Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры


Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры
Все мы знаем ,как важно с самого раннего возраста формировать и совершенствовать у детей одновременно с физическими и психические, нравственные качества; сознание , мышление, волю , внимание, трудолюбие , уважение к окружающему миру.
Важнейшей частью своей работы считаю регулярные контакты с родителями детей с отклонениями по состоянию здоровья. Эти контакты позволили расширить знания родителей о физическом развитии детского организма, о профилактике заболеваний , вооружили их элементарными навыками в физическом воспитании своих детей. Не всё получалось сразу, я стала приглашать родителей на свои занятия ;на уроки, на дополнительные занятия, они увидели собственных детей как бы со стороны, почувствовали изъяны в их физической подготовленности, многие родители пошли на контакт. Сейчас все родители приветствуют домашние задания по физической культуре, помогают выполнять правильно упражнения.
Часто близкие ребёнка-инвалида сами пребывают в состоянии хронического стресса , вызванного болезнью дитя, обстоятельствами его лечения, высоким уровнем тревожности, социальной робостью, явно заниженной самооценкой. Они редко вступают в контакт с незнакомыми людьми, настороженно относятся ко всем, кто пытается общаться с их детьми, испытывают чувство стыда и вины перед обществом. Гиперопека в таких семьях становится основным или единственным стилем воспитания ребёнка, что ведёт к возникновению выученной беспомощности.
Основная  цель работы  учителя физической культуры – обеспечить не только возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, но и научить его «помогать» своему здоровью, сформировать у него необходимые знания укрепления  здоровья в  повседневной жизни.
Большая роль в этой работе принадлежит физкультурным мероприятиям. На занятиях физической культурой осуществляю  следующие задачи:—оздоровительную—образовательную—воспитательную— коррекционно-развивающую.
Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, применяю  традиционные и нетрадиционные  методы и приемы, которые являются, на мой взгляд, результативными. В работе с детьми я применяю такой метод как Хаготерапия. Этот метод основан на тактильном контакте с ребенком. Прикосновение – это  один из способов выражения положительных эмоций и одна из важнейших потребностей человека. Обняв ребенка, взяв его за руку, мы идем на урок физкультуры и попутно решаем детские конфликты и обиды. Хаготерапия не только улучшает соматическое состояние ребенка, но успокаивает, создает положительные эмоции.  Чем сложнее ребенок, тем чаще его надо обнимать. Когда с обучающимся установлен эмоциональный  контакт, особенно с трудными подростками, тогда мне легко выполнять задачи, поставленные и на уроке, и во  внеклассной работе.
Игровые ситуации занимают особое место в эмоциональном развитии этих детей. С помощью игр можно снимать напряженность и повышать жизненно важные психические функции детей. Игра – это ведущий вид деятельности, который обеспечивает всестороннее развитие обучающегося, является одним из действенных средств обучения. Психическая напряженность затрагивает все системы организма, сбросу ее способствует двигательная активность. А двигательная активность в большей степени проявляется в играх. Один раз в месяц в нашей школе проводится «День здоровья» с использованием игр: подвижных, спортивных, коррекционно-развивающих, игр-инсценировок. Дети очень любят игры-инсценировки, они надевают костюмы сказочных героев, заучивают стихи, участвуют в спортивных эстафетах. Внеклассное мероприятие с применением игровых ситуаций превращается в  настоящий праздник для детей.
В нашей школе особое внимание уделяется таким видам спорта, как гимнастика, легкая атлетика, настольный теннис.
На уроках или на дополнительных занятиях подхожу индивидуально к каждому ребёнку, имеющему какие-то отклонения в здоровье, не подчёркивая его состояние.
-даю посильные задания для выполнения;
- контролируя выполнение домашнего задания;
-не выделяю среди сверстников;
-привлекаю во время спортивных состязаний по показаниям здоровья или для помощи в судействе;
- если состояние здоровья позволяет выполнять то или иное упражнение, принимаю зачёты по программе, чтобы ребёнок не чувствовал ущербность от сверстников;
На протяжении всей своей педагогической деятельности убеждаюсь, что через любовь и доброе отношение как к здоровым, так и к детям с ограниченными возможностями здоровья, можно выработать у учащихся интерес к выполнению физических упражнений во время учебного процесса, а так же к самостоятельным занятиям во внеурочное время по интересам. Надо у детей выработать уверенность в сознании, что они такие же индивиды, как все остальные члены общества.
В работе с детьми с ОВЗ считаю приоритетной следующую задачу - принять ребёнка таким, какой он есть, и помочь ему найти собственное место в жизни. Целенаправленная деятельность позволяет осмыслить болезнь как данность, переориентировать стратегию семьи с низкого уровня компенсации дефекта на высокий уровень с активным преодолением нарушений в здоровье. Эта стратегия воспитания укрепляет взаимоотношения в семье , делает жизнь ребёнка-инвалида более полноценной.
Хочется думать, что совместные усилия с родителями дадут достойные плоды.