Рабочая программа по Обществознанию 11 класс (профильный уровень)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7»
г. Подольск Московская область


УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «Гимназия №7»
____________Е.В. Назарова

« 29» августа 2014 г.

МП






Рабочая программа,
составленная на основе авторской (Л. Н. Боголюбов)
на 2014 – 2015 учебный год

Яшкова Жанна Таймуразовна
Ф.И.О. преподавателя
Обществознание
Предмет
11 класс (3 часа)
Классы / количество часов в неделю
11 класс 102 часа
Классы / количество часов в год
Уровень профильный ________________________


Учебник:
Обществознание: 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькина [и др.] ; под. ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. - М.: Просвещение, 2011. – 432 с.















г. Подольск
2014-2015учебный год






Пояснительная записка.
Рабочая программа по Обществознанию 11 класс (профильный уровень) разработана в соответствии с:
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации №1089 от 05.03.2004);
Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004);
Примерной программой основного общего образования по обществознанию МО РФ.
Авторской программой: «Обществознание» 10-11 классы, базовый уровень Авторы: Л, Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев.
Учебник:
Обществознание: 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькина [и др.] ; под. ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. - М.: Просвещение, 2011. – 432 с.
Основные цели курса:
развитие личности в период ранней юности, её духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;
воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;
освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной. средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.
В результате изучения обществознания на профильном уровне предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
исследование реальных связей и зависимостей;
умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
владение навыками редактирования текста;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если...»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право, с которыми осуществляется межпредметное взаимодействие.
Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей.
Программа рассчитана на 102 часа и изучается в течение всего учебного года по 3 часа в неделю.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

№п.п.
Тема
Кол-во часов
Контроль по теме

1.
Социальное развитие современного общества.
43ч.
Тематическое тестирование.
Терминологический диктант.
Зачет по главе.

2.
Политическая жизнь современного общества.
29ч.
Тематическое тестирование.
Терминологический диктант.
Зачет по главе.

3.
Духовная культура.
18ч.
Тематическое тестирование.
Терминологический диктант.
Зачет по главе.

4.
Современный этап мирового развития.
14ч.
Тематическое тестирование.
Терминологический диктант.
Зачет по главе.


Итоговое повторение по курсу обществознания
2ч.



Резерв
2ч.






Календарно-тематическое планирование

№п/п
Наименование разделов и тем уроков
Кол.
часов
Дата по кал.
11б
Дата по факту
Примеч.

1
Введение
1
2.09.




Глава 1. Социальное развитие современного общества
43




2-4
Социальная структура и социальные отношения.
3
2.09.
6.09.
9.09.



5-7
Социальные институты
3
9.09.
13.09.
16.09.



8-10
Роль экономики в жизни общества
3
16.09.
20.09.
23.09.



11-
13
Социальные статусы и роли
3
23.09.
27.09.
30.09.



14-16
Социальные ценности и нормы
3
30.09.
4.10.
7.10.



17-19
Отклоняющиеся поведение и социальный контроль
3
7.10.
11.10.
14.10.



20-22
Социальные интересы и формы социального взаимодействия
3
14.10.
18.10.
21.10.



23-24
Этнос и нация
2
21.10.
25.10.




25-27
Межэтнические отношения и национальная политика
3
28.10.
28.10.
1.11.



28-29
Демография современной России
2
11.11.
11.11.



30-32
Институт брака и семьи
3
15.11.
18.11.
18.11.



33-34
Быт и бытовые отношения
2
22.11.
25.11.



35-37
Молодежь в современном мире
3
25.11.
29.11.
2.12.



38-40
Социальная структура российского общества
3
2.12.
6.12.
9.12.



41-43
Итоговое обобщение по теме
3
9.12.
13.12.
16.12.




Глава 2. Политическая жизнь современного общества
29




44-46
Политическая система и политический режим
3
16.12.
20.12.
23.12.



47-48
Демократия
2
27.12.
13.01.



49-50
Государство в политической системе
2
13.01.
17.01.



51-53
Правовое государство и гражданское общество
3
20.01.
20.01.
24.01.



54-55
Роль СМИ в политической жизни
2
27.01.
27.01.



56-57
Политическое сознание и политическое поведение
2
31.01.
3.02.



58-59
Политические партии и движения
2
3.02.
7.02.



20-61
Лидеры и элиты в политической жизни
2
10.02.
10.02.



62-63
Выборы в демократическом обществе
2
14.02.
17.02.



64-65
Человек в политической жизни
2
17.02.
21.02.



66-67
Политический конфликт
2
24.02.
24.02.



68-69
Политический процесс
2
28.02.
3.03.



70-72
Итоговое обобщение по теме
3
3.03.
7.03.
10.03.




Глава 3. Духовная культура
18




73-74
Духовное развитие общества
2
10.03.
14.03.



75-76
Духовный мир личности
2
17.03.
17.03.



77
Мораль и нравственность
1
21.03.



78-79
Наука
2
4.04.
7.04.



80-81
Образование
2
7.04.
11.04.



82-83
Роль религии в жизни общества
2
14.04.
14.04.



84-85
Место искусства в духовной культуре
2
18.04.
21.04.



86-87
Массовая культура
2
21.04.
25.04.



88-90
Итоговое обобщение по теме
3
28.04. 28.04.
2.05.




