выступление учителя русского языка и литературы МБОУ ООШ п. Осаново - Дубовое Андреевой Л.А. на заседании РМО учителей русского языка и литературы 18 марта 2014 г.
Несколько слов об активизации познавательной деятельности
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
отстаивать свое мнение;
принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
рецензировать ответы товарищей;
оценивать ответы и письменные работы товарищей;
заниматься обучением отстающих;
объяснять более слабым учащимся непонятные места;
самостоятельно выбирать посильное задание;
находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
В учебном процессе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию применения активных форм обучения.
Активизация познавательной деятельности учащихся должна пониматься не как усиление деятельности, а как мобилизация преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.
В качестве средств активизации учения школьников выступают: учебное содержание, формы, методы и приемы обучения.
Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность учеников в познавательной деятельности, а их активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности.
Активизация учения - это прежде всего организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем.
Проблема – это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности.
Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера.
Признаки, характеризующие самостоятельную работу:
наличие цели самостоятельной работы;
наличие конкретного задания;
четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы;
определение формы проверки результата самостоятельной работы;
обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание.
Основные требования к содержательно-логической (внутренней) стороне самостоятельной работы:
содержание заданий должно строго соответствовать конкретным дидактическим целям обучения и воспитания;
содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить учебно-познавательную деятельность всех степеней познавательной самостоятельности;
в работах должны использоваться все возможности для введения вариативных заданий, которые обеспечивают максимально успешное протекание самостоятельных работ каждого ученика.
Методические приёмы активизации познавательной деятельности выпускников при повторении темы «Простое осложнённое предложение»
Тема «Простое осложнённое предложение» является одной из самых трудных для учащихся, а также она занимает важное место среди тех знаний, которые необходимы не только для прохождения итоговой аттестации за курс основной и средней школы, но и для практической грамотности в повседневной жизни.
При изучении, закреплении и повторении данной темы я использую как традиционные, так и новые методические приёмы, способствующие активизации познавательной деятельности и повышению компетентности учащихся.
На уроках комплексного повторения провожу с учащимися фронтальную беседу, сопровождающуюся заполнением таблиц, составлением схем, кластеров, например:
– Чем может быть осложнено простое предложение?
Однородными членами.
Обращением.
Прямой речью.
Причастным оборотом.
Деепричастным оборотом.
Простое предложение осложняется

Обособленные члены предложения

Однородные члены предложения
 Отвечают на один и тот же вопрос.
 Относятся к одному и тому же слову.
 Являются одним и тем же членом предложения.
 Часто выражены одной частью речи.
 Связаны бессоюзной или союзной связью.
Работу с теоретическими вопросами чередую с творческими и практическими заданиями, предлагая в качестве опоры таблицы, памятки, алгоритмы:
Составление предложений с однородными и неоднородными определениями.
На слайде выведена таблица:
Цвет Размер Вкус Форма Материал
белый
синий
красный
зеленый
черный большой
маленький
огромный
крохотный
мелковатый сладкий
горький
кислый
соленый
пресный круглый
овальный
квадратный
продолговатый
прямоугольный деревянный
стеклянный
серебряный
шерстяной
ситцевый
– Составьте предложения (4–5), используя в каждом из них 2–3 определения из таблицы таким образом, чтобы они были неоднородные (I вариант) или однородные (II вариант). Как надо расставить знаки препинания? Устно зачитать предложения.
– Часто бывает трудно отличить однородное и неоднородное определения? Вот несколько способов разграничения.
Памятка
1. Между однородными определениями можно поставить союз «и»: На столе лежали красные, желтые, голубые ленты (красные и желтые).
2. Определения могут быть однородными, если объединены общим понятием: Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами (небо осеннее, невзрачное).
3. Определения однородные, если последующие поясняют первое: Раздался страшный, оглушительный удар грома.
4. Определения однородны, если одно из них имеет значение причины: Надвигался знойный, тяжелый день (тяжелый, потому что знойный).
5. Однородными являются определения, одно из которых одиночное, а второе выражено причастным оборотом: Нивы печальные, снегом покрытые.
Продолжить предложения так, чтобы союз и соединял однородные сказуемые и части сложного предложения; составить схемы полученных предложений.
1) Солнце встает из-за туч и ... .
2) Шумит по-весеннему вода и ... .
3) Вся окрестность вдруг изменяется и ... .
4) Солнце стоит высоко над головой и ... .
Работа по таблицам «Запятая при ОЧП».
1. Прочесть данные таблиц.
2. Перенести их в справочники.
3. Пояснить условные обозначения (ОЧП – однородные члены предложения; О – однородные члены предложения в схеме).
Запятая при ОЧП ставится
 При повторяющихся соединительных и разделительных союзах: и О, и О…; ни О, ни О…
 Перед одиночным противительным союзом: О, а О…
 При попарном соединении:
 Перед второй частью двойного союза: как … так и; не так … как; не только … но и; не столько … сколько; настолько … насколько; хотя и … но; если не … то и др.
