Рабочая программа по Обществознанию 10 класс (профильный уровень)


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7»
г. Подольск Московская область


УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «Гимназия №7»
_____________Е.В. Назарова

« 29» августа 2014 г.

МП






Рабочая программа,
составленная на основе авторской (Л. Н. Боголюбов)
на 2014 – 2015 учебный год

Яшкова Жанна Таймуразовна
Ф.И.О. преподавателя
Обществознание
Предмет
10 класс (3 часа)
Классы / количество часов в неделю
10 класс 102 часа
Классы / количество часов в год
Уровень профильный ____________________ ____


Базовый учебник:
Обществознание : 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : профил. уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова [и др.] ; под. ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. - М.: Просвещение, 2008.















г. Подольск
2014-2015учебный год







Пояснительная записка.
Рабочая программа по Обществознанию 10 класс (профильный уровень) разработана в соответствии с:
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации №1089 от 05.03.2004);
Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004);
Примерной программой основного общего образования по обществознанию МО РФ.
Авторской программой: «Обществознание» 10-11 классы, базовый уровень Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев.
Учебник:
Обществознание : 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : профил. уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова [и др.] ; под. ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. - М.: Просвещение, 2008.
Основные цели курса:
развитие личности в период ранней юности, её духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;
воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;
освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной. средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.
В результате изучения обществознания на профильном уровне предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
исследование реальных связей и зависимостей;
умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
владение навыками редактирования текста;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если...»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Программа рассчитана на 102 часа и изучается в течение всего учебного года по 3 часа в неделю.
Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право, с которыми осуществляется межпредметное взаимодействие.
Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей.


Тематическое планирование курса обществознание
10 класс

№п.п.
Тема
Кол-во часов
Контроль
Примеч.

1
Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность.
16
Урок-практикум. (проект)2ч.
Тестирование
Фронтальный опрос
Работа с источниками


2
Общество и человек.
27
Тестирование
Фронтальный опрос
Работа с источниками


3

Деятельность как способ существования людей .
12
Составление таблицы
Тестирование
Фронтальный опрос
Работа с источниками


4
Сознание и познание.
17
Тестирование
Фронтальный опрос
Работа с источниками


5
Личность. Межличностные отношения.
29
Урок-практикум. (проект)3ч.
Тестирование
Фронтальный опрос
Работа с источниками


6
Итоговое обобщение
1





Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Наименование разделов и тем уроков
Кол. час.
Дата по календарю
Дата по факту
Примечание


Раздел I. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность
16




1-3
Наука и философия
3
2.09.
2.09.
5.09.



4-6
Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях
3
9.09.
9.09.
12.09.



7-9
Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время
3
16.09.
16.09.
19.09.



10-13
Из истории русской философской мысли
4
23.09.
23.09.
26.09.
30.09.



14-15
Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор
2
30.09.
3.10.





16
Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность
1
7.10.




Раздел II. Общество и человек
27




17-19
Происхождение человека и становление общества
3
7.10.
10.10.
14.10



20-21
Сущность человека как проблема философии
2
14.10.
17.10.



22-24
Общество и общественные отношения
3
21.10.
21.10.
24.10.



25-26
Общество как развивающаяся система
2
28.10.
28.10.



27-29
Типология обществ
3
31.10.
11.11.
11.11.



30-32
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории
3
14.11.
18.11.
18.11.



33-35
Исторический процесс
3
21.11.
25.11.
25.11.



36-37
Проблема общественного прогресса
2
28.11.
2.12.



38-40
Свобода в деятельности человека
3
2.12.
5.12.
9.12.



41
Общество и человек
1
9.12.




Раздел III. Деятельность как способ существования людей
12




42-43
Деятельность людей и ее многообразие
2
12.12.
16.12.



44-46
Содержание и формы духовной деятельности
3
16.12.
19.12.
23.12.



47-49
Трудовая деятельность
3
23.12.
26.12.
13.01.



50-52
Политическая деятельность
3
13.01.
16.01.
20.01.



53
Деятельность как способ существования людей
1
20.01.




Раздел IV. Сознание и познание
17




54-55
Проблема познаваемости мира
2
23.01.
27.01.



56-57
Истина и ее критерии
2
27.01.
30.01.



58-60
Многообразие путей познания мира
3
3.02.
3.02.
6.02.



61-62
Научное познание
2
10.02.
10.02.



63-64
Социальное познание
2
13.02.
17.02.



65-66
Знание и сознание
2
17.02.
20.02.



67-69
Самопознание и развитие личности
3
24.02.
24.02.
27.02.



70
Сознание и познание
1
3.03.




Раздел V. Личность. Межличностные отношения
29




71-73
Индивид, индивидуальность, личность
3
3.03.
6.03.
10.03.




74-75
Возраст и становление личности
2
10.03.
13.03.



76-78
Направленность личности
3
17.03.
17.03.
20.03.



79-81
Общение как обмен информацией
3
3.04.
7.04.
7.04.



82-84
Общение как взаимодействие
3
10.04.
14.04.
14.04.



85-87
Общение как понимание
3
17.04.
21.04.
21.04.



88-90
Малые группы
2
24.04.
28.04.



91-92
Групповая сплоченность и конформное поведение
2
28.04.
1.05.




93-94
Групповая дифференциация и лидерство
2
5.05.
5.05.



