Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Грамматика – подспорье языку»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сосновская средняя общеобразовательная школа № 2


Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол № 1 «1» сентября 2015г.

Утверждаю
директор МБОУ Сосновской СОШ № 2 ___________ \Л.В. Платицына\
приказ № 341 от «01» сентября 2015г





Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа
«Грамматика – подспорье языку»
социально-педагогической направленности
для обучающихся среднего школьного возраста,
срок реализации 1 год




Составитель:
Ненашева Вера Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы















Покрово-Васильевка 2015г.



ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Учреждение
Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сосновской СОШ № 2 в селе Покрово-Васильевка

2. Полное название программы
«Грамматика – подспорье языку»

3. Сведения об авторе:


3.1. Ф.И.О., должность
Ненашева Вера Анатольевна– учитель русского языка и литературы

4. Сведения о программе:


4.1. Нормативная база:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
-Конвенция о правах ребенка;
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2020года;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций»
-Устав и другие локальные акты ОУ

4.2. Область применения
Дополнительное образование

4.3. Направленность
Социально-педагогическая

4.4. Тип программы
Модифицированная

4.5. Целевая направленность программы
Общеразвивающая

4.6. Возраст обучающихся по программе
12-15 лет

4.7. Продолжительность обучения
1 год

5. Рецензенты и авторы отзывов:
Шепелёв Алексей Сергеевич – педагог-организатор










Пояснительная записка
Общеобразовательная, общеразвивающая программа дополнительного образования «Грамматика – подспорье языку» является рабочей, модифицированной программой и предназначена для работы с учащимися среднего школьного возраста и рассчитана на 72 часа.
Модернизация образования предполагает новые подходы в обучении школьников. Данный курс «Грамматика – подспорье языку» предназначен для учащихся 7 классов в качестве дополнения к базовому курсу русского языка. Современная концепция преподавания русского языка заключается в том, что в ней предлагается объединить теорию языка, орфографические и пунктуационные правила, развитие речевой культуры, сделав основным объектом рассмотрения на уроке русского языка текст, поскольку именно в тексте происходит реализация языковых правил. Следует наглядно показать ученику, как каждый языковой уровень (фонетика, лексика, морфология, синтаксис) помогает создавать и понимать текст. Актуальность курса определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для работы на повторение, больше времени отводится работе с текстом, что способствует подготовке детей к ГИА в 9 классе.
За основу взята программа кружка по русскому языку «Занимательная грамматика 7 класс» Корбут Марины Александровны. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Тесты для оценивания учебных достижений школьников составлены из материалов Интернета и личных наработок составителя.

Цель и задачи программы.

Цель: расширить, углубить и закрепить у школьников среднего звена знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Планируемые результаты.
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Учебно-тематический план


Тема занятия
Количество часов


Вводное занятие. Инструктаж по Т/Б.
1

Фонетика и орфоэпия (13 часов)

1
Диагностический тест
1

2
Для чего надо знать грамматику.
1

3
Что такое орфоэпия?
1

4
Банты и шарфы. Орфоэпические нормы.
3

5
Что такое фонография или звукозапись?
2

6
Звуки не буквы!
2

7
Звучащая строка.
2

8
Проверочная работа №1
1

Лексикология (40 часов)

10
Имена вещей. Как возникают названия.
2

11
О словарях энциклопедических и лингвистических.
2

12
В царстве смыслов много дорог. Многозначность слова.
2

13
Прямое и переносное.
4

14
Омонимы. Омофоны, омографы и омоформы.
2

15
Как и почему появляются новые слова?
2

16
«Откуда катится каракатица?» Этимологические словари.
2

17
Об одном и том же - разными словами. Синонимы. Контекстуальные синонимы.
3

18
Слова – антиподы. (Антонимы. Контекстуальные антонимы).
3

19
Фразеологические обороты.
2

20
Словари «чужих» слов.
2

21
Он весь свободы торжество. Литературная и живая народная речь.
2

22
Мы говорим его стихами. Крылатые слова и выражения.
2

23
Слова, придуманные писателями.
2

24
Слова уходящие и слова – новички.
2

25
Паронимы, или «ошибкоопасные слова».
2

26
Какой словарь поможет избежать ошибок?
2

37
Словарь - грамотей.
1

28
Проверочная работа №2
1

Синтаксис (18 часов)

