Урок трудового обучения Аппликация из древесины. Дом. 4-й класс


ГКОУ СКШИ№3 г.Прохладного
Урок трудового обучения
в 4 классе тема:
"Аппликация из древесины. Дом".
Подготовила учитель начальных классов :Абасова Н.Н.
2017г
Урок трудового обучения "Аппликация из древесины. Дом". 4-й класс
Цель: Расширить представления об изделиях из древесины, их свойствах, познакомить учащихся с поделочным материалом, с областью применения этого материала, научить выполнять аппликацию из древесины, воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность в работе, развивать творческое воображение.
Задачи:
Образовательные:
закреплять умений работать по алгоритму; учить детей получать длинные стружки при точении карандашей;
учить использовать бросовый материал для изготовления сюжетной картины,
обучать навыкам коллективной работы.
Развивающие:
развивать мышление, творческие способности;
развивать познавательную активность, речь.
Коррекционные:
корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движения рук при выкладывании и приклеивании узора из стружек, древесных заготовок
расширять словарный запас, кругозор.
Воспитательные:
воспитывать коллективизм, ответственность за порученное дело, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, бережливость, эстетический вкус.
Оборудование и наглядный материал: образцы выполненных аппликаций,  клей ПВА, мелкозернистая наждачная бумага, цветной картон, древесный материал (опилки, спички, зубочистки, стружка от цветных карандашей ), кисточка, хлопчатобумажная салфетка, клеенка, кусачки, коробка для отходов.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Всем, всем - добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться! 
- Чему мы учимся на уроках труда?- Для чего нужно трудиться?
2.Психнастройка.
Чтоб работа закипела
Приготовьте всё для дела.
Будем клеить, мастерить
Всё должно в порядке быть.
Чтобы парту сохранить
Клеенку надо постелить
Ножницы, бумагу, клей
Клади на место поскорей.
- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Выберете рисунок (тучка либо солнце), который соответствует вашему настроению, покажите мне. Я рада, что у вас хорошее настроение, успехов вам!
Вводная беседа.
-Какое время года?
- Назовите весенние месяцы.
3. Проверка рабочего места
- Давайте проверим готовность к уроку. Возьмите клеенку и застелите парту, чтобы не испачкать клеем. Проверьте все ли у вас на месте?
4. Постановка темы и цели урока.
Природа – неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Люди всегда черпали в ней сюжеты для произведений искусства. Издавна древние умельцы использовали природный материал для изготовления различных поделок. Дерево есть по - всюду, его легко обрабатывать, а изделия из него пригодны для разных целей. Древесина относится к группе природных материалов растительного происхождения. Под руками у нас должен быть разнообразный материал из древесины -  спички, зубочистки, стружка от карандашей, опилки, кора дерева, деревянные карандаши. Аппликация из древесины смотрится очень эффектно, радует глаз и надолго запоминается. Работа с древесиной дает простор для творческого воображения, она открывает целый мир неожиданных сюжетов. Выполненные аппликации, установленные в рамочку, могут украсить стены любого помещения и это замечательный подарок для друзей. Ребята с технологией выполнения аппликации из опилок, древесных стружек вам хорошо знакомы, так как выполняли эту работу в 3 классе. Любой вид работы мы всегда выполняем по принципу - «от простого, к сложному». Поэтому сегодня на уроке я предлагаю нашу работу дополнить разнообразным древесным материалом (спички, зубочистки, стружка от карандашей, ну и знакомый вам материал древесные заготовки.)
- Учитель.
Скажите, что на ваш взгляд можно изобразить, из спичек и зубочисток выполняя аппликацию? (Различные сооружения, лучи солнца, ствол и ветки деревьев, различные предметы.)
- Как вы думаете, для изображения деревенских или городских построек больше подходит этот материал?
- А из какого древесного материала вы  можете сделать облака, крону деревьев, траву, насекомых? (Из спичек и стружки от карандашей.)
- Как добиться того, чтобы ваша работа не была бледной и невзрачной? (Нужно использовать стружку от карандашей разного цвета ( для солнца от красного карандаша, для облаков от синего и т.д.).
- Как вы думаете, что легче наклеить спички, зубочистки или стружку от карандашей?
- Напомните. Как правильно наклеить древесные заготовки?  ( Д ля наклеивания, нужно равномерно нанести клей ПВА на определенные участки картона (толстым слоем наносить клей не нужно), затем этот участок наклеить слоем древесных заготовок, накрыть сверху чистым листом картона и хорошо придавить ладонями.)
Практическая часть.
Ход выполнения работы:
1.Глядя на  имеющийся материал продумать сюжет предстоящей работы.
2. Подобрать подходящий  по цвету лист картона для основы аппликации.
3.Выложить на листе картона из спичек и древесных заготовок задуманную композицию.
4.Поэтапно наносить клей, на участки, куда будите наклевать заготовки.
5. Затем нужно наклеивать спички, заготовки, зубочистки. Клей наносить кисточкой ровным слоем на поверхность материала.
6. Если вам нужно заклеить спичками или заготовками большой участок (крышу дома  или стену),  то сначала нужно спичками или заготовками  оклеить контур стены или крыши.
5. Физкультминутка. 
Повторение правил техники безопасности.
Правила безопасной работы с клеем
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Правила безопасной работы с кусачками.
1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай кусачками с ослабленным креплением.
4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированным и заточенным.
5. Работай кусачками только на своем рабочем месте.
6. Следи за движением инструмента во время работы.
7. Кусачки клади ручками к себе.
8. Подавай кусачки ручками вперед.
9. Не оставляй кусачки открытыми.
10. Не играй с кусачками, не подноси кусачки к лицу.
11. Используй кусачки по назначению.
6.Составление пооперационного плана выполнения изделия.
1.Глядя на  имеющийся материал, продумать сюжет предстоящей работы.
2. Подобрать подходящий  по цвету лист картона для основы аппликации.
3.Выложить на листе картона из спичек и древесных заготовок задуманную композицию.
4.Поэтапно наносить клей на участки, куда будете наклеивать заготовки.
5. Затем нужно наклеивать спички, заготовки, зубочистки. Клей наносить кисточкой ровным слоем на поверхность материала.
6. Если вам нужно заклеить спичками или заготовками большой участок (крышу дома  или стену),  то сначала нужно спичками или заготовками  оклеить контур стены или крыши.
                  Посмотрим, с чего же мы начнём выполнять изделие.
1.Из древесных заготовок сложить сруб (основу) дома.
2.Наклеить крышу.
3. Наклеить окно.
4. Сделать забор.
5. Дорисовать сюжет.
Самостоятельная работа учащихся.
Продумывают сюжет работы.
Подбирают нужный материал.
Приступают к выполнению работы.
7.Оценка выполненной работы.
- Нравится ли тебе, как сделана твоя работа?
- Похожа она на образец? Аккуратная, красивая?
Следует обратить внимание на ту часть, которая выполнена недостаточно хорошо, и попросить её сравнить с образцом. Можно обратиться к классу
- Какую оценку поставим за эту работу?
8.Итог урока.
- Сегодня мы работали хорошо, активно,  все следили за порядком и чистотой на рабочем месте.
- А какую поделку мы выполняли ? Из чего?
- Понравилась ли вам работа с древесиной?
-Что вам было интересно? 
- Что нового было в вашей работе?
-  Какие трудности вы испытывали при работе?
2.Выставка работ.
3. Урок закончен.
9. Рефлексия.
-Что необычного было на нашем уроке? Что особенно понравилось? (ответы детей)

Проводится игра – минутка «Кто быстрее наведет порядок на парте?», (уборка рабочих мест)