 При бессоюзном соединении: О, О, О…
Запятая при ОЧП не ставится
 При одиночном соединительном или разделительном союзе: О и О…; О или О…
 Во фразеологическом обороте: и смех и горе; и стар и млад; и так и эдак; ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни то ни сё; ни богу свечка ни чёрту кочерга и др.
Коварный союз и.
Обратить внимание учащихся на многозначную природу союза и.
Работа по схеме (вписать запятые в те кружочки, где это необходимо, устно привести пример на каждый пункт схемы):

Отработка написания двойных союзов.
На доске записаны первые части двойных союзов или вторые.
Задание: дописать части союзов.
не только ________________
________________ так и
не так __________________
___________________ сколько
настолько_______________
хотя и_________________
если не________________
Практическая работа.
Задание: составить с каждым из двойных союзов предложение с однородными членами, подчеркнуть их, выделить союзы, составить схемы предложений.
Обобщающие слова при ОЧП
 Обозначают родовое понятие: стул, стол – мебель.
 Стоят в той же форме, что и ОЧП.
 Являются тем же членом предложения, что и ОЧП.
 Имеют обобщенный смысл.
 Могут иметь сопроводительные слова: все, всегда, везде и др.
 В схемах обозначаются .
Обобщающие слова при ОЧП и пунктуация при них

В зависимости от цели и содержания урока на разных этапах использую различные виды диктантов: графический, цифровой, выборочный, распределительный, объяснительный, творческий (с заменой синтаксических конструкций синонимичными, с включением заданных видов осложнения…)
Творческий диктант.
1. Перестройте предложение: однородные члены соедините союзами, указывающими на чередование признаков моря. Запишите его.
Море бывает ласковое, сердитое, вкрадчивое, разгневанное.
2. Запишите предложения, заменив в них соединительный союз и двойным сопоставительным союзом.
Сказки любят и дети, и взрослые. В этом году я собираюсь поехать в деревню летом или осенью.
3. Запишите предложение, соединив однородные члены попарно. В перестроенном предложении однородные члены соедините двойным сопоставительным союзом. Запишите это предложение.
В саду росли яблони, груши, вишни, сливы.
4. Придумайте к однородным членам обобщающее слово, поставьте его перед однородными членами. Запишите предложение.
Осина, ольха, березки еще голы.
5. Перестройте предложение так, чтобы перед однородными членами можно было поставить двоеточие. Запишите его.
В Западных Саянах встречаются такие редкие, исчезающие животные, как алтайский улар, красный волк, сибирский козерог, длиннохвостый хомячок.
6. Перестройте предложение так, чтобы сказуемое с зависимыми словами стояло после однородных членов. Запишите его.
В наших краях нередки растения, губительные для насекомых: багульник, белена, одуванчик, некоторые виды ромашки.
7. Запишите предложение, поставив обобщающее слово после однородных членов.
Растения: черемуха, бузина, горчица, петрушка – воздействуют на насекомых своими летучими веществами – фитонцидами.
Объяснительный диктант.
Задание: расставить, если необходимо, знаки препинания, устно объяснить пунктуацию в данных предложениях.
1) После грозовых дождей наступила холодная, ясная погода. (Л. Толстой.)
2) Над прибрежными травами низко вились несметные бледно-зеленые мотыльки. (И. Бунин.)
3) Концы накидки она мяла длинными смуглыми пальцами маленьких красивых рук. (М. Горький.)
4) Вот предо мной широкая прямая дорога вдаль, по сторонам ее неподвижно стоят старые печальные березы. (М. Горький.)
5)Во мне эта песня будила странное, большое и жуткое чувство. (М. Горький.)
IV. Цифровой диктант.
Задание: записать номера предложений, в которых обобщающее слово стоит перед ОЧП (I вариант); обобщающее слово стоит после ОЧП (II вариант); обобщающее слово стоит перед ОЧП, а после них предложение продолжается (III вариант).
1. Смех, крики, ропот, шум и ржанье – все дышит буйством и войной.
2. Посаженные заботливыми родственниками деревца: клен, тополь, акация, а также дикорастущий терн – зеленели приветливо и свежо.
3. Лоси и медведи, волки и лисы, многие другие звери водятся в наших лесах.
4. Ни дерево, ни вода – ничто не шелохнется.
5. Он слышал все в этот час: всякий шорох утра, каждый запах, веявший с поля, треск сучка, шелест земли, размываемой колесом, посвист птичьего крыла над самым ухом.
6. На красноватой траве, на былинках, на соломинках – всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.
7. На песках все свое, особенное: и травы, и кустарники, и птицы, и насекомые.
8. Куда ни глянешь, всюду кругом мох: и внизу под ногами, и на камнях, и на ветках деревьев.
9. И утесы, и море, и горы, и берег – все это приняло одну общую не то черную, не то серую окраску.
10. Футбол, хоккей – этими видами спорта увлекается большинство школьников.
