Открытый урок по познанию мира Каждой птице нужен свой клюв

Конспект открытого урока по познанию мира во 2 классе
по теме:
«Каждой птице нужен свой клюв».
Тип урока: комбинированный.
Цель: Выяснить какие характерные особенности имеют птицы, как они приспособлены к той среде обитания, в которой находятся. Какое значение для животных имеет приспособление к окружающей среде? (Каждое животное приспосабливается к той среде обитания, в которой находится, чтобы выжить, прокормиться, защитить себя от врагов.)
Задачи:
Познавательный аспект
Выявить основные и отличительные признаки класса птиц.
Рассмотреть разнообразие строения клювов птиц.
Подвести к мысли, что клюв определяет не только положение птицы в системе особого класса позвоночных животных, но и прямым образом связан с условиями и способами питания, проглатывания добычи, а также со средой её обитания.
Развивающий аспект
Развивать:
мышление (самостоятельность, критичность, аналитичность, системность);
любознательность, стремление к исследовательской деятельности, самостоятельному поиску дополнительной информации, тяги к глубокому погружению в изучаемую тему;
формировать коммуникативные навыки: приобретение опыта сотрудничества, умение общаться, работать в группах.
Воспитательный аспект
Воспитывать:
нравственное отношение к окружающей природе;
уважение к товарищам, их мнению.
Ход урока:
Орг. момент. (3 мин)
Настрой на урок.
-Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему, и подарите соседу по парте своего солнечного друга.
- Улыбнитесь друг другу. Желаю вам успешных ответов, содержательных высказываний своих мыслей. Сегодня нам предстоит поработать в группах, думаю, что ваше сотрудничество будет плодотворным. Удачи вам на уроке.
Подведение итогов наблюдения за погодой и другими явлениями природы.
-Урок мы начинаем с наблюдения за погодой. Слово предоставляется дежурной класса.
А)Сегодня 11 февраля 2009 года. Температура воздуха в нашем регионе 10 С. Ветер дул с запада. Небо было мрачно. Наблюдались осадки в виде снега. На улице холоднее, чем вчера, падает снег, летят мокрые снежинки. Пения птиц совсем не слышно. Люди тепло одеты.При любой погоде желаю Вам хорошего настроения. С вами была дежурная Апостолова Анастасия.
Запись результатов в «Дневник наблюдений». Выводы: установление причинно- следственных связей. Заполните таблицу в страничке дневника наблюдений.
-Каждый день мы записываем свои наблюдения за погодой и видим происходящие в ней изменения, а какие же изменения произошли в живой природе с наступлением зимы? Какой при этом вывод можно сделать? (В природе всё взаимосвязано, изменения в неживой природе влекут за собой изменения в живой природе)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
-Итак, наша природа состоит из живой и неживой. Предметы, которые я вам сейчас покажу, тоже относятся к живой природе. Но, всё-таки, есть среди них один лишний. Определите, какой это предмет. Докажите, что он лишний, аргументируйте свой ответ. Итак, игра « Четвёртый лишний»
- Как назвать одним словом все предметы на картинке? (животные)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Итак, мы изучаем сейчас раздел «Жизнь животных».
- Давайте вспомним, на какие группы делят всех животных? (Рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся (позвоночные) и насекомые (беспозвоночные).

Проверка ранее усвоенных знаний учащихся. Проверка дом. задания. (5 мин)
Фронтальное повторение учащихся. В это время раздаются индивидуальные карточки с вопросами по домашнему параграфу «Как животные приспособлены к среде обитания»

