Тренинг Формирование эмоциональной устойчивости педагога


Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей ДД-Ш «Виктория»
Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
«Формирование эмоциональной устойчивости педагога»
Подготовила и провела:
Педагог-организатор
Попова Елена Сергеевна
Семинар – тренинг с педагогами по теме:
« Формирование эмоциональной устойчивости педагога»
Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагога
Задачи:
Познакомить педагогов с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками
Проанализировать проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
Проанализировать собственные источники негативных переживаний на работе, выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста.
Создать участникам условия для полноценного общения.
Снятие напряжения и получение психологической поддержки.
Материалы и оборудование:
Бумага, цветные карандаши
Правила работы группы:
- искренность в общении означает открытое выражение чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе, никто не обижается на высказывания других членов группы;
определение сильных сторон личности: во время занятий каждый участник тренинга стремится подчеркнуть положительные качества другого участника, с которым вместе работает;
активное участие в работе группы: стремление общаться со всеми членами группы, независимо от симпатий, не замыкаться в себе, даже если узнали о себе что-то не очень приятное;
уважение к говорящему: когда высказывается кто-либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем возможность сказать то, что он хочет, не перебиваем до тех пор, пока он не закончит говорить, и лишь после этого мы задаем свои вопросы,благодарим его или спорим с ним.
- относиться друг к другу открыто и доброжелательно.
Здравствуйте, уважаемые педагоги!
1. Разминка (Участники тренинга сидят на стульях в кругу.) Давайте поприветствуем друг друга: каждый по очереди, передавая мяч, называет свое имя и какое-либо свое качество, которым можно описать себя. Прилагательные должны начинаться с той же буквы, что и имя (например, Катя – кроткая, красивая, креативная). Например, Ирина — изобретательная и т.д. У любой профессии есть побочные эффекты. У шахтеров больные легкие, у наездников и жокеев проблемы с ногами. От этого никуда не деться. Нечто подобное происходит и с учителями, воспитателями. Со всеми теми, кому приходится постоянно активно общаться с людьми. Это работа в сфере "человек-человек". Ученые заметили и выяснили, что работа в этой сфере меняет человека, деформирует его.
Как же это выражается? Сейчас я перечислю ряд признаков, которые такому изменению сопутствуют. А вы прислушайтесь к себе – может быть, что-то подобное происходит с вами.
снижение восприимчивости отсутствие любопытства в ответ на что-то новое, отсутствие страха в ответ на опасность.
бессонница;
постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
переживание негативных эмоций, для которых нет причин
чувство беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
постоянно, без необходимости, берете работу домой, но дома ее не делаете;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам работы;
эмоциональная холодность, безразличие к коллегам и детям;
Вышеперечисленное – это признаки такого явления как профессиональное выгорание.
Профессиональное выгорание — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая психофизиологические и поведенческие компоненты.
Почему же это происходит?
Происходит накапливание отрицательных эмоций. (это не значит, что работа наша такая ужасная и иметь с ней дело невозможно. Это не так. Но небольшие огорчения, волнения, переживания - есть всегда). Профессия педагога относится к профессиям, требующим постоянного контроля над своими словами и поведенческими реакциями. Эта работа невозможна без определенных усилий, и, как следствие, возникает эмоциональное перенапряжение. В процессе своей трудовой деятельности педагог вынужден общаться с детьми, родителями, коллегами: внимательно выслушивать, сопереживать, быстро принимать решения, сдерживать свои чувства, подбирать слова, нести ответственность за жизнь и здоровье. И работая с детьми мы находится в таких условиях, что эти негативные переживания не могут найти свое проявления. Мы всегда должны оставаться спокойными, внимательными, понимающими, заботливыми. Всегда с хорошим лицом, потому что от нас зависят дети. Негатив накапливается, соразмерного выражения у него нет. Это истощает эмоционально-энергетические и личностные ресурсы. В результате работать становится труднее. Мы стараемся защититься, не работать на полную, не включаться всецело в общение с детьми, не сопереживать каждому из них, а лишь поверхностно воздействовать. Такая работа и самому педагогу не в радость, и для детей не полезно, и коллегам с таким человеком общее дело делать трудно.
Все это приводит к тому, что эмоциональные весы личности педагога склоняются в сторону неблагополучия, нервного перенапряжения, а там до невроза один шаг.
Вполне естественно встает вопрос: что делать?
