Статья на тему Психолого-педагогический аспект подготовки спортсменов(11 класс)


УДК
ББК
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ
ПАХОМОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический
институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
sd@mordgpi.ruКЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психолого-педагогический аспект, подготовка будущих спортсменов, психологические нагрузки.
АННОТАЦИЯ: В работе рассматриваются психолого-педагогический аспект подготовки спортсменов к соревновательной деятельности. В процессе подготовки спортсменов тренеру необходимо войти в роль психолога-наставника, поскольку нельзя переоценить роль психологической подготовки к соревнованиям. Зная психологические особенности своего спортсмена, можно найти эффективный подход, который будет сказываться на профессиональном росте спортсмена.
PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL ASPECT OF PREPARATION OF SPORTSMEN
PAHOMOVA EKATERINA ALEKSEEVNA
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia
KEYWORDS: psychological-pedagogical aspect, preparation future athletes, psychological stress.
ABSTRACT: The paper discusses psychological and pedagogical aspects of preparation of athletes for competitive activity. In the process of training the coach needs to play the role of a psychologist-a mentor, because it is impossible to overestimate the role of psychological preparation for competitions. Knowing the psychological characteristics of the athlete each they are individual, then you can find an effective approach that will have an impact on the professional growth of the athlete.
В процессе подготовки спортсменов тренеру необходимо решать множество проблем, которые, на первый взгляд, не имеют непосредственного отношения к становлению спортивного мастерства. Трудна и многогранна деятельность тренера при подготовке своих спортсменов к будущей спортивной карьере. Необходимо обладать информацией о будущих противниках, произвести проверку знаний и умений ученика, создать рабочую модель соревнования и т. д.[2,с.8] Но самое главное тренеру войти в роль друга – психолога-наставника, поскольку нельзя переоценить роль психологической подготовки к соревнованиям. Даже проигрыш одной партии может привести к нервному стрессу. (А. Котов).
Соревнования бывают разные по цели, масштабу и степени психологической напряженности: отборочные, контрольные, командные матчи и т.д. Самыми сложными в психологическом плане являются матчи на первенство мира, т.к. накал борьбы очень высок.
К главному старту необходимо подходить через серию тренировочных, а затем подводящих соревнований. Количество стартов в этих соревнований определяет тренер, исходя из индивидуальных особенностей спортсмена.
Невозможно достичь высоких, стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. Именно там проверяется потенциальные возможности спортсмена и его мастерство, выявляются недостатки спортивной и психологической подготовки, воспитываются волевые качества, проверяется спортивная форма. Наивысшая спортивная форма характеризуется состоянием высокой работоспособности и определяется комплексом компонентов подготовленности, в частности психологической подготовкой.[4,с.7-9] Главная причина, объясняющая взлёт или падение спортивных результатов – это работоспособность ЦНС. Она, в конечном счете, управляет всеми силами и возможностями человека. Психологический настрой спортсмена напрямую связан с ЦНС, поэтому очень важно регулировать режим тренировок и отдыха спортсмена и психологический тренинг. Все ученики имеют разные темпы становления спортивной формы и динамику работоспособности, что требует особого внимания тренера. Прежде всего, спортсмена надо подготовить к возможным отклонениям от моделированных условий, неожиданным ситуациям и непредвиденным трудностям.
Психолого-педагогическое развитие как направление психологического сопровождения представляет собой работу со спортсменом, направленную на развитие навыков саморегуляции спортсмена, познавательных процессов (умение анализировать, прогнозировать; развитие двигательного восприятия), развитие волевых качеств, спортивной мотивации (умения ставить цели), умения управлять собственным поведением, в условиях учебно-тренировочной и соревновательной деятельности и др. [5,с.35-37]
Психическая подготовка – это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.
Один из главных факторов успеха при различных уровнях физической подготовленности является психическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки человека.
Следовательно, психическая подготовка направлена на формирование у спортсмена установки на соревновательную деятельность и на создание условий для адаптации к экстремальным условиям такой деятельности. Это обусловлено, с одной стороны, неповторимостью условий соревнований, а с другой – неповторимостью, индивидуальным своеобразием личности спортсмена.
Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т. д.). [1,с.74-79]
Принято выделять общую психическую подготовку и психическую подготовку к конкретному соревнованию. Общая подготовка решается двумя путями. Первый предполагает обучение спортсмена универсальным приемам, которые обеспечивают психическую готовность спортсмена в экстремальных условиях: саморегуляции спортсмена эмоциональных состояний, концентрации и распределения внимания. Второй путь предполагает обучение приемам моделирования условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей. 
Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации. Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя величину потребности, личную значимость цели, можно формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию. [6,с.92-97]
Тренировки, тем более, соревнования спортсменов характеризуются такими физическими и психическими нагрузками, которые доводят напряжение до пределов индивидуальных возможностей.
При всей важности психогигиенических мероприятий психическая подготовка спортсмена является прежде всего воспитательным процессом, направленным на развитие личности спортсмена путем формирования соответствующей системы отношений. Это позволяет перевести неустойчивый характер психического состояния в устойчивое. При этом психическая подготовка спортсмена к продолжительному тренировочному процессу осуществляется, во-первых, за счет непрерывного развития и совершенствования мотивов спортивной тренировки, и, во-вторых, за счет создания благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса.
