ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ ОТДЕЛЕНИЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ

На базе CКОШ YIII вида №482 работает отделение надомного обучения, целью деятельности которого является обеспечение каждому ученику индивидуальной траектории развития с учетом его особенностей. Гибкая организация учебно-воспитательного процесса сочетает индивидуальную, групповую и классно-урочную формы обучения, позволяющие реализовать идею вариативного образования.
Основная цель коррекционного обучения учащихся с нарушением интеллекта, обучающихся на дому – создание условий для развития социального, интеллектуального, эмоционального потенциала, формирование позитивных личностных качеств, компенсация, ослабление первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений в развитии. С учащимися, находящимися на надомном обучении, работают специалисты: врач-психиатр, социальный педагог, учитель-дефектолог, инструктор ЛФК учитель-логопед. Вся работа проводится в тесном взаимодействии и сотрудничестве с родителями учащихся. Работа строится по принципу: «Ученик – родитель – учитель»
Логопедические занятия проводятся по расписанию.,На занятия детей приводят родители. Занятия посещают 14 учащихся. Все имеют инвалидность. Тесный контакт с родителями положительно влияет на эффективность логопедических занятий.
Изучение медицинских документов, индивидуальные беседы с родителями, проведение подробного обследовани по методике Фатековой Т. А. и Ахутиной Т. К., помогают собрать подробный анамнез и разработать личностно – ориентированный подход при работе с каждым учеником, основой которого является:
Концентрация внимания на личности учащегося;
Обеспечение индивидуального подхода к его развитию.
В своей практике акцентирую внимание не только на речевой дефект, но и на личность ученика с его проблемами и потенциальными возможностями. В работе с учеником доминирует демократический стиль отношений, в основе – сотрудничество. Логопедические занятия посещают учащиеся, имеющие различные речевые нарушения. Речевой дефект сочетается с различными нарушениями психической деятельности. У большинства речевые проблемы осложняются психопатологическими особенностями развития и множественными сопутствующими заболеваниями. Поэтому успешная логопедическая работа и состояние здоровья не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны, так как хорошее здоровье благоприятствует развитию учащихся. Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях имеет особенное значение. В своей практической деятельности широко использую коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологи.
Логопедическая ритмика. Способствует коррекции речевых нарушений, обучению правильному дыханию, оптимизации мышечного тонуса и обучению релаксации, развитию целостного образа тела и повышению устойчивости, развитию чувства ритма, формированию пространственных представлений, развитию психических процессов.
В результате выполнения музыкально-ритмических движений, у учащихся появляются умения управлять своим мышечным аппаратом. Внешняя выразительность движений проявляется в правильном распределении мускульной энергии по всему телу и освобождении тела от излишнего напряжения.
В своей практике использую логопедические стихотворные упражнения без музыкального сопровождения и упражнения по методике «Расскажи стихи руками». Их можно использовать и как логопедические, и как логоритмические при условии расстановки ритмических акцентов. Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать на разных логопедических занятиях, и в качестве физкультминутки.
К стихотворному материалу предъявляется ряд требований. Он должен иметь:
- разнообразную коррекционную направленности для нормализации темпа и ритма заикающихся, для развития словаря у учащихся с системным недоразвитием речи, для автоматизации звукопроизношения у учащихся с дизартрией;
-определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;
-среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;
- насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;
Сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения, чтобы учащиеся понимали связь между текстом и движением;
-при подборе стихотворного материала необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности учащихся.
«Рассказывание» стихов при помощи рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, общей и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.
В своей практической работе с учащимися младших классов использую следующие логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: «Машина», «Заботливое солнышко», «Маленькие ножки». По методике «Расскажи стихи руками» провожу упражнения: «Ученые мартышки», «Рыбка плавала в пруду», «Я на скрипочке играю» (приложение №1)
При работе над звукопроизношением особое внимание уделяю фонетической ритмике.
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов и текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогают формированию фонетически правильной речи.
Суть метода в следующем: учащимся предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговаривание фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий – эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка. Такие игровые упражнения можно использовать как часть логопедического занятия, в качестве веселых динамических пауз. Регулярное проведение таких упражнений с использованием фонетической ритмики показало, что:
- у учащихся активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;
- улучшается фонематический слух;
- формируется умение изменять силу и высоту голоса;
- улучшается ритмико0интонационная сторона речи;
- уточняется артикуляция имеющихся звуков, создается база для успешной постановки звуков;
- повышается речевая активность учащихся.

