Рабочая программа по обществознанию, 11 класс (профильный уровень)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 Г.ТАЙШЕТА
«Рассмотрено»
Руководитель МО

 ___________/ ___________
Протокол №1 от «___» _________ 2013г. «Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
_____________/ ___________
 
«_____» _________ 2013г. «Утверждено»
Директор школы
 ___________/Л.В.Головня
«_____»___________ 2013г.
Рабочая программа
по обществознанию
для 11 класса
(уровень освоения программы: профильный)
Учитель Распутина Ольга Геннадьевна,
высшая квалификационная категория
 Рабочая программа составлена на основе
Примерной государственной программы по _____________ для общеобразовательных школ (далее указать точное название программы и её выходные данные) 
2013/2014 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и авторской программы "Обществознание.10—11 классы, профильный уровень" (210 ч) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук("Просвещение",2008 год). Рабочая программа ориентирована на 11 класс, рассчитана на 105 учебных часов из расчёта 3 часа в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Цели и задачи:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека , ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
50% учебного времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. К этому добавляется время из резерва, выделенного для каждого года обучения. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;
осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;
подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
Тема «Социальное развитие современного общества» базируется на теоретических обобщениях и эмпирических данных социологической науки. Здесь, так же как и в других темах курса, структурный анализ (выделение основных социальных групп, социальных институтов) сочетается с раскрытием значимых процессов и изменений в этой сфере жизни общества (рост социальной мобильности, тенденции в развитии современной семьи, демографические процессы и т. п.). Специальное внимание уделяется вопросу регулирующей роли социальных норм. Акцент сделан и на тех аспектах, которые представляют особый интерес для старшеклассников: молодежь в современном обществе, специфика ее субкультуры, социальные роли в юношеском возрасте.
Тема «Политическая жизнь современного общества» на основе политической науки — политологии — дает многоаспектную системную характеристику политической сферы жизни общества. Рассматриваются важнейшие политические институты, субъекты политики, особенности их воздействия на политический процесс. Значительное внимание уделяется роли личности в политике, проблемам политического участия и политического поведения.
Тема «Духовная культура» с опорой на философию и социологию характеризует существенные черты различных областей духовной жизни человека и общества. В ней освещаются роль духовной культуры в общественном развитии, ее значение для становления человеческого в человеке. Раскрывается необходимость сохранения ценностей отечественной и мировой культуры, их освоения и обогащения каждым новым поколением людей.
Тема «Современный этап мирового развития» завершает изучение курса. От философского осмысления общества как целого, через анализ его отдельных структур, институтов, форм развития в отдельных областях, внимание старшеклассников вновь обращается к обществу в его целостности, в его конкретной полноте и временной определенности. В центре внимания — основные тенденции развития современного общества, возможные перспективы будущего человечества.
Рабочая программа на основе нормативных документов:
- Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- учебный план МБОУ СОШ № 5 г.Тайшета на 2013 /2014 учебный год;
- примерная программа Л.Н. Боголюбова «Обществознание» ;- письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 года № 75-37-0541/11.
Изменения, внесенные в Рабочую программу:
Учебный план МБОУ СОШ № 5 г.Тайшета разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 года № 1312), согласно которому продолжительность учебного года для обучающихся 9, 11 классов составляет 34 учебные недели. Таким образом в календарно-тематическое планирование по обществознанию ( профильный уровень) в 11 классе внесены следующие изменения: количество часов за учебный год не 105 часов, а 102 часа ( 34 *3=102 часа).
Содержание разделов и тем учебного курса
Введение (1 ч)
Т е м а 1. Социальное развитие современного общества (28 ч)
Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.
Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.
Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.
Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.
Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.
Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.
Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.
Т е м а 2. Политическая жизнь современного общества (28 ч)
Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.
Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.
Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).
Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.
Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.
Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.
Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.
Т е м а 3. Духовная культура (16 ч)
Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.
Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Наука. Функции современной науки. Этика науки.
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.
Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
Т е м а 4. Современный этап мирового развития (8 ч)
Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.
Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.
Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.
Резерв времени — 22 ч.
 Учебно- тематический план
№ п/пНаименование разделов и тем Количество часов Из них
Теоретическое обучение Практические и творческие работы
1 Введение 1 1 2 Социальное развитие современного общества 28 24 4
3 Политическая жизнь современного общества 28 24 4
4 Духовная культура 16 10 6
5 Современный этап мирового развития 8 4 4
6 Резерв времени 22   Итого 102 62 18
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
• конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
• совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайонах, городе Тайшете и Тайшетском районе.