Психическая подготовка в виде последовательных воздействий представляет собой один из вариантов управления совершенствованием спортсмена, в случае же применения воздействий самим спортсменом она является процессом самовоспитания и саморегуляции.
Содержание психической подготовки, ее построение, средства и методы определяются спецификой вида спорта. В них больше различного, чем общего. Мало что можно сказать о психической подготовке спортсмена вообще, но очень много - баскетболиста, лыжника, стрелка и т.д. [8,с.41-45]
Таким образом, психической подготовкой спортсмена называется процесс усиления его психических возможностей в определённых результатах, адекватных этим возможностям.
Психической подготовка спортсмена должна быть связано с использованием определенных принципов:
– принцип сознательности: означает, что любые средства психической подготовки могут быть полезны лишь в том случае, если спортсмен применяет их сознательно, по своему желанию, с верой в то, что данный прием соответствует его индивидуальности и будет полезным в данной конкретной ситуации;
– принцип систематичности: успех приносит лишь систематическое, целеустремленное, последовательное применение системы психических средств с учетом всех сопутствующих факторов;
– принцип всесторонности: необходимо, чтобы средства и методы психической подготовки увязывались в единую структуру, обеспечивающую единство общей и специальной подготовки спортсмена;
– принцип индивидуализации: требует от тренера всестороннего знания особенностей спортсмена, которые соответствуют всем его индивидуальным свойствам и качествам.[3,с.210]
Спортсмен должен представить, что нужно сделать, перед ожиданием, что тело выполнит это движение правильно. Тем не менее, визуализация должна не только использовать на тренировке или соревновании, но для ежедневного 5-10 минутного упражнения дома. Эта методика создает новую программу на подсознательном уровне. [3,с.175]
Визуализация также увеличивает усвоение двигательных навыков. Понимая это, необходимо быть способным увидеть всё исполнение и эффективность, и убедить себя, что ваш соперник немного слабее, чем вы, и они не смогут выполнить элемент также хорошо как вы.
Большая результативность психологической работы достигается, если тренер работает не только со спортсменом, но и с его родителями, т. к. тренер – главный человек в спортивной жизни своего подопечного. Зачастую приходится вырабатывать эффективные способы воздействия на спортсмена, чтобы успокоить или, наоборот, активизировать спортсмена, и правильно подобранные слова для настроя перед соревнованием, но и при обсуждении результатов соревнований. Ведь словом можно вдохновить, а можно и способствовать уменьшению веры в себя. Поэтому, зная психологические особенности спортсмена, у каждого они индивидуальны, тогда можно найти эффективный подход, который будет сказываться на профессиональном росте спортсмена. [9,с.40-41]
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что для достижения максимального спортивного результата в подготовке будущих спортсменов, мастеров своего дела, необходимо гармоничное сочетание трех составляющих: технико-тактической, физической и психологической.
Список использованных источников
1. Бароненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента : учеб. пособие /  В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт. – М. : Альфа-М., 2003. – 427 с.
2. Виленский, М. Я. Концептуальные основы проектирования и конструирования гуманитарно-ориентированного содержания образования по физической культуре в вузе : монография / М. Я Виленский, В. В. Черняев. – М. : Прометей, МПГУ, 2004. – 306 с.
3. Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : монография / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. – М. : Гардарики, 2007. – 218 с.
4. Вылканова, Я. Х. Влияние занятий спортом на развитие личностных предпосылок устойчивости к стрессу в подростковом возрасте : автореф. дис. … канд. психол. наук / Вылканова Янина Харитоновна. – М., 2006. – 27 с.
5. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – М. : Физкультура и спорт, 2000. – 265 c.
6. Кильмяшкина, Т. А. Теоретические и технологические основы развития психологической компетентности студента педагогического вуза / Ю. В. Варданян, Л. Г. Майдокина // Российский научный журнал. – 2011. – № 2 (21). – С. 92–97.
7. Кокурин, А. В. Проблема развития психологической компетентности в системе подготовки спортсменов разных квалификаций / А. В. Кокурин, Л. Г. Майдокина // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 8. – С. 12–15.
8. Исаев, И. Ф. Проблема критериев становления будущего специалиста как субъекта культуры здоровья / И. Ф. Исаев, Е. И. Ерошенкова, И. Г. Комарова // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. – С. 41–45.
9. Ульянов, Д. А. Влияние физкультурно-оздоровительной деятельности на формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни / Д. А. Ульянов, Т. Г. Коваленко, А. П. Шкляренко // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 6. – С. 40–41.
Заявка на участие в Интернет-конференции
ФИО (полностью) Пахомова Екатерина Алексеевна
Место работы Должность Ученая степень, звание Тематическое направление работы конференции Актуальные проблемы физической культуры и студенческого спорта на современном этапе
Название статьи Психолого-педагогический аспект подготовки спортсменов
Контактные данные (почтовый индекс, почтовый адрес, телефон, электронная почта) Katya20091995@mail.ru, 89376730021
ФИО научного руководителя (для студентов) с указанием ученой степени и звания Паршина Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры физической культуры