Рабочая программа по внеурочной деятельности Будь здоров


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Водзимонская средняя общеобразовательная школа
Вавожского района Удмуртской Республики
Программа внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления «Будь здоров».
Составитель: Т.А.Селантьеваучитель начальных классов
Водзимонье 2015-2016
Пояснительная записка.
Программа «Будь здоров!» реализует спортивно - оздоровительное направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Актуальность программы:
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Включает в себя, как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек, так и практическую части – организация подвижных игр.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
В программу включено знакомство с различными подвижными играми. Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.
Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Будь здоров» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Цель программы внеурочной деятельности «Будь здоров»: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности обучающихся, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков.
Цель конкретизирована следующими задачами:
- пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию обучающихся;
- популяризация спортивных игр как видов спорта и активного отдыха;
- формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям спортивными играми;
- обучение технике и тактике спортивных игр;
- развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
- формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
- воспитание моральных и волевых качеств.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Нельзя не использовать межпредметные связи в программе внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров», так как многие темы других предметов по своему содержанию достаточно тесно соприкасаются с темами данного курса. Связь с математикой. С определёнными математическими понятиями на начальном этапе обучения учащиеся знакомятся при построении в одну шеренгу ( это прямая), в колонну по два, по три (параллельные прямые), в круг (окружность) и т.д. Счет предметов, сравнение предметов, устные вычислительные приемы и т.д. Связь с литературой. В процессе игры дети знакомятся с русским народным творчеством: закличками, считалками, песнями, прибаутками, поговорками.
Связь с окружающим миром. Для характеристики того или иного периода школьникам напоминают исторические события этого периода, объясняют историческую обусловленность взглядов, идей. Важно познакомить учащихся с жизненными процессами организма не только в состоянии покоя, но и во время мышечной деятельности.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров» предназначена для обучающихся 1-5 классов. Реализация программы осуществляется посредством двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.
Занятия проводятся в учебном кабинете, на улице, в спортивном зале после всех уроков основного расписания.
Данная работа ведется на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде:
•подвижных игр,
•народных оздоровительных игр,
•прогулок,
•спортивно-оздоровительных часов,
•спортивных соревнований,
Бесед.
Количество часов программы внеурочной деятельности
и их место в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю:
1 класс — 33 часа в год,
2-5 классы -34 часа в год.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).
Личностные результаты отражаются  в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:
- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;
- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;
- формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты: 
- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;
- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;
- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.
Виды УУД, формируемые на занятиях внеурочной деятельности:
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
1.Самоопре-деление2.Смысло-образование 1.Соотнесение известного и неизвестного
2.Планирование
3.Оценка
4.Способность к волевому усилию 1.Формулирование цели
2.Выделение необходимой информации
3.Структурирование
4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи
5.Рефлексия
6.Анализ и синтез
7.Сравнение
8.Классификации
9.Действия постановки и решения проблемы 1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами
2.Постановка вопросов
3.Разрешение конфликтов
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
Предметные результаты: Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров» обучающиеся должны знать:
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- способы сохранения и укрепления здоровья;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
должны уметь:
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- заботиться о своем здоровье;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров» обучающиеся смогут получить знания:
- значение спортивных игр в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
- правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми;
- названия разучиваемых технических приёмов игр и основы правильной техники;
- наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
- упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
- основное содержание правил соревнований по спортивным играм;
- жесты судьи спортивных игр;
- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр;
могут научиться:
- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях спортивными играми;
- выполнять технические приёмы и тактические действия;
- контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях спортивными играми;
- играть в спортивные игры с соблюдением основных правил;
- демонстрировать жесты судьи спортивных игр;
- проводить судейство спортивных игр.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности:
•викторины;
•конкурсы;
•ролевые игры;
•выполнение заданий соревновательного характера;
•оценка уровня результатов деятельности (знание, представление, деятельность по распространению ЗОЖ);
•результативность участия в конкурсных программах и др.
