Исследовательская работа на тему: Война в судьбе моей семьи


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Бердский Политехнический колледж»
Исследовательская работа «Война в судьбе моей семьи»
РЕФЕРАТ

Выполнила: Долженко Алина Александровна,
Студентка
2 курса
Группы У24ТП
Руководитель: Жданова Татьяна Григорьевна

Бердск,2017 г.
Содержание
 Введение
1. Память – главный враг войны.
2. Поклонимся тем великим годам
3.Опрос
Заключение

Введение
Данный проект направлен на развитие патриотизма, любви к родному краю, к истории своей семьи и осмыслению событий героического прошлого.
Цели проекта:
1.  Формирование высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, гордости к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.
2.  Изучение и расширение знаний по истории своего края, осмысление событий героического прошлого.
Задачи проекта:
1.  Формирование и углубление знаний по истории родного края.
2.  Расширение и конкретизация краеведческих знаний и формирование убеждённости в необходимости изучения и осмысления событий героического прошлого.
Актуальность проекта:
На сегодняшний день героико-патриотическое воспитание актуально как никогда. Данный проект направлен на ознакомление учащихся с историей родного края, его военным наследием, развитием у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, используя приемы исторического анализа и методы сопоставления событий истории родного края с событиями отечественной истории в целом, воспитание уважения к истории и культуре своего края.
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей. Проект ставит своей целью выработку восприятия истории родного края, как нераздельной части российской истории. Воспитание уважения к истории родного края.
Это достигается следующими методами:
теоретическими (изучением и анализом специальной методической литературы);
эмпирическими (наблюдением, анализом причинно-следственных связей, обобщением материала);
статистическими (анализом и обработкой результатами исследований).
Механизм реализации проекта:
активизация поисковой и учебно-исследовательской деятельности;
воспитание уважения к истории родного края, его культуре, людям;
обобщение полученных знаний на основе межпредметных связей.
Перед тем, как приступить к сбору информации о вкладе моих родных в победу над фашизмом, я вместе со своей семьей составила генеалогическое древо семьи. Благодаря ему мне сразу стали более понятны родственные связи. На генеалогическом древе мы выделили родственников, участвовавших в войне георгиевской ленточкой, как символом памяти.
Из рассказов моих родителей, бабушек и дедушки выяснилось, что мой прадед воевал в годы войны, был отмечен различными наградами.
Вот данные, которые я обнаружила в интернете на сайте http://www.podvig-naroda.ru/ «Общедоступный электронный банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», дополненные рассказами родителей, бабушек и дедушек.
1.Память – главный враг войны.
Я не могу оставаться равнодушной к войне, унесшую за собой жизни миллионов людей. Да и на уроках истории постоянно твердят нам: «Не зная своего прошлого, мы не можем строить будущее». Но, с каждым разом, вникая во все подробности этой кровопролитной войны, я все больше понимаю, что делаю это не ради похвалы учителя, а для того, чтобы отдать дань уважения своему покойному прадедушке. Он сделал все, что было в его силах, для того, чтобы мир, в котором мы живем, стал светлее, ярче, стал лучше. Сколько бы поколений не прошло по земле, Великая Отечественная война не должна изгладиться из их памяти. Войну забывать нельзя. Когда войну забывают, начинается новая, потому что память – главный враг войны.
2.Поклонимся тем великим годам
Поклонимся тем великим годам ,тем славным командирам и бойцам и маршалам и рядовым ,поклонимся и мертвым и живым ,всем тем которых забыть нельзя ,поклонимся друзья .  Великая Отечественная война – это незабываемая страница в истории нашей страны. 70 лет назад окончилась война, но до сих пор слышны ее отголоски. Невозможно забыть тех великих полководцев, с помощью которых наша страна одержала Великую победу 9 мая 1945 года. Но также невозможно забыть тех людей, которые сражались за свою Родину и принесли ей победу. К сожалению, в живых сейчас остались уже немногие. И мы должны знать их, помнить об их подвигах и быть им благодарны.
Мой рассказ пойдет о моем прадедушке Долженко Александре Ивановиче.

Долженко Александр ИвановичГоды жизни: 14.02.1912 - 09.04.1982 Место рождения: Украинская ССР, Житомирская область, Овручский район, село МодвиновкаНаграды: Орден «Красного Знамени», Медаль «За отвагу», юбилейные медали.
Звание: Гвардии старший лейтенант.
Праздник Победы для моего дедушки – самый главный праздник. В первую очередь  потому, что его отец, мой прадед был участником самой страшной войны на свете. Хотя, наверное, не бывает войн не страшных. В каждую семью «заглянула» война и везде оставила неизгладимый след. Вот уже семьдесят лет помнят и чтят в каждой семье своего самого главного героя. В нашей семье это мой прадедушка Долженко Александр Иванович. Я не видела его никогда, но много слышала о нем. Родился и рос Александр Иванович на Украине, в 1938 году женился и переехал на Родину своей жены, моей прабабушки, в Новосибирскую область, в одно из сел. Был построен дом, родился сын, они были молоды и счастливы. Война. Кому и зачем это нужно? Сколько покалеченных судеб и погубленных жизней!  Прадеду было всего 29 лет, когда он ушел защищать свою Родину, свою семью. Это был 1941 год…Что оставалось делать моей прабабушке, Дарье Никитичне? Как и многим-многим другим женщинам – работать до изнеможения и ежедневно ждать писем с фронта. А письма были. В них он писал о том, что с первых дней войны его отправили на ускоренные курсы младших командиров.  После двухмесячной подготовки моего прадедушку отправили на фронт, где он командовал взводом. До 1943 года воевал на разных фронтах. В боях дошел до города Орла, который был оккупирован немецкими войсками. Участвовал в освобождении этого города во время битвы на Орловско-Курской дуге с 5 июля по 23 августа 1943 года. В оборонительных сражениях в июле советские войска Центрального и Воронежского фронтов (генералы армии К. К. Рокоссовский и Н. Ф. Ватутин) отразили крупное наступление немецких войск групп армий «Центр» и «Юг» (генерал-фельдмаршал Х. Г. Клюге и Э. Манштейн), сорвав попытку противника окружить и уничтожить советские войска на Курской дуге. Перешли в контрнаступление, разгромили 30 дивизий противника и освободили Орел 5 августа. Именно здесь мой прадед получил ранение, в результате которого лишился глаза. После госпиталя прадедушка был комиссован  и  вернулся домой.  По возращении домой его назначили военруком в школе. После войны в годы восстановления разрушенного хозяйства фашисткой Германией был назначен управляющим в селе. Мы помним и мы гордимся! Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой…
Медаль «За отвагу»03.03.1943 Орден» Красного Знамени»