Су Джок терапия. Способствует стимуляции высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенным на кистях рук. При выполнении упражнений при помощи различных приспособлений (шарики Су Джок, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики и коврики) происходит стимулирование этих активных точек, расположенных на пальцах рук. Занимаясь с ребенком, стараюсь делать логопедические занятия более разнообразными и интересными. При использовании массажных шариков Су Джок отрабатываем движения и рассказываем сказку про маленького ежика.
Маленький ежик.
Катится колючий ежик, нет ни головы, ни ножек.
По ладошкам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (шарик между ладошками)
Уходи колючий еж в темный лес, где ты живешь! (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев).
Биоэнергопластика – это соединение артикуляционного аппарата с движениями кисти рук, Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движения кистей рук.. На начальном этапе, когда учащиеся только начинают знакомиться с упражнениями для губ, языка, челюсти, рука в упражнение пока не вовлекается. Постепенно подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Далее подключается вторая рука. Таким образом, ученик выполняет артикуляционное упражнение или удерживает определенную позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. При этом надо следить за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяется счет, музыка, стихотворные строки. Логопед может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ученик, а то, как он это сделает. Необходимо привлечь внимание ученика к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. В своей практике я сочетаю традиционные артикуляционные упражнения со следующими движениями кистей рук. (приложение №2). Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их более точными, легкими и ритмичными. Применение биоэнергопластики помогает в исправлении дефектных звуков у учащихся со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии. Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Существует еще одна методика, которая позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, общую и мелкую моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т. е. путем физической активности. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и способствуют коррекционной работе.
Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. На двигательной активности построены все нейропсихологические-развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается!
В случае, когда учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется применять кинезиологический комплекс упражнений.
- Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (некоторая мышечная вялость).
- Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
- Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетезацию организма.
Приведу примеры некоторых упражнений , которые использую в логопедической практике.
Растяжки.
«Снеговик». Представьте, что каждый из вас это – снеговик. Тело твердое, как замер-ший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться.
«Дерево». Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы – семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем нпрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
Дыхательные упражнения.
«Свеча» Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох, подуйте на пальчики, изображающие свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечку. А теперь представьте перед собой пять свечек, сделайте глубокий вдох и задйте эти свечки маленькими порциями воздуха.
«Дышим носом» Исходное положение – стоя. Дыхание только через левую, а потом через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки) Дыхание медленное и глубокое.
«Ныряльщик». Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду, досчитать до пяти и вынырнуть – открыть нос и сделать вдох.
Телесные упражнения.
«Маршировка». Выполнять под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.
Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Упражнения для развития мелкой моторики («Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка» и многие другие) помогают развитию динамической координации, двигательной памяти, повышению работоспособности коры головного мозга и подготовки руки к письму.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие, способствуют профилактике зрительному утомлению.
Приведу пример общеразвивающих упражнений, выполняемых в сочетании с движениями глаз.
И. п. – основная стойка, руки спереди в замок. Поднять руки вверх, прогнуться – вдох, опустить руки – выдох. Смотреть на руки. Повторить 4-6 раз.
И. п. – стоя, руки вперед. Круговые движения руками в одном и другом направлении 10-15с. Сопровождать взглядом движения рук. Выполнять круговые движения 5 с. в левую сторону, затем 5 с. в правую.
И. п. – то же. Одну руку поднимать, другую опускать, затем наоборот – 20-15 с. Сопровождать движения рук взглядом.
И. п. – основная стойка. Поднять руки вверх, затем опустить. Смотреть сначала на левую кисть, затем на правую. Менять направление взгляда после каждого движения. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 10-15 с.
И. п. – стоя, руки вперед. Вращать кисти в левую сторону, смотреть на левую кисть 10 с., затем в правую – смотреть на правую кисть.
И. п. – основная стойка. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 6-8 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет.
И. п. – то же. Поднять голову, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 6-8 раз. Смотреть на какой-либо предмет.
Проведенные упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, её наклонами вперед, назад и в стороны. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большей амплитудой.
Массаж.
А. Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до десяти. Начать упражнение с открытыми глазами, затем глаза закрыть. Повторить семь раз.
Б. Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.
Зеркальное рисование. На чистом листе бумаги рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При этом расслабляются глаза и руки.
Артикуляционная гимнастика способствует развитию и совершенствованию основных речевых движений.

