Урок «Чтение и запись многозначных чисел»

Тема урока: «Чтение и запись многозначных чисел»
Цель урока:
тренировать способность к чтению и записи многозначных чисел, к сравнению многозначных чисел; к представлению многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых;
тренировать вычислительные навыки; умения решать задачи;
способствовать развитию мыслительных операций.
Оборудование: схема-опора для чтения многозначных чисел, карточка-памятка о разрядном составе многозначных чисел, алгоритм представления числа в виде суммы разрядных слагаемых, опорная схема для сравнения чисел, карточки для самостоятельной работы, фотографии села, магнитофон, аудиозапись.
Ход урока
Организация на работу
Начинаем урок математики. Он у нас пройдет под девизом предлагаю самим узнать.
Самоопределение к учебной деятельности
1. Проверьте ответы и исправьте ошибки, если они есть.
Работаем в тетради №16, стр. 6.
627+284=901 (911) 23·9=217 (207)
408+592=1000 16·13=108 (208)
903-864=39 906:3=32 (302)
821-703=104 (118) 234:13=18

Соотнесите число и слово. Прочитайте девиз урока.
(Стоя на одном месте, новых горизонтов не откроешь.)

горизонтов
одном
месте
новых
на
не
откроешь
стоя

208
39
118
207
1000
302
18
911


С какими числами выполняли действия? (Двузначными, трехзначными.)
С какими познакомились на прошлых уроках? (Многозначными.)

2. Постановка темы и целей урока.
На доске написано: многозначные числа.
разрядный состав сумма разрядных слагаемых


чтение
запись


сравнение
Чему научились?
Учитель дополняет схему-опору.
(Читать многозначные числа, записывать многозначные числа после предварительного определения числа цифр в каждом классе; поразрядно сравнивать, представлять многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.)
Сегодня мы закрепим ваши знания по этой теме.
Урок у нас будет необычный. Мы не только будем показывать свои знания, но и откроем новые горизонты, совершив заочную экскурсию по нашему родному селу.
Что может быть милее Митрофановки!
Что есть роднее нашего села?
Стоит она на карте точкой маленькой
И наши судьбы в сердце вобрала!
III. Повторение изученного материала
1. Чтение многозначных чисел
Митрофановка, (а раньше хутор Ольгинское) возникла, запишите и прочитайте это число, которое содержит 1 единицу класса тысяч, 816 единиц класса единиц.
Как прочитать любое многозначное число? Что сделаем сначала? (Сначала число разбиваем на классы, по 3 цифры справа налево.)
Что делаем потом? (Читаем число единиц каждого класса, называя его (кроме класса единиц.)
На доске схема-опора













А на каком виде транспорта мы отправимся на экскурсию, вы узнаете, когда

прочитаете числа, написанные на билетах. (Учебник стр.10, № 17)
-Назовите самое большое многозначное число.
Мы путешествуем на (автобусе)
На автобус ты скорей сейчас садись.
Лишь в дороге не ленись!

2. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Мы подъехали к железнодорожному вокзалу.



Он был построен в
А вот когда он был построен, вы узнаете, если среди чисел найдете наименьшее четырехзначное число:

1917 1871 300096


Это 1871.
-Как с помощью таблицы определить количество слагаемых в представлении числа в виде суммы разрядных слагаемых? (По количеству цифр, используемых в записи числа (отличных от нуля), определяем количество слагаемых.)
Зафиксировать на доске первый шаг алгоритма:



Как записать каждое слагаемое? (Каждые последующие цифры в записи каждого слагаемого обозначим нулем.)
Зафиксировать на доске второй шаг алгоритма:



Зафиксировать на доске третий шаг алгоритма:


Запишем данные числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Прибавьте 23единицы к числу 1871 :
1871
23
1894
Какое число получили? (1894)
Ребята, в этом году на станцию Митрофановка «Ольгинская» приезжал великий русский писатель Л.Н.Толстой, по пути на хутор Ржевск к В.Г.Черткову.



1894 – используя эти цифры, запишите все четырехзначные цифры, которые не должны повторяться. Прочитайте.
9841 8941 4981 1984
9814 8914 4918
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·3. Запись многозначных чисел.
Следующая остановка – у нового здания средней школы.



Прочитайте предложения: (на доске)
В 1898 году – возникла приходская школа. Учитель был священник.
В 1934 году – создана школа крестьянской молодежи.
С 1939 года – средняя школа.
В 2011 году- вступило в строй новое здание школы.
Запишите числа, расположив в убывающем порядке.
(1939, 1934, 1898, 2011)
Ученики школы благоустраивают территорию, сажают деревья, цветы. Давайте об этом решим задачу по учебнику. Стр. 12, №32.

