Рекомендации родителям, учителям начальных классов:Организация помощи детям с трудностями освоения письма


ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ТРУДНОСТЯМИ ОСВОЕНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА


Значительная часть трудностей письма связана с недостатками фонетико-фонематического восприятия, которые очень осложняют и замедляют процесс звукобуквенного анализа, а значит, осложняют и замедляют процесс формирования навыка письма. Эти нарушения не имеют ярко выраженных специфических проявлений на начальном этапе (особенно в 1-е полгода в 1-м классе). Отсутствие своевременной помощи приводит к непроходящим трудностям освоения навыка письма. Занятия по специфической коррекции этих трудностей – необходимое условие успешного формирования навыка письма.

Начиная занятия с ребенком, необходимо учесть следующее:
- работа потребует от вас напряжения и выдержки: ведь положительные результаты проявятся не сразу, и радость набольших успехов довольно долго будет чередоваться с новыми огорчениями. Даже то, что получалось уже хорошо, вдруг может серьезно осложниться.
ВНИМАНИЕ! Неожиданное ухудшение может быть для вас своеобразным сигналом ухудшения состояния ребенка. Это может быть преддверием болезни, показателем сильного утомления, результатом стресса и значительного эмоционального напряжения:
Занятия должны быть систематическими, лучше ежедневными, но их продолжительность не должна превышать 15-20 минут;
Во время занятий сохраняйте ровный и спокойный тон;
Не забывайте похвалить ребенка если не за успех, то хотя бы за старание;
Успокойте и подберите в случае неудачи, важно, чтобы ребенок был уверен в вашей поддержке;
Никогда не занимайтесь с ребенком, если он устал, плохо себя чувствует;
Будьте внимательны не только к его поведению, но и к его жалобам.
Что необходимо для занятия?
Тетрадь, чистые листы бумаги (3 на 4);
Ручка, карандаш, фломастеры;
Разрезная азбука;
Алфавит;
Картинки с изображением хорошо знакомых предметов.
Занятия лучше всего начинать с повторения отдельных букв алфавита, закрепляя те буквы, которые ребенок помнит нетвердо. Вы называете звук (фонему) – ребенок пишет букву.
Необходимо создать условия, при которых, производя звукобуквенный анализ, ребенок имеет возможность сравнивать сходные звуки, сопоставлять их, различать по звучанию. Поэтому большее количество упражнений необходимо направить на дифференциацию сходных звуков (звонких, глухих, шипящих, свистящих, твердых и мягких). Одним из условий развития письменной речи является сознательный анализ составляющих ее звуков, без которого процесс письма является невозможным.
ШАГ ПЕРВЫЙ.
Прежде всего, ребенка нужно научить слышать и выделять отдельный звук из ряда гласных а, у, ы, о. Ребенку называется ряд, а когда он услышит нужный звук, то должен хлопнуть в ладоши или поднять карточку с буквой а.
На первых порах звуки должны быть в ударной позиции, например: коот, маак (какой звук – [а] или [о]?)
Если ребенок не понимает задания или не различает звуки в слове, то следует подсказать, какие это звуки. Нужно повторять задания. Постепенно в процессе упражнений он научится различать гласные.
ШАГ ВТОРОЙ.
Теперь можно переходить к различению и выделению согласных звуков. Ребенок должен научиться различать согласные звуки в словах, должен узнавать слова, начинающиеся на определенный звук. Произносить слова нужно четко, не торопясь, лучше подкреплять слово рисунком, который выбирает и кладет перед собой ребенок.
Если ученик справляется с заданием на различение звуков, то можно перейти к следующему этапу – выделению звуков из слов.
Ребенку предлагается узнать, какой первый звук в словах: Аня, Оля, Ася, Алик и т.д.
Затем попросите его выделить гласный звук в середине слова: суп, мак, дым и т.д. Выделенный звук должен находиться в ударной позиции. После того, как это усвоено, можно переходить к выделению согласного звука, который находится в конце слова.
Проводя такую работу, можно использовать следующие варианты.
Показать ребенку рисунок и попросить назвать первый или последний звук (кт, дом, пар)
Можно подобрать рисунки на заданный звук. Затем дать слова для сравнения по звуковому составу. При этом надо спросить: чем отличаются пары слов? – и составить эти слова из разрезной азбуки (кассы)
Внимание! Каждое занятие должно иметь одну задачу. Не торопитесь, не приступайте к следующему заданию, пока не закреплено предыдущее. После этого можно перейти к дописыванию недостающих букв или слов по рисункам.
ТРЕТИЙ ШАГ.
Дети, имеющие несформированность фонетико-фонематического восприятия (фонематического слуха), часто пропускают гласные звуки. Для акцентирования внимания на гласных звуках используется деление слов на слоги. При этом необходимо на практике показать, что без гласных нет слога, и отработать на упражнениях правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Усвоив это, можно провести анализ слов различной слоговой структуры (один слог, 2, 3 и т. д.).
Попросите ребенка:
Записать название предмета по рисункам, изображающим его;
Дописав в каждом слове слог:
- шко –
- руч –
- кни –
- пар –
- дос –
- пап –
Назвать слова с данным количеством слогов и составить эти слова из букв разрезной азбуки;
Посмотреть на рисунки и прочитать слова парами; составить имена из слогов верхней и нижней строчек:
- Фе, Ле, Та, То, Во, Ве,
- дя, ва, ля, ня, мА, ва, ра.
Очень полезно провести с ребенком игру «Буквы разбежались, помоги собрать их». (Используйте разрезную азбуку или магнитные буквы).
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ. Большую роль в процессе формирования фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза играет работа над предложением (с теми детьми, которые сливают предлоги, не разделяют слова и т. д.).


