План работы по профилактике употребления ПАВ и формирования стремления к здоровому образу жизни


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
город Шумиха Курганская область
ПЛАН
мероприятий по профилактике употребления ПАВ и пропаганде здорового образа жизни
№п/пНаименование мероприятия Дата
проведения Ответственный за проведение
Классные часы, профилактические беседы, уроки
1.1. Классный час «Безопасное поведение в школе». Знакомство с Правилами поведения в школе. сентябрь Классные руководители
1.2. Классный час «Чистота – залог здоровья» (1-4 классы) сентябрь Учителя начальных классов
1.3. Беседа «Наркотики и наркомания: опасный круг» сентябрь соц. педагог, кл. руководители
1.4. Классный час «Алкоголизм – не привычка, а болезнь» октябрь соц. Педагог, кл. руководители
1.5. Классный час «Режим дня» (1-4 классы) ноябрь Классные рук.
1.6. Единый день борьбы с курением ноябрь Мэрия города ДС, волонтёры, классные руководители
1.7. Беседа «Ступени, ведущие вниз» ноябрь кл.рук-ли1.8. Лекция нарколога «Наркомания – знак беды» январь заместитель по ВР, врачи ЦРБ (по согласованию)
1.9. Классный час «Красота и здоровье» (7 кл.) январь Кл. руководители
1.10. Беседа «Компьютерные игры: вред или польза» январь Кл. руководители
1.11. Устный журнал «Влияние алкоголя на организм человека» февраль Соц. педагог
1.12. Беседа «Ненормативная лексика. Как с этим бороться?» февраль Кл. руководители, мэрия города ДС
1.13. Классный час «Гигиена питания» март учителя нач.школы1.14. Классный час «Курить не модно» (7-10 классы) март кл.рук-ли1.15. Круглый стол «Цена сомнительных удовольствий» март Соц. педагог, мэрия ГДС
1.16. Классный час о вреде табачного дыма апрель Кл. руководители
1.17. Четыре правила «Нет» - наркотикам (8 кл.) апрель Кл. руководители
1.18. Беседа о человеческих возможностях «За гранью реальности» апрель Кл. руководители
1.19. Всемирный день борьбы с никотином май учителя нач.школы1.20. Нехимическая зависимость: игромания, компьютерные игры май Кл. руководители
1.21. Мастер-класс «Здоровье и безопасность» май Кл. руководители
Викторины, игры, конкурсы, проекты
2.1. Викторина «Азбука здоровья» в начальной школе сентябрь учителя нач.школы2.2. Конкурс-викторина «Вредные привычки или здоровье?» октябрь Кл. руководители
2.3. Игра «Мудрый врач» в начальной школе декабрь учителя нач.школы2.4. Творческий проект «Древо полезных привычек» Кл. руководители
2.5. Игра «Счастливый случай» на тему «Человек и его здоровье» январь Кл. руководители
2.6. Круглый стол «Общество здоровых людей» февраль Педагоги-организаторы
2.7. Проект творческих работ «Герб Общества здоровых людей» март 2.8. Конкурс рисунков «Я и спорт» март Педагоги-организаторы
2.9. Создание компьютерных презентаций «Здоровый образ жизни» март Кл. руководители, учителя информатики
2.10. Единый день здоровья апрель Заместитель про ВР, педагоги-организаторы
2.11. Ролевая игра «Суд над никотином» апрель Социальный педагог, педагоги-организаторы , волонтёры.
2.12. Конкурс сочинений «Почему я хочу быть здоровым» апрель Учителя литературы, педагоги-организаторы
Спортивные соревнования
3.1. «Веселые старты» октябрь -
май учителя физкультуры
3.2. «Мама, папа, я – спортивная семья» февраль Педагоги-организаторы. Учителя физкультуры
3.3. Школьные соревнования «Бегом от наркотиков» январь-февраль учителя физкультуры
3.4. Участие в районных спортивных соревнованиях в течение года учителя физкультуры
Просмотр фильмов
4.1. «Подростковый алкоголизм» октябрь Соц. педагог
4.2. «Наркомания – болезнь» ноябрь Соц. педагог
4.3. О вреде курения март Соц. педагог
4.4. Об алкоголизме апрель Педагоги-организаторы
4.5. «Есть выбор: жизнь без наркотиков» март Мэрия ГДС, волонтёры
Общешкольные мероприятия
5.1. Единый День здоровья сентябрь учителя физ-рыкл.рук-ли5.2. День правовой помощи детям ноябрь Заместитель по ВР. Соц. педагог
5.3. «СПИД – не спит» декабрь Заместитель по ВР. Мэрия ГДС, волонтёры
5.4. Декада правовых знаний январь Заместитель по ВР, соц. педагог
5.5. День профилактики употребления ПАВ февраль Заместитель по ВР, соц. педагог, волонтёры
5.9. Круглый стол для детей «группы риска»
«Точка невозврата, лестница успеха» март соц. педагог
волонтёры заместитель по ВР
5.11. День активных дел май Педагоги-организаторы, соц. педагог, волонтёры

Организация работы социального педагога
по профилактике употребления ПАВ
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7».
В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии.
Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания, т.к. общество остро нуждается в работе по ограждению детей и подростков от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика употребления ПАВ среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания.
Профилактика – это не только предупреждение чего-либо, сколько активный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие.
Важнейшим в профилактической работе является:
•Обучение школьников умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям;
•Формирование у школьников отрицательного отношения к психоактивным веществам и последствиям их употребления.