95-97
Семья как малая группа
3
8.05.
12.05.
12.05.



98-99
Антисоциальные и криминальные молодежные группы
2
15.05.
19.05.



100
Конфликт в межличностных отношениях
1
19.05.



101
Личность. Межличностные отношения
1
22.05.



102
Итоговое обобщение
1





Содержание программы
Специфика социально-гуманитарного знания
Социальные науки, их классификация. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Профессиональные образовательные учреждения. Основные профессии социально-гуманитарного профиля.
Введение в философию
Место философии в системе обществознания. Философия и наука.
Сущность человека как проблема философии. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие информации. Мышление и деятельность. Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Виды и уровни человеческих знаний. Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. Мифологическое и рационально-логическое знание. Религия. Мораль. Нравственная культура. Право. Искусство.
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Наука, основные особенности методологии научного мышления. Понятие научной истины, ее критерии. Относительность истины. Дифференциация и интеграция научного знания. Особенности социального познания.
Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума. Типология обществ. Системное строение общества. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Формации и цивилизации. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Духовная жизнь людей. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и его роль в развитии личности.
Социальная и личностная значимость образования. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Введение в социологию
Социология как наука.
Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.
Социальные институты. Социальная инфраструктура.
Социальная стратификация и мобильность. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Социализация индивида. Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Экономика и культура. Качество и уровень жизни. Экономика и политика.
Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Культура бытовых отношений.
Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация. Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации.
Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести.
Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики Российской Федерации.
Введение в социальную психологию
Социальная психология как наука.
Общение как обмен информацией. Особенности общения в информационном обществе. Общение как межличностное взаимодействие. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Общение как взаимопонимание. Идентификация в межличностном общении. Конфликт. Общение в юношеском возрасте.
Индивид, индивидуальность, личность. Периодизация развития личности. Направленность личности. Социальная установка. Ролевое поведение. Тендерное поведение.
Межличностные отношения в группах. Этнические и религиозные взаимоотношения. Группы условные. Референтная группа. Интеграция в группах разного уровня развития. Групповая сплоченность. Антисоциальные группы. Особая опасность криминальных групп. Межличностная совместимость. Дружеские отношения. Групповая дифференциация. Стиль лидерства. Взаимоотношения в ученических группах.
Психология семейных взаимоотношений. Воспитание в семье.


















Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения курса обществознания в10 классе на профильном уровне ученик должен

Знать

Уметь

Специфика социально-гуманитарного знания
Социальные науки, их классификация. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Профессиональные образовательные учреждения. Основные профессии социально-гуманитарного профиля.
Введение в философию
Место философии в системе обществознания. Философия и наука.
Сущность человека как проблема философии. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие информации. Мышление и деятельность. Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Виды и уровни человеческих знаний. Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. Мифологическое и рационально-логическое знание. Религия. Мораль. Нравственная культура. Право. Искусство.
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Наука, основные особенности методологии научного мышления. Понятие научной истины, ее критерии. Относительность истины. Дифференциация и интеграция научного знания. Особенности социального познания.
Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума. Типология обществ. Системное строение общества. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Формации и цивилизации. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Духовная жизнь людей. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и его роль в развитии личности.
Социальная и личностная значимость образования. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Введение в социологию
Социология как наука.
Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.
Социальные институты. Социальная инфраструктура.
Социальная стратификация и мобильность. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Социализация индивида. Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Экономика и культура. Качество и уровень жизни. Экономика и политика.
Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Культура бытовых отношений.
Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация. Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации.
Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести.
Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики Российской Федерации.
Введение в социальную психологию
Социальная психология как наука.
Общение как обмен информацией. Особенности общения в информационном обществе. Общение как межличностное взаимодействие. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Общение как взаимопонимание. Идентификация в межличностном общении. Конфликт. Общение в юношеском возрасте.
Индивид, индивидуальность, личность. Периодизация развития личности. Направленность личности. Социальная установка. Ролевое поведение. Тендерное поведение.
Межличностные отношения в группах. Этнические и религиозные взаимоотношения. Группы условные. Референтная группа. Интеграция в группах разного уровня развития. Групповая сплоченность. Антисоциальные группы. Особая опасность криминальных групп. Межличностная совместимость. Дружеские отношения. Групповая дифференциация. Стиль лидерства. Взаимоотношения в ученических группах.
Психология семейных взаимоотношений. Воспитание в семье.

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
нравственной оценки социального поведения людей;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.







Учебно-методические средства обучения
Основная учебная литература:
Обществознание : 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : профил. уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова [и др.] ; под. ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. - М.: Просвещение, 2008.
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М. : Просвещение, 2001.
Дополнительная учебная литература:
Единый государственный экзамен 2015. Обществознание: учеб.-трениров. материалы для подготовки учащихся. - М.: ФИПИ-Центр, 2015.
Лазебникова А. Ю. Обществознание. ЕГЭ : метод, пособие для подготовки / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брандт. - М. : Экзамен, 2010.
Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. - М. : ООО «РУСТЕСТ», 2010.
Школьный словарь по обществознанию / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2001.



Рассмотрено на заседании кафедры
общественных дисциплин
протокол № _1_
от «_27_» августа 2014 г.
Руководитель кафедры
___________/Ж.Т. Яшкова /



Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________/Е. В. Сургай/

«28» августа 2013 года














Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 815