В начале коррекционной работы следует разбирать предложения по вопросам, устанавливать связь слов по смыслу. При этом используются:
Договаривание предложений по рисункам;
Составление схемы целого предложения, где длинной чертой обозначается всё предложение, чертой покороче – слова, еще короче – слоги в словах, точками – звук. Предложение анализируется по схеме: слова – слоги – звуки. Все это называется по порядку.
Мама мыла Машу.
Всё предложение
Слова
Слоги
Звуки (гласные – красными точками, согласные – черными).
ПЯТЫЙ ШАГ. Дети со сниженным фонематическим восприятием очень часто путают звонкие и глухие согласные, заменяют звонкие согласные глухими:
Гусь – кусь
Булка – пулка
Барабан – барапан
Кошка – коска
Заяц – саяц
При этом ребенок может написать: «В сату росли яплоки» (В саду росли яблоки). Для того, чтобы исправить данный дефект, надо прежде всего сравнить оппозиционные звуки.

Первое занятие
Тема: Звуки Б. – П.
Произнести звуки [б – п] и сравнить их по артикуляции:
Звук б звонкий, проверим это – положим руку (тыльную сторону ладони0 на гортань – горлышко дрожит;
При звуке п - не дрожит, он глухой;
Затем проговорим звуки по слоговой таблице.
Ба – па, аба – апа
Бо – по, обо – опо
Бу – пу, убу – упу
Бы – пы, ыбы – ыпы
Сравним слова и дадим ребенку смысловое различие слов с изменением одной буквы:
Бочка – почка
Составим с этими словами предложения:
В саду стояла почка с водой.
На дереве распустилась бочка.
(ребенку надо отгадать ошибки автора).
Запишем эти слоги под диктовку.

