Планирование Литература 10 класс под ред. Курдюмовой



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (авторы: Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, С.А.Леонов и другие) – М.: Дрофа,2009, - 95,[1] с. – ISBN 978-5-358-06347-1, рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения.
Рабочая программа рассчитана на 105 часов в год (3 часа в неделю).
Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, познает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Цель литературного образования — способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:
формирование представления о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
осознание своеобразия и богатства литературы как искусства;
освоение теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
овладение знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;
использование различных форм общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.
Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть — текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним — основа литературного образования.
Ученики знакомятся с курсом на историко-литературной основе. Структура курса в 10 классе дает возможность получить первоначальные знания по истории литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса.
В 10 классе представлена литература XIX в. Жанровое богатство и своеобразие творческих поисков подтверждаются обстоятельным текстуальным анализом лирики и прозы А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, драматических произведений А. Н. Островского, эпических полотен Л. Н. Толстого, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского и других произведений русских классиков. Обращение к вершинным явлениям зарубежной литературы делает представление об историко-литературном процессе более объемным и содержательным. Монографическое изучение творчества великих классиков XIX в. предполагает, обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, сопоставительный анализ, вычленение отдельных тем, проблем и др.
В 10 классе углубляется представление об историко-литературном процессе. В центре курса — русская литература XIX в. и сведения по литературе зарубежной. В этом классе осваиваются такие понятия, как стиль писателя, литературная школа, литературное направление, литературная критика и ее роль в литературном процессе и др. При этом рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы на базе основных тем и проблем отечественной словесности. Осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. Учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».
Ведущие аспекты курса литературы в 10 классе:
Курс русской литературы XIXв. на историко-литературной основе с включением кратких сведений о зарубежной литературе.
В центре анализа — литературный процесс России XIX в.
Автор и художественное произведение в этом процессе.
Овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, традиция и новаторство в литературе.
Место и роль предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часа для обязательного изучения курса «Литература» в 10 классе по 3 учебных часа в неделю.
Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижения школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.
Осознание эстетической самоценности литературного произведения и словесной образности как основы создания художественного мира позволяет также на новом уровне определить систему различных видов искусства, понять их эстетические связи и различия.
Поскольку эстетическое переживание невозможно без установления авторского идеала и системы нравственных оценок, на уроках литературы неизбежно происходит процесс формирования нравственных принципов ученика, который естественно вытекает из специфики литературы как вида искусства и не нуждается в специальном акцентировании.
Феномен существования произведений литературной классики во времени, позволяющий рассматривать произведение, созданное, к примеру, в XIX веке как факт современного литературного процесса, открывает перед школой удивительную возможность установления непосредственной связи времен. Поэтому изучение литературы как поэтической памяти народа является чрезвычайно важной задачей современного образования.
В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без которого образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.
Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.
Наконец, данная школьная дисциплина называется «Литература» и предполагает изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов. Осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую и национальную традицию. Согласно учебному плану школы изучение курса «Литература» в 10 классе предусматривается в объеме 105 часа, 3 часа в неделю, в том числе 5 классных сочинений:
Формы организации образовательного процесса:
- уроки изучения новой темы;
- уроки-закрепления;
- уроки-обобщения;
- уроки внеклассного чтения;

- уроки развития речи; - нестандартные уроки
Технологии обучения:
Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса:
- тетради для творческих работ;
- тесты;
- карточки;
- задания;
- портреты писателей;
- иллюстрации к изучаемым произведениям.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: Содержание обучения по литературе отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5-11 классах формируются и развиваются коммуникативная, литературоведческая и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи. Литературоведческая компетенции – освоение основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, а также освоение литературных произведений и формирование способности к их анализу.
Культуроведческая компетенция – представление о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека, осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции. Виды контроля: - вводный; - текущий; - тематический; - итоговый;
Формы контроля:
- фронтальный опрос;
- индивидуальный опрос;
- самостоятельные работы;
- письменный опрос;
- зачет;
- обобщение в игровой форме;
- сочинения
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
Ученик должен знать:
логику развития историко-литературного процесса на материале русской литературы XII—XIX вв.;
основные литературные направления русской литературы XVIII—XIX вв.;
краткие биографические сведения об изученных писателях;
содержание изученных произведений, отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе;
уметь:
определять как время изображенное, так и время создания, а также время, когда происходит чтение;
использовать рекомендованную литературоведческую и критическую литературу;
давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению;
свободно и целесообразно использовать конкретные понятия теории литературы;
ориентироваться в различных типах справочной литературы и активно ее использовать.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
Русская история и русская литература XIXв. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью, свобода). Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и, мировой литературе. Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики.
Теория. Романтизм и реализм в русской литературе XIX в., их развитие и взаимодействие.
Методика. Установочный урок начала учебного года строится в значительной мере на материале, изученном в 9 классе. Однако он не может быть всего лишь уроком повторения: впереди очень ответственные моменты завершения и обобщения изучения творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, литературы первой половины XIX в. И эта задача должна быть обозначена на уроке, предваряющем курс 10 класса.
Русская литература первой половины XIX века
Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма нерусской литературе первой половины XIX в. Национальное самоопределение русской литературы.
Теория. Реализм и его становление.
Методика. Повторяя общую характеристику классицизма, сентиментализма и романтизма в первой половине XIX в., нужно уделить основное внимание тому, как в процессе взаимодействия этих направлений зарождался реализм. В сильных классах в этот обзор возможно включение материалов темы «Поэты пушкинской поры» с кратким анализом творчества Е. А. Баратынского, К. Н. Батюшкова, А. А. Дельвига, Д. В. Давыдова, А. В. Кольцова, Н. М. Языкова.
А. С.Пушкин. «Медный всадник». Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека. Медный всадник и Евгений. 06раз Евгения и проблема индивидуального бунта. Изображение величия Санкт-Петербурга. Совершенство чеканных строк поэмы, звукопись. Своеобразие жанра и композиции произведения.
Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы.
Теория. Народность литературы.
М. Ю. Лермонтов. «Как часто пестрою толпою окружен...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...», «И скучно и грустно...», «Нищий», «Мой демон». Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Тема родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
Теория. Реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова.
Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Литература середины XIX в. как «эпоха Гоголя». Петербургские повести. Образ города в повести «Невский проспект». Пискарев и Пирогов. Сатира на страницах повести. «Нефантастическая фантастика» Гоголя.
Критика. В. В. Набоков. «Г о г о л ь» (фрагменты).
Теория. Образ автора в произведении.
Русская литература второй половины XIX века
Русская литература второй половины XIX в. Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Развитие литературы критического реализма. Традиции и новаторство. Роль литературной критики в развитии и становлении критического реализма. Эпические полотна Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Формирование русского национального театра.
А. Н. Островский. «Гроза», «Б е с п р и д а н ница» (по выбору учителя и учащихся). Жизнь и творчество драматурга. «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини за право быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.—Критика. Н.А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве»; An. Григорьев. «После «Грозы» О с т р о в с к о г о. П и с ь м а к И.С. Тургеневу».
Методика. Обращение к творчеству А. Н. Островского предполагает использование материалов по истории постановок его пьес на сцене (обращение к документальным материалам, учебным и художественным фильмам), поскольку это важнейший этап в истории русского национального театра.
И. А. Гончаров. «Обломов». Краткая биография писателя. Общая характеристика трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».
«Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Сущность характера героя, его мироощущение и судьба. Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. «Обломовщина». Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа выбирать определенный вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи, устанавливать ассоциативные связи художественного текста с изобразительным искусством или кино.. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» — роман, утвердивший писателя как классика.
Критика. Н. А. Добролюбов. «Что такое о б л о м о в щ и н а»; Д. И. Писарев. «Обломов»; А. В. Дружинин. «Обломов», роман Гончарова».
Теория. Нарицательные образы — герои художественных произведений.
И. С. Тургенев. «О т ц ы и дет и». Очерк жизни и творчества. Творческая история романа. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Причины конфликта героя с окружающими и причины одиночества. «Отцы» в романе. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.
Критика. М. А. Антонович. «Асмодей нашего вре.мени»;Д. И. Писарев. «Базаров»; Н.Н.Страхов. «Отцы и дети» И.С.Тургенева».
Теория. Философские позиции автора и героев романа. Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов романа.
Методика. Существует традиция в той или иной форме включать учеников в споры с Евгением Базаровым. Поскольку в романе звучат многие «вечные вопросы», а суждения героя часто совпадают с точкой зрения некоторых сегодняшних молодых людей, то такого рода споры и даже диспуты, если они вызваны реальной потребностью конкретного класса, продуктивны.
Ф.И.Тютчев. «S i 1 е n t i u m!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»), «Эти бедные селенья...», «Последняя любовь», «День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев — поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта.
Теория. Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта.
А.А.Фет.«Поэтам»,«Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь», «Еще весныдушистой нега...», «Заря прощается с землею...», «Облаком волнистым...», «На железной дороге». Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенковчувств и душевных движений человека. «Зоркость по отношению к красоте» {А. Фет) окружающего мира, «умение ловить неуловимое» (А. Дружинин). Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний и мелодий.
Теория. Теория «чистого искусства».
А.К.Толстой. «Двух станов не_ боец, а только гость случайный...», «Средь шумного бала, случайно...», «Против течения». Краткий обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира А. К. Толстого. Ведущие темы лирики поэта. Взгляд на русскую историю в его произведениях. Влияние романтической и фольклорной традиции на поэзию А. К. Толстого.
Теория. Влияние фольклора на лирику XIX в.
Н.А.Некрасов. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам в о й н ы...», «Зине», «О Муза! я у двери гроба...», «Умру я скоро...». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.
«Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа, смысл названия. Путешествие как прием организации повествования. Сюжет поэмы и авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. «Люди холопского звания» и «народные заступники». Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.
Теория. Народность творчества.
Н.Г. Чернышевский. «Что делать?» (обзор). Эстетическая теория Чернышевского. Роль романа «Что делать?» в литературном процессе 60—70-х гг. XIX в. Идеологические, этические и эстетические проблемы в романе.
Теория. Отражение жизненных коллизий в литературе.
Методика. Учитель найдет много материала по изучению произведения Н. Г. Чернышевского в школе, однако необходимо представить сегодняшний взгляд на роман. В связи с этим нужно дать учащимся материал по истории утопий в художественной литературе, который будет предпосылкой обращения к жанру антиутопии в литературе XX в.
Н. С. Лесков. «Тупейный художник», «Очарованный странник» (по выбору учителя и учащихся). Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий героя повести). Иван Флягин — один из героев-правдоискателей. Былинные мотивы в повести. «Тупейный художник». Призвание «маленького человека» и его судьба. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа. Близость к народной речи и активное словотворчество.
Теория. Сказ в творчестве Лескова.
Методика. Начать изучение творчества Н. С. Лескова можно с сообщений учащихся о жизненном пути писателя, а затем предложить желающим понаблюдать за словом писателя в художественном тексте, за особенностями его сказовой манеры.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Премудрый пескарь», «История одного города». Краткий очерк жизни и творчества. Жизненная позиция писателя. «История одного города» — сатирическая летопись истории Российского государства. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа и власти. Терпеливость и бесправие народа. Смысл финала «Истории...». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).
Теория. Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск).
Методика. Учащимся будет интересна работа над созданием словаря слов эзопова языка по произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина или словаря приемов, которые использует автор для сатирического изображения своих героев. Возможно создание словаря, например, гипербол из одной главы «Истории одного города».
