Развитие кругозора в познавательно – исследовательской деятельности в природе (сентябрь, октябрь, ноябрь 2015г.)

Развитие кругозора в познавательно – исследовательской деятельности в природе (сентябрь, октябрь, ноябрь 2015г.).
Живая природа (любование, проблемные вопросы, сравнение объектов)
Дата
Неживая природа
Дата
Взаимодействие человека с природой
Дата
Художественное слово
Дата

Наблюдение за растениями.
Предложить детям найти первые признаки осени, назвать самые красивые деревья и кустарники.

Наблюдение за дождевыми червями.
Продолжать знакомить детей с представителями животного мира. Предложить детям понаблюдать за дождевыми червями и помочь сделать вывод, что они рыхлят почву. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяет жизнь растений, животных и человека.

Наблюдение за растениями: рябина в сентябре.
Рассмотреть листья рябины (лист сложный, состоит из нескольких простых листочков), гроздья. Расширять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяет жизнь растений.

Наблюдение за жуками.
Предложить детям рассмотреть и сравнить жуков между собой, найти черты сходства и различия. Расширять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяет жизнь насекомых.

Наблюдение за растениями в цветнике.
Предложить детям найти знакомые цветы, назвать их, сравнить между собой, вспомнить, какими они были летом, рассказать, какими они стали осенью.

Наблюдение за растениями: клен в сентябре.
Предложить детям рассмотреть дерево и назвать его части (ствол, ветви, листья), полюбоваться осенней окраской кроны клена, подобрать, как можно более точные обозначения цветов и оттенков, в которые раскрашены листья, рассмотреть семена – крылатки.

Наблюдение за насекомыми.
Предложить детям рассказать, почему с наступлением холодов исчезают насекомые, куда они прячутся.

Наблюдение: деревья осенью.
Уточнить представления детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья), упражнять в различении листьев по цвету, величине, форме.

Наблюдение за растениями в цветнике.
Предложить детям найти знакомые цветы, вспомнить какими они были летом, рассказать, что изменилось, рассмотреть семена цветов.

Наблюдение за птицами.
Предложить детям рассказать какие изменения происходят в жизни различных птиц. Объяснить, почему одни виды птиц улетают в теплые края, а другие – нет. Учить детей различать птиц по внешнему виду.

Наблюдение за животными.
Предложить детям понаблюдать за домашними животными. Обратить внимание детей на то, что шерсть у них стала гуще, появился подшерсток. Предложить детям подумать и ответить – происходит ли тоже самое и с шерстью лесных зверей.

Наблюдение: растения осенью.
Уточнить и систематизировать знания детей о признаках осени, учить устанавливать связь между состоянием растений и осенними изменениями в природе.

Наблюдение за птицами: сорока.
Учить детей наблюдать за птицами, выявлять особенности внешнего вида, поведения, учить узнавать по голосу. Рассказать о характере и повадках сороки, о характеристиках, данных ей в поговорках и рисских народных сказках.

Наблюдение: насекомые осенью.
Предложить детям найти насекомых, выслушать предположения ребят о том, где нужно их искать, как проверить предположения.

Наблюдение: деревья в октябре.
Предложить детям рассмотреть деревья растущие на участке и ответить – листья каких деревьев раньше изменили свою окраску, на каких деревьях есть еще зеленые листья, на каких их нет.

Наблюдение за воробьями.
Учить детей наблюдать за птицами и по результатам наблюдений рассказывать об их внешнем виде, повадках. Учить узнавать птиц по голосу.

Наблюдение: трава осенью.
Учить детей выявлять изменения, происходящие с травой, рассказывать о них по результатам наблюдений, формулировать предположения о том, почему трава желтеет, вянет.

Наблюдение за птицами.
Предложить детям назвать знакомых птиц (воробьи, галки, вороны, сороки, синицы и др.), рассказать, как они узнали ту или иную птицу, поощрять желание детей заботиться о птицах.

Наблюдение за птицами.
Учить детей сравнивать по внешнему виду (величине, окраски оперения) различных птиц, стимулировать детей к использованию сравнительных характеристик и речевых конструкций.
Наблюдение за рябиной.
Приучать детей узнавать рябину среди других деревьев; составлять короткое описание рябины: гладкий темный ствол, резные листья, красные ягоды, похожи на бусины, которыми зимой питаются птицы.