Глава 4. Современный этап мирового развития
14




91-92
Многообразие современного мира
2
5.05.
5.05.



93-94
Глобализация и её последствия
2
9.05.
12.05.



95-96
Сетевые структуры в современной мировой политике
2
12.05.
16.05.



97-98
Целостность и противоречивость современного мира
2
19.05.
19.05



99-100
Итоговое повторение
2
23.05.



101102
Проверка и оценка знаний
2








Содержание программы
Введение в социологию
Социология как наука.
Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.
Социальные институты. Социальная инфраструктура.
Социальная стратификация и мобильность. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Социализация индивида. Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Экономика и культура. Качество и уровень жизни. Экономика и политика.
Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Культура бытовых отношений.
Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация. Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации.
Роль религии в жиз
·ни общества. Мировые религии. Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести.
Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики Российской Федерации.
Социальная психология как наука.
Общение как обмен информацией. Особенности общения в информационном обществе. Общение как межличностное взаимодействие. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Общение как взаимопонимание. Идентификация в межличностном общении. Конфликт. Общение в юношеском возрасте.
Индивид, индивидуальность, личность. Периодизация развития личности. Направленность личности. Социальная установка. Ролевое поведение. Гендерное поведение.
Межличностные отношения в группах. Этнические и религиозные взаимоотношения. Группы условные. Референтная группа. Интеграция в группах разного уровня развития. Групповая сплоченность. Антисоциальные группы. Особая опасность криминальных групп. Межличностная совместимость. Дружеские отношения. Групповая дифференциация. Стиль лидерства. Взаимоотношения в ученических группах.
Психология семейных взаимоотношений. Воспитание в семье.
Духовная жизнь людей.
Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Религия. Мораль. Нравственная культура. Искусство. Социальная и личностная значимость образования. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Введение в политологию
Политология как наука.
Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимация власти.
Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и функции.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Основные направления политики государства. Политический режим. Типы политических режимов. Демократия и ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Гражданское общество. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти. Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе.
Политическая идеология. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России.
Политическая элита. Типология элит, особенности их формирования в современной России.
Понятие политического лидерства. Типология лидерства. Группы давления (лоббирование).
Выборы в демократическом обществе. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры. Политическая психология и политическое поведение.
Политический процесс, его формы. Особенности политического процесса в современной России. Место и роль СМИ в политическом процессе. Политический конфликт, пути его урегулирования. Современный этап политического развития России.
Введение в социальную психологию



Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения курса обществознания в11 классе на профильном уровне ученик должен

Знать

Уметь

Введение в социологию
Социология как наука.
Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.
Социальные институты. Социальная инфраструктура.
Социальная стратификация и мобильность. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Социализация индивида. Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Экономика и культура. Качество и уровень жизни. Экономика и политика.
Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Культура бытовых отношений.
Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация. Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации.
Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести.
Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики Российской Федерации.
Социальная психология как наука.
Общение как обмен информацией. Особенности общения в информационном обществе. Общение как межличностное взаимодействие. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Общение как взаимопонимание. Идентификация в межличностном общении. Конфликт. Общение в юношеском возрасте.
Индивид, индивидуальность, личность. Периодизация развития личности. Направленность личности. Социальная установка. Ролевое поведение. Гендерное поведение.
Межличностные отношения в группах. Этнические и религиозные взаимоотношения. Группы условные. Референтная группа. Интеграция в группах разного уровня развития. Групповая сплоченность. Антисоциальные группы. Особая опасность криминальных групп. Межличностная совместимость. Дружеские отношения. Групповая дифференциация. Стиль лидерства. Взаимоотношения в ученических группах.
Психология семейных взаимоотношений. Воспитание в семье.
Духовная жизнь людей.
Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Религия. Мораль. Нравственная культура. Искусство. Социальная и личностная значимость образования. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Введение в политологию
Политология как наука.
Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимация власти.
Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и функции.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Основные направления политики государства. Политический режим. Типы политических режимов. Демократия и ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Гражданское общество. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти. Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе.
Политическая идеология. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России.
Политическая элита. Типология элит, особенности их формирования в современной России.
Понятие политического лидерства. Типология лидерства. Группы давления (лоббирование).
Выборы в демократическом обществе. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры. Политическая психология и политическое поведение.
Политический процесс, его формы. Особенности политического процесса в современной России. Место и роль СМИ в политическом процессе. Политический конфликт, пути его урегулирования. Современный этап политического развития России.
Введение в социальную психологию

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
нравственной оценки социального поведения людей;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.







Учебно-методические средства обучения
Основная учебная литература:
Обществознание : 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : профил. уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькина [и др.] ; под. ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. - М.: Просвещение, 2011. – 432 с.
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М. : Просвещение, 2001.
Дополнительная учебная литература:
Единый государственный экзамен 2015. Обществознание: учеб.-трениров. материалы для подготовки учащихся. - М.: ФИПИ-Центр, 2014.
Лазебникова А. Ю. Обществознание. ЕГЭ : метод, пособие для подготовки / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брандт. - М. : Экзамен, 2012.
Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. - М. : ООО «РУСТЕСТ», 2012.
Школьный словарь по обществознанию / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2011.






Рассмотрено на заседании кафедры
общественных дисциплин
протокол № _1_
от «_27_» августа 2014 г.
Руководитель кафедры
___________/Ж.Т. Яшкова /



Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________/Е. В. Сургай/

«_28_» августа 2013 года






































Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 815