Чтобы педагогу не оказывать негативного влияния на тех, с кем он общается, и жить в мире с самим собой, следует разобраться с собой, со своими проблемами, то есть нужно начать с себя.
Основная часть: Психотехнические упражнения, задания, направленные на формирование эмоциональной устойчивости педагога
Упражнение «Комплименты».
Оборудование: мяч. Форма работы: коллективная, в кругу. Упражнения на сплочение группы, формирование доверия, эмоциональной поддержки. Каждому человеку нравится, когда ему говорят приятное – комплимент. Задание. По очереди мы будем перебрасывать друг другу мяч. Тот, кто кидает мяч должен сказать тому, кому мяч адресован что-нибудь приятное – комплимент.
2. Упражнение «Стратегии самопомощи»
1. Подумайте и запишите ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»
Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям.
Даже в самой трудной ситуации можно найти положительные моменты. Ищите во всем позитив. Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, стараться найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.
Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше. Устраивайте себе маленький праздник, когда вам плохо или одиноко. Если попали в трудную ситуацию, не впадайте в неподвижность: не лежите, не сидите у окна, двигайтесь и действуйте, пойте и смейтесь.
Окружите себя людьми, которые вас поддерживают и разделяют ваши идеи. Используйте группу поддержки: говорите о проблемах с родными, друзьями, коллегами по работе.
3.Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».
Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств. (10 мин). (В кругу, сидя на стульях).
Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).
Самодиагностика: Тест « Как вы заботитесь о себе?»
Ответьте, пожалуйста на вопросы, приведенные в тесте. Для этого оцените каждый вопрос по 4-бальной шкале и поставьте соответствующую цифру в графе « балл» напротив каждого вопроса.
Условные обозначения:
4 – верно ( высказывание относится к вам и к вашим поступкам и действиям)
3 – скорее верно, чем неверно
2 – скорее неверно, чем верно
1 – неверно ( т.есть вы так не поступаете никогда)
Подсчитайте, пожалуйста, ваш результат. Для этого сложите все цифры в
колонке « балл».
Номер
вопроса Вопрос балл
1. Временами я покупаю что-нибудь приятное, как, например, подарок, сувенир, безделушку 2. Я нахожу время, чтобы отдохнуть, расслабиться 3. Я считаю, что имею право иногда быть эгоистичной 4. Если я себя плохо чувствую, мне нравится позволять другим заботиться обо мне 5. Я заранее планирую приятные события, такие как каникулы, поход в театр или ресторан 6. Каждый день я уверена в том, что имею немного времени, чтобы потратить его на себя, сделать себе что-нибудь приятное 7. Для меня важно следить за своей внешностью и здоровьем 8. Я могу сказать « нет», когда люди требуют от меня что-то, что я не хочу делать 9. Я хвалю себя после того, как сделаю что-нибудь хорошее 10. Я стараюсь не употреблять алкоголь в большом количестве 11. Я делаю специальные упражнения, чтобы сохранить здоровье 12. Я обычно нахожу время, чтобы поддерживать отношения с людьми, которые мне приятны 13. Я предпочитаю здоровую пищу, а не сухие пайки 14. У меня есть время для занятий увлекательным хобби 15. Иногда я могу поставить свои интересы выше интересов других, даже если кому-то может не понравиться 16. Я считаю, что каждый сам должен отвечать за решение своих проблем 17. Я предпочитаю работать в удобном мне темпе, чем сразу выкладываться на все 100% 18. Я могу сама принимать решения, а не ждать советов окружающих 19. Я избегаю употребления табака 20. Я способна признавать и доказывать другим свои достоинства Итого: Интерпретация теста: «Как вы заботитесь о себе?»
Более 54 баллов – результат выше среднего.
Люди, имеющие данный общий балл, умеют заботиться о себе достаточно хорошо, поэтому им легче, чем другим, в искренней форме проявлять заботу об окружающих в тех ситуациях, когда это необходимо.
40 - 45 баллов – средний результат.
Те, кто имеет данный балл, как правило стараются заботиться о себе, но они могли бы улучшить свой результат.
Ниже 40 баллов – результат ниже среднего.
Эти люди заботятся о себе недостаточно хорошо. Возможно, что они часто имеют чувство вины перед собой, окружающими или низкий уровень ассертивности (способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него).
5. Упражнение «Я – дома, я – на работе»
Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Проанализировать:
похожие черты,
противоположные черты,
одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях
отсутствие общих черт.
Какой список было составлять легче; Какой получился объемнее?
Каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.
Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
6.Упражнение «Моечная машина»
Упражнения на сплочение группы, формирование доверия.
Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».
7.Упражнение «Мои лучшие качества»
Оборудование: таблица-образец «Мои лучшие качества»
Форма работы: индивидуальная, в кругу.
Подготовка. Раздаются готовые бланки «Мои лучшие качества» ( см. приложение №2)
Мои лучшие качества
Мои способности и таланты
Мои достижения
 