11. Лиственные деревья: осины, ольха, березки – еще голы.
12. В Саяно-Шушенском заповеднике водятся разные звери: бурые медведи, лоси, олени, косули, маралы, росомахи.
Ключ: I вариант – 5, 7, 8, 12; II вариант – 1, 4, 6, 9, 10; III вариант – 2, 11.
Графический диктант.
Задание: по ходу чтения учителем предложений учащиеся записывают только их схемы.
1. С опытным проводником нам не страшно ничто: ни броды через бурные реки, ни завалы, ни сплошная тайга, ни переправы.
2. Эти птицы уничтожают массу вредителей: златогузок, долгоносиков и гусениц.
3. Юные деревца всех пород: ель и сосна, осина и береза – растут дружно и тесно.
4. Удочки, черви, подкормка, спички для костра – все было готово для рыбалки.
5. Ягодные кустарники, а именно: крыжовник, смородина – в этом году обильно плодоносили.
6. В душе моей сменилось два чувства: злоба к собаке и радость.
7. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка – все было так прелестно в это милое утро.
8. Все путь ему: болото, бор, кусты, утесы и овраги.
Ежеурочно, как в старые добрые времена, выделяю время на синтаксический и пунктуационный разбор предложений.
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами (работа в парах).
Для любознательных предлагаю ознакомление с лингвистическими справками, например:
Ошибки в сочетаниях однородных членов
(Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. М.: Айрис-пресс, 2005. С. 248–253.)1. В последовательности однородных членов должна быть определенная логика. Например, в предложении Страхователь получает возмещение в случае пожара, взрыва газа, аварий систем отопления, канализации, сильного ветра последовательность расположения однородных членов определяется их частотностью (от более частых к менее частым).
2. Ошибочным является соединение в нейтральном стиле речи в качестве однородных членов несопоставимых (вещественно неоднородных) понятий, например: покраснел от смущения и от быстрой ходьбы; в сравнении с вечностью и Монбланом. Подобные сочетания используются в художественной литературе как специальный стилистический прием – наложение (создание комического эффекта, индивидуализация речи рассказчика или персонажа и т. д.) Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл на именинах у приятеля в винт (Чехов).
3. Источником ошибки может быть невозможность лексической сочетаемости одного из однородных членов с общим для них словом в предложении, например: в ходе прений был внесен ряд предложений и замечаний (замечания не «вносят», а «делают»).
4. Не сочетаются в качестве однородных членов видовые и родовые понятия, например: В гастрономическом магазине имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий, фруктов и вин (пирожные – вид кондитерских изделий).
5. Не сочетаются в качестве однородных членов качественные и относительные прилагательные. Неверно: Шоколадный и питательный йогурт; лёгкий и фруктовый творожок (реклама), великий и русский поэт (публицистическое выступление).
6. В перечисление однородных членов не должны входить скрещивающиеся понятия, то есть понятия, частично совпадающие по своему логическому объему, например: В доме отдыха были журналисты, писатели, туристы.
7. Стилистически неудачны конструкции, в которых управляемое слово может быть отнесено в разные ряды однородных членов, например: Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия (речь, конечно, идет о подготовке охотников и других лиц для указанной цели, но неудачно соседство слов «для истребления волков и лиц...»).
8. При попарном сочетании однородных членов должен соблюдаться принцип упорядоченного их подбора (по признаку смежности, сходства, контраста – со специальным стилистическим заданием, но не должно быть случайных сочетаний), например: Вопросы эти освещаются в книгах и газетах, лекциях и брошюрах, докладах и журналах (следует: ...в книгах и брошюрах, газетах и журналах, лекциях и докладах).
9. Не сочетаются в качестве однородных членов некоторые разнородные морфологические категории, например имя существительное и инфинитив: «Приняли на себя обязательства: 1) снижение себестоимости; 2) повышать производительность труда; 3) улучшать качество продукции» (во всех трех случаях следовало использовать одинаковую форму – или имя существительное, или инфинитив).
10. Каждая из частей сопоставительного (двойного) союза ставится перед соответствующим однородным членом; изменение этого порядка обычно приводит к нарушению стилистической нормы, например: Необходимо не только обратить внимание на знания учащихся, но и на их практические навыки (следует: Необходимо обратить внимание не только на знания учащихся, но и на их практические навыки).11. Иногда создаются неправильные пары союзов: не только... а также (следует: не только ... но и), как ... а также (вместо: как ... так и), например: За короткий срок в городе-спутнике построены не только новые школы, больница, а также драматический театр.
Неудачно расположены частица не и союз а в предложении: Не опасна сама болезнь, а ее последствия (следует: Опасна не сама болезнь, а ее последствия).12. При наличии в предложении обобщающего слова однородные члены должны согласоваться с ним в падеже. Положение это иногда нарушается, например: Фактические данные приводятся в различных газетно-публицистических жанрах: статья, корреспонденция, очерк (однородные члены следовало поставить в предложном падеже или взять в скобки).
