Рабочая программа по краеведению (региональный компонент)


Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе учебного пособия для 5 класса «Волжские сказки, легенды, были» (Программа «Культура народов Поволжья»). Главная цель вводимого курса - пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с еѐ прошлым и настоящим. Курс рассчитан на 34 часа в год, в неделю- 1 час. Этот курс призван сформировать одну из ключевых компетенций - толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Саратовская земля немыслима без упоминания о Волге. В каком бы районе области не жили наши земляки, все они с гордостью называют себя волжанами.
Предлагаемый курс отличается от традиционного курса литературы. Специфика его - двойственная природа, соединение литературы как искусства слова с этнографией. Поэтому курс сохраняет среди своих целей воспитание художественного вкуса и воспитание читателей, с другой стороны, предполагает углубление представлений о Саратовском Поволжье и людей его населяющих.
Необходимость введения курса "Культура народов Поволжья" продиктована следующими факторами. В нашей области живут представители разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, немцы, украинцы, казахи. Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. Данный курс будет включать в себя фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья, а также этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях
жилища, некоторых интересных обычаях.
Целью курса "Культура народов Поволжья" является формирование у учащихся представления о богатой народной культуре данного региона, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Саратовскую область. Этот курс призван сформировать одну из ключевых компетенций -толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего края, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Главная цель вводимого курса - пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с еѐ прошлым и настоящим. Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:
Просветительская (приобщение к истории культуры и устному народному творчеству народов Саратовского Поволжья).
Агитационная (увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска).
Эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира идей и образов сказаний и легенд народов Поволжья).
Лингво-коммуникативная (обогатить устную и письменную речь школьников).
Обучающая (овладение начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов).
Материал для осмысления подбирается из сборников сказаний и легенд народов, живущих на Волге. Богатый материал представлен в книге "Мифы древней Волги. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших на берегах великой реки с древнейших времѐн до наших дней".
В центре занятий находится работа над бытом, обычаями и произведениями фольклора какого-либо поволжского народа,
отрабатываются теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений. Используются в работе также и термины, характеризующие краеведческую сторону курса.
Проведение занятий по литературному краеведению предполагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя.
1) классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, проведение литературно-краеведческих викторин, заочные путешествия по Саратовской земле с использованием литературной карты).
2) внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказаний, отыскивание справок в словарях и справочной литературе, энциклопедиях; вырезание нужных материалов из периодических изданий, их классификация и т.д.).
3) развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное) формирование богатой, интонационно и лексически насыщенной речи, в
которой отражается история и бытие народа, отдельного человека.
Формы работы: устное рассказывание о своих впечатлениях, изложение текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм и т.д.
Содержание тем учебного курса.
Вводный урок – 1 час.
Тема 1. Предания волгарей – 3 ч.
Мифы, легенды, предания, сказания. Пословицы и поговорки. Страшилки. Дразнилки. Былички. Сказки. Мы родом с Волги. Легенды и предания о великой русской реке. Сколько названий у Волги. Что такое Среднее Поволжье? Предания, записанные М. Ежовым "Как вас прозывают", "Первый силач Волги", "Машинист", "Лоцман». Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности.
Тема 2.Топонимика – 2 ч.
Что изучает топонимика? Район, область, где мы живѐм. Короткий исторический экскурс в историю населѐнного пункта, в котором проживают
учащиеся.
Тема 3. Моя родословная – 1 ч.
Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала, собранного ребятами в семье, характерного для каждого поколения).
Тема 4.Обитатели Древней Волги -2 ч.
Народы, жившие на Волге в глубокой древности. Легенды, предания. Аттила. Дочь булгарского хана. Князь Святослав и хазарское иго. Народы района, в котором проживает школьник.
Тема. 5 Сербы – 2 ч.
Сербы на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный
костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Нравственные идеалы в сказках. "Рубаха счастливого человека", "Сливы за сор", "Кто не работает, тот не ест", "Правда и кривда", "Счастье и ум", "Век живи - век учись".
Тема 6 Татары – 2 ч.