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Очерк жизни и творчества. Нравственная проблематика, острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. Поиски «человека в человеке» *в его произведениях. «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Система образов романа. Раскольников. Социальные и философские истоки бунта героя романа. Смысл его теории и причина поражения Раскольникова. Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Образы «униженных и оскорбленных». Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга в романе. Роль эпилога.
Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Достоевский и культура XXв.
Теория. Философская и идейно-нравственная проблематика. Психологизм. Полифонизм романов Достоевского.
Методика. Поскольку интерес к наследию Ф. М. Достоевского не утихает, то в процессе изучения его произведений нужно создать атмосферу поиска учащимися самостоятельных выводов и оценок, что способствует ответственному отношению к собственной роли читателя в этом мире. Работа с текстами писателя формирует уважительное отношение к собственным взглядам и позициям. В сильных классах возможен урок с обсуждением нравственных проблем, которые Ф. М. Достоевский ставит в своих романах.
Л. Н. Толстой. «Война и мир». Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах». Автобиографическая трилогия (повторение).
«Война и мир». «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие романа-эпопеи. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. «Мысль народная» в эпопее. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Различие путей нравственных поисков героев романа — Пьера Безухова и Андрея Болконского. Женские образы романа — Наташа Ростова и Марья Болконская. Судьбы любимых героинь Толстого. Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности, их человеческие и полководческие качества. Смысл резкого противопоставления этих героев. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 г. — Отечественная война. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. «Дубина народной войны» — партизанское движение и его герои в романе. «Роевая» жизнь крестьянства в романе. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Лев Толстой — писатель-классик и самобытный философ. Интерес к Толстому в современном мире.
Теория. Роман-эпопея. Исторические личности и вымышленные персонажи в их взаимодействии.
Методика. Роман-эпопея «Война и мир»„ входя в мир читателя-старшеклассника даже в том объеме, который посилен не очень увлеченному чтением ученику, всегда представляет собой эпоху в его духовной жизни. Учителю стоит очень тщательно продумать все этапы изучения, все темы и проблемы, которые предлагает нам писатель. Огромную роль может сыграть сопоставление позиций Достоевского и Толстого. Мучительный трагизм мировосприятия одного и безукоризненное духовное здоровье другого часто многое дают для формирования самосознания учеников.
А.П. Чехов. «Студент», «Дом с м е з о н и н о м», «Ионы ч», «С т е п ь», «П ал а та № 6», «Дама с собачкой». Чехов-прозаик и Чехов-драматург. Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. «Студент», «Дуэль», «Дама с собачкой», «Анна на шее», «Душечка», «Ионыч», «Степь» и другие рассказы зрелого Чехова. «Мелочи жизни» на страницах рассказов. «Биография настроений» как одно из важнейших достоинств этих рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека». Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение творческого труда как основы подлинной жизни. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования, роль подтекста, особое внимание к миру всего живого. Способы создания комического эффекта.
«В и ш н е в ы й сад» как одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга произведений. Особенности сюжета и конфликта пьесы. Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Сюжет и подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Герои пьесы и их судьбы. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью их осуществления — основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чехова-драматурга. Пьесы Чехова и их художественное своеобразие. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Сценическая судьба пьес Чехова на сценах России и мира.
Теория. Лирическая комедия. Своеобразие стиля Чехова.
Методика. Можно предложить ученикам исследовательскую работу: ответ на вопрос «Почему А. П. Чехов определил жанр «Вишневого сада» как комедию?».
Зарубежная литература XIX века
Основные тенденции в развитии зарубежной литературы XIX в. Поздний романтизм. Ведущая роль реализма. Символизм. Обзор творчества наиболее ярких писателей этой эпохи.
Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа.
Г. Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм.
Методика. Знакомство с зарубежной литературой возможно и в форме общего обзора и как последовательное изучение одной-двух монографических тем, следующих за общим обзором. При этом целесообразно использовать сведения о популярности авторов и их произведений у русских читателей, а при обращении к драматургии — о популярности постановок на русской сцене.
Календарно - тематическое планирование по литературе в 10 классе
№ п/п № урока Тема урока Кол-во часов Характеристика основной деятельности учащихся Оснащенность урока Основные понятия, формируемые на уроке
Домашнее задание Дата
П. Ф.
Введение 2 часа
1. 1 Введение. Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века. Обзор творчества Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова с обобщением ранее изученного. 1 Знать об историческом развитии России в XIX веке. Уметь давать общую характеристику литературе I половины XIX века, выявлять основные этапы развития русской классической литературы; составлять тезисный план или конспект лекции учителя. Учебник Т.Ф. Курдюмовой «Литература 10 класс» Реализм и его становление в рус. лит. 1-й 1/2 XIX в. Подготовить пересказ по конспекту. 2. 2 Обзор творчества Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова с обобщением ранее изученного. 1 Знать основные этапы поэтического творчества предшественников Пушкина. Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя. Портреты поэтов. Романтизм, романтическое двоемирие, байронический герой, критический реализм. Охарактеризовать творчество одного из литераторов XVIII вка. Инд.: подготовить сообщение «Особенности пушкинского лирического героя» (на материале произведений, изученных ранее). Русская литература первой половины XIX века
А.С. Пушкин 2 часа
3. 1 А. С. Пушкин. Жизнь и основные этапы творческого пути (с обобщением ранее изученного). 1 Знать особенности романтической лирики Пушкина. Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, используя сведения из истории и теории литературы, соотнося стихотворения с литературным направлением; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения; выступать с сообщением на литературную тему Портрет А. С. Пушкина. Романтизм, реализм. Лирический герой. Лирика, элегия, послание, поэма, стихотворная повесть, трагедия, цикл, лирические жанры, стихотворные размеры, рифмы, окончания. Прочитать поэму А.С. Пушкина «Медный всадник 4. 2 Тема "маленького человека" и его социальный протест в поэме "Медный всадник". 1 Знать какое развитие получила в данном произведении тема «маленького человека». Уметь сравнивать пушкинский «Медный всадник» и знаменитый памятник Петру I работы Фальконе, подчеркивая доминанту каждого образа. Иллюстрации. Тема «маленького человека». Выучить отрывок из «Медного всадника» наизусть (по выбору учеников). М.Ю. Лермонтов 2 часа
5 1. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова. 1 Знать биографию М.Ю. Лермонтова, основные темы и мотивы лирики Лермонтова. Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения; находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать её. Портрет М.Ю. Лермонтова. Романтизм, реализм, романтическая лирика, романтическое «двоемирие», лирический герой, романс, послание, идиллия, «бегство» романтического героя, психологический роман и др. Вопросы и задания стр. 83. 6 2 Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон» Знать содержание поэмы, уметь ее анализировать Инд сообщения Н.В. Гоголь 2 часа
7 1 Жизнь и творчество Н.В. Гоголя (с обобщением ранее изученного). 1 Знать биографию Н.В. Гоголя, основные темы и мотивы творчества Гоголя. Уметь анализировать художественные произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения; находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать её. Портрет Н.В. Гоголя. Романтизм, реализм, фантастика, гротеск, сатира, комическое. Прочитать повесть Н.В. Гоголя «Невский проспект». Инд.: подготовить сообщение «Петербург в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя». 8 2 Н. В. Гоголь. "Невский проспект". Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. 2 Знать содержание повести «Невский проспект», характерные черты образа Петербурга в произведениях Гоголя и Пушкина. Понимать в чем заключается своеобразие стиля Гоголя, как соотносятся в его творчестве трагедийность и комизм, лирика и сатира.