Наблюдение: белоствольная береза.
Продолжать знакомство детей с различными видами деревьев; учить узнавать березу, составлять её простейшее описание с использованием прилагательных, характеризующих внешний вид дерева (высокая, стройная, красивая, белоствольная, тонкие, гибкие).

Сравнительное наблюдение за деревьями.
Приучать детей узнавать деревья (ель, рябина) по описанным в загадках признакам, развивать логическое мышление, речь.

Наблюдение за котенком.
Расширять представления детей о животных, различать характерные признаки кошки, воспитывать стремление заботиться о питомце.
2.09






4.09


















7.09














9.09












14.09









17.09
















18.09







21.09








22.09
30.10








24.09
27.10











1.10













2.10










7.10













13.10








22.10











23.10









29.10











2.11











5.11










9.11











12.11















13.11









16.11
Наблюдение: листопад.
Предложить детям понаблюдать за осенними деревьями, рассмотреть листья, сравнить их окраску.

Наблюдение: почва ранней осенью.
Расширять и уточнять представления детей о природе. Обсудить с детьми, почему почва необходима деревьям, кустарникам, травам, цветам; помочь вспомнить, что из почвы растения получают влагу и питательные вещества. Обратить внимание на то, что с наступлением осени почва становится более холодной и сырой.

Наблюдение за неживой природой.
Определить, какая сегодня погода, отметить признаки ранней осени.

Исследовательская деятельность «Солнечное тепло».
Предложить детям обследовать предметы, нагретые солнцем, и предметы находящиеся на теневой стороне участка, обсудить, почему одни теплые, а другие холодные. Формировать элементарные экологические представления. Показать взаимодействие живой и неживой природы. Рассказать о значении солнца в жизни человека, животных и растений.

Наблюдение за солнцем.
Предложить детям вспомнить, какие части участка солнце освещало утром, обратить их внимание на то, какие части участка оно освещает днем. Пояснить детям, что осенью солнце не так высоко поднимается над горизонтом, как летом, что дни заметно уменьшаются, рано темнеет.

Наблюдение за облаками.
Предложить детям полюбоваться облаками, рассказать о видах облаков (кучевые, перистые), предложить отыскать их на небе и описать (цвет, форма, величина).

Наблюдение за росой.
Обратить внимание детей на траву, покрытую росой, объяснить природу данного явления. Рассказать о народных приметах, связанных с росой.

Наблюдение за паутинкой.
Обратить внимание детей на летающие паутинки, рассказать, что с её помощью путешествует паучок.
Наблюдение: осенний ветер.
Уточнить представления детей о погоде, развивать наблюдательность. Предложить детям рассказать, как можно узнать направление ветра, как меняется все вокруг в ветреную погоду.

Наблюдение: изменение продолжительности дня.
Провести очередной этап сравнительного наблюдения, помочь детям выявить изменение положения солнца на небе, пояснить, как это изменение влияет на продолжительность дня, понижение температуры воздуха.

Наблюдение за небом.
Предложить детям рассмотреть небо и описать его (ясное, голубое. Чистое, прозрачное или облачное, хмурое, серое, низкое).

Наблюдение: осенний дождь.
Предложить детям охарактеризовать осенний дождь (затяжной, моросящий, холодный), сравнить его с летним дождем; рассказать о настроении во время осеннего дождя, вспомнить, какое настроение было, когда шел летний дождь.

Наблюдение: одежда осенью.
Предложить детям обратить внимание на то, как одеты люди на улице, какую выбирают верхнюю одежду, головные уборы, обувь. Составить рассказ с опорой на вопросы о том, как одеваются люди в октябре, почему выбирают те или иные предметы одежды.

Наблюдение: свойство воздуха и ветра.
Дать детям представление о том, что воздух окружает всю землю, он необходим всем живым существам. Важнейшее свойство воздуха, благодаря которому мы видим окружающие предметы – прозрачность. Ветер – это движение воздуха, его нельзя увидеть, но можно выявить при помощи других органов чувств.

Наблюдение за погодой.
Уточнять представления детей о природных явлениях объединяемых понятием «погода». Предложить детям охарактеризовать сегодняшнюю погоду.