Описание подвига:
Гв. Лейтенант Долженко , командуя взводом 82 мм минометов 22.2.43г. в ожесточенном бою при прорыве сильно укрепленной оборонительной линии противника в районе железнодорожного полустанка Котовичи Орловской области, поддерживая 8 стрелковую роту выдвинулся со своим взводом вперед. Отразил при поддержки роты две ожесточенные контратаки противника ,перебив большое количество немецких солдат и офицеров, и отбросив подходящие резервы врага продолжал наступление в глубину немецкой обороны. Четким огнем подавил ряд огневых точек противника, вывел из строя 6 вражеских пулеметных расчета.
Также наша семья и родственники участвовали в акции «Бессмертный полк» в 2015 году в Искитиме.
Это мой папа, Долженко Александр
Это троюродные сестренки: Катя и Оля
Это я, Долженко Алина, с портретом прадедушки


3.Опрос
Изучив архивные документы своей семьи я заинтересовалась – а как у моих одногруппников? Хранят ли они дома ордена и медали, полученные их прадедами за военные подвиги, помнят ли о ветеранах войны.
В опросе участвовали ребята из моей группы, всего 26 человек. Каждому я задал 5 вопросов:
Беседуете ли вы дома о ВОВ?
Знаете ли вы, как жила семья во время войны?
У вас дома есть медали, ордена, письма, фотографии, которые напоминают о войне?
Вспомните, от кого вы впервые узнали о ВОВ?
Зачем нужно помнить о ВОВ 1941-1945?
Оказалось, что о войне дома беседуют 20 человек, но чаще всего на 9 мая. 24 человек из опрошенных знают, как жила их семья во время войны. У 14 человек есть дома медали, ордена, фотографии военных лет, 5 человек не знают, есть ли у них такие памятные вещи.
Впервые о войне большинство ребят узнало от родителей (9 человек), от бабушек и дедушек – 12 человек, а остальные - от воспитателей, из книг, от учителей.
На последний вопрос «Зачем нужно помнить о войне» 2 человек ответили «Не знают», а остальные ответы: «это наша история», «чтобы помнили, кто защитил страну», «чтобы гордиться своими прадедушками», «потому что погибло много русских людей», «Чтобы не было больше войны».
И хотелось бы чтобы мои одногруппники и друзья разговаривали о Великой Отечественной войне не только на 9 мая как большинство ответили, но и по чаще вспоминали эти тяжёлые дни, о родных которые воевали.
Заключение
Вот уже идет седьмое десятилетие после нашей победы в Великой Отечественной Войне. Все эти годы мы испытываем чувство гордости за тот подвиг в кровавой схватке. Не было ни одной семьи, которой не коснулась беда. Читая и слушая рассказы о войне, я часто думаю о своем прадеде, которого я никогда не видела, потому что он умер за долго до моего рождения.
Великая Отечественная война наложила отпечаток на судьбы миллионов семей, унесла жизни дорогих и близких. Она заставила повзрослеть даже самых маленьких детей, наделив их мужеством и великой силой духа в борьбе за справедливость. Война затронула и мою семью, судьбы моих бабушек и дедушек, переживших это тяжелое время.
Проведя эту работу, опросив своих родных, друзей и одногруппников, я сделала следующие выводы:
Нужно создавать условия для получения знаний о ВОВ, чтобы учащиеся испытывали чувство гордости за свою семью и страну в целом.
Знания о подвигах простых людей формируют такие качества, как храбрость, мужество, любовь к своей стране и народу.
При проведении такой исследовательской работы формируется интерес к истории своей семьи, воспитывается бережное отношение к семейным фотографиям, наградам, а также уважение к старшему поколению.
Василий Осипович Ключевский, крупнейший отечественный историк, сказал: «История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого».
Список литературы и интернет-источников:
1. http://medalww.ru/nagrady-sssr/ordena-sssr/orden-otechestvennoj-vojny/ Боевые награды ВОВ © medalww.ru).2. http://www.podvig-naroda.ru/ «Общедоступный электронный банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
3. рассказы моих родителей, бабушек и дедушек.