Внеклассное мероприятие по экологии: Охрана природы. Роль заповедников ботанических садов в охране животных и растений. Красная книга.


Внеклассное мероприятие .
Тема: «Охрана природы. Роль заповедников, ботанических садов в охране животных и растений. Красная книга».
Цели: формировать представление об охране животного и растительного мира, экологическое мышление;
развивать кругозор обучающихся о мерах по сохранению флоры и фауны нашей Родины;
воспитывать чувство патриотизма, желание любить, беречь и защищать всё то, что называется природой.
Ход мероприятия.
Вед. - Ребята, отгадайте загадку:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю – сыроежкой , (Лес)
-Верно, это лес, а теперь внимание на экран ( слайд № 1)
( На экране фрагменты жизни лесных животных, растения,
одновременно звучат голоса птиц в аудиозаписи)
- Как можно назвать одним словом то, что вы увидели и услышали? (природа).
- Представьте себе, что всё, что мы называем природой вдруг исчезло. Нет лесов, нет животных, птиц. Нет ничего. Как вы думаете, что бы тогда произошло? (Исчезла бы жизнь)
-Какой напрашивается вывод? (беречь)
-Чтобы этого не произошло мы должны учиться беречь, охранять нашу природу.
-Как вы думаете, каким животным сложнее выжить: диким или домашним?
(Слайд № 2)Информация о диких животных, их роль в природе.
-Ученик заранее готовит сообщение.
- Дикие животные играют огромную роль в природе. Они помогают выжить и растениям, и человеку.
Однако хозяйственная деятельность людей и неумеренная охота на диких животных приводит к тому, что некоторых животных становится всё меньше и меньше.
-Как бы вы назвали участок земли, где запрещена охота на диких животных, где нельзя ходить где вздумается, нельзя рвать цветы? (заповедник). Как чувствуют себя животные в заповеднике? (спокойно).
-А как называется человек , который наблюдает за жизнью животных в заповедниках, помогает им зимой, при случае - приходит им на помощь? (лесник, егерь).
-Исчезают не только животные, исчезают некоторые виды растений, а чтобы их сохранить для будущих поколений эти растения выращивают в специальных местах. Как они называются? (ботанические сады).
- Ребята, давайте сделаем выводы : какую же роль играют заповедники и ботанические сады для сохранения флоры и фауны? (Сберегают и восстанавливают исчезающие виды животных и растений).
(Слайд № 3, портрет великого русского учёного Н.И.Вавилова)
- Назовите фамилию великого русского учёного-ботаника, который объездил более 60 стран и собрал лучшую в мире коллекцию культурных растений?
(Николай Иванович Вавилов) Коротко об этом учёном- Всю свою жизнь он посвятил науке.
- Ребята, поднимите руки кто из вас был в зоопарке?
-А чем отличается заповедник от зоопарка? ( выслушиваются мнения детей).
Физминутка.
Мы шагаем, мы шагаем
Выше ноги поднимаем.
Вдруг мы видим у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Птенца в руки не берём
Потихоньку обойдём.
Его мама подберёт
И в свой домик увёдёт.
- А теперь разделимся на группы и поговорим о растениях. (Делятся на 4 группы. Каждая группа получает своё задание. Энциклопедии, книги о животном и растительном мире лежат перед детьми).
1 группа - «Редкие растения».
2 группа - Что такое вытаптывание и в чём его вред?»
3 группа - Ботанические сады».
4 группа - «Редкие животные».
Ребята в течение 7 минут дружно вместе ищут материал, обговаривают его и назначают того, кто будет защищать команду.
Поочерёдно по степени готовности каждая команда защищает найденный материал.
Вед. Определяет команду- победительницу, хвалит остальные команды за трудовые усилия, может за находчивость « изюминку».
- Кто из вас слышал о Красной книге? (ответы детей) Какова её роль? (ответы детей дополняются показом (если есть ) книги и рассказом о ней). - Чем обусловлен её цвет? (Книга боли, тревоги, страха за флору и фауну нашей Родины).
- Вед. Продолжаем работу в группах.
1 группа. Тест. - К каким последствиям могло бы привести полное исчезновение бабочек?
а) станет больше цветковых растений
б) станет меньше цветковых растений
в) станет больше птиц,
г) станет меньше птиц
2 группа - Составить цепь питания для волка.
3 группа - Придумайте правила поведения к картинам о растениях.
4 группа - Придумайте правила поведения к картинам о животных.
(Выслушиваются ответы каждой группы, отмечается замечательная работа групп).
Вед. - Ребята, сегодня утром я получила СМС сообщения. Только это были не просто сообщения, это были сообщения - жалобы. Наша задача: узнать, чьи это жалобы и постараться помочь им.
«Сама знаю, что не красавица. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, считают , что от меня бородавки, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза же от меня большая. Помогите изменить отношение ко мне!» (ответы, варианты помощи).
«Ох, не любят меня люди! Голос мой им не нравится, и глаза говорят у меня не красивые. Кричу по ночам, спать не даю, детей пугаю. Как мне быть? Помогите!» ( ответы, советы сове)
«Почему-то все любят хватать меня за хвост, а ведь это больно- отбрасывать хвост, вот сижу теперь под камнем, новый хвост себе отращиваю» ( ответы детей, мнения).
Вывод: не вредить природе, принять к сведению жалобы, не обижать, не мешать им жить в их собственном доме - природе.
- А теперь давайте прочитаем стихотворение - девиз:

Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем - никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом!
Вед.- Пришла весна. Пережившие зиму птички принесли в своих клювиках замечательные слова М.М.Пришвина. Давайте прочтём их и оставим в своих сердцах навсегда.
«Рыбе - вода,
Птице - воздух,
зверю - лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина
и охранять природу значит охранять Родину».
- А вам, ребята, за отличную работу старичок - лесовичок подарил эту великолепную корзину с яблоками. Будьте здоровы и берегите природу.

















15