Мода-как социальная норма.

Тема урока: «МОДА КАК СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА».
Класс: 10
Цель урока: изучение и постижение азов культуры питания.
Задачи урока:
Образовательная – формировать правила тактичного поведения культуры питания;
Развивающая – развить у учащихся умение соблюдать и следовать правилам культуры питания.
Воспитательная – воспитание у учащихся ответственности к делу, интереса к технологии.
Оборудование:
Для детей: листы бумаги белой, фломастеры.
Для учителя: демонстрационный материал, стенды с ТБ, магнитофон.
Ход урока.
1. Организация на урок.
На этом уроке мы изучим культуру питания.

2. Актуализация знаний
Закрепим с вами материал изученной темы прошлого урока с помощью вашего кластера.

3. Объяснение новой темы.
Мода - это одна из социальных норм, характерных, прежде всего для индустриального и постиндустриального обществ.
      Мода превращается в ценность, когда внешняя норма модного поведения принимается индивидом, становится его внутренней потребностью, желанием.
В структуре моды можно выделить два основных элемента:
1)модные стандарты
2)модные объекты
      Модные стандарты - это разновидность культурных образцов, т.е. некие способы или правила поведения или действия, зафиксированные в культуре особыми средствами, отличными от самого этого поведения и его биопсихических элементов. " .
      Модные объекты - это любые объекты, которые оказываются "в моде". В их числе: одежда, пища, алкогольные напитки, табачные изделия, произведения музыки, живописи, литературы, архитектурные модели, стиль жизни, виды спорта и т.д.
 Мода как социальная норма характеризуется целым рядом особенностей:
1. Она носит конкретно-исторический характер.Это значит, что она присуща лишь конкретным типам общества и во временном измерении не носит универсального характера. Ростки моды существовали с незапамятных времен.
      Только в XIX в. мода превратилась в мощный регулятор общественной жизни. С этого времени можно говорить о появлении моды не как нормы отдельного сословия отдельной страны, а как универсальной нормы, ограниченной во времени, а не в социальном пространстве.
2. Одна из главных ценностей моды - ее современность. Она всегда современна, даже если возрождает что-то очень старое. Мода не может не быть современной, она является таковой по определению. Современность, сиюминутность - это ее главное достоинство. Старая мода - это уже антимода. Чем мода свежей, тем выше ее качество. В этом фундаментальное ее отличие от обычая, в котором древность выступает в качестве мерила обоснованности.
3. Мода возможна только в обществе, где отсутствуют внутренние жесткие перегородки и которое открыто внешнему миру. Ей по определению присуще и такое качество, как "диффузность, универсальность" (А.Б. Гофман), которая проявляется в двух основных измерениях: (1) мода не признает региональных и государственных границ, этнических перегородок; (2) мода игнорирует различия между классами и слоями общества. Однако универсальность моды ограничена лишь рамками "нашего времени".
4. Демонстративность моды - ее неотъемлемое качество. "В моде понятия "быть" и "казаться" по существу совпадают" (А.Б. Гофман). Модный объект приобретается для показа, демонстрации окружающим.
 В конце 60-х годов итог различных трактовок социальных функций моды подвел известный американский социолог и социальный психолог Г. Блумер:
1. Функция создания и поддержания единообразия и разнообразия в культурных образцах. Единообразие проявляется в том, что благодаря моде один и тот же культурный образец усваивается и принимается в качестве своего множеством индивидов, различными социальными группами и глобальными обществами.
2. Инновационная функция. Поскольку действие моды распространяется на самые различные сферы социально-экономической и культурной жизни, постольку она увеличивает инновационный потенциал общества, готовность к внедрению и принятию нововведений в соответствующих сферах.
3. Коммуникативная функция. Все знаковые системы, функционирующие в обществе, служат средством коммуникации между людьми; мода - одна из таких систем. Коммуникация - одна из важнейших функций, без которой человеческое общество вообще невозможно.
4. Функция социальной дифференциации и нивелирования. Мода охватывает общество в целом, а это означает, что ее нельзя считать уделом ни элиты, ни отдельных социальных классов и слоев, демографических групп и т.д. Все они, так или иначе, принимают в ней участие, хотя формы участия и степень его активности, разумеется, неодинаковы.
5. Функция социализации. Мода - одно из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту. Участие в моде связано с усвоением определенных социальных норм и ценностей.
6. Функция престижа. Мода - один из факторов повышения или понижения престижа тех или иных явлений, ценностей, культурных образцов и т.д.
7. Функция психофизиологической разрядке. В современных условиях эта функция моды особенно значима. Утомляемость нервной системы и психики человека в современном индустриальном и урбанизированном обществе чрезвычайно высока.
      Б.Д. Парыгин и Г.Г. Шубин выделяют три важнейшие функции, выполняемые модой: коммуникативную, интеракционную и компенсаторную.
1. Коммуникативная функция проявляется в обмене информацией. Мода выступает как особый социальный знак, символ престижа.
2. Интеракционная функция - это средство согласования действий, способ взаимодействия. Мода ориентирует на признанных лидеров, объединяет в соответствии с определённым способом поведения, стимулирует интерес к новому.
3. Компенсаторная функция позволяет восполнять неудовлетворённые или недостаточно удовлетворённые потребности, выступая в качестве регулятора социальных потребностей.
Под стратификацией традиционно понимается устойчивая дифференциация общества на группы с неодинаковым доступом к социальным благам. Факторами стратификации являются богатство, власть, престиж, а индикаторами, т. е. показателями - уровень дохода, престиж профессии, уровень полномочий в организации и т. п.

4. Работа в коллективе
Теперь давайте составим кластер по пройденной теме.

5. Работа в группах.
- Ребята, а сейчас поделитесь на группы по 5 человек в каждой, Вам предоставляется возможность составить синквейн.

6. Домашнее задание
Выучить дома пройденный материал и принести бумагу и фломастеры на следующий урок.

7. Подведение итогов.
Оценивание работ учащихся. Выставление оценок.










13PAGE 15