Разработка урока по математике Чтение и запись многозначных чисел

Тема: «Чтение и запись многозначных чисел»
Цель: обобщение и систематизация знаний о нумерации многозначных чисел.
Задачи:
Обучающие:
читать, записывать, многозначные числа в пределах 1000000;
представлять любое многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
уметь уменьшать и увеличивать числа в 10, 100, 1000 раз;
совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, продолжить работу над решением простых и составных задач.
Развивающие:
продолжить работу над развитием математической речи;
учить анализировать, сравнивать, делать выводы.
развивать логическое и творческое мышление учащихся, их память, внимание и интерес к предмету;
Воспитательные: воспитывать навыки самоконтроля и самопроверки; патриотизм к малой родине, дружбу и взаимопомощь; умение работать в коллективе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, карточки с тестами для учащихся.

1.Личностные УУД
включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
осознание ответственности ученика за общее благополучие класса
2.Регулятивные УУД
Ученик развивает навыки:
учитывать,  выделенные учителем,  ориентиры действия в учебном материале,
взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
3.Познавательные УУД
Школьник учится:
осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
4.Коммуникативные УУД
Школьник учиться:
задавать вопросы,
эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Планируемые результаты  (личностные, метапредметные и предметные)
Выполнять  устные и письменные арифметические действия с числами и числовыми выражениями.
Решать текстовые задачи, уметь анализировать задачи, оценивать правильность хода решения.

Ход урока:
І. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Подтянитесь все, посмотрите мне в глаза, повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями, улыбнитесь им и друг другу, мысленно пожелайте друг другу хорошего настроения и тихонько садитесь.
Великая радость – работа. В полях, за станком, за столом! Работай до жаркого пота, Работай без лишнего счёта – Всё счастье земли – за трудом!

– Я не случайно начала наш сегодняшний урок стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.
II Целеполагание.
Узнать тему нашего сегодняшнего урока вам поможет первое задание:
- Возьмите карточки. Прочитайте записанные на них числа (по цепочке).
- Расположите эти числа в порядке возрастания, а ниже пишите буквы.
Прочитайте получившееся слово:
Карточка 1
2.898
10.031
1.239
65.004
2.864
7.000
23.450
92.375
4.678

м
а
н
и
у
р
ц
я
е






















(1.239, 2.864, 2.898, 4678, 7000, 10031, 23450,65004,92375 )
(Учащиеся читают получившийся ряд чисел и называют получившееся слово: «Нумерация»). А что такое нумерация? (Обозначение предметов последовательными номерами)
- Что мы с вами делали? (Читали числа)
- Что делали дальше? (Записывали числа)
- Какие это числа7 (Многозначные)
- Значит, чем мы будем заниматься на уроке ?
Молодцы! Сегодня на уроке мы продолжаем учиться читать, записывать и образовывать числа больше 1.000, а также раскладывать числа на разрядные слагаемые. Сегодня у нас не простой урок, мы демонстрируем наши знания. Впереди нас ждёт урок – путешествие. Вы любите путешествовать? А хотели бы вы отправиться в путешествие?
Давайте вместе отправимся на планету Многозначных чисел. Эта планета не простая. Попасть туда можно только тем, кто много знает о ее обитателях - многозначных числах. Помогут нам в пути ваши знания, смекалка, юмор.
Итак, начинаем подготовку к путешествию.
III Устный счет
А  сейчас нас ждет работа.
Перед вами задания устного счета. Как вы думаете, что нам понадобится в путешествии? Здоровье! Ведь в космонавты берут людей только здоровых! Хорошее здоровье необходимо всем людям. А много ли вы знаете о здоровье? Это мы сейчас проверим!
1. Разминка для ума
- Выберите правильный вариант ответа СЛАЙД 2
В грудной клетке человека 12 пар ребер. Сколько всего ребер у человека? (24, 12, 8 ).
Чтобы быть здоровым, в сутки школьник должен питаться столько раз, сколько единиц второго класса в числе 4.598 (4 раза, 5 раз, 8 раз)
Сложи 2 наименьших трехзначных числа и узнаешь, сколько граммов фруктов должно входить в суточный рацион школьника? (200, 222, 111).
В сутки взрослый человек должен выпивать столько литров воды, сколько единиц 5 разряда в числе 324.269 (3 литра, 2 литра, 4 литра)
2. Мозговой штурм
На доске числа: 34256, 5 304, 45098, запишите их красиво у себя в тетради.
Прочитайте числа, определите в них общее количество сотен, десятков, тысяч, (по рядам) расскажите об одном из этих чисел.
Найдите наибольшее среди этих чисел. (45098)
- А какое число лишнее? (5 304) Почему?
Назовите наименьшее и наибольшее числа, которые имеют столько же разрядов, что и данное число (1000, 9999);
«Цепочки примеров»  Мы продолжаем готовиться к путешествию на планету многозначных чисел и впереди нас ждёт новое задание:
На доске записаны три цепочки – для каждого ряда. Ваша задача по цепочке решить выражение, причём первый расставляет порядок действий и выполняет первое действие,
1группа-       270: 3 *6*100=?        2 группа -  (100-55):9+4920=?
                                                 3 группа - 90-42:6+2400=?
Разложить полученные числа на разрядные слагаемые:
   1ряд -54000, 2ряд – 4925            3ряд -2483
 IV. Работа над темой.
Итак, подготовка к путешествию закончена. А на чем можно отправиться в путешествие, мы узнаем, выполнив следующее задание.
Работа с геометрическими фигурами.

