Пояснительная записка литература 6 класс программа А,В,Гулинв

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»

«Рассмотрено»                             «Согласовано»                                   «Утверждаю»        
Руководитель МО
гуманитарного  цикла                                 Заместитель                                                     Директор МБОУ        
_______.                                  директора  по УВР                                   « СОШ №11»
Протокол №_____ от                                   _________                        __________
«____»________2014г.                               Протокол №____от                                        Приказ №_____ от
                                                          «____»__________2014г.                           «____»_________2014г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 6 КЛАССА
НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
(Программы общеобразовательных учреждений.Литература.5-11 классы(базовый уровень)/Под ред.А.В.Гулина. А.Н.Романовой, Учебник:Литература.6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч./авт.-сост. А.В.Гулина, А.Н.Романовой, М. «Русское слово» 2012 г.)










Составитель:
И.В.Ищук
 учитель русского языка и литературы,




2014-2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), в соответствии с Программой по литературе для 6 класса авторов А.В.Гулина, А.Н.Романовой, учебника литературы для 6 класса в двух частях авторов А.В.Гулина, А.Н.Романовой, М. «Русское слово» 2012 г.
Новый образовательный стандарт, определяя цель и требования к результатам литературного образования обучающихся, позволяет конкретизировать задачи и выстроить учебный курс в соответствии со своими представлениями о наилучших путях и способах достижения результата.
Художественное восприятие произведения не должно подменяться абстрактными морально-эстетическими рассуждениями. Первичным должно быть само произведение и созданный в нем образ. В то же время нельзя абсолютизировать искусствоведческий подход к изучению литературы.
Гармоничность программы обеспечивается наличием общей идеи, подчиняющей себе все уровни построения программы: отбор произведения, структурирование, определение аспектов анализа и т. д. Современность программы – это соответствие традиционным идеям и ценностям национальной и общечеловеческой культуры, соотнесенным с актуальными задачами современного образования. Например, традиционное для русской культуры внимание к нравственному воздействию словесного искусства соотносится с современной задачей развития духовно-нравственной культуры обучающегося, определяя одно из принципиальных положений курса: читательская компетентность обучающегося проявляется в глубоком постижении нравственного смысла литературного произведения.



Задачи курса
Изучение литературы должно быть целенаправленным, идеологически и ценностно-определенным. Сегодня литература должна в первую очередь способствовать формированию духовно-нравственной культуры личности на основе национальных традиций России. Поэтому определяющим положением курса является понимание литературы как отражения национального самосознания в художественном слове.
Способность сознавать себя гражданином России, наследником ее духовного богатства, глубоко ощущать неповторимость своей истории, культуры; замечать и объективно оценивать признаки национального мышления и душевного склада в себе самом и в окружающих людях; ценить и уважать достижения иных культур высокими образцами культуры зарубежной; оценивать вред, наносимый национальной жизни поспешным или насильственным внедрением чуждого опыта и присвоением худших образцов псевдокультуры – вот важнейшие черты общекультурной образованности современного человека.
Предмет изучения курса – национальная словесность в ее историческом развитии: история ее зарождения и бытования на разных этапах становления русской культуры, отражение в словесном творчестве национальных особенностей общественной и индивидуальной жизни; а также специфика освоения национальной литературой общечеловеческих тем, проблем, конфликтов, проявляющаяся как в содержательной стороне литературных произведений (тематике, идеях, пафосе), так и в их поэтике.
Идеологической основой курса можно считать призыв Ф.М. Достоевского судить о народе не по тому, как он живет, а по тому, о чем он мечтает и к чему стремится. Эта внутренняя идеальная жизнь народная ярче всего воплощается в национальной литературе и фольклоре. Литература представляет нам историю духовой жизни народа, выступая иллюстрацией, но необходимой составляющей собственно истории, благодаря которой «внешняя» история народа и его идеальное бытие предстают в неразрывной целостности.Такой подход к предмету обеспечивает полноту и глубину восприятия человеком национально-исторической действительности, формирует объективное и объемное представление о своей национальной культуре, способствует формированию важнейших личностных характеристик выпускника, перечисленных в Стандарте: «любящих свой край и свою Родину; знающих свой родной язык; уважающих свой народ, его культуру и духовые традиции».Особую важность приобретают принципы историзма, системности, избирательности и проблемности.
Центральная задача курса – формирование у школьника историзма как важнейшего качества мышления и одной из фундаментальных основ мировоззрения. В основе курса – последовательное освоение главных этапов исторического становления русской словесности: устного народного творчества, древнерусской литературы 18-20 веков. Таким образом, развитие национальной литературы прослеживается поэтапно; при этом раскрывается и специфика каждого периода, и то общее, что объединяет все этапы, делает русскую литературу великой национальной литературой.Такое строение курса позволяет добиться последовательности, логичности изучения русской художественной словесности и в то же время избежать однообразия, связанного с долговременным погружением в литературу одного исторического периода.
При изучении фольклора и древнерусской литературы взгляд ученика будет устремлен в будущее, к расцвету и сегодняшнему состоянию родной литературы, что позволит сохранить связи с современностью не на уровне от дельных замечаний об «актуальности » того или иного произведения, а на уровне понимания его истоков. Это должно научить обучающихся, воспринимать «сегодняшнее» как этап во «всегдашнем », думать о грядущих плодах как о следствии нынешних действий, испытывать ответственность за будущее, осознавать себя звеном в цепи времен череде поколений.
Такая структура обеспечивает установление внутрипредметных связей. Обращение к литературным и фольклорным произведениям других народов позволяет отчетливее показать обучающимся закономерности существования литературы как вида искусства, определить общие закономерности творческого процесса в литературах разных стран и выявить своеобразие русской литературы. В отборе произведений зарубежной/инонациональной литературы учитывается не только удобство сопоставления в хронологическом, жанровом, тематическом аспекте, но и значимость данного произведения в национальной культуре, его способность представить наиболее характерное для нравственного и культурного облика создавшего его народа.
Проблемный подход во многом обеспечивается самим содержанием курса, который представляет движение родной литературы, обращает внимание школьников на развитие ее во времени, а значит, требует выявления многообразных движущих сил ее развития.
Принцип избирательности снимает проблему «несоответствия возрасту», позволяет освоить те произведения, которые слишком сложны для всестороннего изучения.
Организация внеклассного чтения: курс предусматривает особые разделы, в которых собраны произведения золотого фонда классической литературы для детей.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение;
различные виды пересказа;
заучивание наизусть стихотворных текстов;
определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента; выполняются творческие работы различного характера: рассказ по картине, сочинение по картине, сочинение на тему «Мой любимый герой», сочинение на проблемную тему, отзыв о прочитанном стихотворении, сообщение на литературную тему.
Согласно действующему учебному плану в 6 классах предполагается обучение в объеме 3 часов в неделю.
Количество часов в год – 105
Классных сочинений – 3
Домашних сочинений –1
РР – 19 ч.
Вн/ч – 17ч.
















