Социально-экологический проект Школа добрых дел


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13 ст. Калниболотской



Руководитель: Грязева С.Д.
«Природа- это единственная книга,
каждая страница, которой полна
глубокого содержания ».
Гёте
Тема проекта: «Школа добрых дел».
Тип проекта: Социально-экологический проект.
Актуальность проекта
Области взаимоотношений в природе очень велики, поэтому мы решили взять более узкий аспект данного вопроса: человек и растения, так как он представляется нам наиболее важным. Растения - источник кислорода, климатообразующий компонент, первое звено в цепи питания, без которого невозможно существование любого живого организма. Для человека растения - это пища, стройматериал, топливо, лекарство, компонент, создающий микроклимат и уют в доме, источник вдохновения. Но в последнее время серьезными экологическими проблемами стали загрязнение биосферы, изменение биологических качеств планеты, ухудшение здоровья человека. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле.
Все эти проблемы стали основой для создания и реализации социально - экологического проекта «Школа добрых дел». Наш проект направлен на решение одной из актуальных и злободневных проблем нашего времени – загрязнение окружающей среды, озеленение школьного двора, классной комнаты. Мы хотим, чтобы наш школьный двор был не только чистым, но и красивым и привлекательным.
Цель проекта:
- Создать условия для наиболее полного осуществления принципа личностно-ориентированного подхода в развитии школьника.
- Создать условия для формирования индивидуальности, реализации потенциала личности (физического, психического, социального).
- Обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, его доверие к миру, радости существования (психологическое здоровье), формирование базиса личностной культуры, развитие индивидуальности ребенка.
Задачи проекта:
-внести определённый вклад в улучшение экологического состояния природных территорий станицы Калниболотской
-создать оптимальные условия для участников проекта при реализации практических мероприятий
-воспитывать у школьников экологическую культуру, учить беречь удивительную красоту родной земли.
Ожидаемые результаты проекта, его социальная и воспитательная значимость:
-Развитие индивидуальных способностей каждого ребенка с учетом его возможностей; предоставление ему возможностей широкого выбора внеурочной занятости.
-Расширить знания детей о роли растений в природе и жизни человека.
- Вовлечение ребят в конкретную трудовую природоохранительную деятельность, связанную с сохранением и улучшением окружающей среды.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего культурно-нормативного пространства, в котором нормы семейного и школьного воспитания постепенно сближаются, перестраиваются, в результате чего преодолеваются противоречия между семьей и школой.
Участники проекта
Ученики 2 класса МБОУ СОШ № 13,
классный руководитель 2 класса Грязева С.Д.,
родители учащихся.

Материально-техническое, финансовое обеспечение проекта:
- родительские средства,
- спонсорская помощь.
Срок реализации проекта – 1 год
Этапы реализации проекта «Школа добрых дел».

Название этапа Цель
1 Подготовительный Мотивация, целеполагание проекта
2 Проектировочный Построение ориентировочной схемы деятельности
3 Практический Реализация проекта
4 Аналитико-коррекционный Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений
5 Заключительный Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Переход на следующий уровень развития
План мероприятий проекта « Школа добрых дел»
1.Экскурсии на школьный участок. Наблюдения за цветами, растущими на улице и в классе.
2. Социологический опрос (анкетирование) .
3. Уход за растениями на клумбе и классе.
4. Выставка рисунков « Мой любимый цветок».
5. Сообщения « Мой любимый цветок».
6. Акция «Цветок в подарок школе».
Реализация проекта
Первые растения, в форме одноклеточных водорослей, появились в период ранней жизни (Протерозойская эра) приблизительно 2600 млн. лет назад. И с этого времени начинается самая важная функция растений - обогащение атмосферы кислородом. Приблизительно 1,5 млн. лет назад начинается соприкосновение первозданной природы и человека, его созидательная и разрушительная роль. Велико значение зеленых растений и в жизни человека. Растения обеспечивают людей кислородом и пищей, служат источником топлива, строительных материалов и различного сырья для промышленности. Растениями озеленяют наши города и селения. Сады, парки, скверы, леса, окружающие зеленым поясом большие города, необходимы человеку. Они очищают воздух, поглощая углекислый газ. Задерживают мелкие частицы пыли и другие примеси, вредные для дыхания. Растения смягчают шум на городских улицах, задерживают сильные ветры и пыльные бури. Растительный мир оказывает огромное влияние на настроение и творчество людей, заставляя их грустить или радоваться, писать стихи и песни, составлять букеты и различные цветочные композиции. В песнях и стихах через образы деревьев, цветов, кустарников передаются характеры людей, их эмоции и переживания. Например,
« Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла»
« Ромашки спрятались, поникли лютики, Вода холодная в реке рябит...»
«Ландыши, ландыши - светлого мая привет ...»
Издавна люди использовали цветы, листья и плоды растений для украшения различных церемоний. Подтверждение этому можно увидеть в искусстве. Картины, строения, посуда, песни, стихи – всё это однозначно говорит о неравнодушном отношении человека к прекрасному. Люди всегда придавали растениям особое значение. В древней Греции дуб символизировал силу, лавр – почёт и славу, ветви оливкового дерева – мир, роза – молчание, любовь. Без таких символов невозможно было представить себе ни одну церемонию, будь то свадьба, ежегодный праздник или похороны. Греки оформляли растения, которые преподносились выдающимся личностям. Часто это были венки. В древней Греции были популярны люди, профессионально занимающиеся плетением венков. Символика цветов и ее язык многообразен и порой противоречив. Различные религии по-своему толковали символику цветов, привязывая их к своим богам, мифам и легендам.
Роза заслужила особое отношение и символизировала храбрость. Её обязательно использовали для таких целей, как встреча воинов, одержавших победу.
Хризантемы
Восточная легенда гласит, что давным-давно злой и алчный император Китая узнал о цветке, продлевающем жизнь. Но сорвать его может только человек с чистым сердцем. Хитрый правитель собрал 300 юношей и 300 девушек и отправил их за цветком на острова. Молодые люди были так восхищены красотой хризантемы и островов, что решили не возвращаться в Китай. Так по легенде появилось государство Япония. В переводе с японского «хризантема» означает «солнце», а Япония-страна восходящего солнца.
Велико значение зеленых растений и в жизни человека. Растения обеспечивают людей кислородом и пищей, служат источником топлива, строительных материалов и различного сырья для промышленности. Растениями озеленяют наши города и селения. Сады, парки, скверы, леса, окружающие зеленым поясом большие города, необходимы человеку. Они очищают воздух, поглощая углекислый газ. Задерживают мелкие частицы пыли и другие примеси, вредные для дыхания. Растения смягчают шум на городских улицах, задерживают сильные ветры и пыльные бури
1.Экскурсии на школьный участок. Наблюдения за цветами, растущими на улице и в классе.
-389462290549
56515045085
-381635258445
3327400265430-170815318770