На парте вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры.

А) Назовите



Возьмите квадрат.
- Какого он цвета? (Синего)
Треугольник зелёного цвета расположите справа так, чтобы равные стороны квадрата и треугольника совместились.
Возьмите такой же треугольник и расположите симметрично слева.
Прямоугольник соедините с квадратом равными сторонами.
Возьмите оставшуюся фигуру, ( что это за фигура?), расположите её так, чтобы получилась что? ракета. СЛАЙД 3







Ребята, вспомните дату первого полета человека в космос. Как звали первого космонавта? (1961 год, Юрий Алексеевич Гагарин).
Итак, отправляемся в путь!
Актуализация знаний: Какие классы мы с вами изучили?
- Сколько разрядов в каждом классе?
- Единицы каких разрядов образуют 1 класс? (единицы, десятки, сотни)
- Единицы каких разрядов образуют 2 класс? (единицы тысяч, десятки тысяч, сотни тысяч) СЛАЙД 4
- Чтобы правильно прочитать многозначное число, что нужно сделать?
1) Разбить на классы, отсчитывая справа налево по 3 цифры. Для удобства чтения отделяют один класс от другого небольшим промежутком или точкой.
2)Читают, сколько в числе единиц каждого класса, начиная с высшего. Название класса единиц не произносят.
Вот мы с вами и потренируемся, в процессе полёта, чтобы двигатели ракеты не заглохли, нам нужно выполнить математический диктант. Это нелегко, так как нужно будет услышать многозначные числа и правильно записать их. Будьте внимательны!
Математический диктант:
Записать числа:   
а) Расстояние от Земли до Луны более 384 тысяч километров.
б) На борту станции “Мир” находится более 14.000 кг различной исследовательской аппаратуры; в) Температура на поверхности Солнца 6.000 С
г) Самая высокая гора на Луне имеет высоту 11 500 метров. д) Диаметр Земли - 12.720км.
е) Горы на Марсе достигают высоты 25.000 м. ж) Расстояние от Солнца до Земли составляет около 50.000.000 км
з).Каждый день на Землю из космоса падает около 210 тысяч метеоритов. Правда, все они настолько малы, что сгорают в атмосфере.
СЛАЙД 5
(384.000, 14.000, 6.000 11.500, 12.720, 25.000, 50.000.000, 210.000).

