Урок обобщения и систематизации знаний по теме Световые явления 9 класс

Урок №
Систематизация и обобщение темы «Световые явления» 9кл.
Цели и задачи:
Воспитательные: продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке; продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению товарища и др.).
Образовательные: обобщить и углубить изученный материал по теме "Световые явления"; развивать познавательные и творческие способности учащихся; прививать умение учащимся самостоятельно пополнять знания; развивать интеллектуальные способности учащихся.
Развивающие: продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов проведённого исследования; продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей учащихся.
Коррекционные:
развитие: зрительного и осязательного восприятий, глазомера, вычислительных навыков, графических навыков, различных видов памяти, пространственного восприятия, представлений, ориентировки в большом и малом пространстве, речи (логичности, обоснованности, точности), активного словаря, внимания, наблюдательности, осязания и мелкой моторики,
коррекция: мышления в процессе анализа, синтеза, обобщения и сравнения, личностных качеств (самостоятельности, уверенности, коммуникабельности, самооценки), моторики и двигательных способностей, предупреждение вербализма
Формы: индивидуальная, фронтальная и групповая работы
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, зеркало на штативе, квадрат из бумаги, набор линз, экран, свеча.
Ход урока:
Организационный момент.
Графическая систематизация имеющихся знаний. Обобщение темы "Световые явления".
Фронтальный опрос
- Перед вами графическая модель-схема темы "Световые явления" – кластер. Давайте внимательно её рассмотрим, вспомним и назовём основные явления, понятия и законы, связанные с темой нашего урока. Поразмышляем о связях между ними.
1. Что такое свет? Какова скорость света?
2. Какими бывают источники света? Приведите примеры.
3. Что представляет собой луч света (в физическом смысле)?
4. В чем состоит суть закона прямолинейного распространения света? Какие  явления подтверждают  прямолинейность распространения  света? 
5.  Что такое тень и полутень? При  каких условиях  предмет будет образовывать только полную  тень,  а при каких полную тень и полутень? 
6.  При каких условиях возникают солнечные и лунные  затмения?
– Архимед – один из самых замечательных учёных Древней Греции придумал способ поджигать вражеские корабли – с помощью тысячи больших зеркал, которые держали в руках воины осаждённого города Сиракузы. Этими зеркалами солнечные зайчики были сфокусированы в единый луч, который и воспламенил суда неприятеля. Каким законом физики он пользовался?
Сформулируйте закон отражения света.
8. Какое изображение дает плоское зеркало?
Работа в группах :
1 группа

1) Угол падения луча на зеркало 400. Чему равен угол между зеркалом и падающим лучом?

2)Ученик приближается к плоскому зеркалу со скоростью 0,25 м/с. С какой скоростью он движется к своему изображению?

3) У вас есть квадрат. Получите с помощью зеркала изображение пятиугольника.

2 группа

1) угол между падающим и отраженным лучом 1200. Чему равен угол падения?

2)Девочка стоит перед плоским зеркалом. Как изменится расстояние между ней и ее изображением в зеркале, если она отступит от зеркала на 1 м?

3)Попробуйте написать своё имя, глядя в зеркало. Почему это трудно сделать?
Фронтальный опрос (Продолжение.)
9. Какое явление называется преломлением света? Сформулируйте закон преломления света.
10. Какой угол - падения или преломления - будет больше в случае перехода луча света из воздуха в стекло? А из стекла в воздух?
11. Что называется линзой? Какие виды линз вы знаете?
12. Каковы основные элементы линзы?
13. Что такое оптическая сила линзы? В каких единицах она измеряется?
14. Какие изображения дают линзы?
Работа в группах:
1 группа: Измерьте фокусное расстояние линзы.
2 группа: Используя свечу, собирающую линзу и экран, получите на экране увеличенное изображение пламени свечи.
15. Расскажите о строении глаза. Каковы основные дефекты зрения и способы их исправления?

16. Какие линзы в очках у вашего учителя физики? Какой дефект зрения они исправляют?
IV. Самостоятельная работа( на листах задания)

1 вариант.
1. На рисунке изображен луч, падающий на плоское зеркало. Используя транспортир, постройте дальнейший ход луча.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

2. На рисунке изображен луч, попадающий из воздуха в стеклянную призму. Постройте дальнейший примерный ход луча.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

3. Постройте и опишите изображение предмета, которое дает собирающая линза.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
4. Фокусное расстояние линзы 5 м. Какова её оптическая сила?

2 вариант
1. На рисунке изображен луч, падающий на плоское зеркало. Используя транспортир, постройте дальнейший ход луча.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

2. На рисунке изображен луч, попадающий из воздуха в стеклянную призму. Постройте дальнейший примерный ход луча.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
3. Постройте и опишите изображение предмета, которое дает собирающая линза.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

4. Фокусное расстояние линзы -2м. Какова её оптическая сила?

V. Сообщения учащихся об изобретениях очков, фотоаппарата, телескопа, микроскопа.
VI. Итог урока: Заключительное слово учителя. Вывод учащихся о значении света
VII. Домашнее задание: повторить гл.5, индивидуальные задания.
F

F

2F

2F

F

F

2F

2F