Вывод: цветы, растущие в классе, не могут расти на клумбе (но не все, герань исключение).
2.Социологический опрос.
Учащимся 2 класса было предложено ответить на вопросы:
1)Есть ли у вас дома комнатные растения?
2)Кто за ними ухаживает?
3)Оказывает ли влияние комнатные растения на ваше настроение?
4)3наете ли вы лекарственные растения?
5)3наете ли вы, что комнатные растения могут быть ядовитыми или вызывать
аллергию?
6)3наете ли вы растения, занесенные в Красную книгу?
7)Какие из краснокнижных растений произрастают в нашей местности?
8) Нравятся ли вам комнатные растения в нашем классном кабинете?
Вот какие ответы были получены:
У всех учащихся есть дома комнатные растения.
Сами ухаживают-10 чел., мамы-12чел., сестры или бабушки -6 чел.
Более 70% указали, что комнатные растения оказывают влияние на настроение, создают уют и комфорт; 28%-отметили, что не замечают влияния комнатных растений, 2%-затрудняются в ответе.
65%-знают о лекарственных свойствах некоторых комнатных растений (алоэ, герань, «живое» дерево, золотой ус и др.), 35%-затруднились в ответе.
47%-знают, что среди комнатных растений есть ядовитые и вызывающие аллергию.
28 чел. знают растения, занесенные в Красную книгу Казахстана (тюльпан, подснежник, саксаул)
Все учащиеся ответили, что в им нравятся цветы в нашем кабинете.
15 чел. отметили, что хотели бы иметь больше комнатных растений в коридорах школы.
Вывод: Таким образом, более 70% учащихся понимают пользу комнатных растений для создания благоприятного микроклимата, хорошего настроения, обогащения воздуха кислородом, поглощения пыли и эстетического оформления кабинета (комнаты).
2. Уход за растениями на клумбе и классе.
-389890125730

