Конспект на тему Сорок сороков


Интеграция образовательных областей: "Познание","Коммуникация","Социализация", "Музыка", "Художественное творчество".
Виды детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, продуктивная.
Цель: познакомить детей с праздником "Сорок сороков"; углублять знания детей об окружающей действительности.
Задачи:
"Познание":рассказать о дне 22 марта - дне весеннего равноденствия, продолжать знакомить с народными приметами; учить делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимости в природе, обратить внимание на особенности внешнего вида пернатых, связанные с различной средой обитания.
"Коммуникация": повторить знакомые заклички, кричалки на весну; проговаривание чистоговорок (изменение существительного по падежам) активизировать в речи детей слова и словосочетания: перелётные, зимующие птицы, пернатые и т.п.
"Социализация": воспитывать внимательное отношение и любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за природой.
"Музыка": продолжать развивать мелодический слух; совершенствовать навыки в пении и движении одновременно.
"Художественное творчество": учить выполнять рисунок птицы, правильно организовывать композицию рисунка.
Предварительная работа: наблюдения за птицами во время прогулок, рассматривание иллюстраций птиц, чтение художественной литературы о птицах, временах года.
Планируемые результаты: дети имеют представление о дне весеннего равноденствия и обычаях его празднования на Руси; выразительно поет и двигается в соответствии с характером музыки; двигается в соответствии с образом; определяет название птицы по форме клюва; выполняет рисунок птицы, правильно организуя композицию рисунка.
Материалы и оборудование: картинки с изображением птиц; фонограмма птичьих голосов; плакат с изображением клювов разных птиц; кисти; акварельные краски; простые карандаши; альбомы.

ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети сидят полукругом .
Вводное слово воспитателя.
Воспитатель читает загадку:
Метель затихла, ветры смолкли,
У елей чуть блестят иголки.
А Дед Мороз садится в сани,
Ему пора прощаться с нами.
Ему на смену величаво
Идет красавица одна.
О ней вы знаете не мало,
Зовут красавицу...(Весна)
Воспитатель просит детей назвать весенние месяцы . Дети называют (март, апрель, май). Назовите какой же месяц у нас сейчас? (март). (Звучит фонограмма птичьих голосов). А вы знаете что в марте есть праздник который называется "Сорок сороков".
Беседа на тему "Птицы прилетели - весну принесли".
- Праздником близкой весны считается прилёт птиц к родным гнездовьям. В деревнях 22 марта справляли праздник Сорок сороков. В народе говорили, что к этому дню "сороок сороков птиц прилетает из заморских стран". По обычаю пекли из ржаного теста фигурки птиц- "жаворонков"- певцов полей. Мальчишки ватагой бегали по улице с этими птахами в руках, подбрасывали их вверх . Нередко в эту игру вступали и взрослые. Парни и девушки с "жаворонками", привязанными ниткой на шесте, выходили в поле, где распевали заклички. давайте мы с вами тоже позовем, закличем весенних птиц. (Воспитатель раздает "шесты с жаворонками"). Дети встают в круг и "закликают" птиц.
Жавороночек - дуда,
Прилети ты к нам сюда,
Принеси ты нам весну,
Принеси ты нам красну.
- Развлечением деревенской молодежи были "Веснянки"- особые песни с хороводами и играми:
Дети поют в кругу:
Весна, Весна красная,
Приди весна с радостью,
С корнем глубоким,
Со льном высоким,
С дождями сильными,
Хлебами обильными.
Нам зима- то надоела,
Всю муку она поела,
Хлеб да капустка,
Лучшая закуска.
- Понятно, что на Сороки прилетают не все сорок птиц , а только вестовые. Какие птицы прилетают первыми? (Грачи). За грачами со дня на день скворчиный посвист послышится. В народе очень много примет весны связанных с птицами, например:
Грач на горе, весна во дворе.
Грач на проталину, скворец на прогалину.
Увидал скворца - знай: весна у крыльца.
- Отгадайте загадки про птиц и покажите портрет угаданной птицы. Отгадаете - отзовется вам птица своим голосом. (После каждой отгадки звучит фонограмма птичьих голосов).
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения. (Жаворонок)
Кто в беретке ярко - красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)

Воспитатель предлагает детям выбрать картинки с изображением птиц. (Зимующие и перелетные.) Объясняет задание. (На мольберте дерево разделенное на две части , одна часть - зима(голубым цветом), другая - весна(зеленым цветом)). Детям нужно классифицировать птиц на зимующих и перелетных, прикрепить картинки с птицами на "нужную" сторону дерева.
Физкультминутка : дети изображают походку разных птиц (Грач, ворона - важно ходит, воробей, сорока - прыгает, ).
Рисование "Удивительный мир птиц".
Воспитатель предлагает вспомнить что же общего есть у всех птиц? (У них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост,2 лапки. Тело покрыто перьями.) Интересно, что клюв у всех птиц разный, по его виду можно определить, чем птица питается. Давайте попробуем отгадать чей это клюв и что ест его хозяин.
Рассмотрите плакат с изображением клювов. Клюв 1 - это клюв дятла, которым он долбит дерево и достает личинки насекомых. Клюв 2 - это клюв журавля, которым он достает пищу из водоема. Клюв 3 - клюв попугая он шелушит им семечки. Клюв 4 - принадлежит утке , она процеживает им воду. Клюв 5 - принадлежит хищной птице, таким клювом удобно рвать добычу. Клюв 6 - хозяин клюва воробей, он питается семенами и ловит мелких насекомых.
- Как вы думаете почему птиц называют друзьями человека? (Приносят пользу). Птицы радуют нас своим щебетанием, людям радостнее, веселее жить. А что произойдет если птицы вдруг не вернутся к нам весной? (Произойдет экологическая беда. Некому будет защищать парки и сады от вредителей. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Не кому будет разносить семена ягод и растений. Мы никогда не услышим их чудесных песен и т.д.)
- Спасибо вам, наши верные друзья - птицы! За то что вы есть.
- Что мы можем сделать чтобы помочь птицам? (Не разорять гнезда, подкармливать зимой, сделать скворечники и т.п.)
Воспитатель предлагает нарисовать птиц в своих альбомах. Показывает схемы поэтапного рисования птиц.
- Наша птица на рисунке должна быть крупной и обязательно красивой. Надо помнить, что птица не находится в пустом пространстве, так что необходимо придумать фон: лес. небо, ветку и т.п.
Дети самостоятельно изображают какую - либо птицу.
Итог занятия.
Давайте все рисунки положим вместе, составим панно. Рассмотрите все рисунки. Какие птицы изображены на них? Чем похожи и чем отличаются?