29
Сочетания слов. Синонимия словосочетаний.
2

30
Образование форм существительных И. и Р. П. мн. ч.
2

31
Образование форм степеней сравнения прилагательных.
2

32
Образование форм степеней сравнения наречий.
2

33
Образование форм числительных.
2

34
Синтаксический разбор предложения.
2

35
Пунктуационный разбор простого предложения.
2

36
Характеристика простого предложения.
1

37
Комплексный анализ текста.
2

38
Итоговая проверочная работа.
1

39
Итоговое занятие.
1

Итого 72 часа



Содержание курса.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (1 ч.)
Фонетика и орфоэпия (13 часов)
Тема 1. Диагностический тест (с целью выявления пробелов в знаниях по изучаемым темам) (1ч.)
Тема 2. Вводное занятие. Для чего надо знать грамматику. (1ч.)
Анализ результатов диагностического теста.
Тема 3. Что такое орфоэпия?(1ч.)
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 4. Банты и шарфы. Орфоэпические нормы. (3ч.)
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов, которые часто произносятся неправильно: звонишь, каталог, обеспечение, свекла, жалюзи, вручит, шарфы, банты, торты и др.
Тема 5. Что такое фонография или звукозапись? (2ч.)
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 6. Звуки не буквы! (3ч.)
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема 7. Звучащая строка. (2ч.)
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха. Работа с текстами (стихотворения русских поэтов 19-20 веков).
Тема 8. Проверочная работа №1 (1ч.)
Проверка степени усвоения материала.
Лексикология (40 часов)
Тема 10. Имена вещей. Как возникают названия. (2ч.)
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 11. О словарях энциклопедических и лингвистических. (2ч.)
Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 12. В царстве смыслов много дорог. Многозначность слова. (2ч.)
Знакомство с многозначными словами, словами - омонимами. Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова.
Тема 13. Прямое и переносное. (4ч.)
Рассматриваются понятия «прямого и переносного» значения слова. Знакомство со средствами художественной выразительности, основанными на принципе переноса значения: метафора, метонимия, эпитет, сравнение, перифраза, синекдоха, олицетворение и др. Работа с произведениями А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и др.
Тема 14. Разновидность омонимии. Омофоны, омографы и омоформы. (2ч.)
Расширение знаний об омонимии. Знакомство с понятиями омофоны, омографы и омоформы.
Тема 15. Как и почему появляются новые слова? (2ч.)
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Тема 16. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (2ч.)
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.
Тема 17. Об одном и том же - разными словами. Синонимы. Контекстуальные синонимы. (2ч.)
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами - синонимами и правильным употреблением их в речи. Работа со словарями синонимов. Знакомство с понятием контекстуальные синонимы. Анализ текстов.
Тема 18. Слова – антиподы. Антонимы. Контекстуальные антонимы. (2ч.)
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «контекстуальные антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Тема 19. Фразеологические обороты. (2ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 20. Словари «чужих» слов. (2ч.)
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Работа со словарем иностранных слов.
Тема21. «Он весь свободы торжество». (2ч.)
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Тема22. Мы говорим его стихами. (2ч.)
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина, И.А. Крылова. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Тема23. Слова, придуманные писателями. (2ч.)
Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально - авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально - авт
·орских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина, В.В. Маяковского.
Тема 24. Слова уходящие и слова – новички. (2ч.)
Изучение особенностей устаревших слов – архаизмов и историзмов. Знакомство со словами - новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Тема 25. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (2ч.)
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.
Тема 26. Какой словарь поможет избежать ошибок? (2ч.)
Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи. Проверочная работа.
Тема 27. Словарь - грамотей. (2ч.)
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Тема 28. Проверочная работа №2. (1ч.)
Проверка степени усвоения материала.
Синтаксис (18 часов)
Тема 29. Сочетания слов. Синонимия словосочетаний. (2ч.)
Продолжение знакомства с понятием «словосочетание». Виды словосочетаний по строению. Знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием. Отличие словосочетаний от простых нераспространенных предложений. Понятие «Синонимия словосочетаний».
Тема 30. Образование форм существительных И. и Р. п. мн.ч. (2)
Знать правила образования форм существительных И. и Р. п. мн.ч. Обучение умению правильно употреблять формы существительных И. и Р. п. мн. ч. в речи.
Тема 31. Образование форм степеней сравнения прилагательных (2ч.)
Знать правила образования сравнительной и превосходной степеней. Обучение умению правильно употреблять степени сравнения прилагательных в речи.
Тема 32. Образование форм степеней сравнения наречий. (2ч.)
Знать правила образования сравнительной и превосходной степеней. Обучение умению правильно употреблять степени сравнения наречий в речи.
Тема 33. Образование форм числительных (2ч.)
Знать правила употребления собирательных числительных. Уметь правильно склонять числительные дробные, количественные составные, порядковые.
Тема 34. Синтаксический разбор предложения. (2)
Знать правила синтаксического разбора. Уметь делать разбор предложения.
Тема 35. Пунктуационный разбор простого предложения. (1)
Знать правила пунктуационного разбора предложения. Уметь делать разбор.
Тема 36. Характеристика простого предложения. (1)
Знать схему характеристики предложения. Уметь характеризовать простое предложение.
Тема 37. Комплексный анализ текста. (2ч.)
Работа с художественным текстом. Закрепление навыков работы с текстом.
Тема 38. Итоговая проверочная работа. (1ч.)
Проверка степени усвоения материала.
Тема 39. Итоговое занятие.
Подведение итогов работы.