13. Не следует соединять как однородные синтаксические элементы члены предложения (в частности, причастные и деепричастные обороты) и придаточные предложения. Положение это иногда нарушается, например: Целесообразны подвесные покрытия, прикрепленные к винтам и которые позволяют перекрывать большие пролеты.
Предлагаю учащимся наряду с заданиями для самостоятельной работы разрабатывать взаимозадания (в группах, в парах), осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль по ключам, например:
Комплексный анализ текста по теме «Однородные члены предложения».
I вариант
1. Вставьте пропущенные буквы.
2. Вставьте пропущенные знаки препинания.
3. Укажите номера предложений, в которых встречаются однородные члены предложения.
4. Укажите номера предложений, в которых встречаются обобщающие слова при однородных членах.
5. Постройте схему предложения 14.
(1) Март первый весен(н)ий месяц. (2) Назван он так в честь миф..логического бога войны Марса, который (в)начале просл..влялся древними римлянами как бог з..мледелия и скот..водства.
(3) Название сохр..нилось у многих народов. (4) На Русь оно пр..шло из Византии.
(5) Издавн.. март отличался праз(д)никами и обрядами. (6) На Руси к праз(д)нику вып..кали печен..е в виде жаворонков олиц..творяющих пр..ход весны. (7) Строили (не)приступные снежные или ледян(н)ые крепости. (8) Встречающие весну д..лились на две группы. (9) Одна защ..щала крепость другая ее штурмовала. (10) Смех шутки не см..лкали ни на минуту (в) течени.. всего дня.
(11) В России март не всегда бывает теплым. (12) Иногда в начале месяца возвр..щаются морозы. (13) И все(же) мало(помалу) снег тает. (14) Повсюду по овражкам по склонам холмов бл..стят на солнце сливаясь в (не)большие болотца ручейки. (15) В лесных ч..щобах на опушках рощ(ь) везде слышатся шорохи. (16) Это падает с веток подтаявший снег освоб..ждая из снежного плена дерев..я. (134 слова.)
(По материалам «Календаря». II вариант
1. Вставьте пропущенные буквы.
2. Вставьте пропущенные знаки препинания.
3. Укажите номера предложений, в которых встречаются однородные члены предложения.
4. Укажите номера предложений, в которых встречаются обобщающие слова при однородных членах.
5. Постройте схему предложения 4.
Как состроена изба
(1) Сколько с..сновых изб срублено было на Руси! (2) Веками стучали т..поры плотников ставящих избы. (3) Да и сейчас стучат – выр..стают в деревнях румян(н)ые смолистые пятистенки. (4) В богатых лесом краях в Карели.. в Сибир.. на Урал.. проще возводить жил..е из дерева.
(5) Тепло в нем сухо чисто.
(6) Из века в век стучали т..поры и от поколения к поколению склад..валось м..стерство умельцев-плотников.
(7) Ты (ни)когда (не)интересовался как состроена рус(с)кая изба? (8) Наложены бревна одно на другое пробиты окошки (с)верху крыша драночная или тесовая. (9) Любопытное сооружение! (10) Концы бревен соед..нены «в лапу» держатся друг за дружку словно пальц.. сплетен(н)ых рук. (11) В каждом бревне спрятаны круглые деревян(н)ые шипы. (12) Они то(же) укрепляют стену.
(13) Строят избу из могучих с..сновых бревен. (14) Но избы не выглядят мрачными и тяжелыми они стройны ле..ки веселы. (15) Всё в них украшено деревян(н)ой р..зьбой и крыльцо и наличники и б..лкончики. (16) Стоят на деревенской улице избы-красавицы и одна с одною соперничают в изяществе и б..гатстве н..ряда. (152 слова.)
(По Э. Шиму.)
Ключ.
I вариант
(1) Март – первый весенний месяц. (2) Назван он так в честь мифологического бога войны Марса, который вначале прославлялся древними римлянами как бог земледелия и скотоводства. (3) Название сохранилось у многих народов. (4) На Русь оно пришло из Византии.
(5) Издавна март отличался праздниками и обрядами. (6) На Руси к празднику выпекали печенье в виде жаворонков, олицетворяющих приход весны. (7) Строили неприступные снежные или ледяные крепости. (8) Встречающие весну делились на две группы. (9) Одна защищала крепость, другая ее штурмовала. (10) Смех, шутки не смолкали ни на минуту в течение всего дня.(11) В России март не всегда бывает теплым. (12) Иногда в начале месяца возвращаются морозы. (13) И все же мало-помалу снег тает. (14) Повсюду: по овражкам, по склонам холмов – блестят на солнце, сливаясь в небольшие болотца, ручейки. (15) В лесных чащобах, на опушках рощ – везде слышатся шорохи. (16) Это падает с веток подтаявший снег, освобождая из снежного плена деревья. 3. 2, 5, 7, 10, 14, 15.
4. 14, 15.

Ключ.
