Сценарий внеклассного мероприятия по математикеМатематика в профессиях


Цель: обобщение и углубление знаний учащихся, пробуждение интереса к математике.
Развивающие: способствовать побуждению учащихся к выбору профессиональной направленности.
Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого интереса к математике.
Познавательные: познать и изучить интересы, склонности, особенности мышления, памяти учащихся для определения профессиональной ориентации учащихся.
Оборудование: набор цветных букв «Математика в профессиях», плакаты по теме «Гороскоп и профессия», «Темперамент человека и выбор профессии», «Профессиограммы некоторых профессий»; газеты, выпущенные учащимися: «Биографии знаменитых людей», «Математика в профессиях»; рефераты учащихся о профессиях родителей и о роли математики в их профессиях; видео репортаж о профессиях родителей; итог анкетирования в диаграммах и графиках; выставка книг о профессиях.
Литература:
Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учеб. пособие для 8 – 11 кл.общеобразоват. учреждений, - М.: Просвещение, 1995.
Резапкина Р.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. – М.: Генезис, 2000.
Рыбников К.А. Профессия – математик: кн. для учащихся ст. классов ср. шк. – М.: Просвещение, 1989.
Савченко М.Ю. Профориентация: практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов./ Обуховой Л.А. – М.: Вако, 2005.
Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2004.
Фридман Л.М. Учись учиться математике: кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.
Программа мероприятия:
Доклад «Математика вокруг нас».
Выступления учащихся с рефератами по темам:
Математика в профессии моих родителей;
Математика – царица наук
Просмотр видеоролика с выступлением родителей.
Обзор выставки книг.
Подведение итогов.
Ход мероприятия:
1 ведущий: Здравствуйте, уважаемые учащиеся и гости сегодняшнего мероприятия!
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать. То есть, практически выбрать профессию, свой жизненный путь.
Каждому гражданину нашей страны представлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют личности, умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.
Приобрести эти знания и умения вы можете на уроках по основам наук, трудовому обучению, на факультативных занятиях, разнообразных кружках, самостоятельно работая с книгой.
Все профессии в большей или меньшей степени связаны с математикой. И сегодняшнее мероприятие посвящено математике в профессиях.
Профессия – это необходимое для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.
2 ведущий: Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии. Например, профессия токарь, специальность – токарь-полуавтоматчик, токарь-карусельщик. Профессия машинист, специальность – учитель физики, учитель химии, учитель математики.
Существует тысячи профессий и специальностей. Ориентироваться в их огромном мире, конечно, очень трудно. В этом вам поможет сегодняшнее мероприятие.
1 ведущий: Ребята! Вы написали сочинения о профессиях ваших родителей и о роли математики в этих профессиях. Давайте прослушаем их.
(учащиеся читают свои рефераты, показывают рисунки и фотографии)
2 ведущий: А теперь мы хотели бы рассказать о роли математики в профессиях.
Математические знания, полученные в школе, обеспечивают несложные потребности повседневной жизни и некоторых профессий. Для большинства же профессий требуется дополнительная математическая подготовка.
Из всех профессий в этом отношении выделяется одна – особая профессия математика, человека, который служит своему обществу и представляет для него ценность именно своими математическими познаниями.
Что же относится к деятельности математика в областях, определяемых его специальностью? То, что она в основном приобретает один из 4 видов:
Работа в отраслевых, специализированных научно – практических организациях (НИИ, научно-производительных центрах и т.п.) разнообразных направлений. Здесь в сотрудничестве со специалистами других профилей (инженерами, экономистами, биологами, врачами, геологами, экологами и др.) математики участвуют в решении комплексных проблем.
Работа в вычислительных центрах, где средствами быстродействующих вычислительных устройств по заданиям научно-практических организаций получают решения трудных и сложных задач. В этом случае математик работает в сотрудничестве с инженерами.
Преподавание математики в школах и в других учебных заведениях вплоть до высших учебных заведений. Здесь математик работает в коллективе педагогов, воспитателе, психологов, выполняя свою часть учебно-воспитательной задачи.