Сборник «Петербургские повести». Образ «маленького человека». Найти материал в учебнике истории о социально политической обстановке в России 1850-80 г.г. XIX века. 9 3 Проверочная работа по литературе первой половины 19 века Вопросы и задания стр. 110. Русская литература второй половины XIX века 1 час
10 1 Обзор русской литературы 1850--1880 годов XIX века. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. 1 Знать основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе и искусстве 1850-1880 г.г. XIX века; особенности русской литературной критики данного периода. Понимать связь процесса демократизации художественной литературы и культуры в целом с событиями эпохи. Уметь составлять синхронную историко-культурную таблицу. Славянофильство. Инд.: подготовить сообщение «Создание русского национального театра». А.Н. Островский 8 часов
11 1 А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. "Отец русского театра". А.Н.Островский «Колумб За-москворечья» (слово об А.Н.Островском). 1 Знать основные этапы творческого пути А. Н. Островского, роль драматурга в создании русского национального театра, о новаторстве А. Н. Островского. Уметь составлять тезисный план лекции учителя; выступать с сообщением на заданную тему; устанавливать ассоциативные связи художественного текста с произведениями других видов искусства (театр, кино). Портрет А.Н. Островского. Драматургия, драма, трагедия, комедия. Инд.: подготовить сообщение «История создания пьесы А.Н. Островского «Гроза». 12 2 Идейно-художественное свое-образие драмы Н.А. Островского «Гроза». 1 Знать историю создания пьесы «Гроза», особенности характеров персонажей пьесы, роль пейзажа в драме. Уметь определять смысл заглавия, своеобразие системы образов; отвечать на вопросы, как раскрываются характеры героев и в чем своеобразие конфликта пьесы. Иллюстрации Текст пьесы. Характеристика персонажа.
Определить основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины. Подготовить выразительное чтение монологов Катерины. (д. 2, яв.10 и д.5 яв.4) 13 3 "Гроза". Город Калинов и его обитатели. 1 Знать содержание пьесы «Гроза». Уметь владеть навыками краткого пересказа, позволяющего воссоздать образ города Калинова; анализировать и интерпретировать текст пьесы, выявляя способы выражения авторской позиции. Иллюстрации Текст пьесы. Патриархальность, ремарка, резонёр, нравственность.
Ответить на вопрос «Как соотносятся семейный и социальный конфликты в драме?». 14 4 Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме «Гроза» 1 Знать основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины, мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в конфликте; как сочетаются в характере главной героини народнопоэтическое и религиозное; в чем заключается нравственная проблематика «Грозы».
Иллюстрации Текст пьесы. Грех, покаяние, возмездие, рок.
Подготовить чтение по ролям сцены покаяния Катерины (д. 4, яв. 6).
Инд.: подготовить сообщение об исполнении роли Катерины различными актрисами. 15 5 Протест Катерины против "темного царства". Сила и слабость характера Кате-риныУметь сравнивать действующих лиц пьесы, отмечая их сходство и различие; выразительно читать монологи и диалоги; аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера Подготовить развернутый план статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве». 16 6 Споры критиков вокруг драмы "Гроза". 1 Знать содержание критических статей Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева, А.А. Григорьева. Уметь составлять план и конспект критической статьи; сопоставлять взгляды критиков, их оценку образа Катерины; аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера. Критические статьи. Символика, литературная критика.
