Конспект организованной учебной деятельности по основам безопасного поведения в старшей группе «Чистота — залог здоровья»

Конспект организованной учебной деятельности по основам безопасного поведения в старшей группе «Чистота  залог здоровья»
Цель:
- Помочь детям в занимательной форме, в играх усвоить понятие “здоровый образ жизни” ,убедить в необходимости соблюдения личной гигиены.
- Прививать навыки здорового образа жизни, учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем.
-Воспитывать умение слушать друг друга, общаться, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других.
--Воспитывать у детей чувство опрятности и аккуратности, закреплять культурно-гигиенические навыки.
- Развивать память, внимание, речь.
Словарная работа:
Гигиена, чистота, здоровье, микробы.
Предшествующая работа:
- Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр», стихотворения А. Барто «Девочка чумазая», Н. Мигуновой «Почему надо чистить зубы», отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» и др.
– Просмотр мультфильмов «Мойдодыр», «Доктор Заяц или легенда о Зубной Фее»
– Беседы о личной гигиене, микробах, о пище и воде.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, послушайте, что случилось со мной сегодня утром. Иду я в детский сад, а навстречу мне бежит маленький мальчик, грязный, неумытый, непричесанный, без верхней одежды и плачет. Остановила я его и спрашиваю: "Что случилось? Почему ты плачешь? ". Тогда он рассказал мне, что все его вещи пропали и с ним никто не хочет играть. Я его успокоила, сказала, что возьму его с собой в детский сад, расскажу его историю детям в группе и они, т. е. вы, обязательно ему поможете. Как вы думаете, почему с мальчиком произошла эта история? Почему пропали его вещи, и никто с ним не хочет играть? Мне кажется, что такую историю мы уже где-то слышали. В каком произведении с мальчиком произошла подобная история?
(Ответы детей.)
Правильно, об этом мы читали в произведении "Мойдодыр". А как вы думаете, кто такой Мойдодыр? (это хозяин чистоты и порядка). Так как же можно помочь мальчику, что мы ему можем посоветовать? (ответы детей) .
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем нашему гостю, что нужно делать, чтобы больше с ним такого не происходило. Мы уже с вами знаем, о том, что чистая вода обладает целебными свойствами. Сегодня мы познакомимся с тем, как с помощью воды сделать чистым свое тело и как за ним правильно ухаживать. Вы помните, как называется правильный уход за своим телом? (дети отвечают). Молодцы, помните: правильный уход за телом называется гигиеной.
Грязнулькин: - Я очень хочу научиться ухаживать за своим телом. Мне больше не хочется ходить грязным.
Воспитатель. Тогда давайте начнем наше занятие, и начнем его с того, как правильно ухаживать за своими зубами.
Грязнулькин. – Ой, если сказать правду, у меня очень болят зубы.
Воспитатель. А ты их чистишь по утрам и вечерам?
Грязнулькин. – Ну вот еще, зачем их чистить?
Воспитатель. – Тогда послушай , что может произойти если не чистить зубы
Ребенок Мистер кариес.
Кто не чистит утром зубы?
Мне такие детки любы!
Вам, признайтесь, просто лень
Зубы чистить каждый день.
Ешьте больше шоколада –
Только это мне и надо!
Там, где пища застревает,
Часто кариес бывает.
Пробираюсь по ночам,
Прямо в ротик, детки к вам,
И всю ночь вам спать мешаю,
Зубы порчу, разрушаю,
Будут зубы все болеть,
И шататься, и чернеть!
Еле дождавшись окончания стихотворения, Грязнулькин громко произнес:
- Эй, мистер Кариес? Я сейчас буду с тобой драться!
Воспитатель: – Драться с ним можно только одним способом: чистить зубы каждый день.
Грязнулькин. – А как нужно чистить зубы? – и вдруг услышал:
Меня упругой сделали,
Чтоб зубы были белые,
Чтоб стали как картинки –
От ровненькой щетинки.
Грязнулькин. – Ой, а кто это?
Воспитатель. – Ребята, а вы знаете, кто это произнес? (ответы детей)
Опять раздался тот же голосок:
Это я, зубная щетка,
Белоснежная молодка.
Тут раздался другой голос:
Вкус мой нежный и приятный,
Свежий, очень ароматный.
Воспитатель. – А это уже говорит зубная паста.
Грязнулькин. – Я хочу попробовать почистить зубы! Только я не знаю, как пользоваться щеткой.
Воспитатель. – А в этом тебе сейчас помогут наши дети! Они покажут и расскажут, как это нужно делать.
Ребенок, показывает на плакате или макете и рассказывает, как нужно чистить зубы. (Нужно намочить щетинки водой, выдавить на них из тюбика пасту, аккуратно вставить щетку в рот, щетинками с пастой к зубам, и начать медленно чистить зубы, двигая щетку вверх(устіне) и вниз (остына), влево (солCа ) и вправо (оSCа).
Воспитатель. – А сейчас мы будем учиться правильно мыть руки.
Ребенок рассказывает стихотворение ( все дети встают и выполняют движения согласно словам стихотворения):

