Разработка урока по русскому языку на тему Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению(3 класс)




Урок русского языка
Тема. Имена прилагательные, близкие и противоположные по
значению.
Цели: дать представление о близких и противоположных по
значению именах прилагательных;
формировать умение различать и употреблять в речи
прилагательные-антонимы и прилагательные-синонимы;
развивать орфографическую зоркость, мышление, речь,
память;
воспитывать организованность, самостоятельность.
Оборудование: карточки для с/р, материал для тестирования,
карточки для работы в группах, таблички, картинки.
Ход урока
I. Оргмомент. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Минутка каллиграфии:
Письмо нижних соединений:
ол ям ос
2. Словарная работа:
Шьёт, лесная, Украина, апрель,грустный,
полетели, русский, Донецк, прекрасный, борщ.
- объяснить написание каждого слова;
- подчеркнуть прилагательные;
- повторить, что такое прилагательное, какую роль
играет прилагательное в предложении, с чем оно связано
в предложении.
III. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с прилагательными,
близкими и противоположными по значению и узнаем,
для чего они необходимы в нашей речи.
IY. Изучение нового материала.
1.Наблюдение над употреблением имён прилагательных-
антонимов.

- Дополнить предложения противоположными по смыслу
именами прилагательными. Записать предложения.
Слон - животное огромное, а мышь- __________________ .
Черепаха – животное медлительное, а ящерица-_________ .
2. Наблюдение над употреблением имён прилагательных-
синонимов. Записать словосочетания и добавить
близкие по значению слова.

Заяц робкий ( трусливый),
мальчик смелый ( храбрый, отважный, мужественный ),
ученик смышлёный ( умный, сообразительный, толковый),
ответ верный ( правильный ).
Вывод. Для чего люди используют синонимы?
( Чтобы точно выражать свои мысли)
Для чего люди используют антонимы?
( Чтобы сравнивать, сопоставлять)
3. Работа по учебнику. Упр.487,стр.69.
4. Физкультминутка.
5. Разбор д/з. Упр. 489, стр. 71.
6. Работа с пословицей:
Чистым бельём грязной души не прикроешь.
- Толкование пословицы.
- Найти прилагательные и сказать, какие они.
- Записать по памяти.
7. Повторение о синонимах и антонимах.
Что такое синонимы?
Что такое антонимы?
8. Тестирование.
К слову трусливый подобрать подходящий антоним;
а)слабый
б) смелый
в) спокойный
г) озорной
К слову широкий подобрать подходящий антоним:
а) длинный
б) продолговатый
в) узкий
г) высокий
К слову известный подобрать подходящий синоним:
а) мудрый
б) знаменитый
в) добрый
г) прославленный
К слову отличный подобрать подходящий синоним:
а) хороший
б) умный
в) плохой
г) высокий
(Ответы: б, в, б-г, а.)
Y. Итог урока:
- Что делает нашу речь точной, выразительной?

Дополнительные упражнения к уроку
1 вариант. Написать к каждой букве слова- прилагательные.
АГРОТЕХНИК
2 вариант. Написать к каждой букве слова-прилагательные.
ЗАКРУГЛЕНИЯ
( Работа выполняется самостоятельно на оценку.)
К каждому словосочетанию дописать словосочетание с противоположным значением:
Широкая дорога - …
Большой город - …
Скучная книга - …
Бережливый мальчик - …
Подобрать синонимы из левого столбика:
Мёд …, а перец … .
Река …, а ручей … .
Озеро …, а море … .
Тигры …, а котята … .
Подобрать к данным словам антонимы. Из первых букв антонимов сложить приятное для каждого из вас слово.
Широкий (узкий)
Твёрдый (мягкий)
Старый (новый)
Скучный (интересный)
Бесполезный (ценный)
Неряшливый (аккуратный)
Пословица для письма по памяти:
Маленькое дело лучше большого безделья.
Дописать существительное к каждой группе слов:
Яркое, тёплое, жаркое … .
Слабый, тихий, лёгкий … .
Звонкие, шумные, говорливые … .
Свежая, молодая, сочная … .