Оцените свою работу на маршрутном листе.
V Динамическая пауза
Вы, наверное, устали?  
Настало время отдыхать.          
Предлагаю вам усталость
Физкультминуткой снять.
В полёте главное что? Дружба! СЛАЙД 6
СЛАЙД 7
Выполните столько приседаний, сколько единиц 1 разряда в числе 25.124
Выполните столько наклонов вперёд, сколько единиц 3 разряда в числе 896.567
Тихонько садитесь.

VI Закрепление
Мы продолжаем полёт по планете Многозначных чисел, но впереди – препятствие, преодолеть которое можно, только решив задачу.
Решение задачи: (по группам) СЛАЙД 8
За неделю завод по производству космических кораблей должен изготавливать 490 звездолётов. Сколько звездолётов изготовят на заводе за 10 дней, за 100 дней, если будут работать с той же производительностью?
- Что в задаче обозначает число 490?
- За какой отрезок времени завод должен изготовить 490 звездолётов?
-Сколько дней в неделе?
- Что за тип задачи?
-Зная, сколько звездолётов завод должен изготавливать за 1 день, мы сможем узнать, сколько звездолётов завод изготовит за 10 дней, за 100 дней?
-сколько действий будет в задаче?
1) 490:7*10=700(з)-за 10 дней.
2)70*100=7000 (з)-за 100 дней.
Ответ: 700 звездолётов, 7000 звездолётов. СЛАЙД 9
Оцените свою работу на маршрутном листе.
Продолжая полёт, сконцентрируйте свое внимание и выберите и решите только уравнения.
120-12= 250+х=784 452 > 256+145 785 < 984 – 741 20х=2000
98 – х =27
Итак, мы готовимся лететь домой, но для этого нужно выполнить последнее задание:
Самостоятельная работа тестового характера с выбором сложности работы.
Кто уверен в своих силах и желает выполнить более сложную работу, возьмите листы голубого цвета, кто хочет выполнить работу среднего уровня, возьмите листы жёлтого цвета, а кто в своих силах не уверен, то может взять тест на листе белого цвета.
Обведите кружком номер правильного ответа:
1 уровень:
1. ТРИНАДЦАТЬ ТЫСЯЧ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТЬ – ЭТО
1) 13560 2) 1356 3) 1300056 4) 13056
2. ЧИСЛО 32028 ЧИТАЕТСЯ:
1) три тысячи двести двадцать восемь;
2) триста двадцать тысяч двадцать восемь;
3) тридцать две тысячи двадцать восемь.
3. ЧИСЛО 986 СОСТОИТ ИЗ СУММЫ РАЗРЯДНЫХ СЛАГАЕМЫХ
1) 9 + 8 + 6 2) 900 + 80 + 6 3) 900 + 86 4) 980 + 6
4. ЧИСЛО, СОСТОЯЩЕЕ ИЗ 10 ТЫСЯЧ, 8 СОТЕН И 3 ЕДИНИЦ ЗАПИСЫВАЕТСЯ: 1)10803 2)108003 3)18111 4)10830
5. ИЗ ЧИСЕЛ 11010, 10101, 11100, 10110 НАИБОЛЬШИМ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) 10101 2) 11010 3) 10110 4) 11100
6. ЧИСЛО, В КОТОРОМ 7 ЕДИНИЦ ПЕРВОГО КЛАССА И ТРИ ЕДИНИЦЫ ВТОРОГО КЛАССА ЗАПИСЫВАЕТСЯ:
1) 7003 2) 307 3) 3007 4) 703
7. ЧИСЛО, В КОТОРОМ 5 ДЕСЯТКОВ ТЫСЯЧ И 80 ЕДИНИЦ ЗАПИСЫВАЕТСЯ:
1) 5080 2) 50 080 3) 50 008 4) 50800
8. В РЯДУ ЧИСЕЛ ЗА ЧИСЛОМ 3700 СЛЕДУЕТ ЧИСЛО:
1) 3699 2) 37 001 3) 36 999 4) 3800
9. В ЧИСЛЕ 500 300 СОТЕН ВСЕГО: 1) 500 2) 503 3) 5003 4) 300
10.ЧИСЛО, К КОТОРОМУ НАДО ПРИБАВИТЬ 1, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ 100 000:
1) 9999 2) 999 999 3) 99 999 4) 100 001
11. ЦИФРА 2 В ЗАПИСИ ЧИСЛА 302.978 ОЗНАЧАЕТ:
1) десятки 2) единицы тысяч 3) десятки тысяч 4)сотни
12. БОЛЬШЕ ЧИСЛА 81 082 ЯВЛЯЮТСЯ ЧИСЛА:
1)180 280 2)82 081 3)8281 4) 82 018 5) 81028 6) 8182
13. ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 79 209, НО МЕНЬШЕ ЧИСЛА 90 270:
1) 79 299 2) 79 902 3) 79 092 4) 79 029 5) 90 720 6) 90 072
14. СРАВНИ ЧИСЛА:
89 985 ? 9 999; 7 *** ? 1* *** ; 65.145 ? 65.254