Вывод: для роста растений необходимы свет, влага, тепло.
3.Выставка рисунков « Мой любимый цветок».
304707097155
1856105226695
4. Сообщения « Мой любимый цветок».
Учитель. Раз мы все считаем цветы своими друзьями, давайте же пригласим их на наш праздник, пусть веселятся вместе с нами. Входите, пожалуйста, гости дорогие! Расскажите нам о себе.
Ведущий. Друзья! Как радуют взор эти яркие краски цветов, их изящные очертания. Торжественнее становится в зале. Но цветы не только украшение, с ними связаны традиции, обычаи и даже поучительные истории, о которых мы поведаем вам сегодня.
-3048067310
Тюльпан. (учащийся с рефератом выходит и рассказывает о цветке) Страна Нидерланды славится своими тюльпанами. Красота тюльпанов покорила Персию. Турцию, но, когда в XVII веке они попали в Голландию, увлечение ими приняло необыкновенные размеры. Известен случай, когда в Амстердаме за три луковицы отдали два каменных дома. В честь вновь выведенных сортов ежегодно устраивались праздники.
27305112395
Гиацинт. Посвящен Аполлону. В Греции он считался символом печали. Предание гласит, что этот цветок вырос из крови Юноши Гиацинта, погибшего во время спортивных состязаний.
-27940311785
Нарцисс. Имеет различное значение у разных народов. В Греции считался цветком погибших. В Риме - цветком победы.
22860115570Роза. Царица цветов. Известна людям более сорока столетий. Из греческого мифа следует, что на пиршестве богов было пролито несколько капель нектара напитка бессмертия. В тот же миг из них выросли белые розы.
А красными они стали от крови богини любви Афродиты, которая уколола палец о шипы. В Древнем Риме розой награждали воинов за доблесть и героизм. В Финляндии самый почетный орден - орден «Белой розы»?
Гвоздика. Любимый цветок К. Маркса, символ революционной борьбы.
Львиный зев. По преданию, выращен в честь подвига силача Самсона, вышедшего победителем в единоборстве со львом.
Лилии. Издавна пользовались большим почетом. На знамени и гербе Франции изображены три лилии.
Георгин. В 1805 году немецкий ученый, путешественник и исследователь Александр Гумбольдт, вернувшись из Южной Америки, привез клубни неизвестного мексиканского растения. Когда вырос первый цветок, он назвал его георгином в честь русского академика Георгия. Георгины быстро распространились по всем садам Европы.
263525208280
Гладиолус. Это цветок из семейства ирисовых, выходец из далекой Африки, с мыса Доброй Надежды. Существовало поверье, что луковица гладиолуса, если ее носить на груди, делает человека неуязвимым для меча и стрел.
Хризантемы. Дети осени, холодны и бесстрастны, но они неповторимо хороши.
В Японии высшая правительственная награда орден «Хризантема». Там это символ нации, знак государственной печати, ее изображают и на деньгах.
Ведущий. Вашему вниманию был представлен материал о цветах, который мы готовили на мероприятие «Праздник цветов».
Ученик 1 . Мы из цветов составляем букеты,
Подбирая цветок за цветком.
И душистое, свежее лето
Вместе с нами приходит в наш дом.
Ученик 2 . Вы гордитесь красою наряда.
Светом солнечных дней золотых.
Наши гости из школьного сада,
Наших парков и скверов цветы.
Ученик 3 . Сколько вас, пышножелтых, веселых
Распустилось у всех на виду
Под широкими окнами школы
В нашем залитом солнцем саду.
Ученик 5 . Мы давно вас считаем друзьями
-Дети наших садов и полей.
Мы ухаживать будем за вами
Чтоб на клумбах цвели вы быстрей.
Вывод: Мы много узнали о цветах, занимались практикой – посадкой семян, знаем, как ухаживать за цветами.
Ведущий. Понимаем, что цветы – это не только украшение на клумбе, но и польза.
5. Акция «Цветок в подарок школе».

Вывод: каждый ученик класса вырастил и подарил цветок школе.
Отчёт о создании и реализации проекта.
Фамилия, имя, отчество: Грязева Светлана Дмитриевна
Название проекта: «Школа добрых дел».
Срок реализации – 1 год
Цель проекта: Формирование гуманной, социально- активной личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней.
Стержень проекта – это рост каждого ученика, раскрытие его индивидуальных, творческих возможностей.
В сентябре 2013 года мной был разработан социально- экологический проект «Школа добрых дел». В результате данного проекта, учащиеся познакомились с декоративными цветами, узнали об их назначении и пользе, научились выращивать и ухаживать за цветами.
Итог проекта, самостоятельно выращенный и подаренный школе цветок. Необходимо отметить, что участие в проекте осуществляется учащимися на добровольной основе с опорой на интерес, на создание ситуации успеха.
Что касается финансирования проекта, то оно не требует больших вложений. Грунт и семена дети принесли из дома (спонсорская помощь родителей).
Данный проект очень прост в реализации и достаточно эффективен в процессе экологического воспитания учащихся. Участие в реализации проекта даёт школьникам почувствовать свою значимость в общественной деятельности, повышает социальную активность и воспитывает правильную гражданскую позицию.
Оценка эффективности проекта:
В ходе реализации проекта дети работали индивидуально, парами, в малых группах, коллективно, развивались их коммуникативные навыки общения, взаимодействия. Каждый вносил частичку своего труда в создание общего продукта, что определяло коммуникативное взаимодействие более высокого уровня между учащимися, сотрудничество и взаимопомощь.
Результатом проекта является:
- Развитие индивидуальных способностей каждого ребенка с учетом его возможностей; предоставление ему возможностей широкого выбора внеурочной занятости.
- Расширить знания детей о роли растений в природе и жизни человека.
- Вовлечение ребят в конкретную трудовую природоохранительную деятельность, связанную с сохранением и улучшением окружающей среды.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего культурно-нормативного пространства, в котором нормы семейного и школьного воспитания постепенно сближаются, перестраиваются, в результате чего преодолеваются противоречия между семьей и школой.
Учитель начальных классов С.Д.Грязева
Директор МБОУ СОШ № 13 А.В.Баранов

23.11.2015г.