Конспект Круговорот углерода в природе и последствия его нарушения

Тема: "Круговорот углерода в природе и последствия его нарушения" Класс: 9 «А» Учитель: Моисеева Л.А. Продолжительность урока: 40 мин.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цель урока: на примере круговорота углерода в природе рассмотреть генетическую связь органических и неорганических соединений, влияние соединений углерода на живые организмы и состояние окружающей среды, проследить экологические последствия нарушения природного равновесия.
Задачи урока:
Обучающие:
Обобщить знания учащихся о химических свойствах и биологическом значении соединений углерода на примере оксидов.
Рассмотреть круговорот углерода в природе и последствия его антропогенного нарушения.
Дать понятие “Парниковый эффект”. Познакомится с причинами, последствиями и мерами предотвращения.
Воспитательные
Воспитывать у учащихся навыков самопрезентации.
Воспитывать навыки работы в группе.
Воспитывать ответственное отношение к окружающему миру, своим действиям и поступкам.
Развивающие
Развивать коммуникативную и информационную компетенции учеников.
Развивать целостное восприятие окружающего мира
Развивать навыки исследовательского труда, умения анализировать фактическую информацию и делать выводы.
Оборудование.
Мультимедийный проектор, ноутбук, презентации.
Задания к составлению схемы круговорота углерода в природе.
Реквизит к сказке. Реквизит к упражнению “Парниковый эффект”.
Листы бумаги форматом А3. Маркеры. Тетрадные листы.
Карточки с тестовым заданием. Тетрадные листы.
План.
Презентация “Углерод”.
Групповая работа – составление схемы круговорота углерода в природе.
Импровизированная сказка “Приключения Уголька”.
Презентация “Угарный газ”.
Презентация “Углекислый газ”.
Групповая работа с учебником – составление сравнительной характеристики оксидов углерода.
Тестовая работа: Оксиды углерода.
Нарушение круговорота углерода. Антропогенные источники углекислого газа в атмосфере. Игровое упражнение в группах – “колесо последствий” - накопление углекислого газа.
Меры борьбы с накоплением углекислого газа – мозговой штурм.
Игра “Накопление углекислого газа в атмосфере и борьба с ним”.
Рефлексия.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Учитель знакомит учащихся с темой и целью урока. В беседе с учащимися формулирует задачи урока и примерный план урока.
Обобщение знаний по теме: “Биологическая роль углерода”.
Цель: обобщить знания о биологической роли углерода.
Проверка домашнего задания, выполненного в форме электронной презентации.
Составление схемы круговорота углерода в природе.
Цель: обобщить знания об этапах круговорота углерода в природе и процессах лежащих в основе круговорота.
Работа в группах: учащиеся должны, используя тексты, определить процесс или этап. На доске расположена схема круговорота. Учащимся необходимо на схеме расположить таблички с названием компонентов экосистемы или процессов. (Приложение 1, 2)
Обобщение знаний по теме: Биологическая роль оксидов углерода
1. Импровизированная сказка “Приключения Уголька”. Данный прием позволяет сделать логичный переход от повторения свойств углерода к свойствам его оксидов.
Кроме того инсценировка сказки является моментом эмоциональной разгрузки и динамической зарядки.
2. Опережающее домашнее задание: Электронные презентации: биологическая роль угарного и углекислого газов.
Цель: актуализация знаний учащихся по данной теме, стимулирование учащихся к самостоятельной работе.
3. Работа с учебником: заполнение таблицы: Сравнительная характеристика оксидов углерода.
Цель: систематизация полученных знаний, развитие навыков работы с текстом.
Контроль знаний учащихся по теме: Оксиды углерода.
Выполнение индивидуальной работы в форме теста.
Самопроверка.
Мозговой штурм: причины нарушения круговорота углерода.
В течение одной минуты учащиеся на листе бумаге пишут возможные причины нарушения круговорота углерода в природе.
Из всех причин указанных учащимися выделяется одна: накопление углекислого газа в атмосфере.
Обсуждаются источники углекислого газа в атмосфере: природные и антропогенные.
Работа в группах – “Колесо последствий” - накопления углекислого газа в атмосфере.
Цель: акцентирование внимания учащихся на прямые и косвенные последствия накопления углекислого газа в атмосфере и их взаимосвязь.
Презентация результатов работы групп. Составление “Колеса последствий”. Обсуждение.
Мозговой штурм “Как уменьшить накопление углекислого газа в атмосфере?”
Игра “Накопление углекислого газа в атмосфере и борьба с ним”.
Метод: ситуационное моделирование.
Цель: показать в форме моделирования ситуации, что решение Проблемы “парникового эффекта” задача не только общества в целом, государства, но и каждого человека.
Действующие лица:
Источники углекислого газа: дыхание, процессы разложение, извержение вулканов, машины, заводы, ТЭЦ.
Регуляторы содержания углекислого газа в атмосфере: леса, законы, штрафы.
Оборудование: ящик, с мятыми листами бумаги, таблички с ролями участников.
Правила игры:
Учащиеся, выполняющие роль источников углекислого газа, выбрасывают бумагу из ящика, а учащиеся, выполняющие роль регуляторов накопления углекислого газа, пытаются собрать эту бумагу и сложить обратно в ящик. Удается им “очистить атмосферу” только тогда, когда к процессу “уборки” подключаются все учащиеся.
Учащиеся делают вывод.
Подведение итогов урока. Выводы.
Рефлексия

Приложение 1.
Карточки с названиями этапов и процессов, включенных в круговорот углерода
Атмосфера
Производители - Продуценты
Растительноядные животные – потребители (консументы) I порядка
Плотоядные животные – потребители (консументы) II, III порядка
Организмы, вызывающие разложение
Редуценты – организмы, разлагающие органику
Известняковые и доломитовые осадки, окаменения
Фотосинтез
Дыхание
Передача и преобразование органических соединений по цепи питания
Смерть
Разложение

Приложение 2.
Тексты для групповой работы по составлению схемы круговорота углерода в природе.