Драматический конфликт, пьеса. Прочитать пьесу «Бесприданница» 17 7 Быт и нравы русской провинции в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» 1 Знать содержание пьес А.Н. Островского «Гроза», «Снегурочка», «Бесприданница». Уметь следить за тем, как меняется тема любви в пьесах, написанных в разное время, почему она меняется и как время написания влияет на изменение замысла. Тексты пьес. Подготовиться к сочинению 18 8 Р.Р Сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза» Инд.: подготовить сообщение «Жизнь и творчество И.А. Гончарова». И.А. Гончаров 9 часов
19. 1 И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. 1 Знать основные жизненные этапы творческого пути И.А.Гончарова. Уметь использовать для решения творческих задач различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных; подбирать и систематизировать материал, отражая в устной речи результаты своей творческой деятельности. Портрет И.А. Гончарова. Роман. Подготовить краткий пересказ первой части романа «Обломов», 20. 2 Роман «Обломов». Утро Обломова. 1 Знать содержание первой части романа и «Сна Обломова»; особенности проблематики романа И.А. Гончарова. Уметь отбирать материал для краткого пересказа, выбирать определенный вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи, устанавливать ассоциативные связи художественного текста с изобразительным искусством или кино. Текст романа. Иллюстрации Обломовщина. комментированное чтение «Сна Обломова». 21 3 К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»). Знать содержание первой части романа и «Сна Обломова»; особенности проблематики романа И.А. Гончарова. Уметь отбирать материал для краткого пересказа, выбирать определенный вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи, устанавливать ассоциативные связи художественного текста с изобразительным искусством или кино. Сравнительная характеристика Обломова и Штольца22 4 Обломов и Штольц: два вектора русской жизни. 1 Знать содержание романа. Уметь отбирать материал для краткого пересказа, выбирать определенный вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи, устанавливать ассоциативные связи художественного текста с изобразительным искусством или кино. Текст романа. Иллюстрации Подготовить сопоставительный анализ образов Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. Ответить на вопрос: «Почему любви Ольги Ильинской Обломов предпочел покой в доме вдовы Пшеницыной»? 23 5 Любовная тема в романе (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной). Знать, какое отражение получили в романе «Обломов» «рациональный» и «сердечный» типы любви. Уметь отбирать материал для сравнительного анализа, обращая внимание на сходство и различие персонажей; устанавливать ассоциативные связи романа с арией Беллини, усматривая в данном музыкальном произведении аналог чувств Обломова. Текст романа. Иллюстрации Прочитать критические статьи 24 6 Роль второстепенных персонажей Уметь отбирать материал для сравнительного анализа, обращая внимание на сходство и различие персонажей; Текст романа. Иллюстрации Инд. сообщения 25. 7 Художественное мастерство романа И.А.Гончарова «Обломов» 26. 9 Роман "Обломов" в русской критике. 1 Знать содержание критических статей Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева, А.В. Дружинина. Уметь составлять план и конспект критической статьи; сопоставлять взгляды критиков, их оценку образа Катерины; аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера. оценка романа Н. А. Добролюбовым, Д. И. Писаревым, А. В. Дружининым. "Обломовщина" как общественное явление. Тексты статей. Обломовщина. Подготовить план ответа на вопрос: «В чем заключается своеобразие стиля И.А. Гончарова?» 27. 7 Сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов». 1 Уметь определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой; отбирать материал для сравнительного анализа, составлять план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; использовать в сочинении необходимые для раскрытия его основной мысли тропы и фигуры речи. Художественный стиль речи. Инд.: подготовить сообщение «Жизнь и творчество И.С. Тургенева» И.С. Тургенев 9 часов
28. 1. И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). 1 Знать о личности и судьбе Тургенева, его творчестве, психологизме его произведений. Уметь находить информацию в источниках различного типа, систематизировать её, выстроить зрительный ряд и выступить с сообщение на заданную тему. Портрет И.С. Тургенева. Инд.: подготовить сообщение «История создания романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». 29 2. И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа "Отцы и дети". 1 Знать содержание романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Уметь выявлять особенности жанра романа и причины его развития в середине XIX века, проследить развитие жанра романа в творчестве Тургенева. Текст романа. Проблематика и поэтика романа. Ответить на вопрос «В чем заключается сила и слабость нигилизма Базарова?». 30 3. Духовный конфликт поколений и мировоззрений в романе "Отцы и дети". Базаров - герой своего времени. 1 Знать содержание романа. Уметь характеризовать Базарова как тип, требуемый временем, доказать, что герой романа - нигилист, подчиняющийся законам теории -- не выдержит испытание жизнью, раскрыть две ипостаси Базарова: литературный тип и живой человек. Текст романа. Иллюстрации Характеристика героя. Охарактеризуйте взаимоотношения Базарова с родителями. 31 4. "Отцы" и "дети" в романе Сторонники и противники Базарова. 1 Знать содержание романа. Уметь рассматривать оба аспекта проблемы "отцов" и "детей" и определить, какой из двух для Тургенева важнее. Текст романа. Иллюстрации Подготовить комментированное чтение сцены объяснения Базарова и Одинцовой в Никольском. 32 5. Любовь в романе "Отцы и дети". 1 Знать содержание романа. Уметь характеризовать четыре любовных сюжета, четыре взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке. Текст романа. Иллюстрации. Перечитать сцену смерти Базарова, подготовиться к анализу эпизода. 33 6 Базаров и его родители 34. 7 Анализ эпизода "Смерть Базарова". 1 Знать содержание романа. Уметь анализировать эпизод романа. Текст романа. Иллюстрации. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении. Познакомиться с критическими статьями. 35 8. Споры в критике вокруг романа "Отцы и дети".  1 Знать содержание критических статей. Уметь составлять план и конспект критической статьи; сопоставлять взгляды критиков, их оценку образа Катерины; аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера. Текст статей. Подготовиться к сочинению по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». 36 9 Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». 2 Уметь определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой; отбирать материал для сравнительного анализа, составлять план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; использовать в сочинении необходимые для раскрытия его основной мысли тропы и фигуры речи. Тема, план. Инд.: подготовить доклад на тему «Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева». Ф.И. Тютчев 3 часа
