Рабочая программа по внеурочной деятельности Литературные страницы Дона


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЧЕРТКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

346000, Ростовская область, Чертковский район, п.Чертково, ул. Октябрьская ,21а
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] тел. (86387) 2-19-02, 2-11-53


«Утверждаю»
Директор МБОУ Чертковская СОШ №3
____________ Кисляк Т.С.
Приказ № 101 от 31.08.2016






Рабочая программа
по внеурочной деятельности

Направление: общеинтеллектуальное
Количество часов 35 часов
Наименование программы: Литературные страницы Дона
Класс : 7А


Учитель Чеченева Елена Алексеевна, первая квалификационная категория


п.Чертково
2016 -2017

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной литературной деятельности «Литературные страницы Дона» для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и примерной программы по литературе Регионального компонента (автор В.Б. Небратенко), ориентирована на использование учебника –хрестоматии для чтения «Край родной» (5 –9 класс)
В. Б.Небратенко, В. Д. Яцык.

Цель данной программы познакомить обучающихся с истоками духовной культуры Дона и ее творцами. Многообразие жанров литературы отражает своеобразие духовной культуры, образа жизни, обычаев, нравственных принципов донских казаков. Лучшие образцы региональной (донской) литературы способствует выработке мировоззренческих позиций, нравственных и этических норм молодого патриота, формирует его культуру чувств.

Общая характеристика программы.
Внеурочная деятельность носит ознакомительный характер, но предусматривает и аналитическую работу школьников. Программа несет в себе большие интегральные возможности, поскольку произведения самым тесным образом переплетены с историей, природой, этнографией Дона.
Модуль предусматривает чтение и аналитическую работу школьников с текстом как центральным элементом занятий. Данная программа отличается разнообразием и инновационным характером форм работы с читательской аудиторией (заочные экспедиции к местам воинской славы, памятникам героям войны, творческие проекты под руководством учителя, фольклорные праздники, литературно-историческое путешествие во времени, творческая мастерская, виртуальные и реальные экскурсии по музеям донских писателей и т.д.)

Место программы в учебном плане.
На изучение курса «Литературные страницы Дона» в 7 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год. Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Литература» в рамках рабочей программы по литературе основного общего образования (Прим. программа авторов.-сост.: Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева -7-е издание –М. «Русское слово»).
Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального, общекультурного направления внеурочной деятельности МБОУ Чертковская СОШ №3.
Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год.
























Учебно-тематический план с содержанием учебного предмета

No п/п
Название раздела, темы.
Количество часов
Дата проведения

1
Введение. Основы курса «литературные страницы Дона». Статья в хрестоматии «Край родной» А.Кошманова «Полынный край».
1
06,09,16

2
Малые жанры донского фольклора на страницах русской литературы.
Пословицы и поговорки донских казаков и народов Дона. М.А. Шолохов «Нахалнок»
1
13,09,16

3
Казачья песня на страницах литературных произведений. Жанровое своеобразие. Виды
казачьих песен. Эпизоды романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».
1
20,09,16

4
Сказки народов Дона. Жанровая классификация. Этнические особенности сказок. Сказка«Танюшка и мачеха».
1
27,09,16

5
Сказки донских калмыков. «Богатырь Хорца».
1
04,10,16

6
Донская армянская сказка. Сказка об Аббас-Оглу.

1
11,10,16

7
Авторские сказки писателей Дона. П.Лебеденко «Сказки Тихого Дона», Петроний Гай Аматуни «Гаяна».
1
18,10,16

8
Легенды и мифы древнего Дона и Приазовья.
Мифы о происхождении скифов. «Александр Великий и царица амазонок», легенды о морских звздах.
1
25,10,16

9
Донские казачьи былины. «Илья Муромец», «Добрыня гуляет по полю Куликовскому», «Возвращение Дончака Добрыни из туретчины», «Дюк Степанович и три разбойника», «Садко выходит на корабле во сине море».
1
08,11,16

10
История легендарных подвигов Войска Донского в Отечественной войне 1812 года и бытование басни И.А. Крылова «Волк на псарне». Д.И. Петров (Бирюк) «Кутузов читает басню».

1
15,11,16

11
Отражение традиций 19 века в балладах и баснях донских писателей. И.Н. Лесной «Баллада о донском казаке», «Горький на Сельмаше».

1
22,11,16

12
Историческая и биографическая проза детям. Б.В.Изюмский«Соляной шлях», «Зелен-камень», Д.И. Петров (Бирюк) «Степные рыцари».
1
29,11,16

13
Гражданская война на страницах произведений писателей Дона. М.А.Шолохов Донские рассказы. «Родинка», «Чужая кровь», «Семейный человек».
1
06,12,16

14
Русские классики на донской земле. А.С.Пушкин «Дон», М.Ю.Лермонтов «Два сокола».
1
13,12,16

15
А.С. Пушкин и Донщина. История написания пролога к поэме А.С.Пушкина «Руслан и
Людмила». В.П. Гнутов«Поэт в краю степей необозримых» (отрывок).
1
20,12,16

