Рекомендации родителям и воспитателям Предупреждение жестокого обращения к ребенку

Рекомендации родителям и воспитателям
«Предупреждение жестокого обращения к ребенку»
Дети показывают свои страдания, волнения при помощи своего поведения – сверхчувствительного, замкнутого или шаловливого. Дайте ребенку дополнительную поддержку, подбодрите его/ее и будьте терпимыми, когда он/она находится в стрессовом состоянии.
Будьте чуткими к чувствам, которые ребенок вербально или невербально выражает.
Помогите детям научиться говорить о своих чувствах вместо того, чтобы ребенок просто замкнулся, научите разрешать проблемы словесно, а не физическим методом.
Проводите беседы о чувствах, выражая Ваши собственные переживания, замечайте чувства ребенка («Мне становится грустно, когда я спорю со своими друзьями, возможно и тебе тоже»).
Детей младшего возраста необходимо научить понимать свои чувства. Это помогает им войти в эмоции, более точно распознавать их и справиться с ними.
Помогите детям научиться успокаиваться самостоятельно, когда они расстроены. Например, иногда ребенку постарше необходимо просто немного времени побыть одному.
Убедите ребенка, что у всех детей возникают реакции на определенные ситуации («Иногда дети пугаются и это нормально», «если что-то не работает, это тебя раздражает»).
Иногда детям легче ответить на комментарий, чем на прямой вопрос, если что-то не так («Ты выглядишь немного расстроенным. Наверно, ты думаешь о своей мамочке»).
Бывают так, что детям легче комментировать чувства ребенка в контексте чувств большинства детей («Большинству детей становится страшно и грустно, когда их папа и мама ссорятся»).
Если следовать этим советам, то можно помочь ребенку разобраться в своих чувствах, преодолеть свои страхи и переживания. Так как им недостаточно жизненного опыта, чтобы самостоятельно справляться с внезапным стрессом, они особенно зависимы от членов семьи, чтобы успокоиться. В некоторых случаях на них могут действовать, в большей или меньшей степени, реакции родителей или других членов семьи, так как они находятся под их прямыми влиянием. Ответы могут быть направлены на восстановление спокойной обычной жизни, обеспечивая возможность, как для невербального, так и словесного выражения детских чувств и приобретения новой уверенности.
Воспитателю необходимо иметь в виду следующее:
Ребенку потребовалось большое мужество, чтобы сделать шаг и поделиться своей тайной. За это его надо обязательно похвалить. Так он сможет почувствовать, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме. Имейте в виду, что вы травмируете ребенка, выражая сомнения в правдивости его слов.
Нельзя показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение).
Воздержитесь от обвинений в адрес человека, совершившего поступок. Часто ребенок, несмотря ни на что, продолжает любить этого человека, и эмоционально к нему привязан.
Проявите понимание к возможному чувству вины и стыда ребенка, но не укрепляйте в нем этих чувств сами.
Никогда не просите ребенка сохранить в тайне ваш разговор. Но если он сам попросит вас сохранить тайну, отнеситесь к этому с пониманием.
Объясните ребенку, что существует возможность прекратить случаи жестокости и насилия с помощью других людей и что это нужно сделать в интересах как самого ребенка, так и человека, о котором идет речь.
В отдельных случаях можно предложить ребенку вернуться к этому разговору через некоторое время, пообещав сохранить его в тайне.
Держите обещание о сохранении тайны до тех пор, пока это не противоречит интересам ребенка. Тогда его надо поставить в известность и предупредить о том, что вы хотите предпринять некоторые меры.
Имейте в виду, что вы, возможно, являетесь единственным взрослым человеком, который знает, что происходит, что происходит с ребенком. Вы несете ответственность за него и, если не в силах помочь ему сами, обратитесь за помощью к другим – медикам, психологам и т.п. В случае, если ребенок расскажет о своей тайне не педагогу, а другим детям. Лучше всего занять следующую позицию:
- реагировать как можно более нейтрально (не проявлять своих чувств, не давать оценок случившемуся);
- дать понять ребенку, что проблема его ясна («Молодец, что ты рассказал об этом – это очень важно»);
- оградить ребенка от реакции и участия других детей («Это сложная проблема, и мы постараемся решить ее вдвоем»).

Постарайтесь уделить ребенку максимум внимания!


15