37 1. Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. 1 Знать основные этапы творческой биографии Ф.И. Тютчева, мотивы его лирики; особенности изображения поэтом мира природы. Уметь анализировать и интерпретировать натурфилософскую лирику Тютчева; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения. Портрет Ф.И. Тютчева. Подготовить выразительное чтение стихотворений: «Умом Россию не понять…», «Эти бедные селенья…», «Над этой тёмною толпою». 38 2. Политические и историко-философские взгляды Ф. И. Тютчева. Тема России в его творчестве. Человек и история в лирике поэта. 1 Знать лирику Ф.И. Тютчева. Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения. Сборники стихотворений. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении. Подготовить выразительное чтение стихотворений: "О, как убийственно мы любим...", "Последняя любовь". "Я помню время золотое..." и "К. Б." ("Я встретил вас - и все былое..."). Чтение наизусть отдельных стихотворений 39 3. Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и как "поединок роковой". 1 Знать любовную лирику Ф.И. Тютчева. Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения. Сборники стихотворений. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении. Чтение наизусть отдельных стихотворений. Инд.: подготовить доклад на тему «Жизнь и творчество А.А. Фета». А.А. Фет 5 часов
40 1. А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Философия красоты. 1 Знать содержание литературных произведений; основные факты жизни и творчества А. А. Фета. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы Портрет А.А. Фета. Импрессионизм поэзии Фета. Подготовить выразительное чтение стихотворений: "Как беден наш язык!..", "Одним толчком согнать ладью живую...". Чтение наизусть отдельных стихотворений 41 2. Размышления о поэтическом даре в лирике Фета. "Как беден наш язык!..", "Одним толчком согнать ладью живую..." 1 Знать основные теоретико-литературные понятия. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. Сборники стихотворений. Подготовить выразительное чтение стихотворений: "Шепот, робкое дыханье...", "Певице", "Ещё одно забывчивое слово...", "На качелях". Чтение наизусть отдельных стихотворений. 42 3. Любовная лирика Фета и её утонченно чувственный психологизм. 1 Знать основные теоретико-литературные понятия. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. Сборники стихотворений. Подготовить выразительное чтение стихотворений: Тютчев "Еще земли печален вид..."; Фет "Еще весны душистой нега..." Чтение наизусть отдельных стихотворений. 43. 4. Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета. Особенности их поэтического стиля. 1 Знать основные теоретико-литературные понятия. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. Раздаточный материал – распечатка со стихотворениями. Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета. Чтение наизусть стихотворения на выбор. Инд.: подготовить доклад на тему «Жизнь и творчество А.К. Толстого». 44 5 Сочинение по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Проверить и закрепить знания учащихся Инд. Биограф. А.К.ТолстогоА.К. Толстой 3 часа
45 1. А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. 1 Знать содержание литературных произведений; основные факты жизни и творчества А. К. Толстого. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. Портрет А.К. Толстого. Сборники стихотворений. Чтение наизусть стихотворений на выбор. 46 2. Природа и любовь в лирике А. К. Толстого. 1 Знать основные теоретико-литературные понятия. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы Сборники стихотворений. Чтение наизусть стихотворения на выбор. Инд.: подготовить доклад на тему «Жизнь и творчество Н.А. Некрасова». 47 3 Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К. Толстого Н.А. Некрасов 8 часов
48. 1. Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). 1 Знать основные факты жизни и творчества писателя. Уметь излагать мысли на заданную тему; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанным произведениям; выявлять авторскую позицию; выразительно читать произведения Н. Некрасова, соблюдая нормы литературного произношения. Портрет Н.А. Некрасова. Подготовить выразительное чтение стихотворений: "Вчерашний день, часу в шестом...", "Музе", "Блажен незлобивый поэт...", "Поэт и Гражданин", "Элегия". 49 2. Тема любви в лирике Н. А. Некрасова. Ее психологизм и бытовая конкретизация. 1 Знать основные теоретико-литературные понятия. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. Сборник стихотворений. Подготовить выразительное чтение поэмы "Кому на Руси жить хорошо». Чтение наизусть отдельных стихотворений. 50 3. "Кому на Руси жить хорошо":, история создания и композиция поэмы. Анализ "Пролога" глав "Поп", "Сельская ярмарка". 1 Знать содержание поэмы. Уметь излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала; воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать эпизод произведения, объяснять его связь с проблематикой поэмы. Текст поэмы. Н. А. Некрасов
и социальные мотивы в европейской поэзии. Характеристика крестьян. Анализ главы «Помещик». 51 4. Образы помещиков и их идейный смысл. Тема социального и духовного рабства. 1 Знать содержание изученного произведения; приемы систематизации материала. Уметь излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении. Представители помещичьей Руси в поэме. Образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина. Текст поэмы. Прочесть гл. «Крестьянка», сост. план к образу героя 52 5 Тема женской судьбы в поэме. Образ Матрены Корчагиной. Составьте рассказ о Грише Добросклонове53 6. Образы народных заступников в поэме Гриша Добросклонов - центральный образ поэмы. 1 Знать содержание поэмы. Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; определять время изображенное, время создания, а также время в момент прочтения произведения. Текст поэмы. Аргументированное чтение поэмы. Составить план композиции поэмы. 54 7 Фольклорные традиции и народно-поэтическая стилистика поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Особенности языка поэмы. 1 Знать содержание поэмы. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. Текст поэмы. Стиль, тема, идея поэмы. Подготовиться к комплексному анализу поэтического текста. 55
8 Р/р (п). Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова Проверить и закрепить знания учащихся Инд.: подготовить сообщение «Жизнь и творчество Н.Г. Чернышевского». Н.Г. Чернышевский 3 часа
56 1. Н.Г.Чернышевский. Очерк жизни и творчества. Роман «Что делать?» (обзор) 1 Знать основные факты жизни и творчества писателя. Уметь излагать мысли на заданную тему; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанным произведениям; выявлять авторскую позицию. Портрет Н.Г. Чернышевского. Главы романа "Что делать?": "Жизнь Веры Павловны в родительском доме", "Особенный человек", Первый, Второй, Третий, Четвертый сны Веры Павловны. 57. 2. Утопический социализм. Роман «Что делать?» (обзор) 1 Знать содержание изученного произведения; приемы систематизации материала. Уметь излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении. Знать: Структура романа. Система образов. Идеал будущего общества. Смысл снов, иллюзий, утопий в художественной структуре романа. Текст произведения. Эпизод. 58. 3. Россия в 1880-1890 годы. Творчество писателей-классиков. Особенности прозы и поэзии конца XIX века. 1 Знать основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе и искусстве 1880-1890 г.г. XIX века; особенности русской литературной критики данного периода. Понимать связь процесса демократизации художественной литературы и культуры в целом с событиями эпохи. Уметь составлять синхронную историко-культурную таблицу. Инд.: подготовить сообщение «Жизнь и творчество Н.С. Лескова». Н.С. Лесков 5 часов