Основные требования к знаниям и умениям
учащиеся должны знать:
-отличительные признаки основных языковых единиц;
-основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
-слова, словосочетания, предложения, текста;
-основные орфографические и пунктуационные правила;
-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
учащиеся должны уметь:
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова - паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
-пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Грамматика – подспорье языку» необходимы следующие принадлежности:
наличие лингвистических словарей;
наличие карточек с играми и заданиями;
наличие текстов для работы на занятиях;
подборка видеофрагментов;
подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
набор ЦОР по русскому языку.
Занятия по Программе должен вести учитель русского языка и литературы, либо любой другой специалист в области филологии, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.

















Список литературы
Литература для учителя:
Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. - М.: Русские словари, 1999. 528 с
Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. - М.: Русский язык, 1993
Апресян В.Ю., Апресян Ю.Д., Бабаева Е.Э. и др. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. М.: Школа "Языки славянской культуры", 2003. 1306 с.
Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Занимательная грамматика русского языка. - Издательство: Экслибрис-Пресс, 1997
Бабенко Л. Словарь синонимов русского языка. - М.: Астрель, АСТ, 2011. – 688 с
Берков В.П., Мокиенко В.М., Шулежкова С.Г. Большой словарь крылатых слов русского языка. - М.: Русские словари, Астрель, АСТ, 2005. - 624 с.
Битехтина Н.Б. , Грушевская Л.Ю. Живая грамматика русского языка / A Living Russian Grammar. Intermediate II. Ч. II. Средний этап. - М.: КРЭФ-Р, 2009. - 208с.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998
Булыко А.Н. Фразеологический словарь русского языка. - Минск: Харвест, 2007. - 448 с.
Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы// Русская словесность. 1996. № 6.
Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866.
Евсеев М. Ю. Современный этимологический словарь русского языка. История заимствованных слов. – АСТ, 2009
Иванова В.А. Тайны слова (занимательная грамматика). - Нижне-Волжское книжное издательство, 1966
Караулов Ю.Н. Ассоциативная грамматика русского языка. Изд.2 . - М.: ЛКИ, 2010. - 328с.
Кисловский Ю.Р. Почему так названы? – Канск, 1995.
Корбут Марина Александровна. Программа кружка по русскому языку «Занимательная грамматика 4 класс». http://nsportal.ru
Крылов П.А. Этимологический словарь русского языка. - СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2005.
Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. – М., 1984
Никонов В.А. Ищем имя. – М., 1988.
Никонов В.А. О происхождении русских фамилий // Русская речь. – 1988.- №3
Нормы русского литературного языка. Учебник для вузов. - М.: Флинта, 2010. - 168с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1989.
Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические нормы / Под ред. Р. И. Аванесова. - М.: Русск. яз., 1998
Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. – М., 1984.
Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий. – М., 1975.
Селищев А.Н. Происхождение русских фамилий, личный имен и прозвищ // Селищев А.Н. Избранные труды. – М., 1968.
Сиротинина О.Б. Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка: Грамматика. Изд.3, стереот. - М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2009. -312с.
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999
Соловьев Н. В. Словарь правильной русской речи. - М.: Астрель, 2004
Соловьева Н.Н. Какое слово выбрать? Лексические и грамматические нормы русского литературного языка. - М.: ОНИКС, «Мир образования», 2008. - 128с.
Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. – М., 1973.
Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии. – М., 1981
Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.И. Ушакова. – М., 1996.
Унбегаун Б.О. Русские фамилии. – М.: Прогресс, 1989.
Федорова Т. Л., Щеглова О. А. Этимологический словарь русского языка. – ЛадКом, 2010
Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004.
Литература для учащихся:
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
Журналы: “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Карантиров С. Этимологический словарь русского языка для школьников. - Славянский Дом Книги, 2009
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова - М : Просвещение 1984.
Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.
Успенский Л. В. Слово о словах. – Лениздат, 1962 г.
Федосюк Ю.А. Что означает ваша фамилия. – М., 1969.
Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2000г.
