   
   
 
 
У каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть, чем гордиться. Одним из хороших приемов повышения самочувствия в таких ситуациях является обращение к своим достоинствам, положительным характеристикам личности. Я предлагаю составить вам памятку ваших достоинств, положительных характеристик личности.
Задание. Заполнить таблицу самостоятельно следующим образом: 
«Мои лучшие черты»: в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону.
«Мои способности и таланты»: сюда запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться.
«Мои достижения»: в этой графе обозначьте свои достижения в любой области.
Кто из группы желает поделиться содержанием своей таблицы «Мои лучшие качества»? (ответы по желанию)
8.Упражнение «Чувство»
Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.
Вопросы для обсуждения:
Воспринимали ли вас адекватно?
Возникали ли затруднения в определении чувства?
Расскажите о своих впечатлениях.
9. Упражнение «Промежуточная рефлексия»
Представьте себя каким-нибудь предметом в зависимости от того настроения, в котором вы находитесь в данный момент. Закрасьте его в любой цвет. Опишите, настроение этого предмета.
Участники по кругу описывают свои предметы.
10. Упражнение « Самоанализ»
Раздаются всем участникам по шоколадке « Аленка». Попросить участников описать Аленку, представив, что она живая:
Какой у нее образ жизни?
О чем она думает?
В чем нуждается?
Какой у нее характер?
Прочитайте написанный текст. Вы увидите, что большая часть описаний совпадает с вашим отношением к себе, с вашими чувствами. Каждый из нас описывая другого, говорит на самом деле о себе. 11. Заключительная часть. Восточная притча «Всё в твоих руках»
Давным- давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов влюбое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
-Всё в твоих руках.
Каждый из нас может найти рецепт, как привести свои мыс ли и чувства в порядок. Поэтому экспериментируйте, пробуйте. И если это средство помогло хотя бы несколько раз, оно сделало каждого из нас чуточку счастливее.
В заключении провести упражнение « Пирог « Счастье мое»
Упражнение проводится в мини-группах. Участникам даются
« ингредиенты» для приготовления пирога: улыбка, радость, тепло души, радуга, солнце, голубое небо, благополучие, доброта, щебет птиц.Задание: написать рецепт приготовления пирога из полученных ингредиентов; озвучить каждый из вариантов.
Пример: « Замесите пирог на доброте. Смешайте улыбку с радостью. Влейте тонкой струйкой тепло души. В больших пропорциях добавляйте благополучие. Украсьте кусочками голубого неба. Посыпьте цветами радуги. И выпекайте в солнечных лучах до ощущения счастья. Отламывайте маленькими кусочками и раздавайте каждому.» Будьте здоровы!
Рефлексия «Мне сегодня...»Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня...», оправдались ли ваши ожидания? Подведение итогов занятия.
Литература:
Нина Рубштейн « Полный тренинг по развитию уверенности в себе» М, 2011
Методическая разработка «Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания» http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/trening-dlya-pedagogov-po-profilaktike-emotsionalnogo-vygoraniya
Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.
Приложение №1
Анкета для участника семинара-тренинга по проблеме
« Формирование эмоциональной устойчивости педагога»
1.Оцените степень Вашей удовлетворенности содержанием семинара:
- Очень удовлетворена
- Удовлетворена
- В целом удовлетворена- Не удовлетворена
2. Определите уровень организации семинара:
-высокий
- Средний
- Низкий
3.Степень вашей активности в процессе занятий:01234567 (подчеркнуть соответствующий балл)
Ваши замечания и пожелания организаторам семинара (по содержанию, по форме занятий и т.д.)__________________________________________
Приложение№2
«Мои лучшие качества»
Мои лучшие качества
Мои способности и таланты
Мои достижения
 