-На прошлом уроке мы говорили о том, как животные приспосабливаются к среде обитания. Проверить домашнее задание мне помогут вопросы викторины и индивидуальные карточки.
1. Задание (презентация). Назовите животное, ответьте на вопрос.
Тигр (Что помогает тигру во время охоты близко подобраться к добыче?) (полосатая окраска)
Длинноиглый ёж (Почему на это животное бояться нападать лисицы и пернатые хищники?) (иголки 4,5 сантиметра)
Белка-летяга (Какая связь между этой белкой и ковром-самолётом?) (между передними и задними ногами летательная перепонка, менять направление полёта помогает хвост)
Птица козодой (Зачем птица днём прикрывает веками свои большие жёлтые глаза? Зачем, садясь на ветку, птица плотно к ней прижимается?) (окраска незаметная под цвет песка, живёт в пустыне; чтобы янтарный блеск глаз не увидели враги)
Жаба (Как она спасается от врагов?) (выделяет через кожу сильно пахучую жидкость)
Дятел (Как дятел приспособил свой хвост?) (страховочный канат и табуретка)
Бабочка (Что помогает бабочке спрятаться от врагов?) (крылья, похожие на листочек, цветок)
Индивидуальный опрос дом. задания.(тест, во время фронтального опроса, одному представителю из группы)
Тест
1. Зачем животные умываются?
а) чтобы быть чистыми, чтобы не было запаха во время охоты;
б) просто так, от случая к случаю;
в) пища застревает в зубах.
2.Ветер дует с запада. С какой стороны горизонта тигр будет нападать на свою добычу?
а) с севера;
б) с востока;
в) с юга.
3. Почему тигр охотиться против ветра?
а) ему так удобно;
б) чтобы чувствовать запах добычи;
в) чтобы ветер не донёс запах тигра до жертвы.
4.На каком расстоянии человек на охоте никогда не поймает волка или лису?
а) 5 – 10 метров;
б) 3 - 5 метров;
в)20 метров.
5. Где нос у бабочки?
а) на спине;
б) на крылышках;
в) на кончиках лапок.
6. Чувствует ли бабочка запах пищи?
а) не только запах, но и вкус;
б) не чувствует;
в) чувствует только вкус пищи.

Вывод: Какое значение для животных имеет приспособление к окружающей среде? (Каждое животное приспосабливается к той среде обитания, в которой находится, чтобы выжить, прокормиться, защитить себя от врагов и существовать.)
Выставление оценок за домашнее задание: фишками в виде птиц, выставление оценок за работу на карточках.

III. Изучение нового материала. (30 мин)
Сообщение темы, постановка задач урока и доведение их до сознания учащихся
-Сегодня мы продолжаем работу по изучению позвоночных животных. А о какой группе животных сегодня пойдёт речь, вам необходимо отгадать загадку
* * *
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится? Угадали? Это (птица)
- Сегодня мы поговорим о птицах и о том, что помогает им приспособиться к среде обитания.
- Какие у вас возникают ассоциации со словом птица? ( воздух, небо, полёт, крылья, перья, гнёзда, яйца, клюв, птенцы, пение).



Коллективная работа по составлению кластера.

Общие признаки у птиц

Полёт пение клюв



крылья гнёзда



перья яйца птенцы

- По составленному кластеру видно, что объединяет всех птиц.
- Что вы уже знаете об этой группе животных? (бывают дикие и домашние, перелётные и зимующие)
- А по типу питания на какие группы делятся птицы?(хищники, насекомоядные, зерноядные, всеядные) – Приведите примеры.
- Знаете ли вы ребята, какую пользу приносят птицы, расскажите.
(собирают насекомых, лечат деревья, разносят семена и т.д.)
Видите ребята, насколько велика роль птиц. И становится печально, оттого, что число птиц всё время сокращается. Как же мы можем им помочь?! Расскажите
(кормушки зимой, не разорять гнёзда, не вырубать деревья) А ещё исчезающих птиц заносят в Красную Книгу.
- Каких вы знаете птиц Казахстана, занесённых в Красную Книгу?
Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями. Птиц на земле много – около 9 тысяч видов. А что же их отличает?
показ презентации (с комментированием учителя)
- Посмотрите на слайды и скажите, что отличает всех птиц?
Ответы детей.(Клювы, лапы, строение тела, окраска, голос, место обитания).