Тематическое планирование «Будь здоров»

п\пТема занятия Кол-во часов Вид деятельности
1 Что мы знаем об играх 1 беседа
2 Техника безопасности Правила   поведения   и   безопасности   во  время  занятий подвижными играми. 1 Беседа + презентация
Сюжетные игры 6 3 «Два мороза», «Гуси-лебеди», «Веселые ребята», «У медведя во бору», «Космонавты» 1 Беседа. Игра.
4 «Два мороза», «Гуси-лебеди», «Веселые ребята», «Космонавты», 1 Беседа. Игра.
5 «Волк во рву», «Два мороза», «Море волнуется», «Воробушки и кот», «У медведя во бору» 1 Беседа. Игра.
6 «Волк во рву», «Ловишки-перебежки», «Салки», «Коршун и наседка», «Кошки-мышки» 1 Беседа. Игра.
7 «Хвостики», «Воробьи и вороны», «Колдунчики», «Медведь и пчелы», «Кошки-мышки» 1 Беседа. Игра.
8 «Ловишки-перебежки», «Не ошибись» (с рисунками зверей и птиц), «Кошки-мышки», «Воробьи и вороны», «Колдунчики» 1 Беседа. Игра.
Бессюжетные игры 6 9 «Класс    смирно!»,    «К своим флажкам», «Пустое место», «Карлики и великаны», «Землемеры», «Невод», 1 Беседа. Игра.
10 «Класс    смирно!»,    «К своим флажкам», «Салки», «Чья команда быстрее построится», «Нади себе пару» 1 Беседа. Игра.
11 «Запрещенное движение», «Карлики и великаны», «Салки», «Невод», «Пустое место» 1 Беседа. Игра.
12 «Класс    смирно!»,  «Придумай фигуру», «На одной ноге», «Землемеры», «Увернись от мяча» 1 Беседа. Игра.
13 «Быстро по местам»,  «У ребят порядок  строгий»,  «Удочка», «Невод», «Пустое место» 1 Беседа. Игра.
14 «Запрещенное движение», «Карлики и великаны», «Салки», «Удочка», «У ребят порядок  строгий» 1 Беседа. Игра.
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть 2 15 «Полезные и вредные привычки».
1 Беседа. Тесты и анкетирование.
16 «Здоровое питание –отличное настроение». 1 Беседа. Тесты . Зимние забавы
7 ч. 17 Игра зимой на воздухе. «Городки». 1 Игра
18 Игра зимой на воздухе. «Снежный боулинг». 1 Игра
19 Игра зимой на воздухе. «Гонки снежных комов». 1 Игра
20 «Клуб ледяных инженеров». 1 Конкурс
21 Лыжные гонки. 1 Спортивное мероприятие. (Соревнования)
22 Игра – эстафета «Взятие снежного городка» 1 Игра
23 Строительные игры из снега. 1 Игра
Игры-эстафеты 4 24 Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча». 1 Игра-эстафета
25 Эстафета «Быстрее, выше, сильнее». 1 Эстафета
26 Подвижные игры, основанные на элементах лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»; 1 Игра
27 Подвижные игры, основанные на элементах спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки». 1 Игра
Подвижные игры разных народов
7 ч
28 Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки». 1 Беседа. Игра.
29 Игры мордовского народа. «Котел» «Салки». 1 Беседа. Игра.
30 Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела». 1 Беседа. Игра.
31 Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок». 1 Беседа. Игра..32 Игры украинского народа. «Высокий дуб» «Колдун». 1 Беседа. Игра.
33 Игры удмуртского народа . «Водяной » (Ву мурт), «Серый зайка» (Пурысь кечпи), «Игра с платочком» (Кышетэн шудон) 1 Беседа. Игра.
34 Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки». 1 Беседа. Игра.
Содержание программы
Каждый раздел состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых элементов подвижных игр, просмотр видеофильмов и презентаций. В данной программе предусматривается проведение специальных теоретических занятий: “Что мы знаем об играх”. А так же изучение теории вплетается в содержание каждого учебного занятия. Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Двигательный опыт учащихся обогащается подвижными играми, гимнастическими упражнениями .Огромное значение для ребёнка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят - это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.