Татары на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный
костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Быт и обычаи в татарских легендах. Близость нравственных идеалов, утверждаемых в сказках, легендах, преданиях. Отражение действительности в легендах и сказках. "Предания о Казани", "Завещание", "Правда спасает, а неправда подводит".
Тема 7 Чуваши – 2 ч.
Чуваши на Волге.
Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об
окружающей природе. Отражение действительности в мифах. Чувашские мифологические персонажи - Улып-Великан.
Тема 8 Мордва - 2 ч.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм.
Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности. Герои. Сюжеты. "Ехал по Волге князь Мурза", "Волга-Ра и Каспий", "Алтырь и Инсар", "Как кузнец соседа подковал".
Тема 9 Русские – 2 ч.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм.
Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия. "Про град Китеж", "Легенды о граде Китеже", "Утѐсы над Волгой", "Воцарение Ивана Грозного", "Наказание Волги", "Свеча".
Тема 10 Немцы – 2 ч.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм.
Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Немецкие колонии на Волге. Б. Пильняк "Немецкая история". Роль фольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья.
Тема 11 Казахи - 2 ч.
Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои. "Сказания об орлах", Легенда о Ер-Каптагае. Творческая работа. Волжские
просторы в легендах казахского народа.
Тема 12 Украинцы –2 ч.
"Откуда есть пошла украинская земля?" Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия. "Иван-да-Марья". Творческая работа.
Тема 13. Калмыки –1 ч.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм.
Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Легенды и предания калмыков. "Лотос", "Как ленивый старик работать стал", "Три мудреца".
Тема 14. Мари Эл – 1 час.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм.
Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Легенды и предания марийцев
Итоговый урок – 1 ч.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
-фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья;
-теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений;
-этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, праздниках, интересных обычаях.
Учащиеся должны уметь:
-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
-определять главные эпизоды в эпическом произведении;
-выразительно читать текст-описание, текст- повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;
-отыскивать справки в словарях и справочной литературе, энциклопедиях;
- отбирать нужные материалы из периодических изданий, классифицировать их.
Список литературы
Литература для учащихся
1 Волжские сказки. - Саратовское издательство: "Надежда", 1993.
2. Фольклор Саратовской области. - Саратовское областное издательство, 1946.
3. Серия "Сказки народов мира".
4. Волга - река русская. - Саратовское книжное издательство, 1954.
5. Сказки Саратовской области. - Саратовское областное издательство, 1937.
6. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней /Сост. В.И. Вардугин. -Саратов: "Надежда", 1996.
Литература для учителя
1. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней. /Сост. В.И. Вардугин. -Саратов: "Надежда", 1996.
2. Саратовский вестник. Выпуск 5. Костюм, 1995.
3. Фольклор Саратовской области.
4. Материалы музеев краеведения и этнографии.
5. Культура и искусство Поволжья: Межвузовский сборник научных статей. - Саратов. Государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2002.
6. К.Д. Зеленин Восточнославянская этнография. Москва. 1995г.
Интернет ресурсы
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=86&sq=19,23,118,896,525&crypt - Сайт
Русская цивилизация.
http://www.troyka3.ru/openbook/chuistova/ch4.htm Древние Мордвы (летописи)
http://nskazki.nm.ru/chuv/glav.html История о народе
http://www.chuvsu.ru/chuvashia/obryid.htm Народная религия
http://safety.spbstu.ru/book/hrono/hrono/etnosy/chuvashi.html Историческая энциклопедия
http://www.4tatar.ru/post.php Национальный традиционный театр.
Календарно – тематическое планирование
№ Тема урока Кол-во часов Элементы содержания Формы и виды деятельности Наглядные пособия Использование ЦОР Дата проведения
план
факт
1 Введение.
1 Географическое и культурно-историческое пространство Саратовского края. Направления краеведения. Урок формирования знаний.
Карта Саратовской области. Презентация 2-3 Предания волгарей.
Мы родом с Волги. 2 Уроки формирования и совершенствования знаний. Презентация 4 Топонимика. Что изучает топонимика?
1 Методы изучения. Науки. Топономика. Этнография. Археология Исследовательская.
Беседа, практикум.