Говоря о здоровьесберегающих технологиях, считаю важным подчеркнуть, что речь не идет о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а о комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие учащихся и сохранение их здоровья.







Основная цель обучения в коррекционной школе – научить ребенка осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Сочетание специальных, традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных помогают в осуществлении этой цели. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что особенно важно для коррекционной работы
Необходимо отметить несколько важных причин необходимости применения компьютера на логопедических занятиях. Преодоление системного речевого недоразвития у учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеет длительную и сложную динамику. Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе компьютерных технологий обеспечивает:
- представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
- воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;
- дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала;
- постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися.
Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций. В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия
Д. Б. Элькониным и др.
Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.
Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность учащихся к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ученик самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у школьников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность .Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе. В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих компьютерных программ. В своей практике использую презентации, созданные в Power Point, интерактивную доску, но самым незаменимым помощником является логопедический тренажер «Дэльфа – 142.1» для специальных (коррекционных) школ, учитывающий закономерности и особенности развития детей с речевой патологией. Он помогает в формировании звуковой стороны речи (постановка правильного речевого дыхания, формирование умения произвольно изменять силу голоса, развитие фонематического восприятия); в коррекции лексико-грамматической стороны речи (работа над звукобуквенными грамматическими обобщениями, формирование обобщенного лексического значения слова, расширение словарного запаса в рамках различных морфологических категорий), а также в предупреждении и коррекции нарушений чтения и письма. И что особенно важно, с его помощью решаются задачи психологического характера. Работа с этим тренажером способствует коррекции восприятия, внимания, памяти, развитию наглядно-образного словесно-логического мышления, развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), что является одним из главных направлений в коррекционной логопедической работе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью.
Любой вид работы требует сформированности определенной мотивационной основы. Чтобы ученик полноценно мог выполнять определенное учебное задание, его необходимо заинтересовать процессом или результатом выполнения. Компьютер как таковой, в некоторой степени, помогает решить эту задачу. Однако, если ребенок сталкивается с выполнением скучных или однообразных заданий, мотив его деятельности быстро распадается. В этих условиях единственным оптимальным средством обучения становятся дидактические игры и занимательные задания. Они позволяют сохранить стойкий интерес к выполнению учебных операций, передавать и закреплять знания в рамках естественной для детей игровой деятельности.
Программа «Дэльфа-142» построена исключительно на основе игровых приемов. Учащиеся зажигают свечки на праздничном пироге и на новогодней елке, заставляют разговаривать Колобка и Бегемотика, помогают вытащить рыбку, поднимают в воздух вертолет, играют с веселыми человечками, перемещают занимательные картинки, наблюдают за движением грузовичка по дороге и т. д. Выполняя эти веселые задания учащиеся усваивают сложные лингвистические понятия, формируют грамматический и лексический строй речи, накапливают речевой запас, работают над разными сторонами устной и письменной речи.
Для поддержания у ученика устойчивого интереса к выполнению упражнений, а также для осуществления принципа опоры на разные анализаторы в программе предусмотрено максимальное разнообразие стимульного материала. Это картинки, буквы, слоги, слова разной слоговой структуры, предложения и звучащая речь. Программа содержит стимулы, способные долгое время удерживать внимание на конкретном материале. Для отработки одного навыка существует несколько путей и несколько разных упражнений. Учитывая психологические особенности учащихся, программа предлагает дробное предъявление нового материала, длительное его закрепление, поэтапную систему автоматизации полученных навыков в коммуникативных ситуациях, проведение большой предварительной работы по созданию понятийно- смысловой основы терминологической и учебной лексики.
В рамках ведущей деятельности учащихся программа «Дэльфа-142» опирается и на зону ближайшего развития. Состав и характер упражнений программы определяется не только тем, что ученик может сделать уже сейчас, но и содержанием тех задач, которые ученик хотя еще не может без ошибок решить самостоятельно, но уже осуществляет с помощью логопеда. То, что первоначально будет выполняться учеником под руководством логопеда, станет затем его собственным достоянием.
