Урок физической культуры с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках ФГОС

Особенности проведения занятий
по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями
здоровья в рамках требований ФГОС нового поколения

Гузняев Дмитрий Юрьевич МБОУ «СОШ№ 90» Томская область ЗАТО Северск

В настоящее время образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Особенностью содержания указанной системы является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий (далее - УУД) в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, которые направлены к организации самостоятельной учебной деятельности. Такая разработка УДД в системе общего образования отвечает новым социальным запросам.
Основным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития УУД как основной составляющей образования. Изменения в образовании позволят осуществлять в процессе педагогической деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Новый стандарт выделяет основные образовательные результаты компетенций: предметные, метапредметные и личностные. В связи с этим, важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и методам в содержании и организации образовательной среды школы, в том числе и коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Для учащихся с ОВЗ школа является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого - всё это получает ребёнок в школе. Именно здесь необходимо выработать единую линию работы и педагогов и родителей.
Новый стандарт предусматривает создание образовательных программ обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ОВЗ, обеспечивающих коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии указанной категории детей, и оказание им помощи в освоении образовательной программы.
Важными аспектами, на которые должно быть обращено внимание при подготовке и реализации выше указанных образовательных программ это:
-своевременное выявление детей с трудностями адаптации, и определение их особых образовательных потребностей;
-определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
-разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с ОВЗ;
-осуществление мониторинга успешности освоения детьми с ОВЗ образовательной программы.
При организации занятий по физической культуре для учащихся с ОВЗ, следует исходить из возможностей ребенка – задания должны быть умеренной трудности, но быть доступным, обеспечивающие переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. Затем задания следует увеличивать пропорционально в соответствии с возрастающими возможностями ребенка.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся с ОВЗ позволяет планировать сроки, этапы и основные направления реализации образовательной программы.
Одной из важных составляющих в работе с детьми с ОВЗ является двигательная активность, которая в последнее время стала очень низкой, так как спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодого поколения.
Это обусловлено накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, гипокинезия (недостаточная двигательная активность) и переедание, что отрицательно влияет на функции многих жизненно важных систем организма, а затем сказывается на состоянии здоровья детей. Особенно страдают дети больные и ослабленные перенесёнными заболеваниями, которых нередко опекают взрослые, освобождая их от уроков физической культуры.
Малоподвижный образ жизни и дефицит движения приводит к выраженным функциональным и морфологическим изменениям.
Основными причинами несовершенства режима двигательной активности учащихся во время уроков по физической культуре, в том числе с ОВЗ, можно считать:
-несоответствие физической нагрузки функциональным возможностям учащегося;
-нерациональное сочетание разных способов организации учащихся во время уроков;
-бессистемный подход к коррекционной работе;
-недостаточное использование приёмов регулирования двигательной активности;
-отсутствие на уроке игровых моментов, новизны, что снижает интерес учащихся к уроку и их двигательную активность.
Кроме того, не в полной мере педагогом учитываются индивидуальные особенности детей с ОВЗ, их состояние здоровья, настроение, уровень двигательной активности, наличие двигательных навыков.
Дети с нарушением интеллекта малоинициативные, быстро утомляются, отвлекаются, не могут долго слушать объяснения учителя и не всегда понимают его. Только через показ учитель может вызвать интерес к выполнению упражнений, чередуя различные упражнения с играми.
Урок физической культуры в коррекционных классах начинается с вводной части. А в ней из урока в урок одно и тоже: построение, рапорт, объявление цели и задач, разминка. Учащиеся строятся в одну шеренгу, а внимание на низком уровне и лица скучные. Что нужно сделать? Как провести урок? так, чтобы учащиеся с нетерпением ждали следующего.
Возможные варианты настройки учащихся на урок в игровой форме.
1. Мобилизующая составляющая настройка на урок:
1.1.Сконцентрировать внимание, настроить на работу: команды: «Внимание! Класс! Делай раз – руки вверх! Два – руки в стороны! Три – руки вперёд! Четыре – руки вниз! Варианты могут быть разными, повторить несколько раз.
1.2. Сочетание движений с различными словами: «Небо – руки вверх, вода- руки вперёд, земля – руки вниз, огонь – вращения кистями рук».
1.3. Игры на внимание «Пожалуйста», «Запрещённое движение», «Класс смирно!»
1.4. Варианты отвлечения внимания на посторонние предметы, игры с нахождением глазами спортивного инвентаря, оборудования, определённого цвета, картинки.
1.5. Дыхательные и психофизические упражнения.
1.6. Упражнения на зрительное и слуховое восприятие. Учитель стоит на расстоянии и называет слово, учащийся должен повторить его. Учитель показывает определённое количество пальцев на руке, учащиеся называют, сколько пальцев показал учитель.
2. Построение учащихся: 
2.1. Построить цифру (по носкам учащихся). Учащиеся по сигналу выполняют поскоки, учитель даёт команду остановиться, и задаёт пример, какую цифру они будут строить 10 – 2 = ? или 10: 2 = ? и.т.д.
2.2. Построить букву (то же самое, что и цифру, но только меняет задание).
2.3. Построение по свистку или другому сигналу. Учитель предварительно даёт задание: свисток – построение в колонну, два свистка – в шеренгу, три свистка – построение в круг. Учащиеся выполняют, какое либо движение, упражнение, учитель подает сигналы, и учащиеся строятся в соответствии с заданием.
2.4. Построение по хлопку. Учащиеся двигаются по залу с закрытыми глазами и слушают внимательно. 1 хлопок – построение в колонну, 2 хлопка – построение в шеренгу, 3 хлопка – построение в круг.
2.5. Построение по игрушкам, по спортивному инвентарю.
2.6. По цвету флажков. Красный – шеренга. Жёлтый – колонна. Зелёный – круг. Учащиеся предварительно имитируют полёт птиц, бабочек и т.д.
2.7. Игра «Космонавты». Учащиеся имитируют полёт на луну, по сигналу учащиеся должны построиться в определённом месте, или мальчики строятся отдельно, а девочки отдельно.
2.8. Построение на другой стороне зала. Учащиеся строятся в соответствии своего порядкового номера, на другой стороне зала.
2.9. Игра «Салки». Все играют в игру, звучит сигнал остановки, учащиеся останавливаются и смотрят на учителя. Прыжок вперёд – построение в колонну. Два прыжка назад – построение в шеренгу. Прыжок в сторону – в круг. Место построения определяет учитель.
2.10. По алфавиту (первым буквам своей фамилии, имени).
2.11. По росту (низкий учащийся – высокий и наоборот).
Создание комфортного микроклимата на уроке, способствует достижению оптимального результата. Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций учащегося.
Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.

Литература:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированный Минюстом России 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
2. Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев /– 2005г.
3. Авторская программа «Физическая культура» В.И. Ляха, А.А. Зданевича. М, «Просвещение», 2011 г.
4. В.Л. Страковская «Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей». – М.:Медицина, 1987 г.;
5.  Л.В. Шапкова «Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии». – СПб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001г.

15