II вариант
Как состроена изба
(1) Сколько сосновых изб срублено было на Руси! (2) Веками стучали топоры плотников, ставящих избы. (3) Да и сейчас стучат – вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки. (4) В богатых лесом краях: в Карелии, в Сибири, на Урале – проще возводить жилье из дерева. (5) Тепло в нем, сухо, чисто.
(6) Из века в век стучали топоры, и от поколения к поколению складывалось мастерство умельцев-плотников.
(7) Ты никогда не интересовался, как состроена русская изба? (8) Наложены бревна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая. (9) Любопытное сооружение! (10) Концы бревен соединены «в лапу», держатся друг за дружку, словно пальцы сплетенных рук. (11) В каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы. (12) Они тоже укрепляют стену.
(13) Строят избу из могучих сосновых бревен. (14) Но избы не выглядят мрачными и тяжелыми, они стройны, легки, веселы. (15) Всё в них украшено деревянной резьбой: и крыльцо, и наличники, и балкончики. (16) Стоят на деревенской улице избы-красавицы, и одна с одною соперничают в изяществе и богатстве наряда.
3. 4, 5, 8, 10, 14, 15, 16.
4. 4, 15.

Хорошим подспорьем для активизации учащихся служат материалы, собранные на диске «Русский язык. Поурочные планы. 7 – 9 классы», выпущенный издательством «Учитель»(2012г.), включающий в себя схемы, таблицы, тестовые задания и др., которые легко можно распечатать или вывести на экран, например:
Обособленные члены предложения

Алгоритм выделения причастного оборота
1. Найти причастие.
2. Найти главное слово ().3. Найти зависимые слова.
4. Если главное слово ( стоит перед причастием, то выделить оборот с двух сторон запятыми (в середине предложения) или с одной стороны (в конце предложения), вертикальными линиями, подчеркнуть как определение.5. Если главное слово ( стоит после причастия, то причастный оборот не выделяется.Алгоритм выделения деепричастного оборота
1. Найти деепричастие.
2. Найти главное слово (глагол) ().3. Найти зависимые слова.
4. Выделить деепричастный оборот запятыми, обозначить вертикальными линиями.
5. Подчеркнуть неделимой линией как обстоятельство (штрихпунктир).
Обособленное определение


Творческие диктанты.
1. Перестроить предложение: распространенное определение поставить после определяемого слова. Записать это предложение.
Я вышел на освещенную солнцем поляну и остановился.
2. Перестроить предложение: к определению, стоящему перед определяемым словом, придумать второе нераспространенное определение. Поставить оба определения после определяемого слова. Записать перестроенное предложение.
Свежий ветер доносил глухие раскаты грома.
3. К подлежащему придумать распространенное определение, поставить его после подлежащего. Предложение записать.
Бор – любимое место отдыха горожан.
Графический диктант.
Задание: по данным предложениям составить схемы.
1. Вдруг до нас донеслись какие-то странные звуки, похожие на вой.
2. Я смотрел на пруд, залитый лунным светом, и на старый дворец на острове.
3. В седьмом часу вечера, пыльные и усталые, мы вступили в широкие укрепленные ворота крепости.
4. Воздух, пахнущий туманом, свежестью утра, врывается в комнату.
5. Заплаканный, Алеша лежал на траве в кустах сирени.
Использование в речи причастий и причастных оборотов
• Причастие не имеет наклонения, поэтому не может сочетаться с частицей «бы».
• Недопустимо включение в состав причастного оборота союзов и союзных слов.
• Недопустимо отделять причастный оборот от определяемого слова другими словами.
• Недопустимо определяемое слово включать в середину причастного оборота.
• Причастия настоящего времени употребляются, когда:
– действие строго совпадает с моментом речи или с действием глагола-сказуемого;
– причастие обозначает постоянный признак.
• Причастие прошедшего времени совершенного вида указывает на действие, предшествующее моменту речи или глагольному действию.
• Причастие не имеет формы будущего времени.
• Действительные причастия обозначают признак того, кто производит действие, а страдательные – кто испытывает действие.
Приведенные факты в тексте свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки.
Этой пятерке я очень обрадовался, полученной мною впервые в жизни.
Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.
Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.
Большую часть языка составляет общеупотребительная лексика, то есть употребляющаяся всеми говорящими.
Прошедшие обильные дожди в мае вызвали хороший рост трав.
Студенты спешат к реке, приехавшие в лагерь.
Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто не предложил.
Смешанный дождь с сажей разводит мутную слякоть.
Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится.
Объяснительный диктант.
Задание: записать под диктовку текст, расставить в нем знаки препинания, найти обособленные определения.
После боя
Все поле впереди и сзади окопов было покрыто различной величины воронками, окаймленными спекшейся землей. Косые просеки, проделанные в саду бомбами и загроможденные поваленными и расщепленными деревьями, обнажали стены, ранее сокрытые ветвями, и крыши хуторских домов, и все вокруг выглядело теперь необычно: ново, дико и незнакомо.
(В тексте употреблены однородные обособленные определения).