Травоядные животные съедают растения, и углерод трансформируется в соединения, которые включаются в структуру животных.
В процессе фотосинтеза атом углерода превращается в разнообразные органические соединения и включается в структуру растений.
После гибели растений их молекулы идут в пищу к редуцентам – организмам, которые питаются мертвыми органическими веществами и при этом разрушают его до простых неорганических соединений.

Растения поглощают молекулы углекислого газа, находящиеся в атмосфере.
Углерод остается в растениях, пока растения не погибнут.
Плотоядные животные, съедая травоядных, трансформируют соединения углерода в свою структуру.

В результате вулканической деятельности в биосферу поступает определенное количество соединений углерода.
Поднятие органогенных пород приводит к выщелачиванию известняков и им подобных ископаемых.
После гибели животных их молекулы идут в пищу к редуцентам – организмам, которые питаются мертвыми органическими веществами и при этом разрушают его до простых неорганических соединений.

В гидросфере растворенный углекислый газ «включается» в состав карбонатов.
При дыхании организмов углекислый газ возвращается в атмосферу.
Некоторая часть мертвой органической ткани накапливается в толще земли и переходит в ископаемое состояние. Залежи каменного угля или торфа – это и есть продукт процессов фотосинтеза растений прошлых геологических эпох.

Водные организмы, поглощая растворенный углекислый газ, создают свои скелеты.
После гибели гидробионтов их скелеты, оседая на дно, образуют пласты известняков.



Приложение 3.
Сказка «Приключение уголька»
Действующие лица: Уголек, Кислородик, Угарыш, Двуокись, Вода, Гемоглобин, Деревья и Люди.
Жила-была семья Углеродов. Семья была многочисленной, но сегодня мы расскажем о приключениях одного их братьев – Уголька.
Уголёк был чёрен. Твёрд, он всем приносил тепло. Все были ему рады. И он был очень жизнерадостным. Его лучшим другом был Кислородик. Два друга были неразлучны. Они много времени проводили вместе.
Время шло незаметно. Друзья росли и характер их стал меняться и Уголек не заметил, как стал похож на Кислородика. Он научился так же проникать в клетки. Но, то ли из-за зависти, а, то ли из-за неумения, только он стал вызывать удушье, отравляя людей. И поэтому стали называть его Угарышем. Характер нашего героя изменился. Никто не хотел с ним играть, только его верный товарищ – Кислородик – по-прежнему был рядом с ним.
И понемногу Угарыш стал меняться. Он повзрослел и превратился в Двуокись. Но, несмотря на то, что наш повзрослевший герой стал более популярен, не все были ему рады. (Подходит к деревьям – те радуются, подходит к людям – те отмахиваются) И появилась у Двуокиси еще одна черта – он стремился накрыть всех собой, стараясь никого не обидеть. Поднимаясь все выше и выше. Ему казалось, что он подобен Солнцу – он тоже всех согревает, как в теплице.
Так проводили друзья многие дни, гоняясь друг за другом в огромном небесном море. Но как-то раз, Играя с Кислородиком в облаках, наш герой повстречал прекрасную Воду. Вода была холодна и вся искрилась на солнце. Конечно, она не могла не понравиться Двуокиси. Растопив её холодное сердце. Наш герой вылился дождем на землю, туда, где начинался его путь.


Приложение 4.
Тестовая работа.


________________________
1. вариант.
1. Низшая степень окисления атома углерода равна:
А) -4; Б) +4; В) -6; Г) -2
2. Адсорбционные свойства наиболее характерны для:
А) алмаза; Б) активированного угля
В) графита; Г) каменного угля
3. Определите вещество Х в следующей схеме превращений: С ( X ( C2H2
A) CO2; Б) CO; В) CaC2; Г) Al4C2
4. Электронная конфигурация валентного уровня атома углерода
A) 2s22p2; Б) 2s2; В) 2s22p4; Г)3s23p2
5. Угарный газ – это
А) SO3; Б) CO2; В) CO; Г) P2O5.
6. Оксид углерода (IV) – это:
А) угарный газ; Б) «веселящий» газ;
В) сернистый газ; Г) углекислый газ.
7.Известковая вода мутнеет при пропускании:
А)SO3; Б)CO2; В)P2O5; Г) CO


________________________________
2. вариант.
1. Высшая степень окисления атома углерода равна:
А) -4; Б) +4; В) +6; Г) +2
2. Наибольшая твердость характерна для:
А) графита; Б) белого фосфора;
В) алмаза; Г) красного фосфора.
3. Наименьший радиус имеет атом:
А) Sn; Б) Ge; В) Si; Г) C
4. Определите вещество Х в следующей схеме превращений: CaC2 ( X ( CO2
A) Al4C3; Б) C2H2; В) C; Г) CO
5. Углекислый газ – это:
А) CO2; Б) SO3; В) P2O5; Г)CO
6.Оксид углерода (II) – это оксид
А) кислотный; Б) несолеобразующий;
В) основной; Г) амфотерный.
7. Какое вещество используется в пищевой промышленности:
А) угарный газ; Б) «веселящий» газ;
В) сернистый газ; Г) углекислый газ.










Oђ Заголовок 1Oђ Заголовок 315