Семинар по дисциплине Психология личности


Семинар по дисциплине «Психология личности»
Тема: « Я концепция» личности.
Цель: Показать, как теория работает в деятельности практического психолога.
План семинара:
Теоретическая часть:
Феноменологическая теория личности К.Роджерса.
А) Точка зрения К.Роджерса на природу человека (5-7 мин.).
Б) Я-концепция: «все-таки кто я?» (5-7 мин.).
В)Полноценно функционирующий человек (5-7 мин.).
Функции «Я-концепции» в жизни человека. (10 мин.)
Основные функции «Я-концепции» (из кн. Барлас Т.В. Психологический практикум для «чайников»: Введение в профессиональную психологию.-М.,2001): , «я-концепция» определяет интерпретацию событий, происходящих с человеком;
она определяет ожидания человека по отношению к другим людям;
определяет поведение человека;
поддерживает внутреннюю согласованность представлений человека о себе, необходимую для сохранения психического благополучия.
3.Особенности «Я-концепции» и их значение в работе практического психолога. (10 мин.)
(Особенности: противоречивость, устойчивость, характер самооценки, изменчивость.)
Практическая часть:.
Методы изучения «я-концепции» личности в работе практического психолога. Мини-тест «Кто я?»: необходимо в течении 5 мин. Записать 20 ответов на этот вопрос.
Изучение содержания «я-конценции личности.
Организуется коллективное обсуждение результатов. Предлагается каждый ответ отнести к одной из категорий:
-формальные («анкетные») характеристики;
-внешность;
-особенности характера, внутреннего мира;
-особенности поведения;
-особенности отношений с окружающими;
-взгляды и убеждения;
- интересы, вкусы, увлечения;
-прочее (предложите собственную группировку).
Б) Изучение особенностей «Я-концепции» с помощью методики «Личностный дифференциал». Проводится диагностика и анализ результатов (ТВ. Барлас, С. 32=34).
Для активизации мыслительной деятельности студентам нужно ответить на вопрос: как можно эту методику сделать более информативной?
В) Сопоставление результатов двух методик (групповое обсуждение). Вывод.
Г)Обсуждение вопроса « Какие особенности «Я-концепции» могут служить признаком психического неблагополучия?
Заключительная часть:
Обобщение результатов преподавателем, полученных в обсуждении
Список литературы:
1.Барлас Т.В.Психологический практикум для « чайников»:Введение в профессиональную психологию.-М.,2001;
2. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций.-М.:Ось-89,2004;
3. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие.-М.:Изд-воУРОА,2000;
4. Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. МПб.:Питер,2004.