Наблюдение: направление ветра.
Учить детей определять направление ветра различными способами. Предложить ребятам разделиться на подгруппы, каждой подгруппе выбрать один из способов определения направления ветра, всем вместе обсудить полученные результаты.

Наблюдение за погодой.
Расширять представления детей о характерных признаках поздней осени, признаках приближения зимы.

Наблюдение за ветром.
Приучать детей определять ветреную погоду, показать взаимосвязь природных явлений, связанных с ветром.

Наблюдение за транспортом.
Познакомить детей с грузовым транспортом, с названиями частей машины. Дать представления о различных назначениях грузовых машин.

Экскурсия по территории детского сада.
Расширять представления детей о ближайшем окружении, уточнять названия различных предметов и построек, учить называть свойства предметов и определять из назначение, продолжать формировать обобщенные понятия.

Наблюдение за одеждой.
"Какая одежда нужна нам сегодня?" Активизировать в речи детей слова, обозначающие предметы и детали, предметов одежды, обсудить их назначение, зависимость одежды людей от состояния погоды.

Наблюдение за разгрузкой грузовых машин.
Познакомить детей с новым видом трудовых действий, работой грузчика, рассказать о важности выполняемой работы; развивать любознательность, наблюдательность.

Наблюдение за вечерним небом.
Продолжать знакомить детей с частями суток, учить понимать смысл слова "вечер", учить называть характерные признаки вечера (небо темное и серое,

Наблюдение: первый лёд на лужах.
Обратить внимание детей на корочку льда, покрывшую лужицы, выявить свойства льда (тонкий, прозрачный), выяснить, почему замерзла вода в лужах, учить устанавливать простейшие взаимосвязи в природе.

Наблюдение за первым снегом.
Дать детям представление о снеге, как главном признаке зимы, определить его свойства, подумать, на что похожи снежинки и снежный покров. Поддержать радостное настроение детей.
1.09






3.09
















8.09





11.09




















15.09















16.09
29.09









23.09








28.09






30.09











5.10
14.10
20.10











6.10








8.10
15.10
28.10











9.10














12.10

















16.10
19.10
26.10






21.10













3.11
24.11





6.11







10.11









11.11














17.11











19.11











20.11









23.11












27.11
Сбор урожая.
Закрепить представления об овощах, которые растут на огороде, о правилах ухода за ними, учить определять спелые овощи, рассказывать о своей работе на огороде.

Наблюдение за трудом взрослых: обрезка кустарников.
Обсудить с детьми, зачем обрезают кустарники и многолетние цветы, предложить понаблюдать за работой взрослых, рассказать о том, какими инструментами они пользуются, что и почему делают.

Сбор каштанов для изготовления подделок.
Предложить детям пофантазировать, на что похожи собранные ими каштаны, что из них можно смастерить. Развивать воображение, зрительное восприятие, образную речь. Учить детей рассказывать о проделанной работе.

Прополка огорода.
Учить детей пропалывать огород, используя их знания о культурных и дикорастущих растениях (сорняках), обсудить необходимость и пользу прополки. Воспитывать любовь к труду.

Уборка на огороде после прополки грядки.
Предложить детям рассказать, зачем нужно проводить уборку, предложить самостоятельно подобрать необходимы инвентарь, распределить обязанности, оценить свою работу.

Уборка опавшей листвы на участке.
Учить детей создавать себе и другим детям радостное настроение от выполненной работы; воспитывать экологическую культуру.

Подготовка клумбы к зиме.
Предложить детям рассказать, что, по их мнению, нужно сделать для подготовки клумбы к зиме, обсудить назначение различных трудовых операций. Предложить детям рассказать о результатах своего труда.

Наблюдение за трудом человека.
Расширять представления детей о труде взрослых, о сельскохозяйственном труде, о сезонных работах.

Сбор семян цветов.
Закрепить умение детей аккуратно правильно собирать семена в бумажные пакетики.

Работа в огороде.
Учить детей готовить землю для посадки семян в будущем году, совершенствовать умение детей, связанные с использованием детского инвентаря.

Уборка опавшей листвы на участке младшей группы.
Поощрять желание детей заботиться о младших ребятах, учить понимать значимость своего труда, гордиться его результатами.