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
по литературе обучающихся 6 класса основной общеобразовательной школы
Основу литературы в школе составляет чтение и изучение художественных произведений. Изучение литературы в школе призвано обеспечить:
приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
формирование гуманистического мировоззрения обучающихся;
развитие у обучающихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
воспитание культуры речи обучающихся.
В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» обучающиеся должны:

Знать
- особенности бытования фольклорных произведений, их отличия от произведений литературы; характеристику основных жанров фольклора, изученных в 5-6 классах, их роль в народном быту (утилитарное назначение); происхождение и эволюцию жанров фольклора в историческом процессе, связь исторических эпох и фольклорных жанров (в объеме содержания учебника);
- содержание прочитанных в 5 классе литературных и фольклорных произведений;
- отдельные факты жизни и творчества русских писателей, характеризующие личность автора и свидетельствующие о его интересе к народному творчеству (в объеме содержания учебника).
Понимать
- роль художественного вымысла в создании фольклорных и литературных произведений словесности;
- взаимосвязь между творчеством писателя и идеалами, воплощенными в фольклоре его народа;
- взаимосвязь между историческими событиями и их отражением в фольклорных и литературных произведениях;
- значение литературоведческих терминов: стихи, проза; фольклор, литература; эпос, лирика, драма как литературные роды; фантастика, миф, сатира; автор, герой(персонаж), пафос, тема, идея, сюжет, композиция произведения; сравнение, метафора, эпитет, постоянный эпитет, повтор, параллелизм, гипербола, литота; жанр; обрядовая поэзия, народная песня, историческая песня, баллада сказка фольклорная (волшебная, о животных, социальная), героический эпос, легенда, предание, былины, частушка, романс, анекдот, рассказ, повесть, роман, сказ, баллада литературная, сказка литературная, басня, стихотворение, пословица, поговорка, афоризм, пьеса, ремарка, реплика, монолог, диалог.
Уметь определять жанровую принадлежность фольклорных произведений (загадки, волшебной и социально-бытовой сказки, сказки о животных, песни, пословицы и поговорки, жанров детского фольклора, баллады, былины, частушки);
- употреблять указанные выше литературоведческие термины, понятия для анализа литературных и фольклорных произведений;
- выявлять специфические особенности строения художественного мира в произведениях отдельных фольклорных и литературных жанров: иносказание в загадках; зачин, концовку, устойчивые выражения, повтор и магические числа в волшебной сказке; обращение к силам природы, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами в народной песне; наличие рифмы или созвучия, использование имен собственных в пословицах, гиперболу, общие места в былине; диалог, пейзажный зачин в балладе; имена исторических лиц и упоминание исторических фактов в исторической песне, элементы фантастики в легенде, двухчастое строение в частушке, наличие неожиданной комической концовки в анекдоте; особым образом выделенное поучение (мораль) в басне; особенности речевой манеры повествователя в сказе; отдельные приемы выражения авторской позиции в рассказе и литературной сказке;
определять и формулировать наиболее существенные проблемы морально-этического характера, воплощенные в литературном произведении;
- формулировать собственную позицию: отношение к нравственной проблеме, заявленной автором, в виде краткого устного или письменного высказывания;
- давать аргументированную оценку поступков персонажей произведений;
- выразительно читать (в том числе и наизусть) литературные и фольклорные произведения или их фрагменты;
- выполнять самостоятельно или под руководством учителя следующие учебные действия:
-составлять простой и сложный план небольшого эпического произведения (сказки, рассказа);
-составлять цитатный план;
-характеризовать литературного героя;
-составлять речевую характеристику персонажа;
-сопоставлять героев сказки, рассказа;
-передавать события прочитанного произведения в сжатом пересказе;
-создавать пересказ, близкий к тексту фрагмента фольклорного или литературного эпического произведения (сказки, рассказа);
-создавать выборочный пересказ на предложенную учителем тему;
-составлять исторический комментарий к произведению, используя материалы учебника и дополнительные источники.
В 6 классе продолжается обучение творческим работам различного характера:
Сообщение на литературную тему
Рассказ по картине
Сочинение по картине
Сочинение на тему «Мой любимый герой»
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему
Сочинение на литературоведческую тему
Отзыв о прочитанном литературном произведении
Отзыв о кинофильме, спектакле
В оценке результатов обучения школьников постепенно в большей мере должно учитываться их умение создавать устные и письменные высказывания литературно-творческого и литературоведческого характера. Участие ребят в проектной деятельности по литературе, выполнение исследовательских заданий является основанием для высокой оценки качества образования школьников.
В курсе особое внимание уделяется общекультурному и эстетическоиу развитию школьников, поэтому обращается внимание на результаты образования, которые целенаправленно формируются на протяжении всех лет обучения и могут рассматриваться как признаки углубленного уровня обучения литературы:
понимание специфики словесного образа в соотношении с образным языком других искусств;
умение выстраивать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств;
умение характеризовать литературные явления в широком историко-культурном контексте;
умение сопоставлять факты биографии и творчества разных деятелей науки и искусства.