2 уровень:
Заполни пропуски верными числами или словами:
1 - В числе 79.097 содержится ___единиц 1 класса и ____ единиц 2 класса.
2 – Чтобы получить число 99.999, надо из числа _______вычесть 1.
3 – В числе 49.721 цифра 7 стоит в разряде ____________.
4 - Запиши в окошко такую цифру, чтобы неравенство 2.023>22.023
стало верным.
5 – За числом 260.000 при счёте следует число _________, а предшествует
ему число__________.
6 – Число 87.476 можно записать в виде суммы разрядных слагаемых так: ______________________________________________________________.
7 – В классе тысяч ____ разряда.
8 - В числе 182.436 всего _________ десятков.
9 - Число, в котором только 2 десятка тысяч и 3 сотни записывается цифрами так: __________.
10 - Запиши пропущенные числа:
46.997, 46.998, 46.999, ______, ________, ________, 47.003
11* - Наименьшее четырёхзначное число меньше, чем наименьшее двузначное число в _____раз.
3 уровень:
1 - укажи число, в котором есть 3 единицы 1 класса и 7 единиц 2 класса.
30.074, 703, 7.003, 3.074
2 – Укажи запись цифрами числа семьсот девять тысяч девять.
7.099, 70.909, 70.990, 709.009
3 – Как изменится число, не равное 0, если к нему приписать справа два нуля:
увеличится на 100; в 100 раз; уменьшится в 100 раз.
4 – Укажи все числа, которые больше, чем число 61.062:
160.260, 62.061, 62.602, 61.026
5 – Укажи число, которое предшествует числу 270.000
2.699, 269.999, 26..999
6 - Укажи число, которое следует за числом 389.099:
390.000, 389.100, 391.000
7 – Сколько всего сотен в числе 400.200:
400, 200, 4.002, 4.020.
8 - Укажи число, которое можно записать так: 8.000+100+20+9.
8.129, 80.129, 800.129
9* - Верно ли, что все числа от 5.409 до 5.490 меньше, чем число 5.940?
Да, нет.
Оцените свою работу на маршрутном листе.
VII Итог урока. Рефлексия.
Итак, мы сегодня очень хорошо поработали. Вы молодцы! Все работали активно и наше путешествие приближается к концу. Мы летим в обратный путь. Мне очень приятно было работать и общаться с вами. Покажите своё настроение.
Вам понравился урок? Кому понравился сегодняшний урок, кто желает с нами путешествовать в следующий раз, поставьте смайлики. ОЦЕНКИ за урок.
Прозвенел опять звонок
и закончился урок!
Вы, ребятки, отдохните,
силы новой наберите. СЛАЙД 10
VIII Домашнее задание.
Выполните задание в рабочей тетради на странице 23, 24
















15