Подготовка кустарников к зиме (удаление сухих и сломанных веток).
Обсудить с детьми назначение такой подготовки растений к зиме, предложить принять посильное участие в работе.

Заготовка земли для посадки семян в зимнее время.
Формировать у детей необходимые умения и навыки, учить использовать наиболее рациональные приемы работы, действовать сообща.

Окапывание деревьев и кустарников на участке.
Предложить детям рассказать, какого, по их мнению, назначение данной трудовой операции.

Кормление птиц, прилетевших на участок.
Воспитывать желание заботиться о птицах, воспитывать бережное отношение к природе.

Наблюдение на огороде.
Формировать представление детей об изменениях, происходящих в природе поздней осенью, о роли снежного "одеяла", которое не дает корням растений замерзнуть; предложить детям вспомнить, что они видели на огороде летом, ранней осенью.

Рассматривание снежинок при помощи лупы.
Рассмотреть с детьми строение снежинки через увеличительное стекло, продолжать формировать представления о красоте и разнообразии природы.

Опыты со снегом.
Помочь детям выявить основные свойства снега (белый, холодный, тает от тепла руки), учить передавать результаты наблюдений, используя в речи качественные прилагательные, развивать любознательность, воображение.

9.09








10.09












11.09












14.09









17.09










18.09
24.09







22.09











25.09






28.09
2.10




6.10








9.10









14.10









15.10










21.10






4.11
26.11





18.11












25.11









30.11



















Дует, дует ветер.
Дует, задувает.
Желтые листочки
С дерева срывает.

"Скачет, скачет воробей"

А.С. Пушкин "Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч".

Чтение потешки: " Солнышко-ведрышко!
Взойди поскорей!
Освети, обогрей"

Солнышко Солнышко ясное, нарядись, Солнышко красное, покажись. Платье алое надень, Подари нам красный день. А. Прокофьев

Дождик, дождик, веселей
Капай, капай не жалей.
Только нас не замочи.
К нам в окошко постучи.
Окраской  сероватая, Повадкой  вороватая, Крикунья хрипловатая  Известная персона. Кто она? (ворона.)

Воробей мой, воробьишка! Серый, юркий, словно мышка. Глазки  бисер, лапки  врозь, Лапки  боком, лапки  вкось... Прыгай, прыгай, я не трону, Видишь, хлебца накрошил...                (С. Чёрный) 

Песенка жука. Ж-Ж-Ж - запел рогатый жук; Вот как громко я жужжу! Тут же пчёлка зажужжала, На жука направив жало: Ты смотри меня не трожь, Уколю больней, чем ёж. Я жужжать умею тоже, На жука чуть-чуть похоже
Дует, дует ветерок,
Развивается флажок,
К небу шарики летят,
Облаками стать хотят.
Ай да ветер-ветерок,
Шарикам взлететь помог! (Г. Лаптева)

Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька.
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал.
И устал и перестал. (И. Токмакова)

Красные сапожки
Аннушке на ножки.
Будет Аннушка по лужам ходить,
Да сапожки носить.

Наступила осень, пожелтел наш сад,
Листья на березе золотом горят.
Не слыхать веселых песен соловья,
Улетели птицы в теплые края.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой (И. Бунин)

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит (А.Плещеев).
Шуршат по дорогам веселые шины,
Спешат по дорогам машины, машины.
А в кузове – важные, срочные грузы:
Цемент и железо, изюм и арбузы.
Работа шоферов трудна и сложна.
Но как она людям повсюду нужна!
(К.Чолиев)

Целый день у нас работа:
Ищем мы кота Федота.
Не пришел к обеду кот.
Где ты прячешься, Федот?
(Г.Лагздынь)

Утром глянул я чуть свет:  Двор по-зимнему одет.  Распахнул я настежь двери,  В сад гляжу, глазам не верю.  Эй! Смотрите, чудеса   Опустились небеса!  Было облако над нами,  Оказалось под ногами.
(А. Гунули)





1.09




24.09

30.09



15.09




11.09







8.10
15.10
28.10

2.11
5.11




23.10










9.09










21.10
6.11






3.11
24.11





9.10
17.11




22.10
13.11










6.10




10.11













16.11





27.11