Обособление приложений (запятыми или тире)
Обособляются приложения,стоящие после главного слова, если: Обособляются приложения,стоящие перед главным словом, если:
1. Относятся к личному местоимению Имеют добавочное обстоятельственное значение
(= потому что…; будучи…)
2. Распространенные и стоят после определяемого существительного 3. Относятся к имени собственному Индивидуальное задание: подготовить устное сообщение «Общее и различное в обособлении определений и приложений»
Конструирование предложений с приложениями.
– Переделайте предложения так, чтобы именные сказуемые стали обособленными приложениями.
Недостатком данного пособия является отсутствие текстоцентрического подхода, что восполняется засчёт различных учбных пособий по подготовке к ГИА.
1) Ястреб-тетеревятник – настоящий лесной разбойник.
2) Деревенские ласточки – искусные гнездостроители.
3) Березка – любимое дерево русского народа.
4) Археология – наука, изучающая быт и культуру народов по сохранившимся вещественным памятникам.
– К имени существительному придумайте распространенное приложение, поставив его после определяемого слова, затем запишите предложение.
1) Лев Толстой _______________________ много лет прожил в Ясной Поляне.
2) В Спасском-Лутовинове ______________________ Тургеневу особенно хорошо писалось.
3) Эрмитаж ______________________ ежегодно посещают тысячи зарубежных туристов.
Выборочный цифровой диктант.
Задание: I вариант – записать номера предложений с обособленным определением; II вариант – с обособленным приложением.
1. Владимир Арсеньев, неутомимый исследователь Дальнего Востока, посвятил свыше тридцати лет изучению его природных богатств.
2. Ровесники годами, они почти никогда не разлучались.
3. Теперь Анна разглядела в углу печь, сделанную из большой железной бочки.
4. Наступила пасмурная минута, предшествующая обыкновенному рассвету, полная победы света над землей.
5. Анатолий Демидов, сын русского посла во Флоренции, прогуливался однажды в окрестностях Помпеи с художником Брюлловым.
6. По ту сторону Оки были кусты, отражавшиеся в речном зеркале, и луга.
7. Вошло несколько человек, вероятно ожидавших снаружи.
8. Демидов, выслушав Брюллова, тут же заказал ему картину.
9. Седой ребенок большого роста, он много видел, много знал.
10. Вид улиц мертвого города, похороненного под пеплом, отпечатки тел застигнутых врасплох смертью людей, сохранившиеся дома с пережившей семнадцать веков утварью – всё это поразило воображение художника.
Ключ: I вариант – 3, 4, 6, 7, 10; II вариант – 1, 2, 5, 9.
Хорошим подспорьем в работе является использование таблиц и памяток при самоконтроле и взаимоконтроле учащихся:
Обособленное обстоятельство
Одиночное деепричастие и ДОСтавится запятая Не ставится запятая
1. ДО в любом месте предложения 1. Одиночное деепричастие, ставшее наречием образа действия (стоя, лежа, сидя…); обычно стоит после глагола
2. Одиночное деепричастие со значением глагольности (обычно стоит перед глаголом) 2. Фразеологический оборот: работать спустя рукава, бежать сломя голову…
3. Однородные одиночные деепричастия 3. Деепричастие, тесно связанное с глаголом или входящее в состав составного сказуемого
4. ДО, выступающий в роли вводной конструкции: судя по всему, по совести говоря… 4. Выражения: начиная с, исходя из, спустя…
5. ДО, относящийся к разным (главным) словам
6. Однородные ДО, относящиеся к одному главному слову
Памятка «Использование в речи деепричастных оборотов и деепричастий»
1. Основное действие, выраженное глаголом, и добавочное действие, выраженное деепричастием, должны относиться к подлежащему.
2. Деепричастия не могут быть использованы в безличных предложениях (там, где нет и не может быть подлежащего).
3. Не приветствуется использование деепричастий в предложениях, которые включают инфинитив.
4. Не допускается использование деепричастия в пассивных конструкциях, где сказуемое выражено страдательным причастием или возвратным глаголом.
5. Не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в форме будущего времени.
Важную роль в подготовке к экзамену играет и умение учащихся комментировать выполнение заданий, и осуществлять контроль за собственной работой во время комментирования товарища.
Готовимся к ГИА, ЕГЭ (устное комментирование).
1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Возвращаясь домой,…
а) мне стало грустно.
б) уже совсем стемнело.
в) я вспомнил о своем обещании позвонить.
г) из моей сумки выпала книга.
2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Играя в шахматы,…
а) развиваются мыслительные способности.
б) мне не было равных.
в) вы учитесь логическому мышлению.
г) необходимо внимание.
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Пользуясь калькулятором,…
а) мне удалось получить точный результат.
б) вы пренебрегаете устным счетом, тренирующим память.
в) расчет производится быстро и легко.
г) помощь родителей мне не понадобилась.
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Тренируя память,…
а) облегчается подготовка к экзаменам.
б) мне помогло специальное упражнение.
в) я заучивал наизусть стихотворения.
г) изменяется скорость усвоения информации.
