Урок внеклассного четния по произведениям М.Пришвина

Урок внеклассного чтения в 3 классе.

Тема : Устный журнал «Живые страницы книг Михаила Пришвина»
Цель: 1) воспитывать любовь природе, формировать читательский интерес к произведениям М. Пришвина;
2) развивать восприятие, память, внимание, навыки выразительного чтения; прививать интерес к информации, извлекаемой из текста, развивать устную речь учащихся;
3) учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание текста; развивать умение слушать и слышать собеседника, излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения.
Оборудование :
- выставка книг М. Пришвина;
- выставка рисунков;
- страницы устного журнала в мультимедийном исполнении
а)Живой кирпич
б) Наш театр
в) Читальный зал
г) Поделись с товарищем
д) Угадай-ка
е) Личность писателя
- карточки для работы в парах

Ход урока.

I Сообщение темы урока и постановка задачи.
« Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина.»
К. Паустовский
Выставка книг М. Пришвина
Рассматривание выставки и беседа.
-Чем вас привлекли книги Пришвина?
- Что особенно показалось интересным?
- Кто нарисовал иллюстрации к его книгам? ( художники В. Горячева и Н. Устинов)

Рассматривание выставки детских рисунков «Лес – это дом для птиц, зверей и растений»

Учитель:
Молодцы, ребята! Вы правильно на своих рисунках нарисовали большой дом. Где живут птицы, звери, деревья, цветы и нас, людей, - гостей в этом большом доме. Сегодня нас принимают одни из хозяев этого дома – герои произведений М. Пришвина. Чтобы лучше понять книги Пришвина, вглядеться в его героев, мы проведем сегодня устный журнал «Живые страницы книг Михаила Пришвина». Не удивляйтесь, наш журнал будет говорящим. А говорить на его страницах будем мы с вами.
II
Устный журнал.
Страница первая. «Живой кирпич» (слайд с изображением кирпича с глазами)
_ Как вы думаете, о чем сейчас пойдет речь и какое отношение сюда может иметь кирпич?
Чтение подготовленными учащимися отрывка из рассказа «Первая стойка»
Подтвердились ли ваши предположения?
- Отрывок из какого рассказа прочитали нам ребята? Где вы еще встречались с этим героем?
- Каким вы представляете себе Ромку? Каким должен быть хозяин этого щенка, чтобы так понимать его и с такой любовью описать?
Страница вторая. Наш театр. (рисунок тигрового кота)
Инсценирование отрывка из рассказа «Ужасная встреча»

«Однажды во время моего уроке Ромке мы вышли на поляну»
Учитель:
- Ребята инсценировали рассказ, но в нем есть сказочные элементы. Где они?
( Щенок и кот разговаривают) На всех страницах рассказов о Ромке есть еще дано действующее лицо. Кто это? (автор) каким мы видим его? Какие черты помогают ему слышать и понимать монологи и диалоги животных?
Писатель считает, что чем богаче духовный мир человека, тем больше он видит в природе, потому что привносит свои переживания, ощущения.
У Пришвина было несколько охотничьих собак. Каждую из них он с любовью описал.
Страница третья. Читальный зал. ( слайд - рисунок Жульки и гусей)
Чтение учителем отрывка из рассказа «Вася Веселкин»

« Плыви, плыви, - говорил я »
Беседа.
- Отрывок из какого рассказа вы услышали? Что больше всего взволновало в этом рассказе?
- Почему рассказ называется «Вася Веселкин»? Что интересного вы узнали об этом мальчике?  Какие положительные качества героя взяли бы для себя?
Каким мы увидели здесь автора?

Страница четвертая «Поделись с товарищем»
Учитель:
- Но делиться мы будем не чем- нибудь, а впечатлением от прочитанной книги

Работа в парах.
1. Самостоятельная работа.
а)Лесной доктор.
б).О чем шепчутся раки?
в) Птицы под снегом.
Задания на карточках.
Прочитайте рассказ друг другу «паровозиком».
Ответьте на вопросы:
а) - О чем этот рассказ?
- Определите главную мысль этого рассказа.
- Найдите самый интересный отрывок, который вы прочитаете товарищу. Когда будете делиться впечатлениями о прочитанном (7-10 строчек)

б) _ О чем этот рассказ?
- Как раки перехитрили людей? О чем же они шептались7
- Расскажите самый интересный эпизод, когда будете делиться впечатлением о прочитанном.

в)Подбери подходящую к этому рассказу загадку:
1. В сосне дупло,
В дупле тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле?
2. Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
3. Толстый тонкого побьет,
Тонкий что-нибудь прибьет.

2. Физминутка.

3. Обмен впечатлениями в парах сменного состава.

Страница пятая. «Угадай-ка» ( на экране кроссворд)
1. Какую собаку в одном из рассказов М. Пришвина звали, как птицу?
2. Кто пострадал от дружбы с ней и попался на колбасу?
3. Как звали собаку, которая исчезала всякий раз, когда подходила к дому своего бывшего хозяина?
4.А это кто и откуда «Визгу много, шерсти мало!
5. Кто проявил невыдержанность, увлекся недозволенной охотой и чуть было не погиб от пули на водохранилище?
6. Какие птицы стали причиной победы справедливости над скромностью?




IIIIIIIIIII






IIIIIIIIIII






IIIIIIIIIIIII






IIIIIIII






IIIIIIIII






IIIII



Страница шестая. «Личность писателя» (на экране портрет М. Пришвина и слова
« глядеть в природу – это значит глядеть в зеркало, где отражен человек»)
- Можем ли мы представить самого писателя? Каким же он предстал перед нами?

III Итог урока и оценивание своей работы на уроке.


15