Урок окружающего мира по теме: Березовая роща(2 класс)


Урок окружающего мира по теме:
"Березовая роща"
Ремизова Наталья Сергеевна, учитель начальных классов.

Педагогические цели урока:
- способствовать ознакомлению детей с влиянием одних растений на другие, растений на животных на примере берёзового леса;
– повторить и обобщить знания детей о березе, познакомить учащихся с типичными представителями растительного и животного мира березового леса;
- создать условия для развития умений характеризовать окружающую среду
– развивать наблюдательность и внимание к окружающему миру, показать его разнообразие;
– воспитывать ответственное отношение к природе.
Планируемые результаты образования:
Предметные: понимают, что такое окружающая среда, приводят примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
Личностные: внимательно и бережно относятся к природе родного края;Метапредметные (УУД):
Регулятивные: понимают своё продвижение в овладении содержанием курса 2 класса, корректируют выполнение задания.
Познавательные: понимают информацию, представленную на страницах учебника, осуществляют описание объектов природы.
Коммуникативные: понимают и передают содержание прочитанных текстов, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения.
Задачи урока:
Образовательные: формировать представление о связях между компонентами леса.
Развивающие: развивать внимание, память, мышление, познавательную активность учащихся.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Тип урока: Обобщающий урок
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ход урока:
Организационный момент.
- Приятно общаться с человеком весёлым, доброжелательным. Начнём урок с игры “Привет, сосед!” Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь, хором произнесите текст:
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтоб ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
Актуализация знаний.
- Вы хорошо работали на прошлом уроке. Сегодня есть возможность узнать ещё больше нового и интересного. Приглашаю вас в увлекательное путешествие, а для того чтобы мы могли его продолжить , нужно проверить, хорошо ли вы поняли материал, изученный на прошлом уроке. (слайд)
Тест по теме “Бабочки и жуки”
Чем покрыто тело бабочки?
а) Красивой кожей;
б) мельчайшими чешуйками;
в) перьями
2. Сколько крыльев у бабочки?
а) два;
б) четыре;
в) у всех по-разному
3. Чем отличаются крылья жуков и бабочек?
а) у бабочек красивые крылья, а у жуков нет;
б) у бабочек большие крылья, а у жуков маленькие;
в) у жуков и у бабочек по 4 крыла, но у жуков 2 жёсткие, а 2 мягкие
Анализ теста, обсуждение.
- Я вижу, что вы усвоили предыдущий материал, значит, мы можем продолжать наше путешествие.
3. Постановка учебной задачи:
– А теперь отгадайте загадку, и вы узнаете, по какому лесу мы будем сегодня на уроке путешествовать.
Русская красавица
Стоит на полянке,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза) (слайд)
– Скажите, а как называется место, где очень много растёт берёз? ( берёзовый лес, берёзовая чаща). Молодцы, вот сегодня нашей темой урока и будет “Берёзовая роща”.
- Ребята, как вы думаете много ли леса на нашей планете? Лес занимает 30% суши, Леса – это «легкие» планеты. Почему так говорят?
Ответы учеников:
- Лес – основной производитель кислорода, потребитель углекислого газа.
4. Постановка целей урока:
– Подумайте, что нам нужно знать о березовой роще? Какие вопросы мы можем рассмотреть сегодня на уроке? (дети предлагают, учитель на доску помещает карточки)
– Узнать интересные сведения о березе.
– Какие растения растут в берёзовой роще?
– Какие животные живут в роще?
– Как человек использует березу?
Открытие новых знаний. ( выделение отличительных признаков берёзового леса)
1. Сообщение читает учитель.
Берёза – это лиственное дерево высотой до 20 метров. Ровный ствол покрыт белой корой с поперечными полосками тёмного цвета. Толстые ветви берёзы поднимаются вверх от ствола, а тонкие – свисают вниз. Берёза любит свет и легко переносит морозные зимы. Её цветки собраны в серёжки, которые в августе – сентябре рассыпаются на отдельные части – чешуйки. Всего на Земном шаре учёные насчитывают более 120 видов берёзы! Берёзовые леса обычно возникают там, где были вырубки и пожары! (слайд)
Звучит запись «Звуки леса»:
Подготовленный ученик читает стихотворение:Здравствуй, лес, дремучий лес,Полный сказок и чудес!Ты о чем шумишь листвоюНочью темной, грозовою?Что ты шепчешь на заре,Весь в росе как в серебре?Кто в глуши твоей таится?Что за зверь? Какая птица?Все открой, не утаи:Ты же видишь – мы свои!