 
 
   
 
Приложение №3
Тест « Как вы заботитесь о себе?»
Ответьте, пожалуйста на вопросы, приведенные в тесте. Для этого оцените каждый вопрос по 4-бальной шкале и поставьте соответствующую цифру в графе « балл» напротив каждого вопроса.
Условные обозначения:
4 – верно ( высказывание относится к вам и к вашим поступкам и действиям)
3 – скорее верно, чем неверно
2 – скорее неверно, чем верно
1 – неверно ( т.есть вы так не поступаете никогда)
Подсчитайте, пожалуйста, ваш результат. Для этого сложите все цифры в
колонке « балл».
Номер
вопроса Вопрос балл
1. Временами я покупаю что-нибудь приятное, как, например, подарок, сувенир, безделушку 2. Я нахожу время, чтобы отдохнуть, расслабиться 3. Я считаю, что имею право иногда быть эгоистичной 4. Если я себя плохо чувствую, мне нравится позволять другим заботиться обо мне 5. Я заранее планирую приятные события, такие как каникулы, поход в театр или ресторан 6. Каждый день я уверена в том, что имею немного времени, чтобы потратить его на себя, сделать себе что-нибудь приятное 7. Для меня важно следить за своей внешностью и здоровьем 8. Я могу сказать « нет», когда люди требуют от меня что-то, что я не хочу делать 9. Я хвалю себя после того, как сделаю что-нибудь хорошее 10. Я стараюсь не употреблять алкоголь в большом количестве 11. Я делаю специальные упражнения, чтобы сохранить здоровье 12. Я обычно нахожу время, чтобы поддерживать отношения с людьми, которые мне приятны 13. Я предпочитаю здоровую пищу, а не сухие пайки 14. У меня есть время для занятий увлекательным хобби 15. Иногда я могу поставить свои интересы выше интересов других, даже если кому-то может не понравиться 16. Я считаю, что каждый сам должен отвечать за решение своих проблем 17. Я предпочитаю работать в удобном мне темпе, чем сразу выкладываться на все 100% 18. Я могу сама принимать решения, а не ждать советов окружающих 19. Я избегаю употребления табака 20. Я способна признавать и доказывать другим свои достоинства Итого: Интерпретация теста: «Как вы заботитесь о себе?»
Более 54 баллов – результат выше среднего.
Люди, имеющие данный общий балл, умеют заботиться о себе достаточно хорошо, поэтому им легче, чем другим, в искренней форме проявлять заботу об окружающих в тех ситуациях, когда это необходимо.
40 - 45 баллов – средний результат.
Те, кто имеет данный балл, как правило стараются заботиться о себе, но они могли бы улучшить свой результат.
Ниже 40 баллов – результат ниже среднего.
Эти люди заботятся о себе недостаточно хорошо. Возможно, что они часто имеют чувство вины перед собой, окружающими или низкий уровень ассертивности (способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него).