Урок посвященный 100-летию создания заповедников

Технологическая карта образовательного занятия по географии
«Особо охраняемые природные территории России».
Составитель
Чумаченко Алина Сергеевна

Форма
Усвоение новых знаний, с элементами путешествия

Класс
5,6,7

Цель деятельности педагога
Расширить знания об особо охраняемых территориях.
Формировать представление о заповедниках, заказниках, национальных парках и памятников природы России.
Определить роль охраняемых территорий.

Задачи
Развивать навыки географического мышления, способность анализировать, делать выводы. Формировать эколого - географическое мировоззрение.

Планируемые образовательные результаты
Усвоение новых знаний.

Методы и формы обучения
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
исследовательский.

Оборудование и демонстрационный материал
Физическая карта России.
Карта «Заповедники России».
Схема: «Охраняемые территории России».
Проектор. Компьютер.

Межпредметные связи
география – история;
география – экология;
география – краеведение.



Ход урока
1. Организационный момент
приветствие;
проверка готовности ребят к уроку.
Ребята, давайте проверим, кто из вас сможет подобрать больше эпитетов к словам на тему природы!
Игра на концентрацию внимания «подбери эпитет».
Тихий Байкал Белая Море
Каспий Омут Горы Седой
Река Золотые Лес Пески
Священный Зеленые Непроходимые
Лебедь Дон Легкие Синее
Учитель: Ребята, вы потренировались искать эпитеты, а мне бы хотелось подобрать один такой для нашего с вами занятия, оно будет называться «Заповедный Урок».
2. Актуализация знаний.
У всего человечества есть общий дом – Земля. Он не так велик, как нам кажется. И если мы не будем использовать природные ресурсы нашей планеты рационально и благоразумно, то у человечества просто не будет будущего.
Проблемы рационального использования природных ресурсов тесно связаны с проблемами охраны и преобразования природы.
Учитель: - Как вы думаете, когда люди задумались об охране природы и почему? – А более точно узнать ответ нам поможет видео «История создания заповедного дела в России».
Просмотр видео – ролика «История создания заповедного дела в России», (продолжительность 1минута).
Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=iEkNEIAjJBM
Вопросы к видео:
- Что заставило людей задуматься об охране природы?
- Какую эффективную форму защиты они придумали?
- Сколько лет прошло с момента её образования?
- Кто подписал указ об образовании первого заповедника?
3. Постановка цели
Вопрос к классу: Ребята, а как вы думаете, какова обязанность каждого человека? (Предполагаемый ответ: беречь природу, охранять её богатства.)
На сегодняшнем уроке вы узнаете об уникальных районах России. Это особо охраняемые территории – заповедники, заказники, национальные парки. Они предназначены для сохранения природных комплексов. Редких видов животных и растений.
3. Изучение нового материала.
11 января в России празднуется «день заповедников и национальных парков», и не случайно, ровно 100 лет назад именно в этот день был образован Баргузинский заповедник, а создали его чтобы сохранить и увеличить численность именно этого зверька..а вы знаете что это был за зверёк?! Ответ вы узнаете немного позже
А сперва, мы должны разобраться в устройстве охраны территорий:
Слайд № 4 Постарайтесь дать ответ на следующие вопросы:
Как называются территории которые нужно сохранять?
Какие разновидности таких территорий представлены в России?
В чем их сходство и в чем различия?
Слайд №5 Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, этническое, рекреационное и оздоровительное значение. Эти территории изъяты из хозяйственной деятельности, для них установлен особый режим охраны.
В зависимости от назначения и строгости охранного режима выделяют несколько видов таких территорий.
Слайд №6 Зачем нужны заповедные острова?
- Научный ресурс – возможность исследования.
- Туризм – экологическое просвещение.
- Экосистемы – сохранения природных экосистем.
- Наследие – сохранение национального и культурного наследия.
Слайд №7 Значение слова «Заповедный»
Слайд №8 ООПТ с заповедным статусом: заповедники, биосферные заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы, природные парки, памятники Всемирного природного наследия, резерваты, дендролого-ботанические сады, санаторно-курортные зоны.

Слайд №9 В настоящее время на территории России насчитывается 102 государственных природных заповедник и 40 национальных парков общей площадью 33,7 млн. га.