Употребление психоактивных веществ является одной из острых проблем нашего общества.
Достижение реальных успехов в решении этой проблемы возможно лишь путем целенаправленного формирования у детей и подростков ценностного отношения к собственному здоровью. Важная роль в этом направлении отводится общеобразовательным учреждениям.
Реализация работы социального педагога по профилактике ПАВ.
Цель:
Формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению ПАВ.
Задачи:
Повышение уровня профилактики употребления ПАВ и пропаганда ЗОЖ среди обучающихся;
Вовлечение обучающихся в работу по профилактике употребления ПАВ и распространение форм профилактики употребления ПАВ в социокультурной среде;
Снижение уровня девиантного поведения в подростковой среде.
Направления деятельности и формы работы социального педагога по профилактике ПАВ:
- раннее выявление курения, употребление алкогольных напитков и причин, побудивших к этому;
- создание в школе единого банка данных о трудных семьях, несовершеннолетних «группы внимания» состоящих на внутришкольном учете, в КДН и ПДН;
- проведение мероприятий и общественных акций по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних;
- лекции, беседы, наблюдение, контроль и отслеживание обучающихся «группы внимания»;
- изучение уровня воспитанности учащихся, с помощью диагностирования;
- организация взаимодействия между школой и субъектами профилактики, родителями, библиотеками, общественными организациями, учреждениями здравоохранения.
Работа социального педагога с учащимися школы:
- пропаганда ЗОЖ, беседы об отрицательном действии вредных привычек на растущий организм;
- проведение тематических классных часов; посвященных Всемирному дню борьбы со СПИДом (1 декабря), Международному дню отказа от курения(третий четверг ноября), Всемирному Дню без табака(31 мая),Дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом(1 марта), Всемирному дню здоровья (7 апреля). Проведение дней профилактики курения, алкоголизма, наркомании среди учащихся;
- проведение заседаний Совета профилактики;
- своевременное выявление проблем у учащихся, подверженных вредным привычкам и оказание им необходимой помощи, с помощью анкет, диагностик;
- организация профилактических бесед и лекций, встреч со специалистами по проблемам наркомании, алкоголизма, токсикомании и правонарушений;
- проведение программы превентивного обучения «Полезные привычки» (1-4 классы), «Полезные навыки» ( 5-9 классы), «Полезный выбор» (10-11 классы). Ведущим субъектом профилактической работы в школе является социальный педагог. Задачи антинаркотического воспитания:
• Информировать детей и подростков о действиях ПАВ;
• Воспитывать в сознании детей нетерпимое отношение к любым проявлениям алкоголизма и наркомании;
• Обучать детей здоровому образу жизни;
• Интегрировать усилия школы, семьи и общественности.
Противоалкогольное и противонаркотическое просвещение в школе проводится с учетом возрастных особенностей детей и с использованием многих возможных методов: вербальных, наглядных и практических. Эти занятия направлены на профилактику алкогольной, наркотической и иных зависимостей, воспитание социально компетентной личности, приверженной здоровому жизненному стилю, а также на формирование ответственного поведения подростков для снижения риска распространения ВИЧ-инфекции. Превентивное обучение стало новым разделом образования, оно основано на научных теориях, которые помогли учителю эффективнее работать с детьми. Методы превентивного обучения сочетают традиционные приемы, хорошо известные учителю, и методы обучения в группе. Обучение в группе – новая, быстро развивающаяся область современной педагогики. Оно означает, что дети учатся:
1.обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;
2.говорить и слушать;
3.принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.
Обучение в группе – это создание условий для усиления личностного роста детей и эффективности обучения. Положительные ожидания и поддержка сверстников приводят к тому, что детям нравится учиться.
Работа социального педагога с родителями:
- проведение классных и общешкольных родительских собраний;
-выявление и работа с неблагополучными семьями, где родители систематически употребляют спиртные напитки;
- индивидуальные консультации и тематические встречи с родителями обучающихся «группы внимания» ;- приглашение родителей на заседания Совета профилактики;
План мероприятий, направленных на профилактику употребления ПАВ среди обучающихся.
№ п.п. Название мероприятия Охват детей Сроки проведения Ответственные
1. Организация постоянной связи с работниками ОДН, КДН,
Встреча с инспектором  РОВД 5-11класс Постоянно Социальный педагог
2. Проведение профилактических бесед с учащимися по предупреждению употребления наркотиков, просмотр видеофильмов антинаркотической направленности 4-11 класс В течение года Социальный педагог.
3. Общешкольные родительские собрания «Профилактика вредных привычек» 1-11класс В течение года Социальный педагог
4. Цикл классных часов по профилактике ПАВ 1-11класс В течение года Социальный педагог
5. Заседание совета профилактики
  2 -11 класс Ежемесячно Социальный педагог
6. Анкетирование учащихся и выявление лиц, употребляющих наркотики. 2 -11класс Октябрь Социальный педагог
7. Посещение семей  учащихся «группы внимания» с целью выявления условий жизни ребенка, общения. В течение года  Социальный педагог
Модель взаимодействия социального педагога со специалистами системы профилактики в работе с обучающимися «группы внимания».
КДН- комиссия по делам несовершеннолетних
ПДН- подразделение по делам несовершеннолетних
ОПОП- опорный пункт охраны правопорядка
ЦСПСиД- центр социальной помощи семье и детям
ЦМП- центр медицинской профилактики
ЦЗН- центр занятости населения
МЦ- молодежный центр
МСПДиН- межведомственная служба помощи детям и молодежи