Урок «Если случилась беда…»

Тема: «Если случилась беда»

Цели: Знакомство с ядовитыми грибами, растениями, некоторыми насекомыми и разработка правил безопасного поведения в лесу.
Задачи: 1) систематизировать и обогатить знания детей о ядовитых грибах и растениях; об опасных животных и о грозе.
2) создавать условия для развития:
-наблюдательности на основе работы с презентацией, иллюстрациями;
- логического мышления на основе отработки логических операций (анализа, сравнения, группировки);
- умения работать в группе;
3) содействовать воспитанию ответственности за своё здоровье, бережного отношения к природе, грамотного поведения в лесу.

Образовательные задачи: - сформировать первичные представления о разнообразии ядовитых растений и грибов, раскрыть значение ядовитых растений и грибов в природе и в жизни человека, их различия с неядовитыми растения и грибами; определить причины отравлений ядовитыми растениями и грибами; познакомить учащихся с первой помощью при отравлениях.
Развивающие задачи: - развивать и формировать у обучающихся умения и навыки, представления о ядовитых растениях и грибах;
- развивать навыки самообразования, интереса к знаниям о живой природе и безопасности;
- формировать умения различать ядовитые растения и грибы от неядовитых.
Воспитательные задачи: - стимулировать положительное личностное воспитание учащихся;
- формировать естественное мировоззрение и понимание необходимости умений различать растения и грибы в природе;
- создание благоприятной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни.
Личностная значимость изучаемого для учащегося: живая природа обладает большим разнообразием, одним из которых, являются растения. Знания о растениях нужны каждому человеку, для расширения кругозора, для умения отличать ядовитые растения и грибы от неядовитых.

Образовательные ресурсы:
мультимедийная установка;
презентация;
план для групповой работы;
рисунки с изображением ядовитых растений, грибов и животных;
памятки с правилами поведения во время грозы, при общении с незнакомыми растениями и грибами, как избежать укусов животных, а также правила оказания первой помощи при укусах животных;
учебник - окружающий мир 4 класс Н.Ф. Виноградова;
атлас – определитель по окружающему миру;
толковый словарь;
таблички с названиями групп: «Метеорологи», «Ботаники», «Зоологи».

Ход урока.
Орг. момент.
Представление.
Эмоциональный настрой.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.
- Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения С.Никулиной “Русский лес”:
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес

Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.

Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану-
Присяду на пенек.

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.


-Где же нам предстоит побывать? (на доску картина – лес)
-Чем является лес для человека?

- Представьте, что наступило лето, и мы отправляемся в лес!

4. Проблемная ситуация. Определение темы урока.
- Отгадайте, кто же нам повстречается в лесу. (картинки отгадок крепятся на лес)
Загадки:

1. Нашумела, нагремела, Все промыла и ушла. И сады, и огороды Всей округи полила. (гроза)

2.Шелестя, шурша травой, Проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел: Подходи, кто очень смел. (змея)

3. Домовитая хозяйка Полетает над лужайкой, Похлопочет над цветком, Он поделится медком.
(Пчела)

4. Посмотри, какой хороший!
Шляпа красная в горошек,
Кружевной воротничок
Он в лесу не новичок.
(Мухомор)

5. Беленькие горошки На зеленой ножке. (Ландыш)
- Обратите внимание, почему именно эти объекты появились в нашем лесу? Как вы думаете?
-Можете ли вы предположить тему сегодняшнего урока? (Лесные опасности, а что может произойти в лесу? беда)
Тема урока «Если случилась беда». (тему на доску)
5. Мотивация.
–  На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы? - Какие же цели мы определим на этот урок? (цели – на доску)
Прогнозирование задач урока.
1.Узнаем ядовитые растения и грибы, узнаем ядовитых животных и познакомимся с природным явлением грозой.
2. Разработаем правила поведения при грозе, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и грибами.
Представим эти правила в виде памятки, и результатом нашей работы будет коллективный проект «Чтобы не случилось беды!»
- Как вы думаете, зачем нам необходимо найти ответы на эти вопросы? (Чтобы применять эти знания в жизни, расширить свой кругозор)
6. Изучение нового материала.
1. Заполнение таблицы.
- Чтобы систематизировать и пополнить наши знания об опасных животных, ядовитых растениях и грибах предлагаю вам рабочие листы с таблицей, которую предстоит заполнить.
1.
- Все мы любим, приезжать отдыхать в лес. Приятно играть на поляне, бродить по лесу, собирать грибы и ягоды. Общение с природой очень полезно для здоровья человека. Однако природа таит в себе и много опасностей. Например, можно отравиться ядовитыми ягодами.
- Какие ядовитые растения вы знаете?
- Предлагаю вам на слайдах познакомиться с ядовитыми растениями и записать их в таблицу.