Слайд №10 Заповедники – это участки территории или акватории, навечно изъятые из хозяйственного использования, в которых сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс. В заповедниках запрещены любые виды хозяйственной деятельности – охота, рубка леса, сбор ягод и т.д.
Статус биосферного заповедника дается территории, которая не утратила своих первозданных черт, является эталоном природы для данной территории (ведется мониторинг окружающей среды). Создано 16 биосферных заповедников. Среди них – Лапландский биосферный заповедник.
Слайд №11 Национальные парки - создаются для охраны природы в гармоничном сочетании с экологическим туризмом.
На территории выделяются: заповедная зона, участки для отдыха и посещения людей, зона традиционного природопользования.
Слайд №12 Заказники – охраняемые объекты, в которых разрешаются некоторые виды хозяйственной деятельности, которые не вредят охраняемым объектам. Заказники бывают разных видов: комплексные, биологические, палеонтологические, геологические (1600 заказников, 60 млн. га.). Пример – Земля Франца-Иосифа (4,2 млн.га.).
Слайд №13 Природные парки создаются для использования их в качестве мест отдыха и туризма, а также для охраны уникальных природных объектов.
Слайд №14 Памятники природы – это достопримечательные природные объекты, подлежащие охране: водопад, пещера, роща редких деревьев, уникальное дерево (несколько тысяч памятников природы, 39 федерального значения, площадью 28 тыс. га.) Пример – «Звучащая гора» (Прикаспийская низменность); «Река, изменяющая свое течение».
Слайд №15,16 Памятники Всемирного природного наследия – международные охраняемые природные территории, созданные под эгидой ЮНЕСКО в соответствии с Конвенцией об охране Всемирного культурного и природного наследия, принятой в Париже в 1972 г.
В список Всемирного природного наследия включены следующие Российские объекты:
«Девственные леса Коми»;
«Вулканы Камчатки»;
«Озеро Байкал»;
«Алтай-Золотые горы»;
«Западный Кавказ»;
«Центральный Сихотэ-Алинь»;
«Убсунурская котловина»;
«Остров Врангеля» и т.д.
Учитель: Так значит, какие задачи выполняются при организации ООПТ?
– Сохранение живых организмов.
– Охрана окружающей среды.
– Предупреждение развития разрушительных процессов.
Работа в группе (до 5 человек), приложение №1.
Оценивание буклета- Приложение 2.

Слайд №17-19 Возвращаемся к вопросу о первом образовавшемся заповеднике:
Теперь, поработав с картой, вы без труда ответите на вопрос, какого зверька сто лет назад решили охранять в Баргузинском заповеднике.(В легенде карты находят заповедник и говорят, что это был соболь).
Баргузинский заповедник является старейшим заповедником России. Назван по Баргузинскому уезду Забайкальской области, на территории которого был создан 29 декабря 1916 (11 января 1917) как Баргузинский соболиный заповедник для сохранения и увеличения численности соболя. На момент создания насчитывалось всего 20-30 особей соболя, в настоящее время 1-2 особи на 1 кмІ. Это единственный государственный заповедник страны, учрежденный до революции 1917 года.
С середины 1930-х годов, выполнив целевую программу по соболю, перешёл в разряд комплексных заповедников. C 1986 года входит в число биосферных резерватов ЮНЕСКО. В 1996 году территория заповедника полностью вошла в состав объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Озеро Байкал».
4. Закрепление
Подведение итогов. Слайд №20
Расшифруй буквы ООПТ.
Сколько ООПТ на территории России?
Какие виды ООПТ вам известны?
О каких ООПТ шла речь в презентации?
Расскажи об этих ООПТ (название, год и цель образования, какие виды животных и растений охраняют).
В чем разница в понятиях «заповедник» и «национальный парк»?
Какой праздник отмечается в РФ 11 января?
Заключение
Подошёл к концу наш урок - наше путешествие по ООПТ России, и в заключение урока каждый из вас скажет, что он взял с сегодняшнего урока.
Рефлексия Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнала
было интересно
я поняла, что
меня удивило
мне захотелось
я попробую
Выставление оценок: К сегодняшнему уроку вы подготовились, и я считаю, что вы поработали на «Отлично».
Спасибо за работу!






















Приложение №1
Группе дается карта ООПТ России, участники знакомятся с карточками, где изображены логотипы заповедников или национальных парков, задача описать каждый согласно таблице в приложении №3, выбрать один и разработать для него буклет согласно требованиям:
- Указать год создания заповедника;
- Указать площадь занимаемой территории;
- Каким видовым составом растительного и животного мира богат заповедник;
- Разработать «слоган» и призыв к защите этого заповедника;
- Выйти к доске и защитить свою работу.

Приложение №2


Приложение 3
Особо охраняемые территории

Название

Местоположение

Особенность











nђ Заголовок 315