59. 1. Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Личность и судьба писателя. 1 Знать основные факты жизни и творчества писателя. Уметь излагать мысли на заданную тему; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанным произведениям; выявлять авторскую позицию. Портрет Н.С. Лескова. Характеристика главного героя повести Ивана Флягина. 60. 2. "Очарованный странник". Внешняя и духовная биография Ивана Флягина. 1 Знать содержание изученного произведения; приемы систематизации материала. Уметь излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении. Текст сказа. Характеристика литературного героя. Сопоставить судьбу странника Флягина и героев поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". 61 3 Автор и рассказчик в повести «Очарованный странник" Уметь излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении. 62. 4. Поэтика названия сказа "Очарованный странник". Особенности жанра и композиции. Язык и стиль произведения. 1 Знать содержание изученного произведения; приемы систематизации материала. Уметь излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении. Текст сказа. Язык и стиль произведения. Прочитать рассказ Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». 63 5. "Две Катерины" (по пьесе А. Н. Островского "Гроза" и рассказу Н. С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"). 1 Знать содержание изученного произведения; приемы систематизации материала. Уметь излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении. Тексты произведений. Инд.: подготовить сообщение «Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина». М.Е. Салтыков-Щедрин 5 часов
64. 1. М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина (с обобщение ранее изученного). 1 Знать основные факты жизни и творчества писателя. Уметь излагать мысли на заданную тему; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанным произведениям; выявлять авторскую позицию. Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина. Аргументированное чтение главы "Опись градоначальникам". 65 2 Развенчание обывательской психологии, рабскогоначала в сказке «Премудрый пескарь» 66. 3. М. Е. Салтыков-Щедрин "История одного города". Замысел, история создания, жанр и композиция романа..1 Знать содержание изученного произведения; приемы систематизации материала. Уметь излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении. Текст романа. Жанр, композиция. Сравнить изображение народа в главах "Органчик" и "Подтверждение покаяния". 67 4 Сатирическое изображение смены градоначальников. Градоначальники и народ. Тест. 68. 5. Особенности стиля М. Е. Салтыкова-Щедрина. 1 Знать содержание изученного произведения; приемы систематизации материала. Уметь излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении. Текст романа Стиль. Инд.: подготовить сообщение «Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского». Ф.М. Достоевский 10 часов
69. 1. Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. 1 Знать основные факты жизни и творчества писателя; содержание произведения, отчетливо представлять себе роль и место романа в литературном процессе. Уметь определять род и жанр произведения; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой. Портрет Ф.М. Достоевского. Христианская концепция Достоевского. Вопросы 1-4 на стр. 355 70. 2. Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского. 1 Знать содержание произведения. Уметь воспроизводить содержание литературного произведения; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию. Тексты произведений: Гоголь «Невский проспект»; Пушкин «Медный всадник». Специфика Петербурга Достоевского. Читать стр. 342 – 343 учебника.
Инд.: подготовить сообщение «История создания романа». 71. 3. История создания романа "Преступление и наказание". "Маленький человек" в романе. Раскольников среди «униженных и оскорбленных» 1 Знать содержание произведения. Уметь воспроизводить содержание литературного произведения; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию. Текст романа. Тема, идея. Читать стр. 344 – 346 учебника. 72. 4. Идея Раскольникова о праве сильной личности. Истоки его бунта. 1 Знать содержание изученного произведения. Уметь излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала. Текст романа. Читать стр. 347 – 349 учебника. 73. 5. Преступление Раскольникова 1 Знать содержание произведения. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; выявлять авторскую позицию. Текст романа. Система персонажей романа. История жизни Раскольникова и Сони Мармеладовой (по группам). 74 6 Правда Сони Мармеладовой 75. 7. Раскольников и «сильные мира сего» 1 Знать содержание изученного произведения. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; ориентироваться в различных типах справочной литературы и активно ее использовать. Текст романа. Символический смысл романа. Перечитать: ч. III, гл. 5; ч. VI, гл. 2. 76. 8. Причины поражения Раскольникова. Воскрешение человека в Раскольникове 1 Знать содержание изученного произведения. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. Текст романа. Композиция, эпилог. Инд.: 1.     Споры вокруг романа.
2.      Оценка романа в статье Н. И. Страхова "Ф. М. Достоевский. “Преступление и наказание”".
3.       Мастерство Ф. М. Достоевского в романе.
4.      Полифонизм романа. 77. 9. Мастерство Ф. М. Достоевского в романе "Преступление и наказание". Споры вокруг романа 1 Знать содержание изученного произведения; приемы систематизации материала. Уметь излагать мысли на заданную тему. Полифонизм романа. Написать сочинение.
Инд.: подготовить сообщение «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого». 78 10 Сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание» Проверить и закрепить знания учащихся Л.Н. Толстой 14 часов
79. 1. Толстой – человек, мыслитель, писатель.
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого 1 Знать основные факты жизни и творчества писателя. Уметь использовать для решения творческих задач различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных; подбирать и систематизировать материал, отражая в устной речи результаты своей творческой деятельности. Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека. Л. Н. Портрет Л.Н. Толстого. Инд.: подготовить сообщение «История создания романа «Война и мир»». 80 2. История создания романа "Война и мир". Особенности жанра романа-эпопеи. Образ автора в романе. 1 Знать содержание произведения. Уметь воспроизводить содержание литературного произведения; выразительно читать фрагменты произведения, соблюдая нормы литературного произношения. Понимать образную природу словесного искусства.