- Почему автор говорит дважды: «Здравствуй, лес, дремучий лес»? Что значит «дремучий»? («Дремучий» - это значит «темный, страшный, как в сказке). (слайд)
- Но ведь не все леса темные. Например, в березовой роще светло и весело. (слайд)
– Что интересного вы можете сказать о берёзе?
- Береза - настоящая красавица. Кора ствола белая, с черными черточками.
- Березы светолюбивые, морозостойки. Цветет береза ранней весной почти одновременно с распусканием листьев.
 - Чем пахнет в березовой роще ранней весной?
- Прохладной раннею весною
Березы пахнут клейкою листвою.
Весну сменяет летний зной:
Тогда грибов шагает строй,
И пахнет вкусно земляникой. 
- Чем полезна берёза? 
– Берёза – это не просто главное дерево в роще. Оно имеет большое значение для животных и людей.  
- Древесина березы очень плотная. Древесина, а также береста березы используется в различных отраслях хозяйства.
- Березовый сок вкусный и полезный для здоровья. Только не спеши собирать его, ведь без него береза погибнет. На березе растет целебный гриб – Чага. Препараты из чаги, настой очень полезны и помогают при многих заболеваниях. (слайд)
Работа в парах:
– А сейчас мы поработаем в парах. А в начале повторим правила работы.
На доске схема, нужно соединить стрелочками правильные ответы.
Для птиц Древесина, из которой можно делать много предметов
Для насекомых Место, где можно отдохнуть
Для художника Столовая
Для путника Место для постройки гнезда
Для мебельщика Место, где можно спрятаться
Жилище Место, где откладывают личинки
Объект для картины
– Давайте проверим, что у вас получилось. ( учитель вызывает от группы одного ученика ).
ВЫВОД: Берёза – главное дерево в роще, оно приносит пользу и животным, и человеку.
3. Ознакомление с типичными растениями берёзового леса.
Сообщение учителя.
- Белые стволы берёз хорошо отражают лучи света и рассеивают их, поэтому в берёзовом лесу очень светло. Здесь хорошо растут СВЕТОЛЮБИВЫЕ травянистые растения.
– Посмотрите на доску (картинки растений: колокольчик, лютик, Иван-да-Марья и др.)
– Какие из этих растений вам знакомы?
– Посмотрите, какое интересное название у цветка, оно вам ничего не напоминает?
– О названии этого цветка сложено много легенд. Одну из них мы с вами сейчас услышим.
Сообщения учеников.
- Если верить легенде, то название цветка Иван - да – Марья возникло так: судьба разлучила в детстве брата Ваню и сестру Машу. Когда они встретились, то полюбили друг друга и поженились. Но узнав о своем родстве, они, чтобы не разлучаться, превратились в цветок с двойной окраской. (слайд)
- А, что ещё встречается в берёзовом лесу?
- В берёзовом лесу встречаются и кустарники. Наиболее распространённые среди них – орешник и крушина. Стебли орешника достигают в высоту 3-4 м. Они покрыты серой корой. Листья у орешника округлые, на конце заострённые, прикрепляются к стеблю короткими черешками. Цветёт орешник рано, когда высокие деревья ещё не покрыты листвой. Его цветки опыляются ветром, который может проникнуть только в безлистный лес. После цветения образуются плоды – орехи.
- Крушина - небольшое листопадное, реже вечнозеленое дерево или кустарник без колючек, с очередными листьям. Плоды крушины — сочные, шаровидные костянки, с тремя косточками. Крушина декоративна своей листвой и плодами, раскраска которых меняется в процессе созревания. Является хорошим медоносом. Засухоустойчива, прекрасно переносит стрижку. Зимостойка, начинает подмерзать только при температуре -40°С.
ВЫВОД: В берёзовом лесу растут светолюбивые растения.
Физкультминутка (под «Звуки леса») (слайд)Солнечным погожим днемМы с друзьями в лес идем.Мы с собой несем корзинки.Вот хорошая тропинка!Собираем землянику,Ищем вкусную чернику,Голубику, костянику,Кисловатую бруснику.А вокруг полно малины.Пройти мимо не могли мы.Собираем по кустам.Здесь отличные места.Снова мы идем по лесу!А вокруг – так интересно!Отдохнуть пора, дружок,Мы присядем на пенек.Дети садятся за парты.