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:
●      определить фактический уровень знаний, умений и навыков учащихся по предмету ( согласно учебного плана);
●      установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
●      осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний учащихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ учащегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
2.Промежуточный контроль знаний учащихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения ученика, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Промежуточный контроль учащихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).
Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
●      определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
●      использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
●      исследование реальных связей и зависимостей;
●      умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
●      объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
●      поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
●      отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
●      передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
●      перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
●      выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
●      уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
●      владение навыками редактирования текста;
●      самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
●      участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);●      формулирование полученных результатов;
●      создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
●      пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
●      владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
●      Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Критерии оценивания
Критерии 5 (ОТЛ.) 4 (ХОР.) 3 (УД.) 2 (НЕУД.)
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
2. Умение анализировать и делать выводы Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий
3. Иллюстрация своих мыслей Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы
5. Работа с ключевыми понятиями Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания
6. Причинно-следственные связи Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности
 
Перечень учебно-методического обеспечения
Обществознание 10-11 кл  Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю. "Обществознание. 11 класс. Профильный уровень" учебник для 11 класса общеобразовательных. учреждений . М.: Просвещение. 2008 год.
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10—11 классы: В 2 ч. / Под. ред. Л. Н. Боголюбова.М.: Просвещение. 2008 год.
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10—11 классы / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина.М.: Просвещение. 2008 год.
"Обществознание".11 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н.Степанько. "Учитель".Волгоград.2007год
 
Список литературы (основной и дополнительной)
1. Аверьянова Г.И. Обществознание. Тематические тренировочные задания.- М., «Эксмо»,2009.
2. Аверьянова Г.И. Задания и тесты по обществознанию 10кл.,-М., «Школа- Пресс», 1999.
3.Аверьянова Г.И. Задания и тесты по обществознанию 11кл.,-М., «Школа- Пресс», 1999.
4. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 10кл.,- М., «Просвещение», 2003.
5. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 11кл.,- М., «Просвещение», 2003.
6. Боголюбов Л.Н. Обществознание: поурочные планы- 11кл,.- М., «Просвещение», 2007.
7. Боголюбов Л.Н. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию.- М., Дрофа, 2001.
8. Захарова Е.Н. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»-М., Школа-Пресс,1999.
9. Кожин Ю.А. Практикум по праву. 11кл., - М.,»Русское слово»,2000
Дополнительная литература для учащихся:
1. Нормативные документы:
* Всеобщая декларация прав человека;
* Декларация прав ребенка;
* Конвенция о правах ребенка;
* Конституция РФ.
2. Кравченко А.И. Обществознание: учебники для 10-11кл.:-М.: ООО «ТИД Русское слово», 2007
3. Лазебникова А.Ю. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь.-М., 2010
4. Никитин А.Ф. Основы права.10-11 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений.-М.: Дрофа, 2007
5. Официальная Россия: сервер органов государственной власти РоссийскойФедерацииhttp://www.gov.ruПрезидент России: официальный сайт
http://www.president.kremlin.ruПрезидент России - гражданам школьного возраста
http://www.uznay-prezidenta.ruГосударственная Дума: официальный сайт
http://www.duma.gov.ruКалендарно- тематическое планирование
№ п/пРаздел
тема
подтемаКалендарные сроки МПС Тип урока, приемы и методы, используемые на уроке Практические, лабораторные работы, творческие работы Контроль знаний (указать вид контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, тест, зачет и т.д.) Использование информационных технологий Учебно- наглядный комплекс