Текст романа. Иллюстрации. Роман-эпопея. Читать стр. 375 – 383 учебника. 81 3 Жизнь московского высшего общества в романе Знать понятие «художественная деталь». Проанализировать сцены из жизни московского высшего общества. Читать стр. 383 – 387 уче Сообщения о семьях Ростовых
и Болконских (по группам).бника. 82 4. «Род человеческий развивается только в семье». Семья Болконских и семья Ростовых
1 Знать содержание произведения. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению. Текст романа. Иллюстрации. «Мысль семейная» в эпопее. Перечитать главы с изображением Шенграбенского сражения 83 5 Изображение войны 1805 – 1807гг. Знать отношение Л.Н.Толстого к войне. Выявить идейно- художественные особенности
изображения войны. Инд сообщения 84 6 «Надо жить, надо любить , надо верить». Путь исканий Андрея Болконского Показать эволюцию образа Болконского. Перечитать главы с изображением Аустерлицкого сражение 85 7 «Война- противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»
Знать содержание «военных глав». Проследить изображение войны 1812 года, исходя из взглядов Толстого на ис «Война- противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»
Инд сообщения 86 8 Уроки Бородина. Анализ сцен сраженмя87 9 «Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною …силой». Партизанская война. Платон Каратаев и Тихон Щербатый Уметь видеть художественный мир Толстого в историко-культурном аспекте. Подготовить план сравнительной характеристики героев. 88 10. «Нет величия там, где нет простоты , добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона)
1 Систематизировать материал по образам Кутузова и Наполеона. Текст романа. Иллюстрации. Характеристика исторической личности. Инд сообщения 89 11 Путь исканий Пьера Безухова
Показать эволюцию образа Пьера Безухова Инд сообщения 90 12 Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Раскрыть своеобразие изображения женских образов в романе. 91 13 Наташа Ростова- любимый женский образ Толстого Произвести синтез и углубление
знаний об образе главной героини романа.
Инд сообщения 92 14 Сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». 2 Проверить и закрепить знания учащихся Тема, план. Инд.: подготовить сообщение «Жизнь и творчество А.П. Чехова». А.П. Чехов 7 часов
93. 1. А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности ранних рассказов 1 Знать основные факты жизни и творчества писателя. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. Портрет А.П. Чехова. Искусство психологической детали. Прочитать рассказы «Палата 6», «Студент». 94. 2. Проблемы прозы Чехова 1890-х годов. Анализ рассказов "Палата 6",Студент". 1 Знать содержание изученного произведения. Уметь излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала; выразительно читать фрагменты изученных произведений, соблюдая нормы литературного произношения; использовать рекомендованную литературоведческую и критическую литературу. Тексты рассказов. Подтекст. Прочитать рассказ «Ионыч». 95. 3. Трилогия о любви Душевная деградация человека в рассказе А. П. Чехова "Ионыч". 1 Знать содержание изученного произведения. Уметь излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала; выразительно читать фрагменты изученных произведений, соблюдая нормы литературного произношения; использовать рекомендованную литературоведческую и критическую литературу. Текст рассказа. Идейно-художественное своеобразие рассказа. Инд.: подготовить сообщение «Особенности драматургии А.П. Чехова». 96. 4. Особенности драматургии А. П. Чехова. «Вишнѐвый сад»- драма или комедия? 1 Определение жанрового и композиционного своеобразия пьесы. Анализ особенностей конфликта, характеристика участников конфликта Драматургия. Прочитать пьесу «Вишневый сад». 97 5. Тема «уходящего мира». Образы старшего поколения в пьесе. Символ сада в комедии Выявить своеобразие образов старшего поколения в пьесе. Читать стр. 426 – 430 учебника. 98 6. Молодое поколение в пьесе. 1 Знать содержание действия, выяснить позицию автора Текст пьесы. Символика. Инд сообщения 99 7 «Россия- наш сад». Символика названия Знать понятие «подводное течение». Выяснить символичность пьесы Подготовиться к сочинению 100 8 Сочинение по творчеству А. П. Чехова. Проверить и закрепить знания учащихся Обзор зарубежной литературы 19 века 3 часа
101 1 Основные тенденции вразвитии зарубежной литературы второй половины 19 века. Жизнь и творчество Г де Мопассана Знать основные тенденции в развитии зарубежной литературы Сюжет и композиция новеллы «Ожерелье» Мечты героев о высоких чувтвах и прекрасной жизни Знать содержание и проблематику: Г. де Мопассан. Новелла «Ожерелье». Уметь анализировать эпизоды
Жизнь и творчество Г.Ибсена. Драма «Кукольный дом» Социальная и нравственная проблематика р-за Знать содержание и проблематику:
Г. Ибсен. Драма «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм
Повторение и обобщение
105 1. Систематизация и обобщение изученного по литературе. 1 Знать произведения литературы и их авторов. Понимать необходимость и важность самостоятельного чтения. Уметь воспринимать и кратко пересказывать произведения современной литературы; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения. Распечатка с рекомендациями по самостоятельному чтению во время летних каникул. Список литературы для чтения летом. учебно-методическое обеспечение
Литература 10 класс: учебник для общеобразоват. / авт.-сост. Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2008. – 448 стр. – ISBN: 978-5-358-02823-4
Литература. Методические рекомендации. 10 класс / Курдюмова Тамара Федоровна, Колокольцев Евгений Николаевич, Леонов Сергей Александрович – М.: Дрофа, 2008. – 256 стр. – ISBN: 978-5-358-02385-7
ЕГЭ 2012. Литература. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. Ерохина Е.Л. – М.: Издательство «Экзамен», 2012, – 94, [2] с. (Серия «ЕГЭ. Практикум») – ISBN: 978-5-377-04493-2