5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Получив письмо,…
а) оно оставлено без ответа.
б) меня охватила радость.
в) я не торопился с ответом.
г) изменились наши планы.
6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Нарушая правила безопасности,…
а) мне было сделано замечание.
б) вы рискуете своим здоровьем.
в) возникает угроза жизни окружающих.
г) поведение человека заслуживает порицания.
Конструирование предложений с обособленным обстоятельством.
Задание: данные простые предложения осложнить обособленным обстоятельством, выраженным одиночным деепричастием или ДО.
1. Мальчик шел домой.
2. Машина быстро ехала по шоссе.
3. Самолет летел высоко в небе.
4. Девочка играла на пианино.
5. Пароход проплывал мимо.
Сравнительный оборот – сравнение, выражаемое с помощью сравнительных союзов (как, будто, словно, точно, как будто…) и в предложении являющееся, как правило, обстоятельством сравнения. Может выступать в роли других членов предложения.
Работа по таблице.
Ставится Не ставится
1 2
1. В оборотах: так, как и…; такие, как… 1. Как = в качестве
2. СО относится к прилагательному (как = точно)
3. В сложноподчиненном предложении 3. Как…
4. Как входит в вводные конструкции: как сейчас помню, как мы узнали, как нам удалось выяснить, как некоторые думают, как правило, как нарочно, как обычно, как исключение и др. 4. Как… = сущ. в тв. п. или наречие
5. СО выражает уточнение с оттенком причинности:
как = потому что;
СО = ДО (будучи…);
СО = придаточное предложение 5. Как…, так и…
6. СО относится к глаголу или деепричастию, оттенок обстоятельства образа действия (как? каким образом?) 6. Во фразеологических оборотах: как белка в колесе, побледнел как смерть, лететь как стрела, льет как из ведра, здоров как бык, устал как собака и др.
Тренировочные упражнения.
Задания:
1. Подобрать к подлежащему сказуемое, выраженное глаголом. Дополненное предложение записать.
Озеро как море. (Озеро, как море, шумит при сильном ветре.)
Лес как сказка.
Капли дождя как слезы.
2. Добавить оборот с союзом как в каждое предложение.
Сосна возвышается посредине поляны.
Ветер подхватывает плот.
Петергоф далеко известен за пределами России.
Краснеют ягоды рябины.
Распределительный диктант.
Задание: распределить данные предложения в две колонки – с запятой(ыми) и без.
1. Осыпался с березы лист и, как ковер, устлал дорогу.
2. Был лес как сон.
3. Будь прост, как ветер.
4. Всем известны такие поэты, как Пушкин и Лермонтов.
5. Жуковского знали как поэта и преданного друга Пушкина.
6. Все идет как по маслу.
7. Он был принят как жених.
8. Озеро как зеркало.
Оформим сравнение уточняющего и уточняемого членов в виде таблицы.
Сходства Различия
Уточняющий Уточняемый
1 2 3
1. Являются одним членом предложения (обычно обстоятельством, реже дополнением) 1. Более узкое понятие 1. Более широкое понятие
Окончание табл.
1 2 3
2. Отвечают на один и тот же вопрос 2. Стоит после уточняемого слова 2. Стоит перед уточняющим словом
3. Относятся к одному и тому же слову 3. Имеет вспомогательный вопрос (а именно?) 3. Не имеет вспомогательного вопроса, отвечает на обстоятельственный вопрос
Ассоциативная схема


Памятка «Вводные конструкции»
1. Вводные конструкции – это слова, при помощи которых говорящий:
а) выражает _________________________________________
б) указывает на ______________________________________
2. Вводные конструкции (синтаксическая роль) ___________
3. Вводные конструкции выделяются на письме: __________, ___________ и _____________ .
4. Место в предложении ______________________________.
Вводные конструкции
№ п/пГруппа по значению Примеры
1 2 3
1 Меньшая степень уверенности Может быть, возможно, наверное…
2 Большая степень уверенности Конечно, несомненно...
Окончание табл.
1 2 3
3 Чувства К счастью, на беду…
4 Источник сообщения По мнению, по сообщению, по-моему…
5 Последовательность изложения Во-первых, следовательно…
«Вспомним все о междометии»

Междометие как часть речи
 Выражает чувства, настроение, побуждение, но не называет их.
 Непроизводные и производные.
 Не изменяется.
 Не является членом предложения, но может употребляться в значении других частей речи, при этом приобретает конкретное лексическое значение и становится членом предложения.


Составление таблицы «Прямая и косвенная речь».
Общее Разное
Прямая речь Косвенная речь
1 2 3
Есть чужая речь Речь лица, передаваемая от его имени Речь, сообщаемая от лица того, кто ее передает
Есть комментирующая часть (слова автора) Прямая речь выделяется кавычками, отделяется от слов автора двоеточием или тире Отделяется запятой, присоединяется при помощи союзов и союзных слов (что, будто, как…), частицы ли
Окончание табл.