Отличительные признаки у птиц

Клювы голос, пение строение тела



пища



лапы окраска место обитания

-Правильно. Есть птицы большие, более 2 метров (страусы), есть совсем маленькие как бабочка или стрекоза (колибри). Есть птицы, которые летают выше облаков (орёл), а есть такие, которые не могут летать (пингвины). Одни птицы живут в лесу, другие в степи, третьи на берегу моря, а есть и такие, за которыми ухаживает человек. Одни питаются насекомыми, другие рыбой. Есть птицы- хищники, которые охотятся на других птиц или животных (сова, ястреб, сокол).
- Ребята, отгадайте, у человека ногти, а у птицы – (когти), у человека – нос, а у птицы – (клюв).
Одним из внешних отличительных признаков птиц является клюв.
Знакомство с биографией и творчеством В. Бианки.
- Почему же у птиц разные клювы? Выяснить этот вопрос нам поможет сказка- несказка Виталия Бианки «Чей нос лучше?». С творчеством этого писателя вы уже немного знакомы. Прочитайте таблицу о писателе и заполните её. В левой колонке поставьте + , что вы уже знаете о писателе, а в правой + , что новое о нём вы узнали. (Дети индивидуально заполняют таблицу)
Виталий Валентинович Бианки
Знаю о нём
Новое для меня

Родился в прошлом веке, в Петербурге.



Отец его работал в зоологическом музее.



Пишет о жизни растений, животных



Любит природу




Написал сказку
«Чей нос лучше?» и др.



Написал рассказ «Прячутся»




Написал сказку «Сова»



Его произведения учат нас любить и понимать природу



Написал произведения
«Лесная газета», «Кто чем поёт», «Чьи это ноги», «Лесные домишки»




- О чём вы уже знали и что нового вы узнали о писателе?
Работа над текстом В. Бианки «Чей нос лучше?» (На доске изображения птиц, встречающихся в рассказе.
Птицы:Дубонос, Клёст-крестонос,Бекас-Долгонос,Кулики:Шилонос и Кроншнеп- Серпонос, Широконос,Козодой-Сетконос,Пеликан-Мешконос,Дятел-Долбонос. )
Прекрасный писатель-натуралист В. Бианки написал для вас,ребята, сказку- несказку (называется так, потому что многое в этих сказках - правда) «Чей нос лучше?»
- Какова тема сказки?
(Жила- была на свете птичка Мухолов. И был у этой птички тоненький маленький клювик. Захотелось мухолову – тонконосу поменять свой клюв. Встретился Мухолов – тонконос с разными птицами, решил посмотреть чей же нос лучше.)
Беседа. Вопросы:
Давайте вспомним с какими птицами повстречался Мухолов? Перечислите.
-У всех ли из них клювы одинаковые? (нет, разные)
- Чей клюв вам показался самым удивительным?
- Выбрал ли мухолов себе чей –нибудь новый нос? Почему?
Работа в группах. А сейчас вам предстоит поработать в группах и выяснить, какая связь между клювом и средой обитания птицы? Познакомьтесь со средой обитания птиц и заполните таблицу.



1 группа Заполните таблицу. Ответьте на вопросы: 1. Какая связь между клювом птицы и средой её обитания? 2. Сможет ли клёст прожить на болоте?
Название птицы
Форма клюва (какой? На что похож?)
Что этим клювом птица делает? Чем птица питается?
Место обитания

1. Мухолов


Обитает в садах, парках, лесах, на опушках. В городах на бульварах и в скверах.

2. Дубонос




Живет в лиственных и смешанных лесах, садах и парках.

3. Клёст-крестонос




Живет в хвойных лесах.

4. Бекас- долгонос




на травянистых болотах, сырых лугах, в высокотравных степях и заболоченных лесах

5.Кулик - Шилонос


Обитает на любых побережьях



2 группа Заполните таблицу. Ответьте на вопросы: 1. Какая связь между клювом птицы и средой её обитания? 2. Почему пеликан не живёт в лесу?
Название птицы
Форма клюва (какой? На что похож?)
Что этим клювом птица делает? Чем птица питается?
Место обитания

1. Кроншнеп - Серпонос


Болота, сырые луга, гари.

2. Широконос




Обитает в заросших озерах и реках от южных тундр до степи и лесостепи.

3. Козодой - Сетконос





Обитает в смешанных и лиственных лесах и в кустарниках.

4. Пеликан - Мешконос




жители пресной воды, преимущественно озер.


5. Дятел - Долбонос



Обитает в хвойных лесах и парках.




3 группа (пользуясь статьёй учебника с 95- 96) Заполните таблицу. Ответьте на вопросы: 1. Какая связь между клювом птицы и средой её обитания? 2. Сможет ли дятел прожить в пустыне?
Название птицы
Форма клюва (какой? На что похож?)
Что этим клювом птица делает? Чем птица питается?
Место обитания


1. Воробей


Обычен в городах и поселках. опушки леса, сады и огороды.