Приложение к программе
Календарный учебный график

№ п\п
Число, месяц
Время прове-дения занятия по расписа-нию
Форма занятия
Кол-во часов
Тема занятия
Место прове-дения
Форма контроля
(на каждое занятие)


1
3.09
15-15 - 16-00

Групповая
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Классная комната
Инструктаж.


2
4.09
15-15 - 16-00
Групповая
1
Диагностический тест

Тестирование.

3
10.09
15-15 - 16-00
Групповая
1
Для чего надо знать грамматику.

Объяснение,
Опрос

4
11.09
15-15 - 16-00

Групповая
1
Что такое орфоэпия?

Объяснение,
Опрос

5
17.09
15-15 - 16-00
Групповая
1
Банты и шарфы.

Объяснение,
Опрос

6
7
18.09
24.09
15-15 - 16-00
Групповая
2
Орфоэпические нормы

Объяснение,
Опрос

8
9
25.09
01.10

15-15 - 16-00

Групповая
2
Что такое фонография или звукозапись?

Объяснение,
Опрос

10
11
02.10
08.10
15-15 - 16-00

Групповая
2
Звуки не буквы!

Выполнение работы

12
13
09.10
15.10
15-15 - 16-00

Групповая
2
Звучащая строка.

Выполнение работы

14
16.10
15-15 - 16-00

Групповая
1
Проверочная работа №1

Выполнение работы

15
16
22.10
23.10
15-15 - 16-00
Групповая
2
Имена вещей. Как возникают названия.

Объяснение,
Опрос

17
18
29.10
30.10
15-15 - 16-00
Групповая
2
О словарях энциклопедических и лингвистических.

Объяснение,
Опрос

19
20
05.11
06.11
15-15 - 16-00
Групповая
2
В царстве смыслов много дорог. Многозначность слова.

Объяснение,
Опрос

21
12.11
15-15 - 16-00

Групповая
1
Прямое и переносное.
Понятия «прямого и переносного» значения слова. Знакомство со средствами художественной выразительности, основанными на принципе переноса значения: метафора, метонимия, эпитет, сравнение, перифраза, синекдоха, олицетворение и др.

Объяснение,
Опрос
Выполнение заданий

22
13.11
15-15 - 16-00

Групповая
1
Работа с произведениями
А.С. Пушкина

Объяснение,
Опрос

23
19.11
15-15 - 16-00

Групповая
1
Работа с произведениями
М.Ю. Лермонтова

Объяснение,
Опрос

24
20.11
15-15 - 16-00

Групповая
1
Работа с произведениями
Ф.И. Тютчева, А.А. Фета

Объяснение,
Опрос

25
26
26.11
27.12
15-15 - 16-00
Групповая
2
Омонимы. Омофоны, омографы и омоформы.