Содержание тем учебного курса
Тема раздела
Кол-во часов

Слово и время в народной поэзии и литературе.
Годовой цикл и праздники в народной культуре. Традиции народных праздников в литературе.
Мифологические сказания народов мира. Народные предания и легенды.
По следам мифов, народных преданий, легенд.

Героический эпос в мировой литературе.
Былины – героический эпос русского народа.
По следам народных былин: героическое в русской литературе разных эпох.
Народные исторические песни и баллады.

Резерв

По следам народных исторических песен и баллад: история народа и судьба человека в русской литературе 19-20 веков.


Народные социально-бытовые сказки


По следам социально-бытовых сказок.


Народная драма

По следам народной драмы. Отражение социальных конфликтов в литературе


Современные формы бытования фольклора

По следам частушки и городского романса. Фольклорные жанры и современная литература.
Современный анекдот и его предшественники в литературе и устной речи.

Резерв
1ч.

7ч. +1ч.РР

3ч. + 1ч.РР
11ч. + 6ч.Вн.ч. + 3ч.РР (из них 2ч. Кл. соч.)

2ч. + 1ч.Вн.ч.

2ч. + 2ч.Вн.ч. + 1ч.РР

2ч. + 4ч.Вн.ч. + 4ч.РР (из них 2ч. Кл. соч.)
2ч. + 1ч.РР

2ч.
6ч. +2ч.Вн.ч.


2ч. +2ч.РР (из них 2ч. Кл. соч.)

9ч. + 2ч.РР


2ч.+ 2ч.Вн.ч. + 1ч.РР


10ч. +2ч.РР

3ч.


1ч.


1ч. + 1чРР



3 ч















Список литературы для учителя
Учебник «Литература. 6 класс» в двух частях авторов-составителей А.В.Гулина, А.Н.Романовой; М. «Русское слово» 2011-2013 гг.
А.Н.Романова под редакцией А.В.Гулина «Методические рекомендации к учебнику «Литература. 6 класс» в двух частях авторов-составителей А.В.Гулина, А.Н.Романовой». М.:ООО» ТИД «Русское слово – РС» 2012-2013 гг..
Художественные тексты.
Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практ. методика: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, Учеб.лит. – 2005. – 256 с.
Егорова Н.В. Литература 6 класс: Поурочные разработки. – М.: Вако, 2006. – 368 с.
Контрольно-измерительные материалы. Литература: 6 класс/Сост. Е.Н.Зубова. М.: Вако, 2010. – 96 с.
Полухина В.П. Читаем. Думаем. Спорим.: Дидакт. материалы по лит.: 6 кл. – М.: Просвещение, 2006. – 224 с.
Тесты к школьному учебнику: Литература. 6 класс: Справочное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2011. – 192 с.
Уроки литературы 5-6 класс Кирилла и Мефодия. – М.: Кирилл и Мефодий, 2005.