·Прочитайте.
- О ком говорится в задаче? (В задаче говорится о четвероклассниках.)
- Что известно? (В первый день посадили деревья на участке 227м, во второй- на участке 318м, в третий длина аллеи на 97 м больше, чем во второй день. Длина аллеи 1 км.)
- Что спрашивается? (Выполнят ли поручение за три дня?)
- Сможем сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет.)
I. – 227м
II. – 318м 1км
Ш -? на 97м б.

Самостоятельно записать решение задачи.
Фронтальная проверка.
-Что узнаем сначала?
1.) + 97
318
415(м) – в III день
Потом?
2.) +227
318
415
960(м) – за 3 дня.
1км = 1000м
960 < 1000
Ответ: поручение не выполнят.

-Назовите три числом, которые при счете следуют за числом 1000, и три числа, которые предшествуют ему.

4. Физкультминутка.
Выполнение танцевальных движений под музыку «Мы едем, едем, едем»

5. Разрядный состав многозначных чисел.
Какие действия с числами мы выполняем? (Сложение, вычитание, умножение и деление.)
Где используются вычисления? (При решении задач, выражений, уравнений.)
Потренируемся в нахождении значения выражений.
Продолжим путь по центральной улице села.
Вот памятник воинам – освободителям села от немецко-фашистских захватчиков.

Составив программу действий и вычислив значения выражений, вы узнаете, когда немецкие части в годы Великой Отечественной войны вошли в село, и когда танковый корпус советской армии освободил наше село от фашистов.
Работа по вариантам.
15 · 18 : 9 + 361 – 954 : 3 – I вариант
(73)
64 · (8 + 2) – 549 + 36 · 9 - II вариант
(415)
73 – 8 июня 1942г. 514 – 23 января 1943г.
97 – 18 июня 1942г. 415 – 15 января 1943г.
60 – 11 августа 1942г. 504 – 15 февраля 1943г.

-Сколько в каждом из чисел тысяч, сотен, десятков, единиц?
Карточка-памятка о разрядном составе многозначных чисел напомнит вам как определить.






И снова в путь по селу. Запишите числа.
Вот храм Александра Невского.


В 1909 году была построена церковь Александра Невского.
Но ее разрушили в 1935году.
Какие цифры использованы для записи этих чисел? (1; 5; 3; 9; 0)
Как называются такие числа? (Четырехзначные.)
Сколько единиц в разряде десятков у второго числа? (3)
Сколько всего десятков в этом числе? (35)
Сколько единиц в разряде сотен? (9)
Сколько всего сотен в этих числах? (909, 935)
Что обозначает нуль в записи числа? (Отсутствие единиц данного разряда.)

6. Сравнение многозначных чисел.
Самостоятельная работа по карточкам.
583005*58305 87050*87500 340075*347005
90058*90056 749621*748621 800500*800505
143317*140317 180543*180943 748437*738437

Что общего в записях? (Это задания на сравнение многозначных чисел.)
Сравните числа, пользуясь опорной схемой.


Опорная схема для сравнения чисел.





Самопроверка по эталону.
Пора возвращаться домой. Впереди у нас с вами еще много дней, за которые мы успеем узнать о селе больше и поделимся со своими родными.

IV. Домашнее задание.
Придумать и записать 4 многозначных числа, представить их в виде суммы разрядных слагаемых.
Стр.12, № 30 (а) – найти значение выражения.
Стр. 11, № 28 – задание повышенной сложности.

V. Рефлексия учебной деятельности.
Посмотрите на схему «Многозначные числа».
Вспомните тему урока.
-Какие задания мы выполняли на уроке?
-Какие знания помогли вам с ними справиться?
Хлопните в ладоши те, кто доволен своей работой.
-Над чем еще надо поработать?
Прочитайте девиз урока. Закройте глаза. Представьте урок от начала до конца.
- Какие горизонты открылись для вас сегодня?
Мы с вами не стояли на месте, и узнали много нового о селе, в котором живем и поняли:
У нас в стране чудесные селения,
У нас в стране красавцы – города
Но Митрофановка – моя Вселенная:
Со мною в сердце всюду и всегда!

И сделать наш край еще прекраснее предстоит Вам!

многозначные
числа

2. Читаем, называя классы:
миллиарды миллионы тысячи (единицы)*.
3. В каждом классе три разряда:
сотни, десятки, единицы.
4. Нуль в записи числа обозначает отсутствие
единиц данного разряда.

* * * ’ * * * ’ * * * ’ * * *

1. Разбиваем на классы:

( < ((
( < (((
(( < (((

В каждом классе три разряда: сотни, десятки, единицы

Нуль в записи числа обозначает
отсутствие единиц данного разряда

Определить количество разрядных слагаемых (по количеству цифр отличных от нуля)

Определить количество нулей в каждом
разрядном слагаемом

Записать сумму разрядных слагаемых