Руки чтоб помыть, сперва
Засучим мы рукава.
Мы на «раз» имеем план –
Открываем плавно кран.
Мыло мы возьмем на «два»
Намочив его едва.
Мыло мы назад положим,
Пеной мылим кожу.
Долго, долго мылим руки –
Все, как сказано в науке.
Наконец, на счете «три»
Появились пузыри.
«На четыре» мыло смоем,
Аккуратно кран закроем.
А «на пять»
Станем руки вытирать.
Воспитатель. Вот мы и вспомнили наше первое правило защиты от микробов. Ты запомнил?
Грязнулькин. – Да! Мытье рук с мылом.
Воспитатель. – Правильно!
От простой воды и мыла
У микробов тает сила.
- А скажи мне, как ты думаешь, можно ли давать другим свою зубную щетку или расческу?
Грязнулькин. – Конечно можно! Я свою щетку и расческу могу дать кому угодно!
Воспитатель. – Ты конечно молодец, что бываешь таким щедрым, но именно эти вещи нельзя давать другим. Ребята, а скажите, почему нельзя так поступать? (Ответы детей). Давайте мы с вами теперь скажем второе правило защиты от микробов (Ответы детей). Правильно, личные вещи нельзя давать другим, чтобы не передать им свои вредные микробы.
Мы сейчас проверим, как вы это запомнили, и сыграем в игру «Можно – нельзя». Соберем вещи, которыми вы пользуетесь, и положим на стол. Поднимая по очереди, говорим, можно ли ими пользоваться всем по очереди, или нет. Если да – положим ее в коробочку «Можно», если нет – в коробочку «Нельзя». Например, зубная щетка попадает в коробочку «Нельзя». Ключ от квартиры нужно положить туда же, но не потому что там микробы, его просто не надо отдавать. Карандаш - в коробочку «Можно», но при условии: вы не будете его грызть, чтоб не оставить своих микробов и т.д..
Грязнулькин. – А я вот не понял, как микробы могут передаваться от одного человека к другому? У них что, крылышки есть? Они что, летают?
Воспитатель. – Нет, у них крылышек нет. А передаются они двумя способами. Первый мы уже узнали, что они передаются через какой- либо предмет, которым вы пользуетесь. Этот способ называется непрямым. А есть еще и прямой способ передачи инфекции, это когда кто-то чихает, не прикрывая рот и нос, они разлетаются в разные способы и заражают всех окружающих. Они разлетаются на расстояние до 10 метром. Давайте с вами поиграем.
Проводится игра «Апчхи»: дети делятся на две команды («Чихающие» и «Заражающиеся») которые расходятся на расстояние 5 метров друг от друга. Команда «Чихающие», произносят «Апчхи! », и кидают в противоположную команду теннисные шарики. Дети из команды «Заражающиеся» должны увернуться. Тот в кого попал шарик, выходит из игры и начинает «чихать».
Воспитатель. – Ребята, на этом занятии мы с вами очень много узнали о том, как заражаются микробами. Теперь попробуйте назвать все способы проникновения микробов в наш организм.
Ответы детей:
- Чихаем и не прикрываем рот и нос рукой.
- Передаем друзьям наши личные вещи.
- Не моем руки перед едой.
- Не моем овощи и фрукты перед едой.
- Грызем ногти.
- Ковыряемся в носу, и потом этот палец тянем в рот.
- Не закаляемся, простужаемся.
- Едим некачественные продукты и пьем плохую воду.
- Живем в грязной квартире, носим грязную одежду.
Грязнулькин. – Спасибо вам ребята. Я теперь всегда буду умываться и чистить зубы, ходить чистым и аккуратным. А ещё я узнал, что зубная щетка на казахском языке тіс щеткасы, а зубная паста- тіс пастасы
Я сегодня очень рад!
Что побывал я с вами,
Здоровыми друзьями.
Всем теперь я расскажу
О том, как вы живете.
А теперь побегу домой, чтобы поскорее навести там порядок, пока мама с работы не вернулась.
Воспитатель. Вам понравилось занятие? А, что вам понравилось? Что нового вы узнали? Вы сегодня молодцы ребята, и сами вспомнили и другим рассказали, как нужно защищаться от коварных микробов.

15