Конспект урока чтения в 9 классе специальной коррекционной школе VIII вида

Методическая разработка урока чтения в 9 классе СКОШ № 3 VIII вида
к учебнику, выпущенному издательством «Просвещение».

Пояснительная записка:
Данная методическая разработка предназначена для использования в коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта, основной дефект у которых осложнен разнообразными соматическими заболеваниями.
Представленный конспект урока составлен с опорой на учебник чтения для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (авторы-составители А.К.Аксенова, М.И.Шишкова).
Известно, что важнейшим принципом обучения в коррекционной школе является принцип наглядности. Иллюстративный материал учебника повышает интерес к восприятию произведений, облегчает его понимание, а использование презентации, музыкального сопровождения способствует усилению эмоциональной составляющей урока.
Технология применения:
В уроке использованы приемы, корригирующие основной недостаток развития учащихся с нарушением интеллекта - нарушения познавательной деятельности.
Чтобы сделать образовательный процесс ярким, максимально интересным для детей, я использовала на уроке звучание романса, картины разных художников. В течение всего урока учащиеся замотивированы на «зарабатывание» как можно большего количества жетонов – символов – солнышка – как героя стихотворения.
Как показала практика, такая система мотивации дает положительный результат. Самым главным достоинством данной системы является то, что учащиеся легко с помощью подсчета полученных жетонов могут провести саморефлексию.
Еще одним важным средством активизации познавательной деятельности на уроке является использование яркой презентации для знакомства с новым материалом или его закрепление.
Считаю, что оперативность обработки информации при подаче новых знаний, закреплений и их проверке имеет неограниченные возможности и играет важную роль в процессе взаимодействия компьютера и ребенка. С помощью ИКТ осуществляю на практике интеграцию традиционных и компьютерных средств. Использую информационно-коммуникационную технологию для общего стратегического планирования уроков, для целеполагания, для осуществления всего, хода педагогического процесса на уроке, на уроках при закреплении или обобщении темы, при осуществлении контроля за знаниями, для управления познавательной деятельностью учащихся во время урока. С помощью ИКТ очень удобно осуществлять повторение в любой части урока, которое может быть представлено в любом формате (текст, звук, изображение), постановку проблемной ситуации.
В результате все учащиеся оказываются, вовлечены в мыслительную деятельность, готовы к восприятию нового.


Дидактические функции:
Страницы учебника выполняют ряд дидактических функций. Они позволяют осознать роль чтения в повседневной жизни человека вообще и в своей собственной. Постоянные целенаправленные сопоставления произведений с характерными для данного жанра информациями позволяют находить сходство и различие, развивать способность к сравнению.
Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия чтения. Разнообразие вариантов «видения» героев в произведении дает возможность детям устанавливать интонационно-образные связи чтения с другими предметами (музыкой, ИЗО, историей).
Литературный ряд учебника усиливает впечатление от звучащей на уроке музыки, способствует развитию связной речи, что является одной из важнейших коррекционных задач.
Погружение учащихся в музыку способствует исполнительская деятельность школьников, театрализация.
Урок чтения по данной разработке был проведен в декабре 2010 года в рамках школьного конкурса «Учитель года».
Анализ урока показал, что учащиеся были активны в течение всего урока, с желанием выполняли предлагаемые задания и объективно оценивали свои результаты.



Конспект урока чтения
«А.А.Фет «На заре ты ее не буди».

Тип урока: урок-объяснение нового материала с использованием презентации
Класс: 9 класс VIII вида

Цели урока:
Коррекционно-образовательные: познакомить учащихся со стихотворением А.А.Фета «На заре ты ее не буди, закрепить знание о биографии поэта
Коррекционно-развивающие: развивать умение анализировать поэтический текст, обогащать словарный запас словами, выражающими чувства и эмоции
Коррекционно-воспитательные: вызывать интерес к поэзии, чувство восхищения природой через творчество А.А.Фета
Здоровьесберегающие: профилактика нарушений зрения в ходе проведения зрительной гимнастики и осанки через режим смены динамических поз

Оборудование: презентация, карточки-задания, кроссворд, жетоны, словарные слова, учебник чтения для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (авторы-составители А.К.Аксенова, М.И.Шишкова) издательства «Просвещение».


1. Оргмомент, мотивация
Учитель: за правильные ответы в течение урока вы получаете жетоны в виде «солнышка». Почему именно солнышка? В конце урока вы постараетесь ответить.