16
Прототипы чеховских героев с таганрогской «пропиской». Инсценировка по рассказу А.П. Чехова «Лошадиная фамилия».
1
27,12,16

17
Отражение сюжетов донского фольклора в произведениях Н.В. Гоголя. Донская сказка «Как казак чертей одолел».
1
10,01,17

18
Исторический и фольклорный Платов. А.Ф.Корольченко «Казак Платов», П.Н.Краснов «Атаман Платов».
1
17,01,17

19
Патриотизм поэзии и прозы донских писателей. А.А.Леонов «Возвращение на родину», «За курганом пики блещут»; В.А.Закруткин«Подсолнух»
1
24,01,17

20
Образ казака героя на страницах донской прозы. В.П.Гнутов «Подвиг Ермака».
1
31,01,17

21
прототип русского богатыря. П.Н.Краснов «Казаки».
1
07,02,17

22
Казачьи истоки лермонтовской «Песни про царя
Ивана Васильевича, молодого опричника
и удалого купца Калашникова». Казачья песня «Ермак у Ивана Грозного».

1
14,02,17

23
Произведения донских писателей о Великой Отечественной войне. П.Лебеденко «Навстречу ветрам», «Повесть о разведчике», А.Агафонов «Повесть о Вите Черевичкине», «Боец ополчения», «Я вернусь с победой, мама!»
1
21,02,17

24
М.А.Шолохов «Судьба человека».
1
28,02,17

25
В.А.Закруткин «Матерь Человеческая».
1
07,03,17

26
Стихи о Великой Отечественной войне на донской земле. А.Т.Твардовский «Бойцу южного фронта», В.Гусев «Казак уходил на войну»
1
14,03,17

27
Живая природа на страницах произведений донских писателей. М.А.Шолохов «Жеребнок», А.А.Коркищенко «Старая лошадь Зина».
1
21,03,17

28
Экологический аспект в произведениях писателей Дона. В.А.Закруткин «Слово о бессловесном», А.В.Софронов «Тплая вода»
1
04,04,17

29
Картины донской природы на страницах классической литературы. Л.Н.Толстой «Метель».

1
11,04,17

30
Повести донских писателей о детях.
Ю.А.Дьяконов «Граница в роще сосновой».

1
18,04,17

31
Ю.А. Дьяконов «Для того, чтобы жить».
1
25,04,17

32
И.Д. Василенко «Волшебная шкатулка».
1
02,05,17

33
Проповедник святитель Дмитрий митрополит Ростовский на страницах русских летописей. Житиесвятого Дмитрия Ростовского.
1
16,05,17

34
Родной казачий край в поэзии. Н.Ф. Щербина «Таганрогская ночь», К.Д.Бальмонт «Ковыль», «Скифы»
1
23,05,17

35
Современная поэзия родного края. Б.Н.Куликов «Кто я такой», В.И.Фролов «Выйду в вольную степь», К.С.Щербаченко «У тихого Дона»,И.Ф.Варавва «Потянуло сонною прохладой», В.С.Сидоров «Под прищуром речного вокзала»,С.А.Королв «Донник», Е.А.Рябцев «Монолог казака», «Донская Афродита», Н.К.Доризо «Поэт».

1
30,05,17




















Результаты освоения программы.

Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты (формирование УУД)
Регулятивные УУД
пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги; заполнять каталожную карточку
знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

В результате освоения программы внеурочной деятельности «Литературные страницы Дона» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

В итоге обучающиеся должны знать произведения поэтов и писателей Дона; уметь анализировать эти произведения, определять их нравственно-эстетическую ценность, использовать материалы очерченного программой донского литературного компонента в учебной работе, внеурочной деятельности и жизненных ситуациях, конструировать на материале изученного инсценировки, литературные монтажи, разрабатывать композиции тематических вечеров, литературных гостиных и т.д.


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Список литературы:
1.Небратенко В.Б., Яцык В.Д. «Край родной в художественной литературе» Хрестоматия для 5-9 классов . Ростов-на-Дону. «Издательство БАРО-ПРЕСС». 2004
2.Астапенко М. П. Его называли автором «Тихого Дона». Ростов н/Д.: Единство, 199:1.
3.Астапенко М. П. Поэты и писатели Дона 18001917 гг. // Донские казаки.
Ростов н/Д.: НМЦ Логос, 1902.
4.Брежнев А. Певец Войска Донского: атаман Краснов. // Книжное обозрение. 1991, No 14.
5.Момот В. С. Даниил Лукич Мордовцев. Очерк жизни и творчества. Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1978.
6.Небратенко В.Б., Яцык В.Д. Край родной. Хремстоматия для чтения учащихся 5-
9 классов средней общеобразовательной школы. Ростов-на-Дону, 2004.
7.Писатели Дона. Библиографический указатель. Издание 2, исправленное и дополненное. Ростов н/Д: Кн.. изд-во, 1986.
8.Хьетсо Г., Густавссон С, Бекман Б., Гил С. Кто написал «Тихий Дон»? Москва: Книга, 1989.
9.В.Б Небратенко, В.Д Яцык «Край родной» Хрестоматия для чтения Москва «Бао-
Пресс», 2015











15