2. Пеликан




жители пресной воды, преимущественно озер.

3. Дятел



Обитает в хвойных лесах и парках.

4. Орёл



Смешанные леса, перемежающиеся с долинами рек, лугами, болотами

5.Удод


Обитает по степным оврагам и балкам









4.Группа (для сильных учащихся). 1. Творческое задание. Пользуясь материалом учебника с 95 – 96, текстом произведения В. Бианки « Чей нос лучше?» ответьте на вопрос: Почему каждой птице нужен свой клюв?2. Продолжите мысль: « Нос – это не украшение, а » (Свою работу обоснуйте и творчески оформите в виде «карты мыслей»)
Физкультминутка Белые лебеди Летели, летели И на воду сели. Сели посидели, Снова полетели.

Выступления трёх групп.
Примерный ответ 4 группы.
(Варианты ответов детей: Всё в природе взаимосвязано: Клюв помогает птице приспособиться к среде её обитания. Клюв бывает длинным или коротким, загнутым вверх или вниз. Форма его зависит от характерного для вида способа добывания пищи, от среды обитания. «Нос – это не украшение, а важнейший «инструмент», с помощью которого птица добывает корм»)
- Так чем же закончилась эта история? А почему ястреб его съел? (потому что - это хищная птица и питается другими птицами и для него самого не важно какой у него клюв, потому что, заметив добычу с высоты полёта, он хватает её в первую очередь когтями, налетая внезапно.) А если бы его не съел ястреб –крючконос, то что было бы с мухоловом, если бы он всё- таки поменялся с кем- нибудь своим носом ? Смог ли бы он прожить с таким носом? (дети высказывают свои мнения)
– Какова главная идея произведения? ( Каждый нос хорош по- своему, всё зависит от среды обитания и питания.)
IV. Закрепление знаний, умений и навыков. (5 мин)
Индивидуальное дифференцированное задание (по выбору, разный уровень сложности):
А) Соедини стрелочками описание птицы с её названием.
Б) Разгадай кроссворд. Угадай, что за птица?








Ф. И. ученика __________________________

Разгадай кроссворд. Угадай, что за птица?

По вертикали:
Клюв у этой птицы крепкий и острый, долбит кору, находит личинок, насекомых. Обитает птица в лесах и парках.

У этой птицы клюв замысловатый, крест – на крест. Семечки из шишек вылущивает. Живёт птица в хвойных лесах.

По горизонтали:

Клюв птицы толстый, как мешок. Питается рыбой. Житель пресной воды, озёр.
Эта птица – хищная, клюв крючковатый.




1.



















3.





2.



4.



































Ф. И. ученика __________________________

Соедини стрелочками описание птицы с её названием.

Клёст У этой птицы нос тонкий.
Ловит мошек. Относится к насекомоядным.


Пеликан

У этой птицы замысловатый нос, крест – на крест. Она им семечки из шишек вылущивает.
Мухолов Эта птица рыбой питается, нос у неё толстый, на мешок похожий.
Дубонос У птицы толстый нос. Вишнёвые косточки им раскусывает, ягоды клюёт.






V. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин)
Беседа
- Так почему у каждой птицы свой клюв? Почему клювы у птиц разные?
-Как приспосабливаются птицы к среде обитания?
– Какой при этом можно сделать вывод? – Что нового вы узнали?
– Что было интересным для вас на уроке?
–Что было трудным? –Что понравилось? Не понравилось?
Отразите своё настроение (смайлики наклеиваются на доску).
Выставление и объяснение оценок

VI. Домашнее задание с правом выбор(дифференц.)
1.Написать сочинение- загадку от имени любой птицы, которая расскажет о том, какой у неё клюв, и мы по описанию должны будем отгадать о ком речь.
2. Написать сочинение- описание по плану:
1. Название птицы.
2. Какая у неё окраска, оперение?
3. Какой у неё клюв?
4.Что этим клювом птица делает?
5. Чем питается?
6. Где обитает?
7. Какую пользу приносит?
8. Как приспособлена к среде обитания?



Игра «Четвёртый лишний»

ЖИВОТНЫЕ


птицы


птицы



15