2. Выведение темы урока (1 слайд)
Учитель: для того, чтобы узнать, о чем сегодня мы будем говорить, прошу вас открыть содержание учебника и найти раздел, где вы работали на предыдущем уроке.
- Как называется этот раздел? (это русская литература XIX в.)
- А теперь по содержанию учебника найдите того писателя, о котором мы с вами будем сегодня говорить. У него самая короткая фамилия (это А.А.Фет).
На экране появляется тема и прочитывается учащимися.
(2 слайд – фотографии поэта)

3. Повторение изученного
3.1. «Жужжащее» чтение (4минуты)
3.2. Работа в парах. На столах открыты учебники с биографией поэта.
Давайте вспомним о жизни этого человека. Для этого каждый читает биографию писателя и отвечает на вопросы, разложенные у вас на столе (6 пар по 2 вопроса).
- Проверяется компьютером (правильный ответ открывается на экране) (3, 4 слайд)

4. Изучение нового материала
4.1. Выразительно чтение стихотворения наизусть учителем.
Сегодня на уроке мы будем знакомиться со стихотворением А.А.Фета «На заре ты ее не буди».
Нацеливание: подумайте, какие чувства, представления возникают у вас при чтении этого произведения. (5 слайд)

5. Словарная работа (стр. 144 учебника)
Слова и словосочетания вывешиваются на доску
Ланита
Утомительный сон
Затевать игру
Сердце билось
- Как вы понимаете эти слова и словосочетания?
- Посмотрите на картины художников (6, 7 слайд). Выберите, какая из них наиболее точно отражает содержание и чувства автора. Почему?

6. Чтение стихотворения учащимися (про себя)

7. Физминутка
Цель: расслабление мышц глаз, снятие зрительного и общего утомления Пальминг
И.П. Выпрямить пальцы одной руки и положить ладонь на лицо. Положить другую руку на первую так, чтобы мизинец другой руки лежал поперек основания четырех раскрытых пальцев первой руки (руки при этом образуют нечто похожее на перевернутую букву V). Место пересечения оснований мизинцев образует как бы переносицу очков и должно располагаться над орбитами глаз.
Во время пальминга глаза закрыты. Следует добиться устранения напряжения в пальцах, расслабив запястья, положив локти на стол или колени. Шея при этом должна составлять прямую линию с позвоночником. При выполнении упражнения не следует концентрироваться на своих глазах. Необходимо расслабиться, вспомнить и представить что-нибудь приятное. Делать пальминг недолго в течение 10-15 сек.

8. Работа с текстом стихотворения
8.1. Анализ произведения:
- В какое время года происходит действие стихотворения, докажите строками произведения.
- Прочитайте, как описывает автор девушку.
- Какое чувство пришло к ней.
- Найдите подтверждение в тексте.
8.2. Заполнение кроссворда (8 слайд)
Работают в парах. На столах листы с кроссвордами.
Взаимопроверка. Затем ответы высвечиваются на слайде (9 слайд)
Прочтите выделенное слово в кроссворде.
Романс (10 слайд) – это жанр музыкального произведения.

9. Слушание романса.
- Предлагаю Вам послушать романс, написанный композитором Александром Егоровичем Варламовым на стихи А.А.Фета «Ты на заре ее не буди».
Этот романс исполняется и в наши дни. Исполнит его Олег Погудин.

9. Итог урока, рефлексия
- Скажите, с каким произведением мы сегодня познакомились?
- Какое чувство остается после чтения этого стихотворения?
- Вы догадались, почему на жетоне изображено солнце?
- Посчитайте, у кого самая солнечная парта? Почему?
- С каким настроением уходите с урока? Почему?
Мы с вами еще будем знакомиться с поэтическим творчеством, а вам желаю успеха.
(учащиеся уходят под тихое звучание романса).











ПЛАН
Актуальность использования ИКТ в образовании
Актуальность использования ИКТ в коррекционной школе
По учебнику... / данном возрасте 14-16 лет компьютер – это модно/ сопровождение учебного материала аудио и иллюстративным изображением помогает наиболее глубже прочувствовать темы , раскрываемые в стих «» / позволяет задействовать не только слуховой анализатор, но и зрительный.
Т.о. ИКТ на уроке чтение в коррекционной школе: - ; - .









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15