Подвижная игра – это относительно самостоятельная деятельность детей, в которой ярко выражена роль движений. Игры - естественный источник радостных эмоций, самовыражения. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики и воспитания. Игра – ведущая деятельность детей. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию физических качеств, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
1.Что мы знаем об играх. Техника безопасности. -2ч.
2.Сюжетные игры- (6 ч.) “Два мороза”, “Гуси-лебеди”, “Веселые ребята”, “Космонавты”, “Море волнуется”, “Волк во рву”, “Медведь и пчелы”, “У медведя во бору”, “Воробушки и кот”, “Белые медведи”, “Вороны и воробьи”, “Ловишки-перебежки”, “Салки”, “Хвостики”, “Коршун и наседка”, “Колдунчики”, “Кошки-мышки”. “Не ошибись ”
3.Бессюжетные игры- (6 ч.) В бессюжетных играх все дети выполняют одинаковые движения. “Класс смирно!”, “Запрещенное движение, “К своим флажкам”, “Пустое место”, “Карлики и великаны”, “Найди себе пару”, “Чья команда быстрее построится”, “Придумай фигуру”, “На одной ноге”, “Землемеры”, “Увернись от мяча”, “Быстро по местам”, “У ребят порядок строгий”, “Удочка”, “Невод”, “Третий лишний”.4.Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! –(2ч.) «Полезные и вредные привычки». «Здоровое питание –отличное настроение».
5. Зимние забавы –(7 ч.) Игра зимой на воздухе. «Городки». Игра зимой на воздухе. «Снежный боулинг». Игра зимой на воздухе. «Гонки снежных комов». Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров». Лыжные гонки.
Игра – эстафета «Взятие снежного городка»
6.Игры-эстафеты –( 4ч.) Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча». Эстафета «Быстрее, выше, сильнее». Подвижные игры, основанные на элементах лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»; Подвижные игры, основанные на элементах спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
7.Подвижные игры разных народов –(7 ч.) Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки». Игры мордовского народа. «Котел» «Салки». Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела». Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок». Игры украинского народа. «Высокий дуб» «Колдун». Игры удмуртского народа . «Водяной » (Ву мурт), «Серый зайка» (Пурысь кечпи), «Игра с платочком» (Кышетэн шудон)
Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки».
Список литературы:
Берхман И. И. «Валеология – наука о здоровье». М.: ФиС, 2006 г.
Брюнему Э., Хорнес Э., Хафф Я., «Бегай, прыгай, метай». М.; ФиС, 2007 г.
Былеева Л. В., Яковлев В. Г. «Подвижные игры». М.: ФиС, 2006 г.
Глязер С. «Зимние игры и развлечения». М.: ФиС, 2006 г.
Коротков И. М. «Подвижные игры в занятиях спортом». М.: ФиС, 2006 г.
Кожевниеова Н. Г. «Спортивные развлечения и игры». М.: Просвещение, 2005 г.
Ленерт Г., Лапман И. «Спортивные игры и упражнения». М.: ФиС, 2005 г.
Яковлев В. Г. «Игры для детей». М., Просвещение, 2005 г.
Спирин М.П.,Жилин Л.В. С72 Подвижные игры: теория, понятия, методика проведения.- Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2010г.
Рекомендуемая литература для родителей и детей.
Былеева Л. В., Яковлев В. Г. «Подвижные игры», Учебное пособие для институтов физической культуры, М.: Физкультура и спорт, 2004 г.
Воронова В. Я. «Творческие игры младших школьников». М.: Просвещение, 2005 г.
Геллер Е. М. «Игры на переменах для школьников 1 – 4 классов». М. : Физкультура и спорт, 2005 г.
Георгиевский В. А., Шитикова Л. И., «Проведение праздников в начальных классах». М.: Просвещение, 2007 г.
Минскин Е. М. «Игры и развлечения в ГПД». М.: Просвещение 2006 г.
Фатеева Л. П. «300 подвижных игр для младших школьников». Популярное пособие для родителей и педагогов, Ярославль: Академия развития, 2006 г. – 224.