1 2 3
Воспроизводит все особенности языка говорящего Воспроизводит информацию без экспрессивных особенностей речи говорящего (предложения повествовательные)
Встречается в простом предложении и осложняет его Встречается в сложноподчиненном предложении
– Что нужно сделать, чтобы перевести прямую речь в косвенную? Для этого рассмотрим уже знакомые нам предложения:
Мама сказала: «Дети, ложитесь спать!»
Мама сказала, чтобы мы ложились спать.
а) Убрать кавычки;
б) убрать обращение;
в) сделать предложение сложным;
г) поставить запятую в предложении, отделив ею слова автора от чужой речи;
д) поставить перед чужой речью союз (чтобы);
е) изменить лицо глагола;
ж) вставить необходимое местоимение;
з) сделать предложение повествовательным.
Конструирование предложений с косвенной речью.
Задание: заменить прямую речь косвенной (и наоборот) и записать перестроенное предложение.
1. Я сообщил другу: «Заказ твой выполнил. Книгу завтра принесу в школу».
2. Брат утверждал, что он хорошо подготовлен физически и его примут в футбольную команду.
Примечание. При косвенном вопросе «?» не ставится, для связки простых предложений в сложноподчиненном предложении используется частица ли. (Образец: «Хочешь пойти в кино?» – спросила подруга. – Подруга спросила, хочу ли я пойти в кино.) Перевод прямого вопроса в косвенный, подбор слов автора.
1. Сколько тебе лет?
2. Как пройти в библиотеку?
3. Как часто необходимо чистить зубы?
4. Где работают твои родители?
5. Почему ты не выполнил домашнее задание?
Работа в парах (письменная).
Учащийся I варианта составляет предложение с прямой речью; учащийся II варианта переводит ее в косвенную (и наоборот).
Работа в группах.
Задание: 1-я группа – составить с афоризмами предложения, используя различные способы цитирования; 2-я группа – составить диалог, используя афоризмы в репликах персонажей; 3-я группа – составить текст или предложения, используя афоризмы как прямую и косвенную речь.
1. Слово – это камень: коли метнет его рука, то уж потом назад не воротишь. (Мигель Сервантес.)
2. Я часто убеждался в том, что простое слово благотворно действует на множество людей, и не автор слова, а само оно приводит в движение души, скрыто проявляя свою силу. (Франческо Петрарка.)
3. В то время как люди умные умеют выразить немногое в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить и ничего не сказать. (Франсуа де Ларошфуко.)
4. Язык народа и богат и точен,
Но есть, увы, неточные слова,
Они растут как сорная трава
У плохо перепаханных обочин.
(Н. Рыленков.)
5. Не оскверни свои уста
Ни осуждением, ни ложью,
Иначе будет невозможно
Святое слово «Красота».
И устремись, чтоб твой язык
Лишь к чистоте речей привык.
(Н. Д. Спирина.)
Недостатком данного пособия является отсутствие текстоцентрического подхода, что восполняется различными учебными пособиями по подготовке к ГИА.
Очень важными в активизации познавательной деятельности учащихся считаю творческие задания на сопоставление изучаемых явлений, например:
Составить ответ-рассуждение: «Что общего между причастным и еепричастным оборотом, и чем они различаются?»
«Что общего между обращением и вводными словами и чем они отличаются?», при ответе использовать вводные слова.
Одним из приёмов активизации познавательной деятельности учащихся является работа по восстановлению деформированного текста (например, по заданным схемам предложений), восстановление текста с «купюрами»(вырезанными осложняющими элементами), при этом возможно использование текстов различных стилей, в том числе и лингвистических, содержащих теоретические сведения об однородных или обособленных членах предложения, обращении, вводных словах и т.п.
Задание: самостоятельно заполнить пустые места в тезисах.
Обращение
Обращение помогает ________________________________
Назначение обращений ______________________________
В древнерусском языке обращения выражались с помощью ___________________ падежа.
В современном русском языке для обращения используют _____________
В роли обращения обычно выступает __________________
Графически обращение обозначается __________________
Обращения бывают ______________ и _________________
Обращение может находиться ____________ предложения.
Обращение пунктуационно выделяется ________________
Междометие о от обращения ________________________
В предложении обращение _______ является ___________
В итоге получилась памятка для учащихся (запись в справочник).
Наконец, особенно актуальным приёмом является сочинение-рассужление на лингвистическую тему: все виды осложнений – явления грамматические, а обращения, к примеру, очень интересны и с точки зрения семантики.
В своей работе при модульном повторении я практикую и устные тематические зачёты, и письменные тестовые задания в формате ГИА.
Литература по данной теме:
1. Граник Г., Бондаренко С. «Секреты пунктуации». – М: Просвещение, 1986.
2. Постникова И., Зинченко Т., Моранькова Н., Подгаецкая И. «Это непростое простое предложение». – М: Просвещение, 1985.
3.Тренировочные тесты для подготовки к ГИА по русскому языку (2012 – 2014), в том числе и электронные версии.