Второе занятие.
Тема: Звуки Б. – П. В слоге, слове, предложении.
Сравним звуки [б - п] по артикуляции; поработаем со слоговой таблицей (па – ба, по – бо, пу – бу, пы – бы);
Попросим ребенка прочитать эти слоги и записать под диктовку;
Возьмем опять карточки (ба, па, бу, пы, бо), прочитаем слоги и запомним их. А теперь карточки перевернем, и пусть ребенок вспомнит этот ряд слогов.
Следующий этап – возьмем картинки, на которых изображены слова с буквами б и п: бабочка, шляпа, рыба, рубашка, парта, бананы и т. д., разложим их на 2 кучки: в одну – с буквой б, в другую – с буквой п и запишем их.

Третье занятие.
Повторение артикуляции звуков [б - п]. Повторяем слоговую таблицу. Записываем слоговой ряд под диктовку: ба, пы, бо, па и т.д.
Записываем под диктовку слова:
Рабочий, абрикос, полка, пальто, опушка и т.д.
Вставить пропущенные буквы:
Дети были в арке.
Боре купили бара..ан.
Бабушка пекла лины.
Надя нарисовала абочку.

По такому же принципу можно проводить работу по дифференциации и других звонких и глухих согласных: д – т, г – к, з – с и т. д.

На занятиях по дифференциации звуков можно использовать следующие виды работ.
Предметное лото.
Следует отобрать картинки на заданные звуки, определить место звука в словах (начало, конец, середина слова), затем положить картинки над отрабатываемыми буквами, выборочно записать слова и подчеркнуть буквы цветными карандашами.
Буквенный диктант
Записать слова одной буквой (п – б, к –г и т. д.),затем восстановить словесный ряд. Диктуем слова, ребенок записывает одной буквой, а затем называет слово: труба, дом, дуб, трамвай.
Списывание текста с заданием.
Вставить в предложение вместо слова (гуси, бабушка) рисунок, выделить звонкие и глухие согласные:
На лугу паслись гуси.
Бабушка вяжет носки.
Все виды предложенных работ могут быть дополнены дидактическими играми, составленными на основе занятий и предложенных рекомендаций. С этой целью можно использовать любую настольную игру, в которой имеются карточки с изображением различных предметов. Играть можно следующим образом: что нарисовано7 – «Машина». Что делает машина? – (придумай предложение!) – «Машина едет». Постепенно вводится понятие предлога: «Машина едет по дороге».
«Зонт – зонт лежит – зонт лежит на столе».
Работа с фишками.
Фишки разного цвета (синие, зеленые, красные, желтые). Работа с фишками помогает ребенку усвоить, какие гласные звуки пишутся после твердых согласных, а какие – после мягких согласных:
Синяя фишка – твердые согласные;
Зеленая фишка – мягкие согласные;
Красная фишка – гласные.

ШЕСТОЙ ШАГ.
Очень часто дети с несформированным фонематическим восприятием с трудом усваивают правописание гласных после шипящих: жи – ши, ча - ща, чу – щу.
Поэтому ребенку сразу необходимо объяснить: люди договорились о том, что после шипящих ж, ш будут писать букву и, а после ч,щ – у или а: жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Начинать работу надо с одной пары шипящих звуков. Например, жи – ши. Положим перед учащимся буквы ж, и, ш, и, ы.

