Методическая разработка Путешествие по произведениям М.М. Пришвина


КГБОУ БОШИ 1
«Путешествие по произведениям М.М.Пришвина»
Методическая разработка для учащихся 8 класса
Библиотекарь: Киселёва С.И.
3585845-3875001520825157289500
Цель:
Вызвать у учащихся интерес к творчеству М.М.Пришвина;
Формировать потребность в чтении через привитие любви к природе;
Развитие мыслительной деятельности
Звучит песня О.Воронец «Гляжу в озёра синие».
Ход мероприятия (используется презентация)
№слайда Текстовое (методическое) сопровождение
1 Здравствуйте, ребята! Прозвучал отрывок из песни О. Воронец «Гляжу в озёра синие». О чём эта песня? Это песня о русской природе, о любви к ней. И это не случайно. Сегодня наше мероприятие посвящено удивительному человеку, страстно любящему природу, Михаилу Михайловичу Пришвину. Мы отправимся в путешествие по необычным произведениям, написанным так, словно писатель, охваченный волнением от встречи с чудом, остановился заворожённый и, взяв в руки карандаш, начал описывать каждое мгновение из жизни природы.
2 - 8 Вот упала первая весенняя капля, муравьи сидят и ждут чего-то, из трухлявого пня выросла берёзка, по голым деревьям бегают белки. Все эти картинки, как мозаика, складываются в большую и яркую картину. Кто бы мог подумать, что осинкам бывает холодно, что из двойного цветка иван-да-марья до зимы доживает один «Иван», что «бывает в лесах при стремительной весне такой жаркий час, когда весь лес шевелится?» Далеко не каждому природа раскрывает свои тайны. Она доверяет их только обладающим особым талантом людям, - таким, каким был Михаил Михайлович Пришвин.
9 Родился он 4 февраля 1873 года в имении Хрущёво, около города Ельца Орловской губернии, в купеческой семье, состояние которой было промотано отцом, оставившим семью без средств к существованию. Потребовалось много сил и труда матери будущего писателя, чтобы дать детям образование. Детство Пришвина было непростым.
10 В детстве его окружали разные люди. Самое сильное впечатление на него оказала мать Мария Ивановна Пришвина, чрезвычайно энергичная и сильная женщина.
11 В 1883 году мальчик поступил в гимназию, из 4-го класса которой был изгнан «за дерзость учителю», заканчивал обучение в Тюменском реальном училище.
12
Пришвин очень любил путешествовать. Он писал: «Самое главное, чему я выучился, - это пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются, что у них тоже, как у нас, если он Иван, то так и есть Иван, Пётр – это уже другой. Так и воробьи тоже все разные, и это я вижу, и это главное, чему я выучился»
13 Читая его рассказы, становится очевидным, что писатель живёт природой, дружит с ней, разговаривает, делится с ней своими тайнами, и природа отвечает ему тем же.
Давайте вспомним некоторые рассказы Пришвина.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Пришвинская мозаика»
(Приложение №1, №2)
14 Сегодняшнее мероприятие, посвящённое такому талантливому писателю, как М.М. Пришвин, мне хочется закончить словами К.Паустовского: «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина». Любите природу, старайтесь её понять, и в этом вам помогут рассказы М.М.Пришвина.
Приложение№1.
Хромка Кот Лягушонок Первая стойка Зверь бурундук Лесной доктор
1 2 3 4 5 ( Ребята по очереди открывают окошки и отвечают на вопросы. При правильном ответе в открывшееся окошко они прикрепляют своё солнышко, если ответа нет или он неправильный – отвечает команда соперника, и тогда окошко закрывает солнышко команды соперника. Если нет правильного ответа, то окошко закрывает книга )Хромка
Кто такая Хромка? (Подсадная охотничья уточка)
Почему Хромку так прозвали? (Крыса сломала ей лапку, и утёнок остался хромым.)
Где держали утят, когда они были маленькими? (На кухне)
Для чего уткам подрезали крылья? (Чтобы они не улетели)
Почему Хромка полюбила людей больше, чем птиц? (Они её жалели и защищали от других зверей и птиц)
Кот
Как звали главного героя рассказа? (Васька)
Кого считал кот днём? (галок и ворон)
Что делал кот ночью? (Ловил мышей)
Что сделал кот, когда запотели окна и стало плохо видно галок? ( Поднялся на задние лапы и стал протирать стекло)
Где ждёт кот хозяина по утрам? (У двери в столовую)
Лягушонок
Что напомнили автору жучки-прыгунки на снегу? (Чёрную пыль)
Куда путешествуют лягушки? (К ручейку, к болотцу)
Что случилось с лягушонком на снегу? (Он замёрз)
Как люди отогрели лягушонка? (Опустили в кастрюльку с водой)
Какое напутствие дали люди лягушонку, отпуская его в болотце? (Не зная броду, не суйся в воду)
Первая стойка
Как звали маленького щенка? (Ромул)
Кто такая Кэт? (Мать щенка)
Что напугало Рому? (Кирпич)
Почему кирпич стал «кувыркаться»? (Щенок зацепил его лапой)
Кто успокоил испуганного щенка? (Его мать)
Зверь бурундук
Почему бурундук укусил олениху? (Она наступила ему на хвост)
Что ели олени из корыта? (Бобы, кукурузу)
Как звали олениху-самку? (Хуа-Лу)
Кого пустили вслед убегающим оленям? (Собаку Тайгу)
Для чего у пятнистого оленя на шкурке белые пятнышки? (Чтобы было легче затаиться)
Лесной доктор
Какую птицу называют «лесной доктор»? (Дятла)
Что случилось с «вылеченным» деревом? (Его спилили)
Зачем люди вырезали кусок дерева? (Для музея)
На что был похож ствол дерева? (На свирель с клапанами)
Сколько дырок было на стволе? (8)
Закончилось наша викторина по рассказам М.М.Пришвина. Посмотрите, как много у нас появилось солнышек. Это показывает, что вы знаете произведения этого замечательного писателя, заинтересовались его творчеством. Мы продолжим знакомство с этим писателем. Каждый из вас в течение недели напишет отзыв на любой рассказ писателя. Лучшие работы вместе с вашей фотографией я помещу в презентацию.
Приложение№2
Физкультминутка:
На горе стоит лесок (круговые движения руками)
Он не низок, не высок ( сесть, встать)
Удивительная птица
Подаёт нам голосок (глаза и руки вверх)
По тропинке два туриста
Шли домой издалека (ходьба)
Говорят: «Такого свиста мы не слышали пока» (плечи поднять)