Исследование теоретических объектов самой математики и разработка методов решения задач, при этом возникающих. Процесс внедрения математических методов исследования происходит практически во всех науках, технике, в том числе и области общественных наук.
1 ведущий: А теперь, ребята, давайте посмотрим видео, сюжет которого посвящен теме нашего сегодняшнего мероприятия.
(Просмотр видеоролика по теме)
2 ведущий: Ребята, обратите внимание на плакаты и газеты! Рассмотрим газету «Профессиограмма». Здесь представлены различные профессии: повар-кондитер, контроллер-кассир, токарь, водитель автобуса и многие другие.
Каждая из этих профессий требует математических знаний. Взять, к примеру, профессию парикмахер. Парикмахер – занимается стрижкой, укладкой, химической завивкой, покраской волос. Но без умения правильно использовать в своей работе пропорции при смешивании смеси для покраски волос может повлечь нежелаемые последствия.
Профессия социальный работник – оказывает материально-бытовую помощь и морально-правовую поддержку инвалидам, одиноким престарелым людям, многодетным матерям и т.д. Требования к профессиональной подготовке включают в себя осведомленность в социально-гуманитарных и нравственных вопросах, проявление интереса в вопросах этики, права, медицине, экономики, математики.
Профессия водитель автобуса – управляет транспортными средствами различного назначения, перевозит грузы и людей. Требования к профессиональной подготовке – хорошая подготовка по математике, физике, черчению и географии в пределах школьной программы. Должен знать правила дорожного движения, устройство автомобиля, порядок и периодичность выполнения работ по техобслуживанию. Должен обладать достаточно высокой техникой вождения транспортного средства.
Все это невозможно без знания основ математики!
1 ведущий: Рассмотрим газету «Жизни знаменитых людей». Здесь представлены шесть кратких биографий выдающихся людей современности:
Шанель Коко (1883 - 1971) – выдающийся французский модельер;
Билл Гейтс (род. в 1955) – основатель корпорации «Майкрософт», самый богатый человек делового мира;
Уолт Дисней (1901 - 1966) – выдающийся американский режиссер, художник, продюсер, гений мультипликации;
Том Клайм (род. в 1956) – владелец торговой марки элитной женской одежды «Том Клайм», годовой доход которой 100 млн. долларов;
Федоров Святослав Николаевич (1927 - 2000) – выдающийся ученый, врач-офтальмолог, действующий член Российской академии наук, профессор, генеральный директор НТК «Микрохирургия глаза»;
Тед Тернер (род. в 1938) – американский бизнесмен в области средств массовой информации. Основатель и президент компании «ТИ-БИ-СИ», «СИ-ЭН-ЭН».
Все эти люди достигли своей вершины знаменитости в той или иной мере благодаря математике.
2 ведущий: Как верно отметил академик А.Д. Александров в своей работе «Общий взгляд на математику», правильное представление о любой науке не складывается из отдельных, относящихся к ней сведений, даже если они довольно обширны. Нужно еще иметь верный взгляд на науку в целом и понимать сущность данной науки.
1 ведущий: Есть два способа выбрать профессию. Один – метод «проб и ошибок», когда идешь вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдешь ту единственную профессию, которая будет приносить тебе не только средства к достойному существованию, но и радость от самого процесса работы. На это может уйти большая часть жизни. Да и то, если повезет! Ведь профессий – десятки тысяч!
Возможен другой путь: изучить, прежде всего, самого себя – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы – словом все то, что делает каждого человека единственным и неповторимым. Затем, ознакомиться с миром профессий, узнать требования профессии к человеку и соотнести их со своими особенностями. Только тогда выбор будет точным и осмысленным.
2 ведущий: Итак, сегодня вы еще раз убедились в важности выбора профессии, о роли математики в профессиях ваших родителей, познакомились с профессиограммами, послушали сообщения о профессиях ваших родителей, надеюсь, все это поможет вам в выборе профессии.
На этом наше мероприятие подошло к концу. До свидания!