4. Расширение детей об обитателях леса.
Сообщение о птицах.
Звучит аудиозапись “Звуки леса. Голоса птиц”.
– Посмотрите на картинку. Кто знает эту птицу?
– Это иволга. Давайте прочитаем об этой птице в учебнике на с.36. (слайд)
– Что интересного узнали о птице?
– Каких птиц ещё можно встретить в берёзовой роще? (чтение отрывка текста учебника)
Сообщение о животных.
– Послушайте выступления учеников, и отгадайте о каком животном они расскажут вам.
- Отгадайте загадку:
В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живёт без оконца,
Не видывал солнца. ( крот) (слайд)
- Кто отгадал?
– Давайте послушаем дальше?
1 ученик:
- Кроты питаются в основном дождевыми червями, слизнями, личинками майских жуков и другими насекомыми. Также крот, если очень голоден, может съесть попавшую к нему в нору мышку, змею, ящерицу или лягушку. За один раз крот съедает до 20 граммов червей. После приёма пищи крот засыпает на 5 часов.
2 ученик:
- Гнездо крота находиться в каком-нибудь укромном месте, под корнями деревьев. Гнездо устлано травой, листьями, мягкими кореньями и находится обычно на глубине до 2 метров. Кроты не падают в спячку, они активны круглый год.
Самостоятельная работа в группах:
– Сегодня на уроке мы узнали много интересного.
– Сейчас мы проверим сами себя, что же вы запомнили.
– Будем работать в группах. Повторим правила работы:
ПРАВИЛА :- Задание читает один ученик.
- Каждый в группе имеет право высказать свое мнение.
- Если группа готова, то поднимает руку.
Ваша задача вставить в текст подходящие по смыслу слова.
“Летом на дачу к Маше и Пете приехал друг семьи – биолог Николай Иванович. Однажды утром он предложил детям пойти на прогулку. Вскоре они подошли к лесу. Дети очень удивились тому, что вокруг стояли одни белоствольные деревья. Дети их узнали, ведь это – берёзы.
Николай Иванович сказал: “Мы с вами пришли в берёзовую рощу . В берёзовом лесу очень светло. Здесь хорошо растут светолюбивые растения _________колокольчик_____, _______лютик__________, ______иван-да-марья.”Вдруг в лесу раздался резкий крик, а потом запела какая-то птица. Её песня напоминала звук флейты. “ Это поет ___________иволга_________” – объяснил Николай Иванович и рассказал Маше и Пете много интересного.
Гуляя по лесу, ребята собирали грибы и заметили между берёзками небольшие кучки рыхлой земли. Это работа ____________крота_________ . Погуляв ещё по лесу, юные путешественники вскоре вышли на дорогу, ведущую к дому.
– Давайте зачитаем, что у вас получилось. ( зачитать несколько вариантов получившегося текста)
5. Итоги урока:
– Какие вопросы мы задавали в начале уроке?
– Мы смогли ответить на них?
6. Итог урока. Рефлексия : - Береза - символ России. Это красота природы. Березу можно сравнить с красивой девушкой. Когда смотришь на березу, то забываешь все плохое. (слайд)
- Наш край богат лесами,  которые одаривают нас грибами и ягодами. Эта красота не оставит равнодушным сердце каждого, кому дорога наша страна.Ой, ты край родимый мой!Рощи, ельник молодой,Воды светлые, поля,Разве вас забуду я?  С.Чавай.
7. Творческое домашнее задание:Подобрать загадки о растениях и животных берёзовой рощи.
Сочинить свои загадки.8. Самооценка: -Как бы вы оценили свою работу на уроке?Поднимите руки те, кто:- работал в полную силу;- работал хорошо, но мог бы работать лучше.- С каким настроением вы заканчиваете урок?
- Поднимите свои карточки настроения. (слайд) - Наш урок подошел к концу. И я хочу, чтобы вы послушали стихотворение, которое является заветом нам с вами.Любите родную природу –Озера, леса и поля.Ведь это же наша с тобоюНавеки родная земля.На ней мы с тобою родились.Живем мы с тобою на ней.Так будем же, люди, все вместеМы к ней относиться добрей.