1-3 Социальная структура и социальные отношения история Урок изучения нового материала Беседа м/м проектор
таблица «Социальная структура»
4-6 Социальные институты Урок исследование Фронтальный опрос, работа с документом 7-9 Роль экономики в жизни общества экономика Урок исследование Самостоятельная работа 10-12 Социальные статусы и роли история Изучения нового материала проект «Статус» Тест таблица «Социальные роли»
13-15 Социальные ценности и нормы литература Урок анализ Беседа м/м проектор
16 ПОУ по теме: «Социальные институты» Урок контроля и проверки знаний Контрольная работа 17-19 Отклоняющееся поведение и социальный контроль Урок анализ Лекция с элементами проблемной беседы м/м проектор
20-21 Социальные интересы и формы социального взаимодействия Урок проблема Практикум 22-24 Этнос и нация история
география Урок анализ Лекция с элементами проблемной беседы м/м проектор
карта
25-27 Межэтнические отношения и национальная политика история Урок исследование Тест с разноуровневыми заданиями м/м проектор
карта
28 ПОУ по теме: «Межэтнические отношения» Урок контроля и проверки знаний Тест 29-30 Демография современной России география Комбинированный урок Работа с учебником и документами м/м проектор
карта, таблица
31-33 Институт семьи и брака Урок с элементами дискуссии Проблемная беседа. Дискуссия м/м проектор
34-35 Быт и бытовые отношения история Урок исследование Работа с текстом м/м проектор
36-38 Молодежь в современном обществе Урок проблема творческая работа «Молодежная субкультура» Лекция с элементами проблемной беседы м/м проектор
39-40 Социальная структура российского общества Урок практикум практическая работа с документами Практикум м/м проектор
таблица «Социальная структура»
41 ПОУ: «Социальное развитие современного общества» Урок контроля и проверки знаний Лекция с элементами проблемной беседы 42-44 Политическая система и политический режим право Урок рассуждение Тест с разноуровневыми заданиями Таблица «Политическая система»
45-47 Демократия история Урок рассуждение Проблемная беседа. Дискуссия 48-49 Государство в политической системе Урок исследование Работа с текстом 50-52 Правовое государство и гражданское общество история Урок анализ Лекция с элементами проблемной беседы 53-55 Роль СМИ в политической жизни Урок практикум анализ газет, журналов Лекция с элементами проблемной беседы м/м проектор
56 ПОУ по теме: «Политическая система» Урок контроля и проверки знаний Работа с учебником и документами 57-60 Политическое сознание и политическое поведение Урок рассуждение Проблемная беседа. Дискуссия 61-63 Политические партии и движения Урок анализ Работа с текстом Таблица «Политические партии»
64-65 Лидеры и элиты в политической жизни история Урок рассуждение проект «Лидер» Лекция с элементами проблемной беседы м/м проектор
66-68 Выборы в демократическом обществе Урок практикум игра- практикум Практикум 69 ПОУ по теме: «Политические партии» Урок контроля и проверки знаний Лекция с элементами проблемной беседы 70-72 Человек в политической жизни Урок рассуждение Тест с разноуровневыми заданиями 73-74 Политический конфликт история Урок практикум практическая работа «Типы и виды конфликтов» Проблемная беседа. Дискуссия м/м проектор
75-76 Политический процесс Урок исследование Работа с текстом 77 ПОУ: «Политическая жизнь современного общества» Урок контроля и проверки знаний Лекция с элементами проблемной беседы 78-79 Духовное развитие общества литература Урок анализ Лекция с элементами проблемной беседы 80-81 Духовный мир личности литература Урок рассуждение Проблемная беседа. Дискуссия м/м проектор
82-84 Мораль и нравственность история Урок практикум практическая работа Работа с текстом 85 ПОУ по теме «Духовный мир человека» Урок контроля и проверки знаний Лекция с элементами проблемной беседы 86-87 Наука Урок анализ Практикум 88-89 Образование Урок рассуждение Лекция с элементами проблемной беседы м/м проектор
90-91 Роль религии в жизни общества история Урок практикум творческая работа «Религия» Тест с разноуровневыми заданиями м/м проектор
таблица «Виды религиозных верований»
92-93 Место искусства в духовной культуре история Урок исследование Проблемная беседа. Дискуссия 94-95 Массовая культура Урок рассуждение творческая работа «Виды культуры» Работа с текстом м/м проектор
96 ПОУ: «Духовная культура» Урок контроля и проверки знаний Лекция с элементами проблемной беседы 97-98 Многообразие современного мира Урок анализ Тест с разноуровневыми заданиями 99 Глобализация и ее последствия биология, английский язык Урок рассуждение Проблемная беседа. Дискуссия м/м проектор
100 Сетевые структуры в современной мировой политике Урок практикум анализ сетевого взаимодействия Работа с текстом 101 Целостность и противоречивость современного мира история Урок контроля и проверки знаний Лекция с элементами проблемной беседы 102 ПОУ: « Современный этап мирового развития» Урок контроля и проверки знаний Проблемная беседа. Дискуссия