Объяснение,
Опрос

27
28
03.12
04.12
15-15 - 16-00
Групповая
2
Как и почему появляются новые слова?

Объяснение,
Опрос

29
10.12
15-15 - 16-00
Групповая
1
«Откуда катится каракатица?»

Объяснение,
Опрос

30
11.12
15-15 - 16-00
Групповая
1
Этимологические словари.

Объяснение,
Опрос

31
17.12
15-15 - 16-00
Групповая
1
Об одном и том же - разными словами.

Объяснение,
Опрос

32
18.12
15-15 - 16-00
Групповая
1
Синонимы.

Объяснение,
Опрос

33
24.12
15-15 - 16-00
Групповая
1
Контекстуальные синонимы.

Объяснение,
Опрос

34
25.12
15-15 - 16-00
Групповая
1
Слова – антиподы.

Объяснение,
Опрос

35
14.01
15-15 - 16-00
Групповая
1
Антонимы.

Объяснение,
Опрос

36
15.01
15-15 - 16-00
Групповая
1
Контекстуальные антонимы.

Объяснение,
Опрос

37
38
21.01
22.01
15-15 - 16-00

Групповая
2
Фразеологические обороты.

Объяснение,
Опрос

39
40
28.01
29.01
15-15 - 16-00

Групповая
2
Словари «чужих» слов.

Объяснение,
Опрос

41
42
04.02
05.02
15-15 - 16-00
Групповая
2
Он весь свободы торжество. Литературная и живая народная речь.

Объяснение,
Опрос

43
44
11.02
12.02
15-15 - 16-00
Групповая
2
Мы говорим его стихами. Крылатые слова и выражения.

Объяснение,
Опрос

45
46
18.02
19.02
15-15 - 16-00

Групповая
2
Слова, придуманные писателями.

Объяснение,
Опрос

47
48
25.02
26.02
15-15 - 16-00
Групповая
2
Слова уходящие и слова – новички.

Объяснение,
Опрос

49
50
03.03
04.03
15-15 - 16-00
Групповая
2
Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

Объяснение,
Опрос

51
52
10.03
11.03
15-15 - 16-00

Групповая
2
Какой словарь поможет избежать ошибок?

Объяснение,
Опрос

53
17.03
15-15 - 16-00

Групповая
1
Словарь - грамотей.

Объяснение,
Опрос

54
18.03
15-15 - 16-00

Групповая
1
Проверочная работа №2

Выполнение работы

55
56
24.03
25.03
15-15 - 16-00

Групповая
2
Сочетания слов. Синонимия словосочетаний.

Объяснение,
Опрос

57
58
31.03
01.04
15-15 - 16-00

Групповая
2
Образование форм существительных И. и Р. П. мн. ч.

Объяснение,
Опрос

59
60
07.04
08.04
15-15 - 16-00

Групповая
2
Образование форм степеней сравнения прилагательных.

Объяснение,
Опрос

61
62
14.04
15.04
15-15 - 16-00

Групповая
2
Образование форм степеней сравнения наречий.

Объяснение,
Опрос

63
64
21.04
22.04
15-15 - 16-00

Групповая
2
Образование форм числительных.

Объяснение,
Опрос

65
66
28.04
29.04
15-15 - 16-00

Групповая
2
Синтаксический разбор предложения.

Объяснение,
Опрос

67
68
05.05
06.05
15-15 - 16-00

Групповая
2
Пунктуационный разбор простого предложения.

Выполнение работы

69
12.05
15-15 - 16-00

Групповая
1
Характеристика простого предложения.

Объяснение,
Опрос

70
71
13.05
19.05
15-15 - 16-00

Групповая
2
Комплексный анализ текста.

Объяснение,
Опрос,
Выполнение работы

72
20.05
15-15 - 16-00

Групповая
1
Итоговая проверочная работа.

Выполнение работы



15