Называем слог жи, при этом ребенок должен составить данный слог. Первое время он может брать букву ы. В этих случаях надо терпеливо каждый раз напоминать ему о правиле.
После того, как ребенок начал ориентироваться в этой работе, ему можно дать следующее упражнение.
Называете предметы :кувшин, машина, ужи, уши.
Задание 1.
Какую гласную ты напишешь после ш (даны буквы и, ы, а, у, о).
Задание 2.
Подпиши предложенные рисунки.
Задание 3.
Закончи слово, дописывая слоги жи, ши и подчеркни:
МАЛЫ
КАМЫ
СТРИ
Закрепив данное правило в слове, мы переходим к предложению.
Дан сюжетный рисунок (ель, под елью – ежи).
Задание.
1.Что нарисовано на картинке?
2.Кто сидит под елью?
Запиши предложение, подчеркни жи или ши.
Спиши стихотворение, вставь пропущенную букву цветным карандашом:
БЕЛЫЙ СНЕГ ПУИСТЫЙ
В ВОЗДУХЕ КРУИТСЯ
И НА ЗЕМЛЮ ТИХО
ПАДАЕТ, ЛОИТСЯ.
Запиши это стихотворение по памяти.
Прочитай, измени слово по образцу.
Гласную после шипящей подчеркни:
Уж – ужи
Ёрш –
Мышь –
Нож –
Камыш –
Аналогичные задания проводятся при работе с другими сочетаниями (чу – щу, ча – ща).
При закреплении этого правила можно использовать игру лото. Попросите ребенка отобрать картинки, в которых есть сочетания жи – ши, повторите правило и разложите картинки на две кучки: где используется жи и где – ши.
Диктант (для закрепления темы).
Пушистый заяц встал на задние лапки. Люди должны дружить. В мастерской дети учатся шить.
Если ребенок ошибся, пусть попробует сам найти ошибку.
При недостаточном развитии и нарушениях фонетико-фонематического восприятия очень эффективна работа с карточками.
Приготовьте чистые карточки и 3 небольших ящика. На одном напишите «Пишу с ошибками», «сомневаюсь», «пишу правильно». Выпишите на карточки все слова, в которых ребенок допускает ошибки, и обведите красным фломастером «опасное» место. Играя с карточками, разберите и проанализируйте звуковой и буквенный состав слова. Проверьте, напишите несколько раз слово (если при этом допускается ошибка, не исправляйте – пусть ребенок зачеркнет все слово и напишет его заново). Занятия должны быть по 10 – 15 минут, систематическими, ежедневными. Постепенно перекладывая карточки из одного ящика в другой, не забывайте время от времени повторить даже то, что было хорошо усвоено.
В процессе коррекции при трудности обучения письму, эффективным будет, если:
Ребенок имеет лучше зрительное, чем слуховое восприятие, упор при обучении должен быть сделан именно на зрительное восприятие целых слов, их запоминание, и идти нужно от запоминания слов к их фонетико-фонематическому анализу;
Если же страдает или менее развито зрительное восприятие, зрительная память, то в основе должен быть фонетико-фонематический анализ.
Механическое использование того или иного вида коррекции, их смешение создают конкуренцию и мешают одно другому, не позволяя использовать наиболее эффективный путь анализа.

Пи работе с карточками нужно учитывать индивидуальные особенности и трудности ребенка. Разработана специальная тактика работы с карточками.
Вариант 1.
Нарушения письма в большей мере связаны с трудностью зрительного восприятия, различения отдельных букв (при этом часты замены, перестановки, оптические ошибки).
Вариант 2.
Нарушения письма в большей степени связаны с трудностью звукобуквенного анализа (фонетико-фонематического восприятия).
Приготовьте: листочки бумаги (3 на 4см.), ручку, карандаш, фломастер.
1. Повторите алфавит (называйте звуки, а ребенок пусть пишет соответствующие буквы – заглавные и строчные).
ВНИМАНИЕ! Если ребенок долго вспоминает, как пишется буква или пишет ее неправильно, не переходите к следующему заданию. Если первое задание не вызывает затруднений, то приступайте ко 2-му.
2. Выберите слово, которое нужно выучить (из ящичка «Пишу с ошибками»).
3. Напишите слово на листочке.
4. Убедитесь, что слово написано правильно, проанализируйте вместе с ребенком возникшие трудности, проведите звукобуквенный анализ.
5. Четко произносите слово, а ученик несколько раз его повторяет.
6. Ребенок должен подчеркнуть цветным карандашом трудную часть слова, ту, где была ошибка.
7. Школьник должен произнести слово по буквам.