В программе реализован уровневый подход к обучению. Существует несколько блоков заданий, расположенных по принципу усложнения речевого материала. Это, в частности, блоки: «Звук», «Буква», «Слог», «Слово», «Предложение». Внутри каждого из этих блоков задания располагаются от простого к сложному.
В каждом из упражнений у логопеда есть возможность выбирать то количество заданий, которое будет выполнять конкретный ученик. Этот выбор зависит от индивидуальных особенностей ученика (его усидчивость, утомляемость, скорость протекания нейродинамических процессов и т. д.) или логикой проведения занятия. При этом выборе у логопеда есть возможность осуществлять уровневой подход к проведению занятий. Так, в процессе работы можно увеличивать или уменьшать количество заданий в зависимости от усвоения программы учеником.
Тренажер «Дэльфа-142. 1» помогает осуществлять межпредметный подход в обучении учащихся. В его программе осуществлена взаимосвязь между различными учебными предметами: чтением, письмом, развитием речи, ознакомлением окружающим миром и т. д. Особенно эта взаимосвязь прослеживается в подборе лексики. Система словарей тренажера опирается на программные требования ко всем этим предметам. В частности, кроме общих словарей, существуют тематические словари: «Пища», «Одежда», «Времена года», «Профессии», «Животные» - то есть то, что формально можно отнести к лексике по Ознакомлению с окружающим миром; словари «Признаки», «Глаголы» можно отнести к предмету Развитие речи и т. д.
Кроме того, существует целый ряд упражнений, помогающих справиться с проблемами в чтении и письме («Найди букву», «Найди слог», «Мозаика», «Волшебный колодец»). А так же упражнения, целью которых является расширение лексического запаса и грамматической стороны речи учащихся (блоки упражнений «Слово», «Предложение»).
Эта программа помогает учитывать и психическое состояние ученика. Для эффективной логопедической работы с такими детьми необходимо завоевать доверие. Вызвать и укрепить потребность речевого общения. Огромное значение в этом процессе играет положительный эмоциональный фон занятия. Программа «Эльфа-142» помогает создать этот положительный фон. Уровень стрессогенности программы снижен до минимума. Темп упражнений спокойный, не утомляющий ученика.. Если упражнение не получается, его можно повторить столько раз, сколько необходимо. Осуществляется и гуманный подход к оценке выполнения заданий. Существует система поддержки при ошибках (мигание задания. Указание на верное направление). Логика построения заданий такова, что их выполнение не травмирует психику ребенка, не создает комплекса неуспешности. А наличие нескольких уровней сложности позволяет даже ученику с очень ограниченными речевыми возможностями справиться с упражнением, и, закрепив успех, перейти на более высокий уровень.
Известно, что занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии порой требуют многократного повторения уже пройденного материала. В связи с такой особенностью обучения в программу введен режим «Повтор». Этот режим позволяет не только закрепить материал в устной форме (прочитать его еще раз), или в письменной форме (переписать его в тетрадь). Он позволяет также проконтролировать уровень усвоения речевого материала, убедиться в осознанности выполнения учеником заданий.
Надо отметить еще одну положительную особенность данной программы, она максимально проста в обращении. Для ее запуска не требуется никакой сложной настройки, трудоемких операций. При включении компьютера на экране сразу появляется Главное меню, в котором обозначены все блоки упражнений: «Звук», «Буква», «Слог». «Слово», «Предложение». Названия блоков достаточно просты и информативны. Достаточно выбрать одно из упражнений, оно сразу появляется на экране в рабочем состоянии. В окне каждого упражнения есть специальная экранная кнопка «Помощь». При нажатии на эту кнопку появляется краткое описание смысла задания, возможных манипуляций, особенностей функционирования других экранных кнопок .При работе с компьютерной программой нет проблемы подсчета ошибок ученика. Тренажер это делает автоматически. Кроме того, в режиме «Обучение» легко проследить смысл ошибки, так как последние действия ученика фиксируются на экране. Преодоление системного речевого недоразвития у учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеет длительную и сложную динамику. Применение в коррекционно-образовательном процессе здоровьесберегающих и компьютерных технологий способствуют коррекции восприятия, внимания, памяти, развитию наглядно-образного и словесно-логического мышления, развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), что является одним из главных направлений в коррекционной логопедической работе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью
Использование в логопедической работе здоровьесберегающих и компьютерных технологий способствуют коррекции речевых нарушений, личностному развитию и сохранению здоровья.




























ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА YIII ВИДА №482 ЮВОУО ДО Г. МОСКВЫ






ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ ОТДЕЛЕНИЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
Куманькова Светлана Олеговна.


МОСКВА









13PAGE \* MERGEFORMAT14115





·15