Топонимический словарь. 5 Топонимика.
Предания о родном селе. Место моей семьи в истории родного края и на карте области. 1 Методы изучения. Науки. Топономика. Этнография. Археология Исследовательская; индивидуальная.
Беседа. 6 Моя родословная. Принципы и правила составления родословной.
1 Нравственно-ценностные ориентации поколений. Судьба семьи в судьбе края, страны. Исследовательская; индивидуальная Презентация 7 Моя родословная.
Практическое занятие. 1 Фамильный герб, герб города, герб страны. Правила их создания.
Выполнение работы с учётом правил геральдики. Практикум.
Индивидуальная.
Практикум. 8 Обитатели Древней Волги. Легенды, предания. 1 Народы, жившие на Волге в глубокой древности. Фронтальная; исследовательская.
Презентация 9 Обитатели Древней Волги. Легенды, предания. 1 Народы, жившие на Волге в глубокой древности. Индивидуальная.
Практикум 10 Сербы на Волге. 1 Сербы на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный
костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Коллективная.
Рассказ учителя. Сербский национальный костюм (фото). Презентация 11 Сербские сказки.
Сюжеты и герои разных сказок. 1 Нравственные идеалы в сказках. Фронтальная.
Рассказ учителя, беседа. 12 Татары на Волге.
1 Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный
костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Исследовательская.
Рассказ учителя, беседа. Татарский национальный костюм (фото). Презентация 13 Татары на Волге.
Отражение действительности в легендах и сказках. 1 Быт и обычаи в татарских легендах. Близость нравственных идеалов, утверждаемых в сказках, легендах, преданиях. Фронтальная.
Беседа. Презентация 14 Чуваши на Волге. 1 Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Коллективная.
Беседа.
Чувашский национальный костюм. 15 Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. 1 Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об
окружающей природе. Самостоятельная.
Рассказ учителя. Презентация 16 Мордва на Волге.
1 Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм.
Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Исследовательская.
Рассказ учителя, практикум. Мордовский национальный костюм. 17 Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. 1 Средства художественной выразительности. Герои. Сюжеты. Исследовательская.
Рассказ учителя, практикум. Презентация 18 Русские на Волге.
Что значит быть русским?
1 Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм.
Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Групповая.
Беседа.
Фронтальная.
Рассказ учителя; беседа Русский национальный костюм. 19-20 Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия. 2 Исследовательская;
самостоятельная.
беседа Иллюстрация «Русская троица». 21 Немцы.
Историческая справка.
1 Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм.
Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Индивидуальная.
Рассказ учителя; беседа.
Фотографии немецкой деревни. Презентация 22 Интересные обычаи. Устройство дома.
Сказания о немцах Поволжья. 1 Немецкие колонии на Волге. Роль фольклорных вставок в произведении Фронтальная; групповая.
Беседа. 23-24 Казахи.
Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах.
2 Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Коллективная.
Рассказ учителя.
Национальный казахский костюм (фотографии). Презентация 25 Сюжет, герои.
"Сказания об орлах", Легенда о Ер-Каптагае. 1 Волжские
просторы в легендах казахского народа. Фронтальная, индивидуальная.
Беседа. 26 Украинцы.
Откуда есть пошла украинская земля?" Обычаи и быт малороссов. 1 Обычаи и быт малороссов. Фронтальная.
Рассказ учителя. Репродукции украинских пейзажей. 27-28 Обрядовая поэзия. "Иван-да-Марья". 2 Обрядовая поэзия. Индивидуальная.
Практикум Презентация 29 Творческая работа. Сочинение сказки. 1 Самостоятельная.
Фронтальная; 30 Калмыки.
Обычаи. Устройство дома. 1 Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм.
Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Индивидуальная.
Беседа. Калмыцкий национальный костюм. Презентация 31 Легенды и предания калмыков. "Лотос", "Как ленивый старик работать стал", "Три мудреца". 1 Индивидуальная.
Рассказ учителя, беседа. 32 Мари Эл на Волге 1 Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм.
Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Легенды и предания марийцев. Марийский национальный костюм. Презентация 33 Экскурсия в районный краеведческий музей.
1 34 Итоговый урок. Викторина 1