Следующие этапы работ различны для 1 и 2 вариантов.
Вариант 1.
8. Напишите еще раз слово (на чистом листочке).
9. Напиши слово, проговаривая его по буквам.
10. Произнеси слово.
11. Еще раз напиши слово.

Вариант 2.
8. Напиши слово еще раз (на чистом листочке). Особенно внимательно посмотри на ту часть, в которой была ошибка.
9. Закрой слово (переверни листок).
10. Напиши слово.
11. Проверь и произнеси слово.

В заключение несколько советов, без которых нельзя получить положительные результаты:
Начиная каждое занятие, возвращайтесь к уже пройденному;
Упорно добивайтесь того, чтобы ребенок усвоил материал;
Не переходите к новому материалу, пока не усвоено предыдущее правило;
Ведите строгий контроль за тем, что ребенок уже усвоил и какие трудности испытывает;
Помимо работы над формированием фонематического восприятия, проводите параллельно работу по общему развитию речи.
Советы о том, как снять страх ребенка перед непреодолимыми (на его взгляд) трудностями, как ему помочь поверить в себя, как научить работать, не боясь неудач.
Не сравнивайте своего ребенка с товарищами, знакомыми, братьями и сестрами, подчеркивая его неудачи или успехи других детей.
Оценивание ребенка взрослым и особенно учителем оказывает серьезное влияние не только на самоощущение и самооценку. Общеизвестно, что от этой оценки во многом зависит отношение к ребенку одноклассников, взрослых и чужих. Представьте, как неуютно, одиноко и страшно малышу, который не только не может сам справиться с трудностями, но и ощущает вокруг себя неприязнь, чувствует негативное отношение к себе. «Психоз погони за отличными оценками – рождается в семье и захватывает педагогов, ложится тяжелым бременем на юные души школьников, калечит их. У ребенка нет в данное время способностей, чтобы учиться на 5 или 4, а родители требуют от него только этих отметок, и несчастный школьник, получая 3, чувствует себя чуть ли не преступником».
Если есть хоть малейший прогресс, похвалите, подбодрите, подчеркните старание ребенка.
Если не за что похвалить, не ставьте оценку, но обязательно подбодрите. Похвала, одобрение дают уверенность и способны разорвать «заколдованный» круг неудач.
Не встречайте ребенка сакраментальным вопросом: «Что ты сегодня получил?» Даже если вы не будете его ругать за неудачу, даже если вы найдете в себе силы подбодрить, посочувствовать, вы все равно иногда не сможете скрыть своего огорчения. И дети это чувствуют, и переживают не меньше вас.
Не надоедайте ребенку упреками по поводу домашних заданий. Не стоит переоценивать их значение, особенно на первых порах: во 2 – ой половине дня работоспособность снижена, сказывается утомление, и непрерывная работа больше 15-20 минут порой ему не по силам. Если вы будете сидеть все время «над душой», следя за каждым его движением, то это еще один повод поверить в собственную беспомощность. Можно и нужно помочь ему разобраться в том, что непонятно, сложно, а дальше предоставить возможность работать самостоятельно.
Не ограничивайте любимые занятия (в кружке, в секции) из-за неудач в школе, не лишайте любимого дела. Запреты не дадут желаемого результата, а, наоборот, могут вызвать реакцию протеста, достаточно резкую по форме (и грубость, и слезы, и даже угрозы).
При школьных неудачах нужно дать ребенку возможность реализоваться в чем-то другом, доказать (прежде всего себе самому, а потом окружающим), что есть дело, которое он может сделать хорошо.
Определите причину трудностей, не скрывайте ее от ребенка, объясните, почему что-то не получается и что нужно сделать, чтобы исправить положение, пообещайте свою поддержку. Подчеркните при этом, что ваше отношение ек ребенку не зависит от его неудач.
Проблема помощи ребенку при трудностях обучения совсем не проста, главное – знать, что почти все трудности преодолимы. Нужны только желание, доброта и терпение родителей и учителя и их совместная работа.





15