·7. Релаксация.
- Закройте глаза и представьте грибную поляну. Какая красота вокруг! Солнышко ярко светит, летают красивые пёстрые бабочки, жужжит трудолюбивая пчела, слышны заливистые птичьи голоса.
2.
- Думаю, многие собирали грибы вместе со взрослыми. Это очень увлекательное занятие, но, к сожалению, иногда, съев собранные грибы, люди получают отравление и даже погибают. Почему это происходит?
(Грибы бывают ядовитые.)
- Какие ядовитые несъедобные грибы вам известны?
- Почти у каждого съедобного гриба есть двойник - ядовитый гриб.
- Посмотрите презентацию и заполните вторую колонку таблицы.
3.
- Животных на Земле очень много. Среди них есть совершенно безобидные, а есть очень опасные.
- А знаете ли вы каких-нибудь опасных ядовитых животных?
- Давайте и с ними познакомимся поближе и заполним третий столбик таблицы.

8. Физминутка.
Мы немного отдохнём,
Встанем глубоко вздохнём.
- Игра называется «Опасно – неопасно». Я буду называть растения, грибы и животных.
Если эти объекты опасные – потопайте, если нет – похлопайте!
- Земляника, волчье лыко, белена, клюква, подосиновик, клещ, бабочка, жёлчный гриб, скорпион, лисички, берёза, ландыш, тысячелистник, ложные опята.
Отдохнули и тогда,
За работу нам пора!

- Итак, вернёмся к целям нашего урока. (зачитать 1 цель)
- Мы достигли этой цели?

9. Работа в группах.
- Переходим к следующему этапу.
- Что нам предстоит выполнить? (разработать правила поведения при встрече с опасностями)
- Для этого вы уже распределились по группам, и нам осталось узнать названия групп: «Метеорологи», «Ботаники», «Зоологи». (раздать названия)
-Изучением каких объектов будет заниматься ваша группа?
- Чем занимаются метеорологи? (Можно обратиться к толковому словарю) Метеорологи, занимаются изучением погодных явлений. И поверьте мне, многие из этих явлений могут быть очень опасными для здоровья и жизни человека, например, гроза, гололёд, метель. Мы поговорим об одном из них о грозе.
- Перед тем, как мы приступим к работе, нам необходимо вспомнить правила работы в группе. (раздать в группы)
- Группа, которая закончила работу, все вместе, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Договорились?
- Итак, у каждой группы есть план работы, т.е. маршрутный лист, по которому вы будете работать. Прочитайте, пожалуйста, всё ли понятно?
- Приступайте к выполнению задания, на это вам отводится 4-5 минут.

- Время вышло.
- А теперь обсудите и договоритесь, кто из группы озвучит, составленные вами правила поведения при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями, грибами и во время грозы.
- Пока будет идти представление правил поведения мы все должны внимательно слушать и запоминать, т. к. в конце урока мы проведём тест, где вы сможете проверить свои знания и оценить себя.

- Перед тем, как выступит первая группа, определим, что такое гроза.

Рассказ учителя о грозе.
- Гроза – это бурное ненастье с дождём, громом и молниями. Молния и гром, вероятно, были первыми явлениями природы, которые пугали и завораживали людей. Люди думали, будто это страшный великан, прогневавшись, мечет на землю огненные стрелы. Но больше, чем молний, боялись они от раскатов грома. А вы знаете, почему сначала сверкает молния, и только потом слышно гром?
(Это происходит потому, что скорость света больше скорости звука.)
- А как вы думаете, что опасней, гром или молния?
Молния – это огромная электрическая искра. В считанные секунды пролетает она по небу несколько километров. Звук от него мы и называем громом. Гром убить не может, а вот молния – страшная. От удара молнии вспыхивают здания и деревья.
- Как видите, гроза опасное явление природы.
- Пожалуйста, 1 группа, расскажите, как вести себя, если вы попали в грозу?
- Сравним ваши правила с общепринятыми правилами поведения при грозе и т. д. (показ слайдов, на доску вывешивается памятка уч-ся).

10. Оформление проекта.

- Ребята, скажите, а зачем мы разрабатывали эти правила? (Чтобы не случилось беды).
- Я вам предлагаю оформить весь собранный нами материал в мини-проект и собрать наши правила в одну папку, которую вы сможете пополнять в течение всего учебного года и пользоваться ими, чтобы не случилось беды. (Оформление проекта)

11. Проверка знаний.
- В процессе нашей работы мы обговаривали, что в конце урока мы проверим наши знания.
- Предлагаю вам тесты. Оранжевый цвет листа – если всё выполните без ошибок – зарабатываете 5, жёлтый цвет – 4.

12. Самооценка.
- Оцените свою работу, сверяя свои ответы с листком контроля.
- Поднимите руки у кого 5? Молодцы! А у кого 4? Все эти отметки можно после урока выставить в дневники.

13. Рефлексия.
- Мы достигли цели, которую ставили перед собой в начале урока?
- Как вы понимаете смысл пословицы «Осторожность – мать безопасности».
- Что нужно знать, чтобы избежать любую опасность?

14. Домашнее задание: (дифференцированное, т.е. на выбор)
1. Придумать и нарисовать запрещающие знаки к правилам безопасности, изученным на уроке и дополнить их в наш проект, т. е. пополнить папку.
2. Подготовить рассказ о лесных опасностях.

- Мне было очень приятно сотрудничать с вами. Всем спасибо за урок, успехов вам.


- Кто может похвалить себя? За что?
- Кто недоволен собой? Что не получилось?

Заголовок 215